Речевая культура педагога
статья на тему

Галайко Алёна Михайловна

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_rechi_pedagoga_galayko.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Речевая культура педагога»

    

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

 

Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной

педагогической деятельности.

       Культурные и методические требования к речи педагога - строгое соответствие содержания речи воспитателя возрасту детей, их развитию, запасу представлений, с опорой на их опыт; владение педагогами методическим мастерством, знание приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умение их применять во всех случаях общения с дошкольниками и др.

       В исследованиях Е.И. Тихеевой, Ф.А. Сохина и других основоположников методики развития речи детей дошкольного возраста отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.

       Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

Значение культуры речи воспитателя детского сада

       Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. 
       М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи". 
       Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования. 
       Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

Компоненты профессиональной речи воспитателя ДОУ

       В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

       К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

-  качество языкового оформления речи;

-  ценностно-личностные установки педагога;

-  коммуникативная компетентность;

-  четкий отбор информации для создания высказывания;

-  ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Требования к речи воспитателя детского сада

       Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

 

 

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

       К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

       Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

       Независимо от того, с детьми какого возраста работает педагог, он должен являться образцом для воспитанников в сфере культуры речи и культуры общения в целом. В настоящее время всем педагогическим работникам рекомендовано пройти тестирование по культуре речи.

       Вашему вниманию предлагается тот самый «Минимум», в который входят слова, ошибки в которых наиболее часто встречаются в речи носителей русского языка в целом и педагогов, в частности. Это ошибки, которые в своём большинстве традиционно признают грубыми, в наибольшей мере «режут слух» и в силу этого недопустимы в речи педагога: ведь на его речь ориентируются дети, их родители и просто окружающие. (приложение – тест «Говорите правильно

тест «Говорите правильно»

 

       Инструкция: «Вам будут предложены 50 пар слов. В каждой паре только один вариант правильный(1 или 2). Вам нужно выбрать правильный ответ и отметить его в соответствующей графе. Например, первая пара слов: 1.КатАлог – каталОг. Правильный ответ в этой паре – второй, значит, надо поставить знак «2» столбце по №1.. Вторая пара слов: 2.ЗвОнит – звонИт. Верный вариант – первый, знак «1» нужно поставить в столбце №2".

1)

2

2)

1

       Требования к педагогу в области культуры речи таковы:

- при выполнении теста из 50 единиц «Минимума» число допущенных ошибок не может превышать 10.

Шкала оценки уровня культуры речи учителя:

0-2 ошибки – высокий уровень культуры речи;

 3-6 ошибок – удовлетворительный;

7-10 – низкий;

11 и более – неудовлетворительный.

Нормативы для филологов и руководителей образования:

 0-2 ошибки – высокий уровень культуры речи;

 2-3 ошибок – удовлетворительный;

4-5 – низкий; 6 и более – неудовлетворительный.

 

Образец бланка ответов:

Ф.И.О._____________________________________ 
Место работы_______________________________ 
Должность__________________________________

 

1)

 

26)

 

2)

 

27)

 

3)

 

28)

 

4)

 

29)

 

5)

 

30)

 

6)

 

31)

 

7)

 

32)

 

8)

 

33)

 

9)

 

34)

 

10)

 

35)

 

11)

 

36)

 

12)

 

37)

 

13)

 

38)

 

14)

 

39)

 

15)

 

40)

 

16)

 

41)

 

17)

 

42)

 

18)

 

43)

 

19)

 

44)

 

20)

 

45)

 

21)

 

46)

 

22)

 

47)

 

23)

 

48)

 

24)

 

49)

 

25)

 

50)

 

 

 

КЛЮЧ 

1)

2

26)

2

2)

2

27)

2

3)

1

28)

2

4)

1

29)

2

5)

2

30)

1

6)

2

31)

2

7)

2

32)

2

8)

1

33)

2

9)

2

34)

1

10)

2

35)

1

11)

2

36)

2

12)

2

37)

2

13)

2

38)

1

14)

1

39)

1

15)

2

40)

2

16)

2

41)

2

17)

2

42)

1

18)

1

43)

2

19)

2

44)

1

20)

2

45)

1

21)

1

46)

1

22)

2

47)

1

23)

1

48)

1

24)

1

49)

2

25)

1

50)

1

 

 

 

ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО!

Инструкция: «Вам будут предложены 50 пар слов.

В каждой паре только один вариант правильный (1 или 2). Вам нужно выбрать правильный ответ и отметить его галочкой, поставив ее, соответственно, если выбираете первый вариант – слева,

а второй вариант – справа. 

1 вариант

вариант 2

1 вариант

вариант 2

1

ассимЕтрия – ассиметрИя

26

мусоропрОвод – мусоропровОд

2

бАловаться – баловАться

27

нАчать – начАть

3

бАнты – бантЫ

28

никчЕмный – никчЁмный

4

вероисповЕдание – вероисповедАние

29

новорОжденный – новорождЁнный

5

вклЮчит – включИт

30

обеспЕчение – обеспечЕние

6

врУчит – вручИт

31

облЕгчить - облегчИть

7

газопрОвод – газопровОд

32

обОдрить – ободрИть

8

грушевый – грушЁвый

33

осУжденный – осуждЁнный

9

диспАнсер – диспансЕр

34

откУпорить – откупОрить

10

дОговор – догОвор

35

плЕсневеть – плесневЕть

11

дОсуг – досУг

36

овтОришь – повторИшь

12

жАлюзи – жалюзИ

37

полигрАфия – полиграфИя

13

зАдать – задАть

38

полис страховой – полюс

14

закУпоривать – закупОривать

39

пОнял – понЯл

15

зАнять – занЯть

40

предпрИнять – предпринЯть

16

запломбИровать – запломбировАть

41

премИровать – премировАть

17

звОнит – звонИт

42

прИбыл - прибЫл

18

исчЕрпать – исчерпАть

43

прИданое – придАное

19

катАлог – каталОг

44

принУдить - принудИть

20

кладОвая – кладовАя

45

слИвовый – сливОвый

21

красИвее – красивЕе

46

тОрты – тортЫ

22

крЕмень – кремЕнь

47

тУфля – туфлЯ

23

кУхонный – кухОнный

48

увЕдомить – уведомИть

24

меньшИнства – меньшинствА

49

углУбленное изучение – углублЁнное

25

мотивИрованный - мотивирОванный

50

ходАтайствовать - ходатАйствовать

Желаем успехов!

 

Требования к педагогу в области культуры речи таковы:

- при выполнении теста из 50 единиц «Минимума» число допущенных ошибок не может превышать 10.

Шкала оценки уровня культуры речи учителя:

0-2 ошибки – высокий уровень культуры речи;

3-6 ошибок – удовлетворительный;

7-10 – низкий;

11 и более – неудовлетворительный.

Нормативы для филологов и руководителей образования:

0-2 ошибки – высокий уровень культуры речи;

2-3 ошибок – удовлетворительный;

4-5 – низкий; 6 и более – неудовлетворительный.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация практикум Речевая культура педагога

Консультация-практикумТема: «Речевая культура педагога»Цель: Расширить представления об этикетных нормах и правилах поведения в диалоге с родителями воспитанниковЗадачи: Активизировать словарный...

Педагогический совет "Речевая культура педагога"

Сценарий педагогического совета "Речевая культура педагога"Презентация по теме, практический материал....

Речевая культура педагога

Консультация для педагогического коллектива...

Речевая культура педагога

Речевая культура педагога...

Буклет для педагогов "Речевая культура педагога"

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речево...

Семинар для педагогов ДОУ Тема: «Речевая культура педагога»

Цель:    Повышение общей культуры педагогов.  Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевой культуры.  Расширение знаний о значении соблю...