«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством экспериментирования".docx
материал (старшая группа) на тему
« Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
Познание мира – это активная и сложная деятельность. Окружающий мир привлекает ребёнка своей новизной, желанием познать неизвестное. Ребёнок, который познаёт неизвестный мир, учится быть решительным, побеждать страх и неуверенность в себе. У ребёнка расширяется кругозор, словарь: он осваивает названия предметов, их свойства и качества, пространственные понятия и обобщающие слова.
Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого необходимые условия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnyh_sposobnostey.docx | 16.42 КБ |
Предварительный просмотр:
« Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
Познание мира – это активная и сложная деятельность. Окружающий мир привлекает ребёнка своей новизной, желанием познать неизвестное. Ребёнок, который познаёт неизвестный мир, учится быть решительным, побеждать страх и неуверенность в себе. У ребёнка расширяется кругозор, словарь: он осваивает названия предметов, их свойства и качества, пространственные понятия и обобщающие слова.
Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого необходимые условия.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Мы воспитатели должны делать большой акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы: «Как?», и «Почему?».
В работе по развитию познавательной активности у детей в процессе экспериментирования мы перед собой поставали следующие задачи:
1. Расширение представлений у детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки.
2.Развивать у детей умения пользоваться приборами – помощниками при проведении экспериментов.
3.Развитие у детей познавательных способностей:
развитие мыслительных способностей, анализ, классификация, сравнение , обобщение.
формирование способов познания путём сенсорного анализа.
4.Социально – личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
На начальном этапе мы изучили методическую литературу.
Отработали следующую систему работы.
- Создание условий для детского экспериментирования.
2. Разработка конспектов занятий по развитию познавательных способностей.
3.Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.
4.Проведение бесед.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы используем – опыты. Их проводим как на занятиях так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности.
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно – пространственная среда. Она стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребёнка, создаёт оптимальные условия для активизации хода саморазвития. Всё оборудование для проведения опытов должно быть безопасно.
Мы в своей группе оформили уголок экспериментирования, оснастили его специальным оборудованием, разнообразными материалами. Материалы находящиеся в уголке распределяются по разделам:
Бумага.
Стекло.
Магниты.
Для активизации детской исследовательской деятельности мы используем разнообразное оборудование.
----- разнообразные ёмкости – трубочки – увеличительные стёкла, лупы – измерительные приборы – компас – губка, пенопласт, поролон и т.д.
Дети с огромным удовольствием проводят опыты с песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитами и др. Мы знакомим детей с различными свойствами веществ: твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть. растворимость.
Например, предлагали слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждали, какой песок лепится, почему. Рассматривали песок через лупу, обнаружили, что он состоит из мелких кристалликов_ песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть.
По теме: «Волшебница Вода» проводили опыты: «Наливаем- выливаем», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд» и др. В процессе проведения опытов задействуем каждого ребёнка. Такие опыты чем – то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное все проделывают сами.
Во время проведения опытов дети учатся задавать вопросы:»Как это сделать?», обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», « Давайте посмотрим что будет, если…», сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность и умение находить пути решения проблемных ситуаций.
Опыт работы показал, что работу всегда нужно начинать с изучения семьи. Мы провели опрос родителей. Целью которого было: выявить отношение родителей к экспериментальной деятельности детей. Родителей заинтересовала данная проблема, они с удовольствием отвечали не только на наши вопросы, но и задавали свои. Родители предложили свою помощь в организации уголка экспериментирования. Так –же они с удовольствием помогали детям выполнять домашнее задание.
Для того чтобы познавательная деятельность ребёнка развивалась полноценно, рядом должны находиться добрые и внимательные взрослые сами обладающие широким кругозором.
Наша задача – помочь детям в проведении исследований, сделать их полезными. Считается, что в поисково – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Развитие исследовательских способностей ребёнка – одна из важнейших задач современного образования. Знания полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.
Таким образом, познавательные занятия с элементами экспериментирования, как педагогическая система, способствует полноценному развитию ребёнка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством применения информационных компьютерных технологий
Компьютерная презентация для педагогов не имеющих опыт работы с ИКТ....
Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания.
Проблема развития познавательных способностей детей дошкольного возраста - одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания....
Инновационный опыт на тему "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством метода макетирования"
Инновационный опыт...
СТАТЬЯ на тему: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование
Китайская пословица гласит: «Расскажи–и я забуду, покажи–и я запомню, дай попробовать, и я пойму»....
План по самообразованию «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».
Материал содержит планирование по самообразованию воспитателя ДОУ на год....
Самообразование «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение«Детский сад № 76 г.Челябинска» План самообразованияна 2020-2021 уч. год &laq...
Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с различными веществами»
Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с различными веществами»...