Инновационный опыт на тему "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством метода макетирования"
методическая разработка по окружающему миру на тему
Инновационный опыт
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение
«Центр информационно-методического обеспечения
муниципальных образовательных учреждений»
Лямбирского муниципального района Республики Мордовия»
Инновационный опыт
Гульзаваровой Зарины Хайдяровны воспитателя МБДОУ «Большеелховский детский сад №1
комбинированного вида»
на тему:
«Развитие познавательных способностей
детей дошкольного возраста
посредством метода макетирования»
2018 год
Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством метода макетирования
Актуальность.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт в дошкольном образовании направлен на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.
Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Я считаю, что наиболее эффективной инновационной педагогической технологией, открывающей новые возможности воспитания и обучения, при решении задач по познавательному развитию дошкольников является метод макетирования.
Технология макетирования позволяет реализовать принципы, утвержденные ФГОС ДО:
- индивидуализации дошкольного образования;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых;
- поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- партнерства с семьей.
Макеты — это модели, представляющие собой уменьшенные объекты.
Макетирование — это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства. Макеты могут быть использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры, что способствует развитию творчества и воображения.
Научность и теоретическая база
В процессе своей работы я опиралась на опыт Галины Анатольевны Урунтаевой, которая считает, что ребенок в процессе использования макетов в игре начинает овладевать построением особого вида знаков – наглядных, пространственных моделей, в которых отображаются связи и отношения вещей, существующие независимо от действий и желаний самого ребенка.
При использовании макета, как результата конструктивно-творческой деятельности, вне занятий дети описывают, сравнивают, повествуют о явлениях и объектах природы, тем самым пополняют свой словарный запас. Чтение стихов, рассказов, загадывание загадок макеты рассматриваются детьми как игровая среда, где можно развернуть различные игровые сюжеты, содействуют развитию у детей коммуникативной инициативы, способствуют развитию инициативы как целеполагания и волевого усилия, у детей повышается уровень любознательности и познавательного интереса.
Использование макетов в своей работе позволило мне изменить отношение детей, а также их родителей к сюжетно – ролевым играм.
Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию:
- открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей;
- создает возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию игровых макетов.
Организуя предметно – игровую среду с использованием макетов в группах детей дошкольного возраста, появляется возможность решать задачу, связанную с развитием у детей сюжетосложения и свободного проявления их индивидуально – стилевых особенностей в игре.
Так же использовала опыт Надежды Александровны Коротковой, которая условно делит макеты на два типа модели и карты.
Макеты-модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов на небольшой плоскости с закрепленным на ней устойчивым сооружением-зданием, имеющим фасадную часть и данное в вертикальном разрезе внутреннее помещение этого здания. Например, «Кукольный дом» это комната с предметами мебели (стол, пара стульев, кровать, диван).
Макеты-карты, это плоскости (не менее50x60 см) с планом — схемой и объектами-маркерами пространства, отображающие определенную территорию, направляют ребенка на развертывание сюжетных событий, «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов. Например, на макете «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, а территория дополняется различными объектами (дома, гараж, бензоколонка, мост).
Универсальный макет — это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Универсальные макеты служат основой для организации сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками. Достоинство универсального макета в том, что он дает возможность вариативного использования игрушек и может быть дополнен разнообразным предметным материалом.
Ландшафтный макет-карта — это плоскость с обозначенной цветом и рельефом природной территории (лес — зеленый цвет, река — голубой цвет, земля — коричневый цвет). Территория дополняется мелкими маркерами пространства (деревья, изгородь, изба, мельница).
Надежда Александровна Короткова выделяет следующие виды макетов:
- напольный (макет имеет более крупные конструкционные объемы);
- настольный (размер ограничивается размером стола или его части);
- подиумный (на специальных подставках-подиумах);
- настенный (макеты в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний картина)
Существует несколько требований к макетам:
- они должны быть устойчивы и легко перемещаться с места на место;
- удобным в обращении, доступны дошкольникам для свободного выбора и игры;
- должны быть эстетически оформлены;
- служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.
Любой вид образовательной деятельности с детьми на всех ее этапах требует от педагога грамотной организации и руководства. Макетирование не является исключением. Выделила основные этапы работы по созданию и применению макета на примере макета «Времена года».
В процессе работы с детьми старшей группы МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида» мною был разработан игровой макет «Времена года» пособие для дидактических игр по изучению времен года.
Цель разработки моего макета: формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста.
При использовании макета «Времена года» решаются следующие дидактические задачи:
- Познакомить или закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе. Отмечать характерные признаки зимы, весны, лета, осени.
- Закрепить умения сравнивать, находить сходства и различие.
- Формировать навык составления короткого рассказа о сезонных изменениях с деревом, предметах одежды, праздниках, животных и птицах.
- Развивать у детей память, мышление, воображение.
- Развивать у детей интерес к живой природе.
- Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разном времени года.
Используются такие формы работы:
- игровая деятельность;
- коммуникативная деятельность
- трудовая деятельность;
- продуктивная деятельность;
- познавательно-исследовательская деятельность;
- чтение художественной литературы.
Методические приемы работы с макетом:
- Беседы,
- рассматривание,
- чтение стихов и рассказов о животных, птицах, деревьях (дуб),
- составление коротких рассказов,
- дидактические игры «Когда это бывает», «Времена года» и др.
Для разработки и изготовления макета выделила 3 этапа.
- Подготовительный этап.
Свою работу с детьми мы начали с вводной беседы «Какие бывают времена года?». Реализуя задачи по ознакомлению дошкольников с миром природы,решили изготовить макет «Времена года». Собрали материал.
Слайд 13.
- Основной этап.
Макет изготовили из бросового материала (пенопласт, картон). Изготовили дополнительные модели (птицы, листья, фигурки, детей в сезонных одеждах и т.д., которые крепятся липучками)
Данное пособие полезно для детей с 2 до 7 лет, педагогов, родителей.
- Этап активизации игры с макетом.
Была проведена игровая деятельность, включающая в себя: отгадывание загадок; дидактическую игру «Времена года»; самостоятельную сюжетно-ролевую игру для детей.
Использование игровых макетов в предметно – развивающей среде отвечает принципу интеграции образовательных областей. Через любой игровой макет решаются задачи из различных областей. Например, макет «Времена года» предполагает интеграцию следующих областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Так выглядит схема создания и применения технологии макетирования.
Логичность.
В чем же эффективность и целесообразность использования технологии макетирования в воспитательно-образовательном процессе ДОУ?
Во-первых, его самое главное достоинство – простота. Макет могут изготовить все.
Во-вторых, это новая технология – открывающая новые возможности; современная педагогическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу педагога в познавательно-исследовательской работе с детьми дошкольного возраста.
В-третьих, является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала.
В-четвертых, он гармонично вписывается в познавательную деятельность дошкольников, в общепринятую систему воздействия на развитие дошкольника и обеспечивает ее логическую завершенность.
И в-пятых, носит характер комплексного воздействия, не только развивает познавательные способности, но и способствует развитию памяти, внимания, мышления, творчества.
Целостность.
Сейчас я расскажу, в какой последовательности я использую технологию макетирования. Я работаю над данной темой с 2016 г. по настоящее время.
Мною разработана система мероприятий по применению данной технологии, которая включает следующие блоки:
- работа с родителями;
- работа с педагогами;
- работа с детьми.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Для родителей разработала и провела:
- Консультации: «Как использовать технологию макетирования в семье»
альбом «Мои макеты» и индивидуальные консультации.
- Семинар-практикум «Макетирование в процессе познавательного развития»
- Мастер-класс «Изготовление макета «Времена года»
- Круглые столы «Развитие творческих способностей дошкольников посредством метода макетирования», «Успехи детей».
- Открытые занятия: «Времена года», «Ознакомление с природой родного края посредством использования технологии макетирования»
Родители с удовольствием сотрудничают с нами, так, например, готовясь к открытому занятию, родители вместе с детьми изготовили макеты «Бабушкин двор», «Самолет» и были очень рады успехам своих детей.
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ
Несомненно, вся моя работа идет в тесной взаимосвязи с воспитателями.
Мною были разработаны и проведены следующие мероприятия:
- Выступление на педсовете «Инновационная технология – макетирование»
- Мастер-класс «Учимся использовать на занятии макеты»
- Консультации: «Развитие познавательных способностей детей в процессе макетирования», «Использование макетов в сюжетно-ролевой игре»
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Более подробно расскажу о работе с детьми.
Цель работы с детьми: развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста методом макетирования.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- Развивать познавательный интерес у детей, который влечет за собой развитие познавательных и творческих способностей (умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, искать аналоги).
- Расширять кругозор и знания детей.
- Развивать навыки исследовательской деятельности.
- Формировать мотивы собственных действий, ставить цель, отбирать необходимые средства, определять последовательность действий.
- Развивать умение договариваться о совместных действиях. Сотрудничать в группе.
- Формировать созидательную направленность ребенка.
- Воспитывать бережное отношение к природным объектам, стремление передать и запечатлеть красоту природы.
. Вариативность использования метода макетирования:
- составление рассказов о временах года;
- беседа о перелетных птицах;
- дидактические игры «Что лишнее», «Определи время года» и т.д.;
- составление рассказа на заданную тему;
- описание предметов по теме;
- использование метода макетирования в организованной образовательной деятельности.
Так, например, изучая тему «Птицы», дети в ходе фронтальной работы составили рассказ-описание о перелетных птицах, зимующих птицах.
Творчество при использовании технологии макетирования заключается в том, что, во-первых, сам макет это – творческий продукт, во-вторых, каждый воспитатель привносит что-то свое (новое) творческое в разработку и реализацию технологии макетирования.
Авторское новшество – это использование технологии макетирования на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Например, используя макет «Времена года» можно решить задачи, сколько птиц прилетело, сколько улетело, сколько стало и т.д.
Результативность.
Показателями успешности применения технологии макетирования являются данные мониторинга. (указаны в диаграмме) 2016год: высокий – 3%;средний – 55%;низкий – 42%.2017 год: высокий – 40%; средний – 58%;низкий – 2%.
Полученные результаты свидетельствуют об эффективности использования технологии макетирования в познавательной деятельности дошкольников.
Так же обогатилась предметно-развивающая среда в группах.
Повысились знания педагогов, родителей по использованию технологии макетирования.
Хочу обратить внимание на то, где распространялся опыт по применению технологии макетирования.
Уровень ДОУ.
Открытое занятие во второй младшей группе «Времена года»;
Открытое занятие в старшей группе «Времена года»;
Открытое занятие в подготовительной группе по ФЭМП «Решение задач с использованием метода макетирования».
Российский уровень
Социальная сеть работников образования
https://nsportal.ru/gulzavarova-zarina-haydyarovna
- Конспект занятия во второй младшей группе на тему «Времена года»
- Конспект занятия в старшей группе на тему «Путешествие по временам года»
- Дидактическая игра для младшей группы «Времена года»
- Консультация для педагогов на тему «Развитие познавательных способностей детей в процессе макетирования»
- Консультация для родителей «Развитие игровой деятельности средствами макетирования»
- Инновационный опыт на тему «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством метода макетирования»
Заключение
Таким образом, технология макетирования – одна из эффективных инновационных технологий, способствующих формированию игровых умений и творческих способностей детей дошкольного возраста.
Макеты – это формы организации образовательного пространства, способствующие развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и другие.
Макет имеет не только развивающее, но и коррекционное значение: предметные изображения изготовлены из разноцветных материалов разной фактуры, что обеспечивает зрительную стимуляцию и развитие тактильных ощущений. Предметные изображения, животные, птицы, деревья хранятся в различных коробочках. Играть можно, снимая животных, деревья и т.д. как на столе, так и на любых поверхностях. Использовать этот макет можно на НОД по экологии, ФЭМП, по ознакомлению детей с окружающим миром, по развитию речи, в форме презентации. Играть может одновременно разное количество детей как самостоятельно, так и под руководством воспитателя, выполняя различные задания.
Я убеждена, что макетирование займет достойное место в процессе творческой деятельности детей в детском саду.
Литература:
- Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева// Детство-Пресс. — 2010.
- Ясвин В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин // Москва. — 2000.
- Клевцова М. Н., Ходеева С. Ф. Макетирование в детском саду // Молодой ученый. — 2017. — №36. — С. 86-89.
- Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. Как играть с ребенком. М: Академический проект, 2001.
- Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: «Гном и Д», 1997.
- Н.А. Короткова. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.
- Интернет источники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»
В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы...
Педагогический опыт на тему:«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством использования Лего-конструирования»
Становление опыта осуществлялось в условиях МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №14 города Шебекино Белгородской области», расположенного по адресу г. Шебекино ул. Генерала Шумилова....
Педагогический опыт работы по теме:«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством исследовательской и экспериментальной деятельности»
Педагогический опыт работы Шапаревой Е.А. представлен в виде портфолио о проделанной работе по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством исследовательской и экспериме...
Опыт работы: Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»
Опыт работы: Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»...
«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством метода макетирования»
Макет – это современное средство познания окружающего мира, содержащее в себе признаки наглядности и моделирования...
Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности».
Представляю вашему вниманию опыт своей работы по данной теме....
Опыт работы Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно- экспериментальной деятельности »
Главной целью моего опыта является :- Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.- Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего...