Инновационный опыт на тему "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством метода макетирования"
методическая разработка по окружающему миру на тему

Гульзаварова Зарина Хайдяровна

Инновационный опыт

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

«Центр информационно-методического обеспечения

муниципальных образовательных учреждений»

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия»

Инновационный опыт

Гульзаваровой Зарины Хайдяровны воспитателя МБДОУ «Большеелховский детский сад №1

комбинированного вида»

на тему:

«Развитие познавательных способностей

детей дошкольного возраста

посредством метода макетирования»

                                                 

2018 год

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством метода макетирования

 Актуальность.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт в дошкольном образовании направлен на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Я считаю, что наиболее эффективной инновационной педагогической технологией, открывающей новые возможности воспитания и обучения, при решении задач по познавательному развитию дошкольников является метод макетирования.

Технология макетирования позволяет реализовать принципы, утвержденные ФГОС ДО:

  • индивидуализации дошкольного образования;
  • содействия и сотрудничества детей и взрослых;
  • поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
  • партнерства с семьей.

Макеты — это модели, представляющие собой уменьшенные объекты.

Макетирование — это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства. Макеты могут быть использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры, что способствует развитию творчества и воображения.

Научность и теоретическая база

В процессе своей работы я опиралась на опыт Галины Анатольевны Урунтаевой, которая  считает, что ребенок в процессе использования макетов в игре начинает овладевать построением особого вида знаков – наглядных, пространственных моделей, в которых отображаются связи и отношения вещей, существующие независимо от действий и желаний самого ребенка.

При использовании макета, как результата конструктивно-творческой деятельности, вне занятий дети описывают, сравнивают, повествуют о явлениях и объектах природы, тем самым пополняют свой словарный запас. Чтение стихов, рассказов, загадывание загадок макеты рассматриваются детьми как игровая среда, где можно развернуть различные игровые сюжеты, содействуют развитию у детей коммуникативной инициативы, способствуют развитию инициативы как целеполагания и волевого усилия, у детей повышается уровень любознательности и познавательного интереса. 

Использование  макетов  в своей работе  позволило  мне изменить отношение  детей, а также их родителей к сюжетно – ролевым играм.

Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию:

- открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей;

- создает возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию игровых макетов.

 Организуя предметно – игровую среду с использованием макетов в группах детей  дошкольного возраста, появляется  возможность решать задачу, связанную с развитием у детей сюжетосложения и свободного проявления их индивидуально – стилевых особенностей в игре.

 Так же использовала опыт Надежды  Александровны Коротковой, которая условно делит макеты на два типа модели и карты.

Макеты-модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов на небольшой плоскости с закрепленным на ней устойчивым сооружением-зданием, имеющим фасадную часть и данное в вертикальном разрезе внутреннее помещение этого здания. Например, «Кукольный дом» это комната с предметами мебели (стол, пара стульев, кровать, диван).

Макеты-карты, это плоскости (не менее50x60 см) с планом — схемой и объектами-маркерами пространства, отображающие определенную территорию, направляют ребенка на развертывание сюжетных событий, «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов. Например, на макете «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, а территория дополняется различными объектами (дома, гараж, бензоколонка, мост).

Универсальный макет — это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Универсальные макеты служат основой для организации сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками. Достоинство универсального макета в том, что он дает возможность вариативного использования игрушек и может быть дополнен разнообразным предметным материалом.

Ландшафтный макет-карта — это плоскость с обозначенной цветом и рельефом природной территории (лес — зеленый цвет, река — голубой цвет, земля — коричневый цвет). Территория дополняется мелкими маркерами пространства (деревья, изгородь, изба, мельница).

Надежда Александровна Короткова выделяет следующие виды макетов:

- напольный (макет имеет более крупные конструкционные объемы);

- настольный (размер ограничивается размером стола или его части);

- подиумный (на специальных подставках-подиумах);

- настенный (макеты в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний картина)

Существует несколько требований к макетам:

- они должны быть устойчивы и легко перемещаться с места на место;

- удобным в обращении, доступны дошкольникам для свободного выбора и игры;

- должны быть эстетически оформлены;

- служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.

Любой вид образовательной деятельности с детьми на всех ее этапах требует от педагога грамотной организации и руководства. Макетирование не является исключением. Выделила основные этапы работы по созданию и применению макета на примере макета «Времена года».

В процессе работы с детьми старшей группы МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида» мною был разработан игровой  макет «Времена года» пособие для дидактических игр по изучению времен года.

Цель разработки моего макета: формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста.

          При использовании макета «Времена года» решаются следующие дидактические задачи:

  • Познакомить или закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе. Отмечать характерные признаки зимы, весны, лета, осени.
  • Закрепить умения сравнивать, находить сходства и различие.
  • Формировать навык составления короткого рассказа о сезонных изменениях с деревом, предметах одежды, праздниках, животных и птицах.
  • Развивать у детей память, мышление, воображение.
  • Развивать у детей интерес к живой природе.
  • Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разном времени года.

Используются такие формы работы:

- игровая деятельность;

- коммуникативная деятельность

- трудовая деятельность;

- продуктивная деятельность;

- познавательно-исследовательская деятельность;

- чтение художественной литературы.

Методические приемы работы с макетом:

- Беседы,

- рассматривание,

- чтение стихов и рассказов о животных, птицах, деревьях (дуб),  

- составление коротких рассказов, 

- отгадывание загадок,

- дидактические игры «Когда это бывает», «Времена года» и др.

Для разработки и изготовления макета выделила 3 этапа.

  1. Подготовительный этап.

Свою работу с детьми мы начали с вводной беседы «Какие бывают времена года?». Реализуя задачи по ознакомлению дошкольников с миром природы,решили изготовить макет «Времена года». Собрали материал.

Слайд 13.

  1. Основной этап.

Макет изготовили из бросового материала (пенопласт, картон). Изготовили дополнительные модели (птицы, листья, фигурки, детей в сезонных одеждах и т.д., которые крепятся липучками)

         Данное пособие полезно для детей с 2 до 7 лет, педагогов, родителей.

  1. Этап активизации игры с макетом.

Была проведена игровая деятельность, включающая в себя: отгадывание загадок; дидактическую игру «Времена года»; самостоятельную сюжетно-ролевую игру для детей.

         Использование игровых макетов в предметно – развивающей среде отвечает принципу интеграции образовательных областей. Через любой игровой макет решаются задачи из различных областей. Например, макет «Времена года» предполагает интеграцию следующих областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Так выглядит схема создания и применения технологии макетирования.

Логичность.

В чем же эффективность и целесообразность использования технологии макетирования в воспитательно-образовательном процессе ДОУ?

Во-первых, его самое главное достоинство – простота. Макет могут изготовить все.

Во-вторых, это новая технология – открывающая новые возможности; современная педагогическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу педагога в познавательно-исследовательской работе с детьми дошкольного возраста.

В-третьих, является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала.

В-четвертых, он гармонично вписывается в познавательную деятельность дошкольников, в общепринятую систему воздействия на развитие дошкольника и обеспечивает ее логическую завершенность.

И в-пятых, носит характер комплексного воздействия, не только развивает познавательные способности, но и способствует развитию памяти, внимания, мышления, творчества.

Целостность.

Сейчас я расскажу, в какой последовательности я использую технологию макетирования. Я работаю над данной темой с 2016 г. по настоящее время.

Мною разработана система мероприятий по применению данной технологии, которая включает следующие блоки:

     - работа с родителями;

     - работа с педагогами;

     - работа с детьми.

        РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

          Для родителей разработала и провела:

  • Консультации: «Как использовать технологию макетирования в семье»

альбом «Мои макеты» и индивидуальные консультации.

  • Семинар-практикум «Макетирование в процессе познавательного развития»
  • Мастер-класс «Изготовление макета «Времена года»
  • Круглые столы «Развитие творческих способностей дошкольников посредством метода макетирования», «Успехи детей».
  • Открытые занятия: «Времена года», «Ознакомление с природой родного края посредством использования технологии макетирования»

Родители с удовольствием сотрудничают с нами, так, например, готовясь к открытому занятию, родители вместе с детьми изготовили макеты «Бабушкин двор», «Самолет» и были очень рады успехам своих детей.

                РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

Несомненно, вся моя работа идет в тесной взаимосвязи с воспитателями.

Мною были разработаны и проведены следующие мероприятия:

  • Выступление на педсовете «Инновационная технология – макетирование»
  • Мастер-класс «Учимся использовать на занятии макеты»
  • Консультации: «Развитие познавательных способностей детей в процессе макетирования», «Использование макетов в сюжетно-ролевой игре»

        РАБОТА С ДЕТЬМИ

Более подробно расскажу о работе с детьми.

Цель работы с детьми: развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста методом макетирования.

Для достижения  поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  • Развивать познавательный интерес у детей, который влечет за собой развитие познавательных и творческих способностей (умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, искать аналоги).
  • Расширять кругозор и знания детей.
  • Развивать навыки исследовательской деятельности.
  • Формировать мотивы собственных действий, ставить цель, отбирать необходимые средства, определять последовательность действий.
  • Развивать умение договариваться о совместных действиях. Сотрудничать в группе.
  • Формировать созидательную направленность ребенка.
  • Воспитывать бережное отношение к природным объектам, стремление передать и запечатлеть красоту природы.

    .  Вариативность использования метода макетирования:

  • составление рассказов о временах года;
  • беседа о перелетных птицах;
  • дидактические игры «Что лишнее», «Определи время года» и т.д.;
  • составление рассказа на заданную тему;
  • описание предметов по теме;
  • использование метода макетирования в организованной образовательной деятельности.

Так, например, изучая тему «Птицы», дети в ходе фронтальной работы составили рассказ-описание о перелетных птицах, зимующих птицах.

Творчество при использовании технологии макетирования заключается в том, что, во-первых, сам макет это – творческий продукт, во-вторых, каждый воспитатель привносит что-то свое (новое) творческое в разработку и реализацию технологии макетирования. 

Авторское новшество – это использование технологии макетирования на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Например, используя макет «Времена года» можно решить задачи, сколько птиц прилетело, сколько улетело, сколько стало и т.д.

Результативность. 

Показателями успешности применения технологии макетирования являются данные мониторинга. (указаны в диаграмме) 2016год: высокий – 3%;средний – 55%;низкий – 42%.2017 год: высокий – 40%; средний – 58%;низкий – 2%.

Полученные результаты свидетельствуют об эффективности использования технологии макетирования в познавательной деятельности дошкольников.

Так же обогатилась предметно-развивающая среда в группах.

 Повысились знания педагогов, родителей по использованию технологии макетирования.

Хочу обратить внимание на то, где распространялся опыт по применению технологии макетирования.

Уровень ДОУ.

Открытое занятие во второй младшей группе «Времена года»;

Открытое занятие в старшей группе «Времена года»;

Открытое занятие в подготовительной группе по ФЭМП «Решение задач с использованием метода макетирования».

        Российский уровень

        Социальная сеть работников образования  

https://nsportal.ru/gulzavarova-zarina-haydyarovna

  • Конспект занятия во второй младшей группе на тему «Времена года»
  • Конспект занятия в старшей группе на тему «Путешествие по временам года»
  • Дидактическая игра для младшей группы «Времена года»
  • Консультация для педагогов на тему «Развитие познавательных способностей детей в процессе макетирования»
  • Консультация для родителей «Развитие игровой деятельности средствами макетирования»
  • Инновационный опыт на тему «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством метода макетирования»

Заключение

Таким образом, технология макетирования – одна из эффективных инновационных технологий, способствующих формированию игровых умений и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Макеты  – это формы организации образовательного пространства, способствующие развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и другие.

Макет имеет не только развивающее, но и коррекционное значение: предметные изображения изготовлены из разноцветных материалов разной фактуры, что обеспечивает зрительную стимуляцию и развитие тактильных ощущений. Предметные изображения, животные, птицы, деревья хранятся в различных коробочках. Играть можно, снимая животных, деревья и т.д. как на столе, так и на любых поверхностях. Использовать этот макет можно на НОД по экологии, ФЭМП, по ознакомлению детей с окружающим миром, по развитию речи, в форме презентации. Играть может одновременно разное количество детей как самостоятельно, так и под руководством воспитателя, выполняя различные задания.

Я убеждена,  что макетирование займет достойное место в процессе творческой деятельности детей в детском саду.

Литература:

  1. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева// Детство-Пресс. — 2010.
  2. Ясвин В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин // Москва. — 2000.
  3. Клевцова М. Н., Ходеева С. Ф. Макетирование в детском саду // Молодой ученый. — 2017. — №36. — С. 86-89.
  4. Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. Как играть с ребенком. М: Академический проект, 2001.
  5. Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: «Гном и Д», 1997.
  6. Н.А. Короткова. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.
  7. Интернет источники.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»

           В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы...

Педагогический опыт на тему:«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством использования Лего-конструирования»

Становление опыта осуществлялось в условиях МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №14 города Шебекино Белгородской области», расположенного по адресу г. Шебекино ул. Генерала Шумилова....

Педагогический опыт работы по теме:«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством исследовательской и экспериментальной деятельности»

Педагогический опыт работы Шапаревой Е.А. представлен в виде портфолио о проделанной работе по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством исследовательской и экспериме...

Опыт работы: Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»

Опыт работы: Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»...

«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством метода макетирования»

Макет – это современное средство познания окружающего мира, содержащее в себе признаки наглядности и моделирования...

Опыт работы Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно- экспериментальной деятельности »

Главной целью моего опыта является :- Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.- Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего...