Рабочая программа кружка по финансовой грамотности подготовительной к школе группы
материал по основам финансовой грамотности
Рабочая программа кружка по финансовой грамотности подготовительной к школе группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka.docx | 32.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка по финансовой грамотности
Пояснительная записка
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.
Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ.
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.
Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на государственном уровне.
Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!
Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги.
Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.
Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.
Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности.
Большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.
На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Цель программы – помочь детям семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Задачи:
Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:
- понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат
труда людей);
- уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
- осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
- признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
- рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
Формы работы: деловые, сюжетно-ролевые игры, тематические занятия, беседы с привлечением родителей (сотрудников экономического сектора, экскурсии, а также использование ЭОР, ИКТ.
Материалы и оборудование: бумага, клей, карандаши, фломастеры, маркеры, ножницы, стенды по экономической тематике, фото, видеоаппаратура, ноутбук, проектор, интерактивная доска и т. д.
Сроки реализации программы: сентябрь-май.
Участники: дети подготовительной к школе групп (по подгруппам), педагоги, родители детей.
Ожидаемые результаты.
В конце реализации программы мы планируем сформировать у детей следующие понятия и представления:
1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
2. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
4. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
5. Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
7. Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
8. Финансы – это интересно и увлекательно.
Условия реализации программы
Занятия организуются в форме кружковой работы и дополняют содержание основной
образовательной программы в ДОУ.
Занятия проводятся во вторую половину дня.
Количество занятий в неделю -1. в месяц - 4, в год - 36 занятий.
Продолжительность одного занятия – 25 минут.
Список детей
Косташ Валерия
Ольшанская Варвара
Молоток Милена
Подопригора Олег
Вишневская Алиса
Яковенко Таисия
Гордеева Ольга
Дворников Кирилл
Перспективный план кружка
№ | Месяц | Тема | Задачи |
1 | Сентябрь | «Откуда пришли деньги?» Путешествие в прошлое денег (занятие исследование) |
|
2 | Экспериментирование: «Монета, банкнота, пластиковая карта» |
| |
3 | «Путешествие рубля» |
| |
4 | Наши потребности «Юные финансисты» или занятие – путешествие «Наши потребности» |
| |
5 | Октябрь | «Приключения Умника и Торопыжки в страну Финансов» (кукольное представление) |
|
6 | Интерактивное занятие «Как белка училась считать» |
| |
7 | Деловая игра «Юные финансисты» |
| |
8 | «Как деньги доходят, а потом расходятся» |
| |
9 | Ноябрь | «Как правильно беречь деньги?» |
|
10 | «Идем в магазин или как делать покупки с умом» |
| |
11 | Игра с родителями «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет» |
| |
12 | Наш город «Все профессии важны» |
| |
13 | Декабрь | Интерактивная игра «Путешествуем по городу» |
|
14 | Наш город «Дом, где живут деньги» |
| |
15 | Игра «Свой бизнес» (открываем пекарню) |
| |
16 | Январь | «Кто долго спит, тот денег не скопит» (финансовая грамота в мудрости народной) |
|
17 | «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» (финансовая грамота в мудрости народной) |
| |
18 | Февраль | «Реклама, как она работает» |
|
19 | «Копейка рубль бережет» |
| |
20 | «Экономия тепла, света, воды» (учимся экономить) |
| |
21 | Март | «Производители и ресурсы» |
|
22 | «Как сберечь ресурсы Планеты?» |
| |
23 | «Сохранить и приумножить» | ||
24 | Деловая игра «Финансовая безопасность» |
| |
25 | Апрель | «В долг брать легко, да платить тяжело» |
|
26 | «Карманные деньги, как ими распорядиться» (обучающая игра) | ||
27 | «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» | ||
28 | Благотворительность «Творим добро» |
| |
29 | Май | «История о рублике» (просмотр и обсуждение видео – ролика) |
|
30 | Квест – игра «Финансовая школа» | В результате игры дети закрепляют полученные знания мира финансов. |
Работа с родителями
Сентябрь – Финансовая грамотность как заказ и общества – апробация дополнительной общеразвивающей программы «Азбука финансов»
Общие родительское собрание.
Выставка «Умные финансовые книги для детей»
Октябрь – Семья как начальная школа реальной экономики для детей Круглый стол Анкетирование родителей «Знаете ли вы основы финансовой грамотности?»
Ноябрь – Рекомендации по созданию игр для приобщения ребёнка к миру экономики. Наглядная информация. Картотека игр – настольно печатные. (Семейный бюджет (Кому, что нужно, (Разложи правильно и др.) Игры – слова, игры- загадки, игры- ситуации.
Декабрь – День финансовой грамотности
Индивидуальные беседы с родителями- как средство обучения детей финансовой грамотности.
Февраль – Советы гнома Эконома: «Как не вырастить жадину?», «Стоит ли платить за домашнюю работу?»
Индивидуальные беседы с родителями
Создание денежного мини музея
Март – КВН Экономическая игра Эмблемы для членов команд, «монетки», дидактические игры
Апрель – Отчёт о проделанной работе за 2018- 2019 учебный год.
Общее родительское собрание
Индивидуальные консультации Фотоотчёт «Юные финансисты»
Май – 2019г. Фестиваль по финансовой грамотности Итоговое мероприятие
Буклеты для родителей «Дружите с финансами», «Ребёнок и финансы».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.
- Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. -2010---С. 42.
- Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.
- Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка «Волшебная бумага» в подготовительной к школе группе
Рабочая программа кружка....
Рабочая программа кружка "Добрый мир" в подготовительной к школе группы
Рабочая программа кружка "Добрый мир" в подготовительной к шкоел группы...
Рабочая программа по физическому развитию в подготовительной к школе группе разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" /Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Разработана по методическим рекомендациям Л. И. Пензулаевой в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа кружка «Основы финансовой грамотности» для детей старшего дошкольного возраста.
Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночн...
Программа кружка "мастерская чудес" в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для. детей с ТНР
Программа расчитана на 1 год для детей 6-7 лет. Образовательная область "художественно - эстетическое развитие" (конструирование из бумаги) . В программе прописаны цели, задачи, ...
Рабочая программа «Обучения и воспитания детей подготовительной к школе группы (6 - 7 лет)» В группе комбинированной направленности срок реализации программы 2020 - 2021 уч. год
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной общеобразовательной программой МКДОУ «Детского сада №401», в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Рабочая программа по разви...
ЛЭПБУК своими руками по финансовой грамотности (подготовительная к школе группа).
Лэпбук своимим руками по финансовой грамотности (подготовительная к школе группа)...