Рабочая программа воспитательно-образовательного процесса во 2 мл.группе по ФГОС
рабочая программа (младшая группа) по теме
В данной работе отражена вся воспитательно-образовательная деятельность с детьми 3 -4 лет согласно ФГОС. Программа разелена на три раздела: целевой, содержательный и организационный. Содержание работы расписана согласно комплексно - тематическому плану. В программе имеется план работы с родителями на год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programmahismatullina_rr.docx | 105.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №78 «Ёлочка2
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
На педагогическом совете Заведующая МБДОУ д/с №78
Протокол №___________ ___________ Л. Ю. Гордеева
Рабочая программа
второй младшей группы № 6
на 2015-2016 учебный год
Направление
«Познавательно – речевое развитие»
Воспитатель 1 категории:
Хисматуллина Р. Р.
г. Набережные Челны 2015г.
Содержание
- Целевой раздел.
1.1 Пояснительная записка.
1.2 Цели и задачи программы
1.3 Принципы и подходы в организации образовательного процесса
1.5 Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики (часть ДОУ)
1.5.1 Информация о ДОУ
1.5.2 Списочный состав группы
1.5.3 Возрастные и индивидуальные особенности детей 3-4 лет
- Планируемые результаты освоения Программы.
- Содержательный раздел.
2.1 Содержание психолого – педагогической работы
2.1 Планирование образовательной деятельности в группе
2.2 Формы , способы, методы и средства реализации программы
2.3 Вариативные формы образовательной деятельности
2.4 Парциальные программы используемые в образовательной деятельности
2.5 Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности
2.6 План непосредственной образовательной деятельности
2.7 Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОУ
2.8 Взаимодействие с семьей
2.9 Часть ДОУ: особенности организации образовательного процесса в группе
3.Организационный раздел.
3.1.Режим дня ( холодный период года)
3.2 Модель двигательного режима детей 3-4 лет
3.3 Оздоровительная работа в группе
3.4 Сетка непосредственной образовательной деятельности.
3.5 Часть, формируемая участниками образовательных отношений:
3.5.1 Мероприятия по укреплению и оздоровлению детей 3-4 лет (холодный период года)
3.5.2 Мероприятия по поддержанию здоровья детей в период адаптации
3.5.3 Предметно – развивающая образовательная среда группы.
3.5.4 Развитие игровой деятельности
3.5.5 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
3.5.6 Работа с родителями.
3.6 Программно – методическое обеспечение.
- Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Рабочая образовательная программа разработана для построения системы педагогической деятельности младшей группы, обеспечения гарантии качества содержания, создания условий для практического освоения задач образовательных областей, обеспечения индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Рабочая программа рассчитана на 2015 - 2016 учебный год.
Рабочая образовательная программа 2-й младшей группы №5 разработана на основе требований ФГОС дошкольного образования утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 2013г. №1155, с использованием следующих нормативных документов:
1. Конституция РФ (1993 г.).
2. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).
3. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
5. ФГОС дошкольного образования (утверждено Советом Минобрнауки РФ 28.08.2013 г.).
6. Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования). (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013. №544н).
7. Комментарии к ФГОС дошкольного образования (методические рекомендации Минобрнауки России от 28.02.2014 г. №08-249)
8. Основной образовательной программы МБДОУ комбинированного вида №78 «Елочка»2015г.
9 Уставом ДОУ
10. Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» (пилотный выриант) под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой . -3-е изд. 2014г.
Рабочая образовательная программа младшей группы обеспечивает развитие детей в возрасте от 3-4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально – личностному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому, единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования.
Содержание рабочей образовательной программы младшей группы соответствуют основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является всестороннее развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных и обучающих целей и задач.
Рабочая образовательная программа 2-й младшей группы сформирована в соответствии с принципами и подходами, определенными ФГОС
При выборе методик обучения предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, художественно – эстетической, социальной сферы развития. Непосредственно – образовательная деятельность с детьми, в основе которой доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся подгруппами и индивидуально – это обязательное условие организации жизни в младшей группе. Взаимоотношения взрослого и ребенка развиваются в направлении предоставления дошкольнику большей самостоятельности («Я – сам!») и обогащения его деятельности новым содержанием (принимая во внимание «кризис трех лет»). Выполнение программных задач происходит путем использования основной образовательной единицы педагогического процесса - развивающей ситуации – форме совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания с учетом возрастных особенностей и интересов детей, предпочтение отдается игровому построению всего образа жизни детей.
1.2 Цели и задачи реализации рабочей программы
Цель – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями
Задачи:
1.охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2.обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3.обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
4.создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5.объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6.формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка
7.обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;
8.формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9.обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с 3 4 лет в различных видах деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, продуктивной, познавательно-исследовательской, художественно-творческой и т.д.) и общения с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей по основным направлениям развития:
- физическому,
- социально-коммуникативному,
- познавательному,
- речевому,
- художественно-эстетическому
Программа направлена на:
1. создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
2. создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей;
3. решение задач ФГОС дошкольного образования.
1.3 Принципы и подходы к формированию программы:
При построении рабочей программы учитываются следующие принципы:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
-сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание рабочей программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики)
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
- обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: совместную деятельность взрослого и детей, самостоятельную деятельность детей;
- учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;
- направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.
1.5 Значимые для разработки и реализации рабочей программы
характеристики
1.5.1 - МБДОУ №78 «Елочка» комбинированного вида функционирует в режиме 12-часового пребывания воспитанников в период с 6-00 до 18-00 часов при 5-дневной рабочей неделе. Рабочая программа реализуется в течение всего пребывания воспитанников в детском саду.
- Приоритетное направление в работе ДОУ – познавательно – речевое развитие детей.
- В ДОУ функционирует кабинет психолога, кабинет родного языка, музыкальный зал, физкультурный зал, две логопедические группы, медицинский кабинет, пищеблок, прачечная
1.5.2.Списочный состав группы (приложение - таблица № 1)
1.5.3 Возрастные и индивидуальные особенности развития детей 3-4 лет
В возрасте 3 – 4 лет ребёнок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребёнка не только членом семьи, но и носителем определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвёрнутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребёнка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложныхпостроек по образцу и по замыслу. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия – переходя к сенсорным эталонам – культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют радом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребёнка ещё ситуативное. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребёнком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
1.6 Планируемые результаты освоения программы.
- Социально-коммуникативное развитие
- Ребенок предпочитает общение с взрослым, делится своими впечатлениями, испытывает потребность в сотрудничестве с ним, обращается за помощью.
- Проявляет доброжелательность по отношению к окружающим, стремится утешить обиженного, порадовать, помочь.
- Старается выполнять общепринятые правила поведения в детском саду, отрицательно реагирует на явное нарушение правил.
Объединяется со сверстниками в группу из 2-3 человек на основе личных симпатий; участвует в коллективных играх, поддерживая положительные взаимоотношения.
- Умеет организовать или поддержать ролевой диалог в игровых сюжетах с двумя действующими лицами.
- Умеет занять себя игрой (любой: режиссерской, образно-ролевой, игрой-экспериментированием и т.п.).
- Пытается самостоятельно раздеваться и одеваться, следит за своим внешним видом, владеет простейшими навыками поведения во время еды.
Познавательное развитие
- Ребенок имеет представления о свойствах предметов (цвет, форма, размер, назначение).
- Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
- Знает свое имя, фамилию, пол, возраст.
- Замечает происходящие в природе сезонные изменения.
- Может исследовать и конструировать под руководством взрослого,
использует разные способы обследования предметов.
- Различает, правильно называет, использует по назначению основные строительные детали; целенаправленно создает, рассматривает и обыгрывает простейшие постройки.
- Умеет считать до 3, отсчитывать 3 предмета от большего количества.
- Умеет узнавать и называть круг, треугольник, шар, куб (кубик), находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
- Умеет сравнивать по высоте и длине путем приложения и наложения.
- Различает пространственные отношения от себя: впереди - сзади, вверху - внизу, справа - слева.
Речевое развитие
- Ребенок имеет соответствующий возрасту активный и пассивный словарный запас (знает названия и назначение предметов ближайшего окружения, их качества, действия с ними; называет некоторые обобщающие понятия (овощи, фрукты, одежда, посуда, животные, птицы).
- В речи большей частью правильно согласует прилагательные с существительным в роде, числе, падеже, употребляет простые пространственные предлоги; названия животных и их детенышей в форме единственного и множественного числа.
- Может (самостоятельно или с помощью воспитателя) поддерживать разговор по поводу прочитанных книг, просмотренных мультфильмов, при описании предметов, картин, игрушек или в ходе наблюдений в природе.
- Способен сосредоточенно слушать, следить за развитием действия, понимать содержание художественного произведения.
- Может запомнить и воспроизвести небольшой стихотворный текст.
Художественно-эстетическое развитие
- Ребенок проявляет устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, мелкой пластике, книжной графике; владеет способами зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения восприятия.
- Может отображать свои представления и впечатления об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации) и в процессе художественного труда.
- Создает узнаваемые образы конкретных предметов и явлений окружающего мира; передает обобщенную форму и цвет доступными художественными способами (конструктивным, пластическим, комбинированным).
- Может исполнять метрический пульс в звучащих жестах, а также на маленьких маракасах, палочках, сопровождая музыку или стихи; любит манипулировать с музыкальными инструментами, может сыграть простейшие звукоизобразительные импровизации.
- Поет естественным голосом, с удовольствием подпевает с взрослым.
- Любит двигаться под музыку и двигается ритмично в умеренном темпе, меняет характер движения в соответствии с изменением характера или сменой частей музыки, ритмично исполняет элементарные плясовые движения.
- Прислушивается, когда звучит веселая, подвижная музыка, не может устоять, чтобы не двигаться под нее.
Физическое развитие
- Ребенок имеет достаточный уровень развития физических качеств и основных движений, соответствует
- Проявляет положительные эмоции при физической активност
самостоятельной двигательной деятельности.
- Умеет ходить и бегать, сохраняя равновесие, изменяя направления движения по желанию или по команде.
- Умеет прыгать в длину с места, энергично отталкиваясь на двух ногах в прыжках.
- Умеет катать мяч с расстояния по заданному направлению,
бросать мяч двумя руками от груди, ударять мяч об пол, подбрасывает мяч вверх 2-3 раза подряд и ловит его.
- Правильно пользуется предметами личной гигиены (мыло, расческа, полотенце, носовой платок), умывается и моет руки при незначительной помощи взрослого.
- Имеет элементарные представления о ценности здоровья, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни и старается следовать им в своей деятельности.
К четырем годам:
Ребенок может спокойно, не мешая другому ребенку, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, участвовать в несложной совместной практической деятельности. Проявляет стремление к положительным поступкам, но взаимоотношения зависят от ситуации и пока еще требуют постоянного внимания воспитателя. Активно участвует в разнообразных видах деятельности: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве. Принимает цель, в играх, в предметной и художественной деятельности по показу и побуждению взрослых ребенок доводит начатую работу до определенного результата. Понимает, что вещи, предметы сделаны людьми и требуют бережного обращения с ними.
Проявляет эмоциональную отзывчивость, подражая примеру взрослых, старается утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Начинает в мимике и жестах различать эмоциональные состояния людей, веселую и грустную музыку, веселое и грустное настроение сверстников, взрослых, эмоционально откликается на содержание прочитанного, сопереживает героям.
Охотно включается в совместную деятельность со взрослым, подражает его действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его действия в процессе совместной игры, выполнения режимных моментов. Проявляет интерес к сверстникам, к взаимодействию в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности.
Владеет игровыми действиями с игрушками и предметами- заместителями, разворачивает игровой сюжет из нескольких эпизодов, приобрел первичные умения ролевого поведения. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в игре, рисунке, постройке.
Значительно увеличился запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, ребенок пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.
Сформирована соответствующая возрасту координация движений. Ребенок проявляет положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, стремится к самостоятельности в двигательной деятельности, избирателен по отношению к некоторым двигательным действиям и подвижным играм.
Владеет элементарной культурой поведения во время еды за столом, навыками самообслуживания: умывания, одевания. Правильно пользуется предметами личной гигиены (полотенцем, носовым платком, расческой).
Проявляет интерес к миру , потребность в познавательном общении со взрослыми, задает вопросы о людях, их действиях, о животных, предметах ближайшего окружения. Проявляет стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов, использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат, треугольник), к простейшему экспериментированию с предметами и материалами. В совместной с педагогом познавательной деятельности переживает чувство удивления, радости познания мира
Знает свои имя, фамилию, пол, возраст. Осознает свои отдельные умения и действия, которые самостоятельно освоены («Я умею строить дом», «Я умею сам застегивать куртку» и т. п.).
Узнает дом, квартиру, в которой живет, детский сад, группу, своих воспитателей, няню. Знает членов своей семьи и ближайших родственников. Разговаривает со взрослым о членах своей семьи, отвечая на вопросы при рассматривании семейного альбома или фотографий. Называет хорошо знакомых животных и растения ближайшего окружения, их действия, яркие признаки внешнего вида. Способен не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, игрушки). Участвует в элементарной исследовательской деятельности по изучению качеств и свойств объектов неживой природы, в посильной деятельности по уходу за растениями и животными уголка природы.
Освоил некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), может увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения. Испытывает удовлетворение от одобрения правильных действий взрослыми. Внимательно вслушивается в речь и указания взрослого, принимает образец. Следуя вопросам взрослого, рассматривает предметы, игрушки, иллюстрации, слушает комментарии и пояснения взрослого.
- Содержательный раздел.
2.1 Содержание психолого – педагогической работы
1.Направление «Физическое направление»
Образовательная область «Здоровье»
Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:
*сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
*воспитание культурно-гигиенических навыков;
*формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Образовательная область «Физическая культура»
Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
*развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации;
*накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
*формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
2.Направление «Социально-коммуникативное развитие»
Образовательная область «Социализация»
Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
*развитие игровой деятельности детей;
*приобщение к элементарным общепринятым нормам правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
*формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Образовательная область «Труд»
Содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:
*развитие трудовой деятельности;
*воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
*формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Образовательная область «Безопасность»
Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического
сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
*формирование представлений об опасных для человека и окр. мира природы ситуациях и способах поведения в них;
*приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
*передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
*формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
3.Направление «Познавательное - развитие»
Содержание данного направления направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов , интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
Образовательная область «Формирование целостной картины мира»
* сенсорное развитие;
*развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
*знакомство с предметным и социальным окружением
*ознакомление с природой
*расширение кругозора детей
Образовательная область «Формирование элементарных математических представлений»
*знакомство с формой, цветом, величиной , количеством предметов
*развитие умения ориентировки в пространстве
*формирование умения ориентировки во времени
3.Направление «Речевое - развитие»
Образовательная область «Развитие речи»
Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
*развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
*развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
*практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижения цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
*формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
*развитие литературной речи;
*приобщение к словесному искусству , в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
4. Направление «Художественно-эстетическое развитие»
Образовательная область «Художественное творчество»
Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражение через решение следующих задач:
*развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
*развитие детского творчества;
*приобщение к изобразительному искусству.
Образовательная область «Музыка»
Содержание образовательной области «Музыка» на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
*развитие музыкально-художественной деятельности;
*приобщение к музыкальному миру
2.2 Планирование образовательной деятельности:
Организованная образовательная деятельность (базовая образовательная область 60%) | |
Базовый вид деятельности | Периодичность |
Физическое развитие: 1.Физическая культура в помещении 2.Физическая культура на прогулке | 2 раза в неделю 1 раз в неделю |
Познавательное развитие: 1.ФЭМП 2.ФЦКМ, расширение кругозора | 1 раз в неделю 1 раз в неделю |
Речевое развитие: 1.Развитие речи 2.Художественная литература | 1 раз в две недели 1 раз в две недели |
Часть формируемая участниками образовательных отношений 40% | |
Художественно-эстетическое развитие: 1.лепка 2.рисование 3.аппликация 4.музыкальная деятельность | 1 раз в 2недели 1 раз в неделю 1 раз в 2 недели 2 раза в неделю |
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов | |
Базовый вид деятельности | Периодичность |
Утренняя гимнастика | ежедневно |
Комплексы закаливающих процедур | ежедневно |
Гигиенические процедуры | ежедневно |
Ситуативные беседы при проведении режимных моментов | ежедневно |
Чтение художественной литературы | ежедневно |
Дежурства | ежедневно |
Прогулки | ежедневно |
Самостоятельная деятельность детей | |
Базовый вид деятельности | Периодичность |
Игра | ежедневно |
Самостоятельная деятельность детей в центрах ( уголках) развития | ежедневно |
2.3 Формы , способы, методы , средства реализации программы
Направления развития | Формы организации | Методы воспитания и обучения | Средства реализации программы | |
Социально-коммуникативное | Совместная образовательная деятельность педагогов и детей. Самостоятельная деятельность. Образовательная деятельность в семье. | Беседа, рассказ, ЧХЛ, иллюстрация, демонстрация, опыты, упражнение | Игрушки, игры, традиции, обычаи, развивающая среда | |
Познавательное | Совместная образовательная деятельность педагогов и детей. | Опыты, экспериментирование, моделирование, коллекционирование НОД | Мультимедийные средства, дидактический материал, рабочие тетради. | |
Речевое | Совместная образовательная деятельность педагогов и детей Образовательная деятельность в семье. | Просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, чтение и обсуждение художественной литературы, инсценирование и драматизация сказок, рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок НОД | Дидактический материал, художественная литература, наглядный демонстрационный материал | |
Художественно-эстетическое | Совместная образовательная деятельность педагогов и детей. Самостоятельная деятельность. Образовательная деятельность в семье. | Продуктивная деятельность - рисование, лепка, аппликация, слушание и обсуждение детской музыки, подыгрывание на музыкальных инструментах, пение, танцы НОД | Атрибуты и дидактический материал музыкального уголка, пластилин, краски, карандаши | |
Физическое | Совместная образовательная деятельность педагогов и детей. Самостоятельная деятельность. Образовательная деятельность в семье. | Игровые, сюжетные, комплексные физминутки; игры и упражнения под тексты стихов, потешек, народных песенок, считалок (логоритмические упражнения); физкультурные занятия, ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку НОД | Атрибуты спортивного уголка, маски, магнитофон |
2.4 Вариативные формы образовательной деятельности
Виды деятельности | Возможные формы работы |
Игровая | Сюжетно-ролевые игры. Игры с правилами. Подвижные игры. Театрализованные игры |
Коммуникативная | Беседа, Ситуативный разговор. Сюжетные игры. |
Трудовая | Совместные действия. Поручение. Дежурство. Коллективный труд |
Познавательно-исследовательская | Экскурсия. Реализация проекта. Коллекционирование. Моделирование. Игра. |
Продуктивная | Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества. Реализация проектов. |
Музыкально-художественная | Слушание. Исполнение. Импровизация. Музыкально-дидактические игры. |
Чтение | Восприятие. Беседа. Разучивание. |
2.5 Парциальные программы
Парциальная программа | Цель | Методическое обеспечение | Формы организации работы | Планируемый результат |
«Современные технологии оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях» Л.Ю. Танова 2006г. | Сохранение и укрепление психического и физического здоровья дошкольника. Формирование ведения здорового образа жизни | Ароматерапия, Сказотерапия, Музыкатерапия Арттерапи | Снижение заболеваемости детей, Повышение сопротивляемости организма детей к болезням , Улучшение физических параметров детей Благожелательный настрой на ведение здорового образа жизни | |
2.6 Комплексно- тематическое планирование
Тема | Подтемы период | Развернутое содержание работы | Итоговые мероприятия |
До свидания, лето, здравствуй, детский сад! | 1.Здравствуй. детский сад! 30 августа – 4 сентября 2.Я, талантлив! 7 сентября – 11 сентября | Вызвать у детей радость от возвращения в детский сад. Продолжать знакомство с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка: профессии сотрудников детского сада (вое питатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник), предметное окружение, правила поведения в детском саду, взаимоотношения со сверстниками. Знакомить детей друг с другом в ходе игр (если дети уже знакомы, помочь вспомнить друг друга). Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми (коллективная художественная работа, песенка о дружбе, совместные игры) | Путешествие по саду «Здравствуй, детский сад» |
Дары осени | 1.Листрпад, листопад, засыпает наш сад! 14 сентября – 18 сентября 2.Что нам осень подарила? 21 сентября – 25 сентября 3.Животный мир осенью! 28, 29, 30 сентября – 1, 2 октября | Расширять представления детей об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада), о времени сбора урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах, Знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Знакомить с правилами безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать умения замечать красоту осенней природы, вести наблюдения за погодой. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей, птиц осенью. | Составление букета из осенних листочков Праздник «золотая осень!» |
Я и моя семья! | 1.Кто у нас хороший, кто у нас пригожий! 5 октября – 9 октября 2.Моя семья! 12 октября - 16 октября | Уточнить знания детей о родственных связях, воспитывать любовь и уважение к своим близким. Формировать представления о семье и своем месте в ней. | Фотовыставка «Папа, мама , я – очень дружная семья» |
Мой город, моя страна, моя планета! | 1.Мой город – Челны! 19 октября – 23 октября 2.Как дружно мы живем! 26 октября – 30 октября | Знакомить с домом, с предметами домашнего обихода, мебелью, бытовыми приборами, Знакомить с родным городом (поселком), его названием, основными достопримечательностям и. Знакомить с видами транспорта, в том числе с городским, с правилами поведения в городе, с элементарны ми правилами дорожного движения. Знакомить с «городскими» профессиями (милиционер, продавец, парикмахер, шофер, водитель автобуса). | Сюжетно ролевая игра по правилам дорожного движения. |
Мониторинг | Заполнение персональных карт развития детей | . | |
Мы –народ и мы едины!! | 1.Я, ты, он, она , вместе дружная страна! 2 ноября-6 ноября 2.Будем вежливыми! 9 ноября – 13 ноября | Формировать начальные представления о дружеских и доброжелательных взаимоотношениях, с элементарными правилами поведения, этикой общения и приветствиями. Знакомить детей друг с другом в ходе игры Развивать коммуникативные качества по отношению к сверстникам и взрослым. Формировать представления о культуре поведения | |
Наши мамы! | 1.Мамы разные важны, мамы разные нужны! 16 ноября – 20 ноября 2.Неделя здоровья1 23 ноября – 28 ноября | Организовывать все виды детской деятельности посвященные Дню Матери Формировать начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни. Расширить представление детей о том, какое поведение опасно; развивать умение избегать опасности, соблюдать меры предосторожности. | Выставка детских работ «Мама ,найди мою ладошку! |
Здравствуй, зимушка – зима! | 1.Вот пришли морозы и зима настала! 30 ноября – 4 декабря 2.Мир природы зимой! 7 декабря – 11 декабря | Расширять представления о зиме. Знакомить с зимними видами спорта, Формировать представления о безопасном поведении зимой, Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы. Расширять представления о сезонных изменениях в природе (изменения в погоде, растения зимой, поведение зверей и птиц). Формировать первичные представления о местах, где всегда зима . | Путешествие в зимний лес |
Мастерская Деда мороза! | 1.В лесу родилась елочка..! 14 декабря – 18 декабря 2.Встречаем Новый год! 21 декабря – 25 декабря 3.Зимние забавы! 28 декабря – 31 декабря | Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника. | Новогодний утренник. |
В гостях у зимней сказки! | 1.Зимние развлечения 11.01 – 15.01 2.Предметный мир! 18.01 -22.01 3.В гостях у Снеговика 25.01 – 29 .01 | Расширять представления о характерных особенностях зимней природы. Учить замечать красоту зимней природы. Наблюдать за птицами зимой, подкармливать их. | Лепка поделок из снег |
Доброта спасет мир! | 1.Наши добрые дела! 1.02 – 5.02 2.Все о безопасности! 8.02 – 12.02 | Формирование культуры поведения в обществе и положительных моральных качеств. Формирование у детей навыков безопасного поведения дома, в природе, на улице | Сюжетно-ролевая игра по ПДД |
Наши защитники! | 1.Кто я? 15.02 – 19.02 2.Мой папа был солдатом! 22.02 – 26.02 | Осуществлять патриотическое воспитание. Знакомить с «военными» профессиями. Воспитывать любовь к Родине. Формировать первичные гендерные представления (воспитывать в мальчиках стремления быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины). | Праздник, посвященный Дню защитника Отечества. |
Международный женский день! | 1.Золотая мама! 29 .02 – 4. 03 2.Все работы хороши! 7.03 -11.03 | Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. | Праздник «8 Марта» Выставка детского творчества. |
Знакомство с народной культурой и традициями | 1.Русское народное творчество! 14.03 – 18.03 2.татарское народное творчество! 21.03 – 25.03 | Расширять представления о народ ной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и др.). Знакомить с народными промыслами. Продолжать знакомить с устным народным творчеством. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности | Экскурсия в кабинет родного языка |
Весна шагает по планете | 1.Весенняя капель! 28.03 – 1.04 2..Пернатые соседи! 4.04 – 8.04 3.Весеннее солнышко! 11.04 – 15.04 | Расширять представления о весне. Воспитывать бережное отношения к природе, умение замечать красоту весенней природы. Расширять представления о сезонных изменениях (изменения в погоде, растения весной, поведение зверей | Рисование «Плакали сосульки»» |
Я в мире людей и природы! | 1.Мир вокруг нас! 18.04 – 22.04 2.Первые весенние цветы! 25.04 – 29.04 | Содействовать формированию у детей представлений о живой и неживой природе Расширять знания о характерных признаках весны: распустились листья, ярче светит солнце, снег начинает таять. Знакомить с правилами поведения в природе. | Конкурс рисунков «Весенние листочки» |
Я помню, я горжусь! | 1.День победы! 2.05 – 6.05 2.На улицах города! 9.05 – 13.05 | Патриотическое воспитание –воспитывать любовь к Родине, формировать элементарное представление о празднике, посвященное Дню Победы | Рисование «Праздничный салют» |
Здравствуй , лето! | 1.Зеленые друзья! 16.05 – 20.05 2.Здравствуй лето! 23.05- 31.05 | Расширять представления детей о лете, о сезонных изменениях (се зонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Формировать элементарные представления о садовых и огородных растениях. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и песком. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту летней природы. | Праздник воздушного шарика |
В летний период детский сад работает в каникулярном режиме |
2.7 План непосредственно- образовательной деятельности (холодный период года)
( приложение - таблица № 2)
2.8 Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОУ
Направление развития ребенка | 1-я половина дня | 2-я половина дня |
Физическое развитие и здоровье | Прием детей на воздухе в теплое время года. Утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты). Гигиенические процедуры. Закаливание в повседневной жизни. Физкультминутки в процессе непосредственно образовательной деятельности (далее НОД). НОД по физическому воспитанию. Прогулка в двигательной активности. | Гимнастика после сна. Закаливание. Физкультурные досуги, игры, развлечения. Самостоятельная двигательная деятельность. Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений). |
Познавательное развитие | НОД по познавательноу развитию. Дидактические игры. Наблюдения. Ситуативные беседы. Экскурсии по участку. Исследовательская работа, опыты и экспериментирование. | Развивающие игры. Индивидуальная работа. Конструирование и моделирование. |
Речевое развитие | НОД по речевому развитию Чтение художественной литературы Рассматривание иллюстраций Показ различных видов театра Игровые действия по произведеним Заучивания стихов Дидактические игры Логоритмика | Развивающие игры Сюжетно-ролевые игры Настольно-печатные игры Чтение стихов и сказок Индивидуальная работа Показ различных видов театра |
Социально-личностное развитие | Ситуативные беседы. Формирование навыков культуры еды, культуры быта. Трудовые поручения. Формирование навыков культуры общения. Театрализованные игры. Сюжетно-ролевые игры. | Индивидуальная работа. Формирование навыков культуры еды, культуры быта. Трудовые поручения. Театрализованные, музыкальные игры. Работа в художественно-речевом центре. Сюжетно-ролевые игры. |
Художественно-эстетическое развитие | НОД по художественно-эстетическому развитию. Экскурсии в природу (на участке) | Музыкально-художественные досуги. Работа в творческих мастерских. Индивидуальная работа. |
2.9 Цели и задачи взаимодействия детского сада с семьей
Цель: создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей
Задачи:
*изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
*знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье, раскрывающим средства, формы и методы развития важных интегративных качеств ребенка (любознательности, эмоциональной отзывчивости, способности выстраивать взаимодействие со взрослыми и сверстниками и др.), а так же знакомство с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
*информирование друг друга об актуальных задачах воспитания детей на разных возрастных этапах их развития и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
* создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, возникновению чувства единения и радости, гордости за полученные результаты;
*привлечение семей воспитанников к участию совместных с педагогами мероприятиях;
*поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка и создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Формы взаимодействия с семьей:
*знакомство с семьей
*образование детей
*информирование родителей о ходе образовательного процесса
*совместная деятельность = родители + дети + воспитатели
3.Организационный раздел.
3.1 Режим дня ( в холодный период года)
П-к, вторник | Среда | Четв., пятница | |
Прием детей, игры, утренняя прогулка | 6.00-7.30 | 6.00-7.30 | 6.00-7.30 |
Подготовка к утренней гимнастике, гимнастика | 7.30-8.00 | 7.30-8.00 | 7.30-8.00 |
Гигиенические процедуры, подготовка к завтраку, Завтрак (няня получает в 8.03) | 8.00-8.30 | 8.00-8.40 | 8.00-8.30 |
Гигиенические процедуры, подготовка к образовательной деятельности | 8.30-8.50 | 8.40-9.00 | 8.30-8.50 |
Образовательная деятельность | 8.50-9.05 | 9.00-9.15 | 8.50-9.05 |
Проветривание | 9.05-9.15 | 9.05-9.15 | |
Образовательная деятельность | 9.15-9.30 | 9.15-9.30 | |
Подготовка к прогулке | 9.30-9.45 | 9.15-9.30 | 9.30-9.45 |
Прогулка (1ч.30мин.) | 9.45- 11.30 | 9.30-11.15 Физ.занятие на прогулке 11.15-11.30 | 9.45-11.30 |
Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры, игры, подготовка к обеду | 11.30-11.45 | 11.30-11.45 | 11.30-11.45 |
Обед (няня получает в 11.40) | 11.45-12.00 | 11.45-12.00 | 11.45-12.00 |
Гиг иенические процедуры, подготовка ко сну | 12.00-12.30 | 12.00-12.30 | 12.00-12.30 |
Сон | 12.30-14.45 | 12.30-14.45 | 12.30-14.45 |
Пробуждение, гигиенические процедуры, подгототовка к полднику | 14.45-15.00 | 14.55-15.00 | 14.55-15.00 |
Полдник (няня получает в 15. 02) | 15.05-15.20 | 15.05-15.20 | 15.05-15.20 |
Индивидуальная работа, игры малой подвижности, чтение худ литературы, самостоятельная деятельность детей под наблюдением воспитателя | 15.20-16.15 Инд. работа | 15.20-16.15 Инд.работа | 15.20-16.15 инд.работа |
Гигиенические процедуры, подготовка к ужину | 16.15-16.20 | 16.15-16.25 | 16.15-16.25 |
Ужин (няня получает в 16.20) | 16.20-16.45 | 16.25-16.35 | 16.25-16.45 |
Гигиенические процедуры, подготовка к вечерней прогулке | 16.45-17.00 | 16.35-16.50 | 16.45-17.00 |
Прогулка, уход детей домой | 17.00-18.00 | 16.50-18.00 | 17.00-18.00 |
3.2 Модель двигательного режима детей
Виды занятий | Длительность | Особенности организации | |
1. | Физкультурно-оздоровительные занятия | 15 мин. | 2 раза в неделю по плану воспитателя |
2. | Утренняя гимнастика | 5-6 мин. | Ежедневно на открытом воздухе или зале. |
3. | Двигательная разминка во время перерыва между занятиями | 10 мин. | Ежедневно |
4. | Физкультминутка | 2-4 мин. | Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий. |
5. | Подвижные игры и физические упражнения на прогулке | 15-20 мин. | Ежедневно во время прогулки подгруппами, с учетом уровней двигательной активности детей. |
6. | Индивидуальная работа по развитию движений на прогулке | 8-10 мин. | Ежедневно во время утренней и вечерней прогулки. |
7. | Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ванными | 5-6 мин. | Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей. |
8. | Учебные занятия | 15 мин. | 2 раза в неделю |
9. | Самостоятельная двигательная активность | Ежедневно, под руководством воспитателя в зале и на воздухе. Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей. | |
10. | Неделя здоровья | 1 раз в год. | |
11. | Развлечения, спортивные праздники | 20 мин. | 1 раз в месяц |
12. | Совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи. | В течение года | |
13. | Физкультурные занятия детей совместно с родителями в д/у | По обоюдному желанию родителей, воспитателей и детей. | |
14. | Участие родителей в физ-оздоров.мероприятиях д/с | Во время подготовки и проведения физкультурных досугов, праздников, занятий. |
3.3 Оздоровительная работа в группе
Виды здоровьесберегающих технологий | Цель | Содержание | Ответственные |
Медико-профилактические технологии | Сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинскими требованиями и нормами | -контроль питания детей, физического здоровья и закаливания детей -организация профилактических мероприятий -организация здоровьесберегающей среды в группе -соблюдение в группе всех норм и требований СанПиНа | Старшая медсестра, воспитатели, младший воспитатель |
Физкультурно-оздоровителные технологии | Развитие и укрепление физического здоровья детей | -развитие физических качеств , двигательной активности детей -закаливание, дыхательная гимнастика, миогимнастика, пальчиковая гимнастика, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки -воспитание привычки к повседневной физической активности -формирование культурно-гигиенических навыков и умений | Воспитатели, спортинструк-тор, младший воспитатель |
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка | Сохранение и укрепление психического здоровья детей. Обеспечение социально-эмоционального комфорта в группе для детей | -снятие эмоционального напряжения, повышение эмоционального настроя детей в группе -психогимнастика коммуникативные игры, сказкатерапия -музыкальное воздействие, воздействие цветом -коррекция поведения | Психолог, воспитатели, музыкальный руководитель |
Технологии валеологического просвещения родителей | Формирование ведения здорового образа жизни и основ валеологической культуры у детей и их родителей | -оформление стендов, папок-передвижек -групповые родительские собрания по вопросам здоровья детей -консультации, беседы психолога, логопеда -встречи, консультации, осмотры детей специалистами семейной клиники «Танар» -информация для родителей о физическом здоровье детей (рост, вес детей раз в квартал) | Заведующая детсадом, старшая мед- сестра, воспитатели |
3.4 Сетка непосредственно-образовательной деятельности (холодный период года)
Понедельник 1. 2. | Среда 1. 2. | Пятница 1. 2.
|
Вторник 1. 2. | Четверг 1. 2. |
3.5 Часть ДОУ формируемая участниками образовательных отношений:
3.5.1 Мероприятия по укреплению и оздоровлению детей (холодный период года)
Содержание | Время выполнения, ответственные | |
2. | Утренний фильтр (осмотр кожных покровов, измерение температуры тела у детей, беседа с родителями о самочувствии детей) | Ежедневно – старшая старшая медсестра, воспитатели |
3. | Соблюдение всех санитарно-гигиенических норм в группе *проветривание в группе по графику *влажная уборка по графику *мытье игрушек 1раз в день мыльно-содовым раствором *формирование культурно-гигиенических навыков и умений (мытье рук перед едой, после туалета, прогулки, пользование индивидуальными средствами личной гигиены, - горшки, полотенца, носовые платки) | Ежедневно – воспитатели, младший воспитатель |
4. | Ежедневные прогулки на улице | Воспитатели |
5. | Рациональное питание | Ежедневно – старшая медсестра, шеф-повар, воспитатели, младший воспитатель |
6. | Высокожидкостный режим питьевой фильтрованной водой | Ежедневно- младший воспитатель |
7. | Контроль за одеждой детей – одевать детей адекватно температурному режиму в группе и на улице (следить, что бы дети не переохлаждались, и не перегревались) | Ежедневно – воспитатели, младший воспитатель |
8. | Двигательная активность детей: *физкультурные занятия, физминутки во время занятий *подвижные игры *логоритмика (пальчиковая гимнастика), миогимнастика *гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика *профилактика плоскостопия, сколиоза (следить за осанкой детей – стулья и столы должны быть соответственно росту детей, обувь должна быть удобной, с небольшим каблучком) *музыкально-спортивные развлечения ***Все физические нагрузки должны быть соответственно возрасту детей. |
2 раза в неделю –воспитатель В течении дня по плану воспитателей По плану музыкального работника Старшая медсестра Родители |
9 | Воздушно – контрастное закаливание | Ежедневно после сна – воспитатель, младший воспитателя |
10. | Контроль за температурным режимом группы | Ежедневно – воспитатели, младший воспитатель |
11. | Дополнительные методы оздоровления детей: *кислородный коктейль, ароматерапия *чесночные бусы, чесночные гренки *оксолиновая мазь (смазывание носовых проходов) *минерально-витаминные комплексы – «Пантошка», «Пантошка – йод», «Пантошка- Са» + Кедровое масло. | По плану – воспитатели, старшая медсестра |
12. | Немедикоментозные методы оздоровления: *фонетическая ритмика (логоритмика) *арттерапия (художественная терапия. терапия искусством) *музыкатерапия, *сказкотерапия,, *психогимнастика , *Су Джок терапия *Лампа Чижевского |
3.5.2 Мероприятия по поддержанию здоровья детей в период адаптации
Мероприятия | Рекомендации | |
1. | Режим щадящий | Укороченное время пребывания в саду |
2. | Сезонное питание | Сохранение привычного способа питания на период адаптации. Не кормить насильно. |
3. | Утренняя гимнастика | Занятия, соответствующие возрасту |
4. | Закаливание | Закаливание (солнечные, воздушные ванны, водные процедуры, удлиненный сон) |
5. | Воспитательно- образовательные воздействия | Занятия, соответствующие возрасту и развитию при отсутствии негативной реакции ребенка |
6. | Профилактические прививки | Не раньше окончания адаптации |
7. | Симптоматическая терапия | По назначению врача – фитопрепараты, комплекс витаминов |
8. | Профилактика фоновых состояний | При необходимости – консультация врача педиатра и других специалистов |
9. | Материалы по адаптации детей к условиям детского сада | Индивидуальные рекомендации родителям, консультации и беседы информация по адаптации в родительском уголке |
10. | Анализы | Желательно никаких травматических процедур до конца адаптации |
3.5.3 Предметно - развивающая образовательная среда группы.
В группе приобретено много игр и пособий в соответствии с современными требованиями, оборудованы уголки развития по всем видам детской деятельности:
- Уголок физкультуры
- Уголок сюжетно - ролевой игры
- Природный уголок
- Театральный уголок
- Сенсорный уголок
- Уголок настольно – печатных игр (развивающий уголок)
- Уголок строительства
- Уголок изобразительного искусства
- Кукольный уголок
- Уголок музыки
Построение предметно - пространственной среды в группе позволяет организовать самостоятельную деятельность детей и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативные функции. Для развития детей расширялась и пополнилась функциональная значимость развивающей среды, приобретены игры развивающего характера, был пополнен новыми книжками книжный уголок. Обновили наглядно – демонстрационный материал . Также имеются материалы для конструирования: пластмассовые конструкторы с разнообразными способами крепления деталей (лего); строительные наборы с деталями разных форм и размеров; машинки, для обыгрывания. Предметно – развивающая среда в группе обеспечивает возможность выбора каждым ребенком деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально
3.5.4 Развитие игровой деятельности:
Цели и задачи:
- создание условий для развития игровой деятельности детей
- формирование игровых умений, развитие культурных форм игры
- развитие интереса у детей к различным видам игр
- всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре (эмоциональное – нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное)
- развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умение воздействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации
Виды игр | Тематика игр |
1.Сюжетно-ролевые игры | - игры с куклами - игры в семью - игры с машинками и другими видами транспорта - игры в зверят и со зверятами - игры в магазин - игры в больницу - игры в мастерскую - игры в парикмахерскую - игры в почту |
2.Театрализованные игры | - игры драматизации - игры имитации - игры с элементами костюмов - игры импровизации - игры с настольными куклами (режиссерские игры) - различные виды театра (кукольный, театр на фланелеграфе, настольный театр, пальчиковый театр, конусный театр, театр мягкой игрушки, театр погремушек) |
3.Дидактические игры | - ребенок и окружающий мир - развитие речи - ФЭМП - нравственное воспитание - музыкальное воспитание - конструирование - изобразительная деятельность - сенсорное воспитание |
4.Подвижные игры | - с бегом - с прыжками - с подлезанием и лазаньем - с бросанием и ловлей - на ориентировку в пространстве - хороводные игры - логоритмические игры |
5.Игры – экспереминтирование с различными предметами | - игры с водой, снегом, льдом, песком - игры с мыльными пузырями - игры с зеркалом - игры со светом - игры со звуками |
Результаты (достижения) в развитии игровой деятельности детей:
∙ Ребенок отражает в играх разные сюжеты
. ∙ Активно осваивает способы ролевого поведения: называет свою роль и обращается к сверстнику по имени игрового персонажа
. ∙ Охотно вступает в ролевой диалог с воспитателем и со сверстником.
∙ У ребенка есть любимые игры и роли, которые он охотнее всего выполняет.
∙ Использует разнообразные игровые действия, называет их в ответ на вопрос воспитателя.
∙ В дидактических играх принимает игровую задачу и действует в соответствии с ней.
∙ Проявляет интерес к игровому общению со сверстниками.
∙ Принимает активное участие в драматизации, импровизации сказок, потешек, стихов, песенок
3.5.5.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий обусловлены реализацией комплексно-тематического принципа построения Программы и ориентирована на все направления развития детей:
1.Отдых: культурно-досуговая деятельность по интересам детей (игры по интересам)
2.Развлечения:
- театрализованные представления (различные виды театров, игры – драматизации);
- прослушивание звукозаписей; просмотр мультфильмов
- дни рождения
- развлечении – «День Защитников Отечества», «День воздушного шарика»
- Фотовыставка «Папа, мама ,я – очень дружная семья»;
- музыкально литературные развлечения – концерты для кукол, представления «Мы любим петь и танцевать»;
- Спортивные развлечения
3.Праздники: «Осенний праздник», «Новогодний праздник», «Мамин праздник»
4.Самостоятельная деятельность : изобразительная деятельность, рассматривание иллюстраций в книгах, обыгрывание сказок , потешек, пение песенок, выполнение танцевальных упражнений, игры с музыкальными инструментами
3.5.6 План взаимодействия с родителями
Месяцы | Название мероприятия |
Сентябрь | 1.Родительское собрание «Задачи воспитания и обучения детей во второй младшей группе» 2.Консультации: - «Адаптация детей к условиям детского сада» (психолог Зуева Л.Ю.) - «Что делать, если ваш малыш плохо кушает?» - «Как правильно выбрать обувь малышу?» (воспитатель Хисматуллина Р.Р.) 3.Беседы: - адаптационный период в детсаду - требования детского сада - формирование культурно-гигиенических навыков и умений - профилактика кишечных инфекций - режим дня и его значение - о необходимости регулярного посещения детсада - о питании детей в саду и дома - оплата + субсидии + компенсации - о ФГОС 4.Наглядная информация: - «Задачи воспитания и обучения детей во второй младшей группе» - оздоровительные мероприятия на сентябрь месяц - режим дня + сетка занятий + правила для родителей - формирование культурно-гигиенических навыков и умений - профилактика кишечных инфекций - памятка по ПДД |
Октябрь | 1.Консультации: - «Задачи музыкального воспитания» (музыкальный руководитель Грачева Н.В.) - «Расти здоровым малыш» (воспитатель Хисматуллина Р.Р.) - «Особенности поведения детей в адаптационный период» 2.Беседы: - индивидуальные особенности детей в период адаптации к условиям детского сада - о формировании у детей культурно-гигиенических навыков и умений - о необходимости регулярного посещения детского сада - оздоровительные мероприятия в группе - одежда детей по сезону - оплата за детсад +компенсации + субсидии - вакцинация от гриппа 3.Осенний праздник 4.Наглядная информация: - «Десять заповедей родительства» - профилактика гриппа и простудных заболеваний - о питании детей - поздравление с Днем пожилых людей - выставка работ родителей с детьми «Веселый светофорик» - памятка «Роль семьи в воспитании детей» |
Ноябрь | 1.Консультации: - «Режим дня, личная гигиена и развитие движений» (спортинструктор Белышева Е.Е.) - «Кризис трех лет. Что это?» (воспитатель Хисматуллина Р.Р.) - «Капризы и упрямство малышей» 2.Беседы: - формирование культурно-гигиенических навыков и умений - профилактика вирусных инфекций, гриппа, вакцинация от гриппа - о внешнем виде ребенка + сережки - об охране жизни и здоровья детей,-о питании детей - о соблюдении режима дня в выходные дни дома - оплата + субсидии + компенсации - о подготовке к новогоднему празднику - учимся правильно держать карандаш 3. Наглядная информация: - поздравление с Днем мам - фотовыставка «Вместе с мамой» - памятка «Здоровый образ жизни» -«учимся наблюдать, игры на прогулке, давайте почитаем, развиваемся играя» -«Кодекс семейного счастья» -наглядный материал по изучению родного языка |
Декабрь | 1.Родительское собрание: «Современные технологии в оздоровлении детей в ДОУ» 2.Консультации: -«Роль подвижных игр в развитии детей» -«О правилах поведения на праздниках» -«Профилактика гриппа , ОРЗ, ОРВИ» 3.Беседы: - формирование культурно-гигиенических навыков и умений. культура поведения детей - профилактика вирусных инфекций, гриппа, вакцинация от гриппа - о внешнем виде ребенка + сережки - о правах и обязанностях родителей - о соблюдении режима дня в выходные дни дома - оплата + субсидии + компенсации - о подготовке к новогоднему празднику - о навыках одевания и раздевания 3. Наглядная информация: -оформление группы к Новому году -выставка поделок и сувениров «Новогоднее чудо» -Оздоровление детей зимой -Информация по ПДД -профилактика гриппа 4.Новогодний праздник |
Январь | 1.Консультации: - «Семь родительских заблуждений о морозной погоде» -«Развиваем малыша – игры для маленьких ручек и пальчиков» -«Если у ребенка закрепилась вредная привычка» 2.Беседы: - формирование культурно-гигиенических навыков и умений - профилактика вирусных инфекций, гриппа, вакцинация от гриппа - о необходимости регулярного посещения Д/С - одежде в зимнее время -о питании детей - о соблюдении режима дня в выходные дни дома - оплата + субсидии + компенсации - о подготовке к новогоднему празднику - учимся правильно держать карандаш 3. Наглядная информация: -Формирование культурно-гигиенических навыков и умений -о питании детей -Роль сказки в развитии детей -Особенности психического развития детей 3-4 лет -«Развиваем играя», «Игры на прогулке», «Давайте почитаем», «Учимся наблюдать» |
Февраль | 1.Родительское собрание: «Безопасные шаги на пути безопасности на дороге» 2.Консультации: -«О правильном питании» -«Капризы и упрямство малыша» -«Роль папы в развитии речи малыша» 3.Беседы: - формирование культурно-гигиенических навыков и умений - профилактика вирусных инфекций, гриппа, вакцинация от гриппа - о внешнем виде ребенке, носовые платочки - об охране жизни и здоровья детей,-о сменной одежде - о соблюдении режима дня в выходные дни дома,- оплата за детсад - оздоровление детей - учимся правильно держать карандаш 3. Наглядная информация: -фотогазета «Я и мой папа» -Поздравление пап с праздником -оздоровление детей зимой -«Кодекс семейного счастья» -Советы Доктора Айболита -«Познаем мир через игрушки» |
Март | 1.Консультации: -«Весенние прогулки с малышом» -«Развитие музыкально-ритмических навыков у детей» -«Профилактика нарушения осанки» -программа «Тропинки» 2.Беседы: - формирование культурно-гигиенических навыков и умений - воспитание самостоятельности у детей - о первых трудовых поручениях - об охране жизни и здоровья детей -о пищевой аллергии - о соблюдении режима дня в выходные дни дома - оплата + субсидии + компенсации - оздоровление детей в весенний период - учимся правильно держать карандаш 3. Наглядная информация -Оздоровительные мероприятия на март, апрель, май -профилактика гемморогической лихорадки -о ПДД -о нравственном воспитании детей -поздравление мам и бабушек с праздником 4.Праздник для мам |
Апрель | 1.Консультации: -«Как одевать ребенка весной» -«Маленькие драчуны» -«Логопедический массаж пальчиков рук- Су джок терапия» 2.Беседы: - формирование культурно-гигиенических навыков и умений - профилактика простудных заболеваний - об одежде в весенний период - об охране жизни и здоровья детей -о питании детей - о соблюдении режима дня в выходные дни дома - оплата за детсад - о профилактике кожных заболеваний - учимся правильно держать карандаш 3. Наглядная информация: - Профилактика: чесотки, педикулеза, клещевого энцефалита, гемморогической лихорадки -«Здоровый образ жизни» -«Развиваем играя», -«Игры на прогулке», -«Давайте почитаем», « -Учимся наблюдать» |
Май | 1.Родительское собрание: «Подведение итогов воспитательно-образовательной деятельности за 2015-2016 учебный год. Подготовка к летнее-оздоровительному периоду» 2.Консультации: -«Малыши в мире музыки» -«Что делать если малыш плохо кушает?» -«Логоритмика в развитии речи детей» 3 .Беседы: - формирование культурно-гигиенических навыков и умений - профилактика кишечных инфекций - о подготовке к летнее-оздоровительному периоду - об охране жизни и здоровья детей -о питании детей - о профилактике солнечного удара - оплата + субсидии + компенсации - о наличии носовых платков, сменной одежды 3. Наглядная информация: -физические показатели развития детей -кишечные заболевания +коньюктивит+микроспория -профилактика солнечного и теплового удара -закаливание детей летом,-об одежде в летний период -укусы насекомых-профилактика |
3.6 Программно – методическое обеспечение
- «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) /Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. –3-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г. -368с.
- Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Методическое пособие / Под ред. Г.М. Киселевой, Л.И. Пономаревой. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 176с.
- Книга для чтения в детском саду и дома: 2-4года: Пособие для воспитателей и родителей / Сост. В.В. Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2011. – 272с.
- Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. Вторая младшая группа / авт – сост. В.Н. Мезенцева, О.П. Власенко – Волгоград: Учитель, 2012. – 101с.
- Комплексные занятия по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Вторая младшая группа / авт – сост. Т.В. Ковригина, М.В. Косьяненко, О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 234с.
- Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Вторая младшая группа / Ю.А. Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 63с.
- Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. Вторая младшая группа / авт – сост. Н.А. Атарщикова, И.А. Осина, Е.В. Горюнова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 114с.
- Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 128с.
9. Комарова Т.С .Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.:Мозаика – Синтез, 2007 - 2010.
10. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий.- М.:Мозаика – Синтез, 2007-2010.
11. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада: Планы занятий.- М.:Мозаика – Синтез, 2006-2010.
12. Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе. . Конспекты занятий. –М.:Мозаика – Синтез, 2009-2010.
13. Гербова В.В. Занятия по развитию речи представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты .- М.:Мозаика – Синтез, 2007-2010.
14. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Вторая младшая группа. Конспекты занятий. –М.:Мозаика – Синтез, 2009-2010.
15. Никитина Т.В., Смольякова О.Н Воспитательно-образовательный процесс (планирование на каждый день) По программе «От рождения до школы»- Волгоград:Учитель.
3.7 Приложения – таблицы №1, №2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитательно-образовательной работы с детьми средней группы
Данная программа расчитана на год. Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы являются примерные темы (праздники, события, проекты), которые ...
Рабочая программа воспитательно – образовательного процесса подготовительная группа
Актуальность составления рабочей программы воспитателя напрямую связана с модернизацией образования, предусматривающей комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы. Эти из...
Рабочая программа воспитательно – образовательного процесса с детьми средней группы
Рабочая программа по развитию детей средней группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - ф...
Рабочая программа воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста с детьми от 1 до 2 лет на 2020-2021 год. Детский сад "Светлячок" Группа "Капитошка"
Программа предназначенна для воспитателей детского сада, и является основным руководящим документом воспитательно-образовательного процесса на 2020-2021 год, Вы, уважаемые родители, можете ознакомитьс...
Рабочая программа воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста с детьми от 1 до 2 лет на 2020-2021 год. Детский сад "Светлячок" Группа "Капитошка"
Программа предназначенна для воспитателей детского сада, и является основным руководящим документом воспитательно-образовательного процесса на 2020-2021 год, Вы, уважаемые родители, можете ознакомитьс...
Рабочая программа воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста с детьми от 1 до 2 лет на 2021-2022 год. Детский сад "Светлячок" Группа "Капитошка"
Программа предназначенна для воспитателей детского сада, и является основным руководящим документом воспитательно-образовательного процесса на 2021-2022 год, Вы, уважаемые родители, можете ознакомитьс...
ФОРМИРУЮЩАЯ ЧАСТЬ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ (3-4 года)
Формирующая часть рабочей программы для детей младшей группы. Планирование совместной образовательной деятельности с детьми по образовательной области познавательной развитие по теме "Юный эколог...