Первоначальные основы экологического воспитания детей младьшего дошкольного возраста через игры с песком и водой.
статья (младшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_peskom.docx | 32.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через игры с песком и водой.
Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс.
Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе. Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно и нужно с момента прихода детей в ясельную группу. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста.
Двух - трехлетние малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой. Следует помнить, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем-то одном в течение продолжительного времени - им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова - это абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними - только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателя. Поэтому воспитатель, прежде всего сосредотачивается на сенсорном развитии детей. Становление первоначальных основ экологической культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. В возрасте двух - трех лет дети должны познать главные сенсорные свойства предметов и объектов природы, с которыми они постоянно взаимодействуют - форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними. В младшем дошкольном возрасте формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в окружающем мире, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки... Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой — предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление малышей с явлениями неживой природы. В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др. находятся в неразрывном единстве — живая природа не может обходиться без неживой. Растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Растению нужен воздух, нужны влага и тепло — в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, дает плоды и радует глаз человека. Таким образом, все явления и объекты неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо–видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Итак, исходя из вышеизложенных утверждений, вся работа по ознакомлению малышей с неживой природой строится нами в форме игрового экспериментирования. Малыши включаются в осмысленную деятельность, в процессе которой они обнаруживают все новые и новые свойства предметов.
Самой естественной сферой взаимодействия с водой, песком и другими природными материалами, является сам природный мир. Но, учитывая наши климатические условия, такая возможность у наших деток краткосрочна, поэтому в нашей группе создан развивающий центр «Песка и воды». Это игровой пластмассовый столик, который имеет два глубоких отделения для песка и воды. Однако, развивающие игры-эксперименты мы не всегда проводим за этим специальным столом, бывают случаи, когда активно используются яркие пластмассовые миски в качестве пальчикового бассейна. Работа с детьми в центре «Песка и воды», требует определенных условий: центр должен располагаться так, чтобы легко было проводить уборку и чтобы дети могли подходить к нему со всех сторон. Необходимо запастись непромокаемыми фартучками, формочками для песка, различными моющимися игрушками. Для игр с песком и водой нужны совки, разнообразные формочки, некрупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, кольца и другие геометрические формы разных цветов, размеров), палочки, грабельки. Для игр с водой – набор резиновых и пластиковых игрушек, сачок, черпачок, разноцветные пластиковые шарики, набор игрушек из различных материалов (для игр плавает или тонет), набор камешков, ракушек и т. д.
Игры - эксперименты мы проводим: 1) как отдельный вид деятельности; 2) занимаемся ими в процессе режимных моментов; 3) используем их на прогулке как часть наблюдения. Количество проводимых опытов варьируется от одного в неделю до двух в месяц. Длительность их проведения четко не регламентируется. Это зависит от формы организации игры-эксперимента, интереса детей, но не более 10 минут за один этап. Опыты мы проводим как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т.к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.
После изучения методической литературы по данному вопросу, был составлен перспективный план игровой экспериментальной деятельности с водой и песком с учетом возрастных особенностей детей (см. приложение 1). Также была оформлена картотека игр – экспериментов с водой и песком (см. приложение 2). Проводилась работа по созданию предметно - развивающей среды в группе: подобрано необходимое оборудование для проведения опытов и экспериментов.
При организации воспитательной работы в дошкольном учреждении важно всегда помнить, что только совместными усилиями родителей и педагогов можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка. Поэтому, свою работу по экологическому воспитанию через экспериментальную деятельность мы проводим совместно с родителями. На родительском собрании сообщаем родителям о том, что активно занимаемся с малышами игровой экспериментальной деятельностью. В течение года проводим для родителей семинары, консультации, в родительский уголок размещаем информацию по экологическому воспитанию, экспериментальной деятельности детей. Совместными усилиями с родителями пополняем предметно-развивающую среду. Периодически мы организовываем фотовернисаж детской экспериментальной деятельности.
Занимаясь вопросами экологического воспитания уже в раннем возрасте, мы перекидываем мостик для благоприятного усвоения знаний по этой проблеме во второй младшей группе детского сада. Мы считаем, что овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием в игре, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности, закладывает основы экологической культуры детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через игры с песком и водой.
Материал будет интересен педагогам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста....
Презентация "Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через дидактическую игру"
Данная презентация создана в рамках проекта "Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через дидактическую игру". Презентация кратко отражает цель проекта, задачи, средства реализац...
Методическая разработка на тему: "Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через игры с песком и водой"
Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли...
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование»
Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна – это тревожный сигнал, призывающий разумно относ...
Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста через игры с песком и водой
Познакомить детей с неживой природой. Эксперименты с водой и песком....
Родительское собрание в форме игротеки «Путешествие в страну сенсорику и в мир экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
Форма проведения: игровой практикум.Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном, экологическом развитии детей младшего дошкольного возраста.Задачи: познакомить родите...
Конспект итогового занятия по познавательному развитию(экологическому воспитанию) в средней группе. Тема: "Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края"..
Цель: "Формирование у детей экологического ответственного отношения к природе по средствам ознакомления с природой Нижегородской области"....