Методическая разработка на тему: "Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через игры с песком и водой"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему

Губанова Надежда Николаевна

Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс.

Начинать  работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы  познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Необходимо максимально использовать  данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе. Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреж­дении можно и нужно с момента прихода детей в ясельную  группу. Главным обстоятельством, обеспечива­ющим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГА

ПО   ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ.

Тема: Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через игры с песком и водой.

         


Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна – это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим тема экологического воспитания в настоящий момент актуальна как никогда. Примечательно, что практически все выдающиеся педагоги прошлого придавали большое значение именно природе, как средству воспитания детей. Так, Я.А.Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли. К.Д.Ушинский призывал «ввести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством воспитания детей и их всестороннего развития: ведь знания о природе, существах, растениях усвоятся лучше, когда ребенку предложат не только посмотреть на объект живой или неживой природы, но еще и потрогать его, погладить, то есть обследовать. Природу, как неисчерпаемый источник форм, красок, звуков признают и  широко используют и большинство современных педагогов и детских психологов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, ребенок непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, оттенки, пространственное расположение. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия.

Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс.

Начинать  работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы  познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Необходимо максимально использовать  данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе. Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно и нужно с момента прихода детей в ясельную  группу. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста.

Двух - трехлетние малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой. Следует помнить, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем-то одном в течение продолжительного времени - им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова - это абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними - только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателя. Поэтому воспитатель, прежде всего сосредотачивается на сенсорном развитии детей. Становление первоначальных основ экологической культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. В возрасте двух - трех лет дети должны  познать главные сенсорные свойства предметов и объектов природы, с которыми они постоянно взаимодействуют - форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.  В младшем дошкольном возрасте формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в окружающем мире, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.

           С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки... Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой — предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление малышей с явлениями неживой природы. В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др. находятся в неразрывном единстве — живая природа не может обходиться без неживой. Растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Растению нужен воздух, нужны влага и тепло — в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, дает плоды и радует глаз человека. Таким образом, все явления и объекты неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо–видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

        Итак, исходя из вышеизложенных утверждений, вся работа по ознакомлению малышей с неживой природой строится нами в форме игрового экспериментирования. Малыши включаются в осмысленную деятельность, в процессе которой они обнаруживают все новые и новые свойства предметов.

Самой естественной сферой взаимодействия с водой, песком и другими природными материалами, является сам природный мир. Но, учитывая наши климатические условия, такая возможность у наших деток  краткосрочна, поэтому в нашей группе создан развивающий центр «Песка и воды». Это игровой пластмассовый столик, который имеет два глубоких отделения для песка и воды. Однако, развивающие игры-эксперименты мы не всегда проводим за этим специальным столом, бывают случаи, когда активно используются яркие пластмассовые миски в качестве пальчикового бассейна. Работа с детьми в центре «Песка и воды», требует определенных условий: центр должен располагаться  так, чтобы легко было проводить уборку  и чтобы дети могли подходить к нему  со всех сторон. Необходимо запастись непромокаемыми фартучками, формочками для песка, различными моющимися игрушками. Для  игр с песком и водой нужны совки, разнообразные формочки, некрупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, кольца  и другие геометрические формы разных цветов, размеров), палочки, грабельки. Для игр с водой – набор резиновых и пластиковых игрушек, сачок, черпачок, разноцветные пластиковые шарики, набор игрушек из различных материалов (для игр плавает или  тонет), набор камешков, ракушек и т. д.

        Игры -  эксперименты мы проводим: 1) как отдельный вид деятельности;  2) занимаемся ими в процессе режимных моментов; 3)  используем их на прогулке как часть наблюдения. Количество проводимых опытов  варьируется от одного в неделю до двух в месяц. Длительность их проведения  четко не регламентируется. Это зависит от формы организации игры-эксперимента, интереса детей, но не более 10 минут за один этап. Опыты мы проводим как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т.к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.

        После изучения методической литературы по данному вопросу,   был составлен перспективный  план игровой экспериментальной деятельности с водой и песком с учетом возрастных особенностей детей (см. приложение 1).  Также была оформлена картотека игр – экспериментов с водой и песком (см. приложение 2). Проводилась работа по созданию предметно - развивающей среды в группе: подобрано необходимое оборудование для проведения опытов и экспериментов.

При организации воспитательной работы в дошкольном учреждении важно всегда помнить, что только совместными усилиями родителей и педагогов можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка. Поэтому, свою работу по экологическому воспитанию через экспериментальную деятельность мы проводим совместно с родителями. На родительском собрании  сообщаем  родителям о том, что активно занимаемся с малышами игровой экспериментальной деятельностью. В течение года проводим для родителей семинары, консультации, в родительский уголок размещаем информацию по экологическому воспитанию, экспериментальной деятельности детей. Совместными усилиями  с родителями пополняем предметно-развивающую среду. Периодически мы организовываем фотовернисаж  детской экспериментальной деятельности.

Занимаясь вопросами экологического воспитания уже в раннем возрасте, мы перекидываем мостик для благоприятного усвоения знаний по этой проблеме во второй младшей группе детского сада. Мы считаем, что овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием в игре, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности,  закладывает основы экологической культуры детей.


Перспективный план игр-экспериментов с песком и водой 1-я младшая группа.

Сентябрь

Название игры

Цель

Задачи

Оборудование:

«Песочные гномики»

 Познакомить детей со свойствами сухого и влажного песка.

1.Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони)

2.Развивать зрительно - слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.

3.Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной  деятельности.

1.Центр « Вода-песок».

2.Формочки для песка.

3.Игрушка песочный Гномик.

«Про маленькую капельку»

 Познакомить  детей со свойствами воды.

1.Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов.

2.Развивать активный словарь.

3.Воспитывать положительное отношение к персонажу водяному Гномику.

1.Игрушка водяной Гномик.

  1. тазика с водой (холодная, тёплая)

3.Чистая кипячёная вода, чашки.

4.Прозрачные одноразовые стаканчики.

5.Цветные губки.

6.Плавающие игрушки.

Октябрь

«Следы на песке»

 Закрепить  знания детей о свойстве влажного песка - сохранять форму предмета.

1.Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони.

2.Развивать фантазию, творческие способности.

3.Воспитывать положительное отношение к своей работе, работам своих товарищей.

        

1.Песок.

2.Разноцветные камушки.

«Сказка о камешке»

 Познакомить  детей со свойствами резины, камней: резина лёгкая - она плавает в воде, камень тяжёлый - тонет.

1.Учить детей действовать с резиновыми игрушками, природными материалами – камушками.

2.Развивать умение проговаривать знакомую потешку, показывать её при помощи пальчиковой гимнастики.

3.Воспитывать  положительное отношение к персонажу.

1.Аквариум с водой.

2.Маленькие резиновые мячики по количеству детей.

3.Разноцветные камушки

4.Резиновая утка.

Ноябрь

«Поваре-нок»

.

  Закрепить  знания детей о свойстве влажного песка - сохранять форму предмета.

1.Формировать умение манипулировать сухим и влажным песком.

2.Развивать общую и мелкую моторику, воображение.

3.Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.

1.Центр «Вода-песок».

2.Формочки.

3.Резиновые игрушки зверят.

«Рыболов»

 Формировать  у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов.

1.Учить детей действовать с разными предметами из разных материалов.

2.Развивать зрительно – слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.

3.Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.

4.Закреплять знания основных цветов.        

1.Металлические сачки.

2.Камешки разного размера.

3.Пластмассовые шарики разного цвета.

4.Таз с водой.

5.Ведёрки по количеству детей.

Декабрь

«Речка и ручеёк» 

 Закрепить   знания детей о свойстве песка - удерживать воду.

1.Формировать понятия «широкий», «узкий», «большой», «маленький».

2.Развивать фантазию, творческие способности.

3.Воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами.        

1.Тазик с песком.

2.Узкий и широкий совок.

3.Ведерко с водой.

4.Большой и маленький  кораблики.

«Разноцвет-ная водичка»

Формировать  представление детей о свойстве воды - возможность окрашивания.

1.Закреплять знания основных цветов.

2.Развивать мелкую моторику рук.

3.Воспитывать положительное отношение элементарной исследовательской деятельности.        

1.Игрушка водяной Гномик.

2.Одноразовые стаканчики с водой по количеству детей.

3.Гуашевые краски.

4.Кисти по количеству детей.

Январь

«Песочные часы»

 

Закрепить  знания детей о свойствах песка: сухой песок – хорошо сыпется.

1.Формировать представление о  размере (большой- маленький).

2.Развивать активный словарь.

3.Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.

1.Пластмассовые воронки – большая и маленькая.

2.Совочки.

3. Тазик с песком.

« Снеговик в гостях у детей»

Дать   представление о свойстве снега превращаться в воду.

1.Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными  материалами.

2.Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

3.Воспитывать положительное отношение к персонажу-Снеговику.

        

1.Снеговик -игрушка

2.Формочки для песка

3.Совочки

4.Подносы

5.Цветные льдинки

6.Чистый снег в тазу

Февраль

«Горки для козлят»

 Учить  детей выкладывать форму из влажного песка.

1.Формировать знания о высоте предмета - высокий, низкий.

2.Развивать общую моторику рук, координацию движений.

3.Воспитывать доброжелательность, желание помочь.

1.Песок влажный.

2.Набор деревянного театра « Волк и семеро козлят».

3.Ведёрки большие и маленькие.

4.Подносы.

«Времена года»

 Дать  представление о свойстве воды превращаться в лёд.

1.Формировать умение называть основные цвета.

2.Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

3.Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.

        

  1. тазика с теплой и холодной водой.

2.Кусочки цветного льда.

3.4 маленьких тазика.

Март

«Матрешки»

        

 Закрепить    умение определять состояние и свойство песка (влажный, держит форму).

1.Закреплять знание о геометрической фигуре – круг.

2.Развивать  воображение,  мелкую моторику.

3.Воспитывать положительное отношение к персонажу, желание помочь.

        

1.Игрушки Матрешки (по количеству детей).

2.Маленькие тазики с влажным песком (по количеству детей).

3.Мелкие шишки, желуди.

«Бусы для зверят»

 Дать  понятие о свойствах и качествах льда.

1.Формировать представление о диких животных (зайце, белке, медведе).

2.Развивать мелкую моторику рук.

3.Воспитывать отзывчивость, доброжелательность.

        

1.Игрушки (заяц, медведь, белочка).

2.Цветные льдинки для бус.

3.Крупные деревянные бусинки.

Апрель

«Песочный праздник»

 Продолжать  учить детей выкладывать формы из влажного песка.

1.Приучать детей договаривать слова знакомой сказки

2.Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

3.Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помочь им.

1.Песок.

2.Кукла –большая.

3.Формочки.

4.Подносы.

5.Совки.

«Попади в колечко»

 Формировать  у детей умение называть температуру воды.

1.Упражнять  в определении температуры воды.

2.Развивать координацию движений, общую и мелкую моторику.

3.Воспитывать  интерес к трудовым действиям взрослых.

        

1.Маленькие тазики с водой.

2.Мелкие пластмассовые игрушки и шарики.

Май

«Игрушки - потеряшки»

 Закрепить знания о свойствах песка.

1.Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке предметы.

2.Развивать тактильно- кинестетическую чувствительность.

3.Упражнять в определении качества предметов – размер, форма.

3.Воспитывать положительное отношение к персонажу.

1.Песок.

2. Игрушка песочный Гномик.

3.Мелкие игрушки, предметы разной формы и размера.

«Купание куклы Кати»

Закрепить   умение определять и называть температуру воды «холодная», «горячая», «тёплая».

1.Приучать детей употреблять в речи названия предметов, действий с ними.

2.Развивать умение не отвлекаться от поставленной задачи.

3.Воспитывать культурно- гигиенические навыки,  поведения.

        

1Кукла.

  1. ведёрка с водой (холодная, горячая)

3.Ванночка

4.Мыло

5.Мыльница

6.Полотенце

«ПЕСОЧНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ»

Смешные человечки

В песочнице живут

И без горячей печки

Куличики пекут.

Ребятишки, к нам  в гости  пришли сегодня

песочные Гномики.  И мы будем  вместе с ними играть.

Детям предлагается взять в руки песочек (сначала сухой, потом влажный) и ссыпать его. Сухой песочек ссыпается хорошо, а мокрый – нет. Затем Гномики предлагают сделать куличики из сухого и мокрого песка (с помощью формочек).

Вывод: мокрый песок легко принимает нужную форму, а сухой песок рассыпается.

«СЛЕДЫ НА ПЕСКЕ»

Кто оставил на песочке

Эти разные следочки?

Может, это был зайчишка?

Может, котик пробегал?

Ну а, может, воробьишка

С мышкой польку танцевал?

Предложить малышам оставить на песке отпечаток своей ладошки. Песок должен быть влажным, ровным. Взять разные предметы (формочки, баночки, камушки), прижать их к песку, делая оттиск. Затем получившиеся контуры можно дорисовать, превратив в забавную фигурку, выложить камушками.

Вывод: на мокром песке остаются следы, отпечатки.

«ПОВАРЁНОК»

Ну-ка, повар, наш дружок,

Испеки нам пирожок!

Для мишки -топтыжки –

Медовые коврижки,

Для белочки – вертушки –

Сладкие ватрушки.

А для ребятишек –

Пончиков да пышек!

К детям в гости приходят разные зверушки. Предложить детям вылепить из мокрого песка разную выпечку (овальные пирожки, круглые булочки, рогалики в виде полумесяца) и угостить своими вкусностями игрушечных зверушек.

«РЕЧКА И РУЧЕЕК»

Вот и большая река –

Широка, глубока,

А вот малый ручеек –

Не широк, не глубок.

Большим, широким совочком выкопать  в песке «реку». Маленьким, более узким совочком – «ручеек». Можно налить в них воды. Попросить детей большой кораблик пустить в «реку», а маленький – в «ручеек». В процессе игры постоянно повторять и спрашивать детей, какой кораблик плывет в «реке», а какой – в «ручейке».

   

«ПРО МАЛЕНЬКУЮ КАПЕЛЬКУ»

Водяные человечки

Целый день плескались в речке.

А потом залезли в тазик

Искупаться еще разик.

Ребятишки, мы знаем с вами, что в песочнице живут песочные Гномики. А в воде (в реке, в море, в ванночке и в тазике) живут водяные Гномики. Они сегодня пришли к нам в гости. Давайте с ними познакомимся.   Гномики предлагают нам с ними поиграть.

Детям предлагается: - попить водичку из стаканчиков;

-заглянуть в одноразовые стаканчики с водой – она прозрачная;

-помыть ручки холодной и теплой водичкой.

«СКАЗКА О КАМУШКЕ»

На берегу озера лежал маленький камушек. Он смотрел на красивые цветочки, которые плавали на воде и думал: «Какие они счастливые, плавают, словно лодочки. Я тоже хочу поплавать!». Пришел на берег озера мальчик, взял камушек и бросил в воду. Камушек обрадовался: «Наконец-то сбылась моя мечта! Я буду плавать!». Но оказалось, что плыть он не может, потому что сильно тяжелый. И камушек опустился на дно озера. Сначала он расстроился и загрустил. А потом увидел, сколько вокруг веселых рыбок, других камушков и красивых растений. Камушек перестал грустить и подружился с рыбками. Что поделаешь? Тяжелые камушки плавать не могут.

Предложить детям опустить в аквариум разноцветные камушки, а потом маленькие резиновые мячики.

Вывод: камушки тяжелые – они тонут в воде, а мячики легкие – они плавают на поверхности.

«РЫБОЛОВ»

-Рыболов, какую рыбку

Ты поймал нам на обед?

Отвечает он с улыбкой:

Это вовсе не секрет!

Я сумел поймать пока

Два дырявых башмака!

В гости приходят водяные Гномики и приглашают детей на рыбалку. У каждого ребенка индивидуальное ведерко с водой, в котором находятся камушки и пластмассовые шарики (плавают на поверхности или лежат на дне). С помощью специальных сачков дети ловят эти игрушки. В процессе можно просить ребенка выловить какие-нибудь конкретные предметы: «Поймай синий шарик. Поймай маленький камушек и т.д.».

«РАЗНОЦВЕТНАЯ ВОДИЧКА»

Выглянуло солнышко
Из мохнатой тучки,
Потянулось к дождику
Пальчиками – лучиками.
Но не струсил дождик.
С нами не расстался,
Семицветной радугой 
Над землей остался.

Рассказать детям, что радуга бывает не только на небе, ее можно сделать самим с помощью воды и разноцветных красок. Взять  прозрачные стаканчики с водой, разноцветные краски. Дети обмакивают кисти в краску, затем опускают их в стаканчики с водой (вода окрашивается). Стаканчики с разноцветной водой составить дугой и получится «радуга».

Вывод: вода может менять свой цвет.


Литература:

1. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92

2. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. –М.: ТЦ Сфера, 2004

3.Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004

3. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2004.

4. Материалы Интернет-сайтов

5. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) / Авт.-сост. В. Сотникова. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005.

6.  Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. – М.: Москва – Синтез, 2005.

7. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий – М.: Мозаика - Синтез, 2008.

8. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика - Синтез, 2004

9.Дерягина Л.Б. Лепим куличики, пускаем кораблики: Развивающие игры с песком и водой. СПб.: Издательский дом «Литера», 2006

10.Материалы с интернет-сайтов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через игры с песком и водой.

Материал будет интересен педагогам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста....

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование»

Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна – это тревожный сигнал, призывающий разумно относ...

Первоначальные основы экологического воспитания детей младьшего дошкольного возраста через игры с песком и водой.

Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна - это тревожный сигнал, призывающий разумно относ...

Родительское собрание в форме игротеки «Путешествие в страну сенсорику и в мир экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»

Форма проведения: игровой практикум.Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном, экологическом развитии детей младшего   дошкольного возраста.Задачи: познакомить родите...

Методическая разработка для воспитателей Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры и упражнения. Дидактическое пособие "Послушные пальчики"

В методичеких рекомендациях представлено  авторское дидактическое пособия "Послушные пальчики" и упражнения по развитию мелкой моторики и координации движений рук детей младшего дошколь...

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ»

Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающ...

Методическая разработка «Игровые технологии как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающий, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам пр...