Методическая разработка на тему: "Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через игры с песком и водой"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему
Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс.
Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе. Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно и нужно с момента прихода детей в ясельную группу. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГА
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ.
Тема: Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через игры с песком и водой.
Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна – это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим тема экологического воспитания в настоящий момент актуальна как никогда. Примечательно, что практически все выдающиеся педагоги прошлого придавали большое значение именно природе, как средству воспитания детей. Так, Я.А.Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли. К.Д.Ушинский призывал «ввести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством воспитания детей и их всестороннего развития: ведь знания о природе, существах, растениях усвоятся лучше, когда ребенку предложат не только посмотреть на объект живой или неживой природы, но еще и потрогать его, погладить, то есть обследовать. Природу, как неисчерпаемый источник форм, красок, звуков признают и широко используют и большинство современных педагогов и детских психологов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, ребенок непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, оттенки, пространственное расположение. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия.
Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс.
Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе. Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно и нужно с момента прихода детей в ясельную группу. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста.
Двух - трехлетние малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой. Следует помнить, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем-то одном в течение продолжительного времени - им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова - это абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними - только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателя. Поэтому воспитатель, прежде всего сосредотачивается на сенсорном развитии детей. Становление первоначальных основ экологической культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. В возрасте двух - трех лет дети должны познать главные сенсорные свойства предметов и объектов природы, с которыми они постоянно взаимодействуют - форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними. В младшем дошкольном возрасте формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в окружающем мире, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки... Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой — предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление малышей с явлениями неживой природы. В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др. находятся в неразрывном единстве — живая природа не может обходиться без неживой. Растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Растению нужен воздух, нужны влага и тепло — в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, дает плоды и радует глаз человека. Таким образом, все явления и объекты неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо–видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Итак, исходя из вышеизложенных утверждений, вся работа по ознакомлению малышей с неживой природой строится нами в форме игрового экспериментирования. Малыши включаются в осмысленную деятельность, в процессе которой они обнаруживают все новые и новые свойства предметов.
Самой естественной сферой взаимодействия с водой, песком и другими природными материалами, является сам природный мир. Но, учитывая наши климатические условия, такая возможность у наших деток краткосрочна, поэтому в нашей группе создан развивающий центр «Песка и воды». Это игровой пластмассовый столик, который имеет два глубоких отделения для песка и воды. Однако, развивающие игры-эксперименты мы не всегда проводим за этим специальным столом, бывают случаи, когда активно используются яркие пластмассовые миски в качестве пальчикового бассейна. Работа с детьми в центре «Песка и воды», требует определенных условий: центр должен располагаться так, чтобы легко было проводить уборку и чтобы дети могли подходить к нему со всех сторон. Необходимо запастись непромокаемыми фартучками, формочками для песка, различными моющимися игрушками. Для игр с песком и водой нужны совки, разнообразные формочки, некрупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, кольца и другие геометрические формы разных цветов, размеров), палочки, грабельки. Для игр с водой – набор резиновых и пластиковых игрушек, сачок, черпачок, разноцветные пластиковые шарики, набор игрушек из различных материалов (для игр плавает или тонет), набор камешков, ракушек и т. д.
Игры - эксперименты мы проводим: 1) как отдельный вид деятельности; 2) занимаемся ими в процессе режимных моментов; 3) используем их на прогулке как часть наблюдения. Количество проводимых опытов варьируется от одного в неделю до двух в месяц. Длительность их проведения четко не регламентируется. Это зависит от формы организации игры-эксперимента, интереса детей, но не более 10 минут за один этап. Опыты мы проводим как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т.к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.
После изучения методической литературы по данному вопросу, был составлен перспективный план игровой экспериментальной деятельности с водой и песком с учетом возрастных особенностей детей (см. приложение 1). Также была оформлена картотека игр – экспериментов с водой и песком (см. приложение 2). Проводилась работа по созданию предметно - развивающей среды в группе: подобрано необходимое оборудование для проведения опытов и экспериментов.
При организации воспитательной работы в дошкольном учреждении важно всегда помнить, что только совместными усилиями родителей и педагогов можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка. Поэтому, свою работу по экологическому воспитанию через экспериментальную деятельность мы проводим совместно с родителями. На родительском собрании сообщаем родителям о том, что активно занимаемся с малышами игровой экспериментальной деятельностью. В течение года проводим для родителей семинары, консультации, в родительский уголок размещаем информацию по экологическому воспитанию, экспериментальной деятельности детей. Совместными усилиями с родителями пополняем предметно-развивающую среду. Периодически мы организовываем фотовернисаж детской экспериментальной деятельности.
Занимаясь вопросами экологического воспитания уже в раннем возрасте, мы перекидываем мостик для благоприятного усвоения знаний по этой проблеме во второй младшей группе детского сада. Мы считаем, что овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием в игре, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности, закладывает основы экологической культуры детей.
Перспективный план игр-экспериментов с песком и водой 1-я младшая группа.
Сентябрь
Название игры | Цель | Задачи | Оборудование: |
«Песочные гномики» | Познакомить детей со свойствами сухого и влажного песка. | 1.Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони) 2.Развивать зрительно - слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений. 3.Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности. | 1.Центр « Вода-песок». 2.Формочки для песка. 3.Игрушка песочный Гномик. |
«Про маленькую капельку» | Познакомить детей со свойствами воды. | 1.Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов. 2.Развивать активный словарь. 3.Воспитывать положительное отношение к персонажу водяному Гномику. | 1.Игрушка водяной Гномик.
3.Чистая кипячёная вода, чашки. 4.Прозрачные одноразовые стаканчики. 5.Цветные губки. 6.Плавающие игрушки. |
Октябрь
«Следы на песке» | Закрепить знания детей о свойстве влажного песка - сохранять форму предмета. | 1.Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони. 2.Развивать фантазию, творческие способности. 3.Воспитывать положительное отношение к своей работе, работам своих товарищей.
| 1.Песок. 2.Разноцветные камушки. |
«Сказка о камешке» | Познакомить детей со свойствами резины, камней: резина лёгкая - она плавает в воде, камень тяжёлый - тонет. | 1.Учить детей действовать с резиновыми игрушками, природными материалами – камушками. 2.Развивать умение проговаривать знакомую потешку, показывать её при помощи пальчиковой гимнастики. 3.Воспитывать положительное отношение к персонажу. | 1.Аквариум с водой. 2.Маленькие резиновые мячики по количеству детей. 3.Разноцветные камушки 4.Резиновая утка. |
Ноябрь
«Поваре-нок» . | Закрепить знания детей о свойстве влажного песка - сохранять форму предмета. | 1.Формировать умение манипулировать сухим и влажным песком. 2.Развивать общую и мелкую моторику, воображение. 3.Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности. | 1.Центр «Вода-песок». 2.Формочки. 3.Резиновые игрушки зверят. |
«Рыболов» | Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов. | 1.Учить детей действовать с разными предметами из разных материалов. 2.Развивать зрительно – слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений. 3.Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру. 4.Закреплять знания основных цветов. | 1.Металлические сачки. 2.Камешки разного размера. 3.Пластмассовые шарики разного цвета. 4.Таз с водой. 5.Ведёрки по количеству детей. |
Декабрь
«Речка и ручеёк» | Закрепить знания детей о свойстве песка - удерживать воду. | 1.Формировать понятия «широкий», «узкий», «большой», «маленький». 2.Развивать фантазию, творческие способности. 3.Воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами. | 1.Тазик с песком. 2.Узкий и широкий совок. 3.Ведерко с водой. 4.Большой и маленький кораблики. |
«Разноцвет-ная водичка» | Формировать представление детей о свойстве воды - возможность окрашивания. | 1.Закреплять знания основных цветов. 2.Развивать мелкую моторику рук. 3.Воспитывать положительное отношение элементарной исследовательской деятельности. | 1.Игрушка водяной Гномик. 2.Одноразовые стаканчики с водой по количеству детей. 3.Гуашевые краски. 4.Кисти по количеству детей. |
Январь
«Песочные часы»
| Закрепить знания детей о свойствах песка: сухой песок – хорошо сыпется. | 1.Формировать представление о размере (большой- маленький). 2.Развивать активный словарь. 3.Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения. | 1.Пластмассовые воронки – большая и маленькая. 2.Совочки. 3. Тазик с песком. |
« Снеговик в гостях у детей» | Дать представление о свойстве снега превращаться в воду. | 1.Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными материалами. 2.Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 3.Воспитывать положительное отношение к персонажу-Снеговику.
| 1.Снеговик -игрушка 2.Формочки для песка 3.Совочки 4.Подносы 5.Цветные льдинки 6.Чистый снег в тазу |
Февраль
«Горки для козлят» | Учить детей выкладывать форму из влажного песка. | 1.Формировать знания о высоте предмета - высокий, низкий. 2.Развивать общую моторику рук, координацию движений. 3.Воспитывать доброжелательность, желание помочь. | 1.Песок влажный. 2.Набор деревянного театра « Волк и семеро козлят». 3.Ведёрки большие и маленькие. 4.Подносы. |
«Времена года» | Дать представление о свойстве воды превращаться в лёд. | 1.Формировать умение называть основные цвета. 2.Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 3.Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.
|
2.Кусочки цветного льда. 3.4 маленьких тазика. |
Март
«Матрешки»
| Закрепить умение определять состояние и свойство песка (влажный, держит форму). | 1.Закреплять знание о геометрической фигуре – круг. 2.Развивать воображение, мелкую моторику. 3.Воспитывать положительное отношение к персонажу, желание помочь.
| 1.Игрушки Матрешки (по количеству детей). 2.Маленькие тазики с влажным песком (по количеству детей). 3.Мелкие шишки, желуди. |
«Бусы для зверят» | Дать понятие о свойствах и качествах льда. | 1.Формировать представление о диких животных (зайце, белке, медведе). 2.Развивать мелкую моторику рук. 3.Воспитывать отзывчивость, доброжелательность.
| 1.Игрушки (заяц, медведь, белочка). 2.Цветные льдинки для бус. 3.Крупные деревянные бусинки. |
Апрель
«Песочный праздник» | Продолжать учить детей выкладывать формы из влажного песка. | 1.Приучать детей договаривать слова знакомой сказки 2.Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 3.Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помочь им. | 1.Песок. 2.Кукла –большая. 3.Формочки. 4.Подносы. 5.Совки. |
«Попади в колечко» | Формировать у детей умение называть температуру воды. | 1.Упражнять в определении температуры воды. 2.Развивать координацию движений, общую и мелкую моторику. 3.Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых.
| 1.Маленькие тазики с водой. 2.Мелкие пластмассовые игрушки и шарики. |
Май
«Игрушки - потеряшки» | Закрепить знания о свойствах песка. | 1.Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке предметы. 2.Развивать тактильно- кинестетическую чувствительность. 3.Упражнять в определении качества предметов – размер, форма. 3.Воспитывать положительное отношение к персонажу. | 1.Песок. 2. Игрушка песочный Гномик. 3.Мелкие игрушки, предметы разной формы и размера. |
«Купание куклы Кати» | Закрепить умение определять и называть температуру воды «холодная», «горячая», «тёплая». | 1.Приучать детей употреблять в речи названия предметов, действий с ними. 2.Развивать умение не отвлекаться от поставленной задачи. 3.Воспитывать культурно- гигиенические навыки, поведения.
| 1Кукла.
3.Ванночка 4.Мыло 5.Мыльница 6.Полотенце |
«ПЕСОЧНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ» Смешные человечки В песочнице живут И без горячей печки Куличики пекут. Ребятишки, к нам в гости пришли сегодня песочные Гномики. И мы будем вместе с ними играть. Детям предлагается взять в руки песочек (сначала сухой, потом влажный) и ссыпать его. Сухой песочек ссыпается хорошо, а мокрый – нет. Затем Гномики предлагают сделать куличики из сухого и мокрого песка (с помощью формочек). Вывод: мокрый песок легко принимает нужную форму, а сухой песок рассыпается. «СЛЕДЫ НА ПЕСКЕ» Кто оставил на песочке Эти разные следочки? Может, это был зайчишка? Может, котик пробегал? Ну а, может, воробьишка С мышкой польку танцевал? Предложить малышам оставить на песке отпечаток своей ладошки. Песок должен быть влажным, ровным. Взять разные предметы (формочки, баночки, камушки), прижать их к песку, делая оттиск. Затем получившиеся контуры можно дорисовать, превратив в забавную фигурку, выложить камушками. Вывод: на мокром песке остаются следы, отпечатки. «ПОВАРЁНОК» Ну-ка, повар, наш дружок, Испеки нам пирожок! Для мишки -топтыжки – Медовые коврижки, Для белочки – вертушки – Сладкие ватрушки. А для ребятишек – Пончиков да пышек! К детям в гости приходят разные зверушки. Предложить детям вылепить из мокрого песка разную выпечку (овальные пирожки, круглые булочки, рогалики в виде полумесяца) и угостить своими вкусностями игрушечных зверушек. «РЕЧКА И РУЧЕЕК» Вот и большая река – Широка, глубока, А вот малый ручеек – Не широк, не глубок. Большим, широким совочком выкопать в песке «реку». Маленьким, более узким совочком – «ручеек». Можно налить в них воды. Попросить детей большой кораблик пустить в «реку», а маленький – в «ручеек». В процессе игры постоянно повторять и спрашивать детей, какой кораблик плывет в «реке», а какой – в «ручейке». |
«ПРО МАЛЕНЬКУЮ КАПЕЛЬКУ» Водяные человечки Целый день плескались в речке. А потом залезли в тазик Искупаться еще разик. Ребятишки, мы знаем с вами, что в песочнице живут песочные Гномики. А в воде (в реке, в море, в ванночке и в тазике) живут водяные Гномики. Они сегодня пришли к нам в гости. Давайте с ними познакомимся. Гномики предлагают нам с ними поиграть. Детям предлагается: - попить водичку из стаканчиков; -заглянуть в одноразовые стаканчики с водой – она прозрачная; -помыть ручки холодной и теплой водичкой. «СКАЗКА О КАМУШКЕ» На берегу озера лежал маленький камушек. Он смотрел на красивые цветочки, которые плавали на воде и думал: «Какие они счастливые, плавают, словно лодочки. Я тоже хочу поплавать!». Пришел на берег озера мальчик, взял камушек и бросил в воду. Камушек обрадовался: «Наконец-то сбылась моя мечта! Я буду плавать!». Но оказалось, что плыть он не может, потому что сильно тяжелый. И камушек опустился на дно озера. Сначала он расстроился и загрустил. А потом увидел, сколько вокруг веселых рыбок, других камушков и красивых растений. Камушек перестал грустить и подружился с рыбками. Что поделаешь? Тяжелые камушки плавать не могут. Предложить детям опустить в аквариум разноцветные камушки, а потом маленькие резиновые мячики. Вывод: камушки тяжелые – они тонут в воде, а мячики легкие – они плавают на поверхности. «РЫБОЛОВ» -Рыболов, какую рыбку Ты поймал нам на обед? Отвечает он с улыбкой: Это вовсе не секрет! Я сумел поймать пока Два дырявых башмака! В гости приходят водяные Гномики и приглашают детей на рыбалку. У каждого ребенка индивидуальное ведерко с водой, в котором находятся камушки и пластмассовые шарики (плавают на поверхности или лежат на дне). С помощью специальных сачков дети ловят эти игрушки. В процессе можно просить ребенка выловить какие-нибудь конкретные предметы: «Поймай синий шарик. Поймай маленький камушек и т.д.». «РАЗНОЦВЕТНАЯ ВОДИЧКА» Выглянуло солнышко Рассказать детям, что радуга бывает не только на небе, ее можно сделать самим с помощью воды и разноцветных красок. Взять прозрачные стаканчики с водой, разноцветные краски. Дети обмакивают кисти в краску, затем опускают их в стаканчики с водой (вода окрашивается). Стаканчики с разноцветной водой составить дугой и получится «радуга». Вывод: вода может менять свой цвет. |
Литература:
1. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92
2. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. –М.: ТЦ Сфера, 2004
3.Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004
3. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2004.
4. Материалы Интернет-сайтов
5. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) / Авт.-сост. В. Сотникова. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005.
6. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. – М.: Москва – Синтез, 2005.
7. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий – М.: Мозаика - Синтез, 2008.
8. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика - Синтез, 2004
9.Дерягина Л.Б. Лепим куличики, пускаем кораблики: Развивающие игры с песком и водой. СПб.: Издательский дом «Литера», 2006
10.Материалы с интернет-сайтов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через игры с песком и водой.
Материал будет интересен педагогам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста....
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование»
Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна – это тревожный сигнал, призывающий разумно относ...
Первоначальные основы экологического воспитания детей младьшего дошкольного возраста через игры с песком и водой.
Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна - это тревожный сигнал, призывающий разумно относ...
Родительское собрание в форме игротеки «Путешествие в страну сенсорику и в мир экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
Форма проведения: игровой практикум.Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном, экологическом развитии детей младшего дошкольного возраста.Задачи: познакомить родите...
Методическая разработка для воспитателей Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры и упражнения. Дидактическое пособие "Послушные пальчики"
В методичеких рекомендациях представлено авторское дидактическое пособия "Послушные пальчики" и упражнения по развитию мелкой моторики и координации движений рук детей младшего дошколь...
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ»
Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающ...
Методическая разработка «Игровые технологии как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающий, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам пр...