"Развитие интонационно-мелодической стороны речи посредством игровых упражнений"
статья на тему

Бойкова Анна Николаевна

Статья о развитии интонационно-мелодической стороны речи посредством игровых упражнений у детей с нарушением речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.26 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие интонационно-мелодической стороны речи посредством игровых упражнений.

Бойкова Анна Николаевна

 

В последние годы увеличилось число детей с проблемами речи. По наблюдениям последних  лет, примерно у 25-30 % дошкольников, посещающих  дошкольные учреждения, имеют нарушения речи. Если своевременно не скорректировать имеющиеся нарушения, то клубок проблем у ребёнка с речевыми нарушениями стремительно нарастает.

Особое значение в дошкольный период придается развитию связной речи, так как ребенок с хорошо развитой связной речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами об игре, обсуждать действия, происходящие в совместной деятельности, быту. Самое важное то, что правильная, хорошо развитая связная речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению к школе. 

Значительные трудности просматриваются в овладении навыками связной речи у детей с нарушениями речи. У большинства детей дошкольного и старшего дошкольного возраста отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления, для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи.

Игровые  упражнения дают возможность преодолевать проблемы в связной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой, позволяют детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).

Выделяют следующие игровые упражнения способствующие развитию интонационно-мелодической стороны речи у детей с нарушениями речи.

1. Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизаций. 

Упражнения выполняются под счет, с музыкальным сопровождением, с опорой на дирижерский жест и образец педагога: «Говорливый ручеек», Гудок», «Повтори-ка», «Ветер, ветер...», «Чудак», «Кричалки», и др.

Пальчиковая гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью. Пальчиковые игры и упражнения стимулируют развитие артикуляционного компонента речи, развивают фантазию, превращают учебный процесс в увлекательную игру.

Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития просодических компонентов речи: они вырабатывают ритмичность, мелодику, интонационную выразительность, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания. Соединение ритмичной, выразительной речи с движением способствует конкретизации слуховых образов, формированию связной речи в таких речевых играх, как «Мать и дитя», «Повстречались», «Озвучиваем сказку», «Лес», «Две руки» и др. Важность их использования объясняется тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха, так как речь и музыка имеют единую интонационную природу.

С детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи необходимо проводить упражнения на озвучивание сказок. Для озвучивания фрагментов сказок, стихотворений применяются и музыкальные инструменты, которые педагог выбирает в соответствии с содержанием произведений и характером игровых персонажей.

Также огромное значение придается театрализованным играм, в которых дети выступают от имени героев сказок и песен.

2. Танцевально-ритмические упражнения являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей, позволяющих свободно и красиво выполнять согласованные с музыкой движения, задания и игры (в том числе, подвижные).

К таким упражнениям относятся «Кенгуру», «Ходьба», «Ветер и ветерок», «У ребят порядок строгий…», «Замри», «Маршрутный лист», «Переходы» и др. Они способствуют развитию звуковысотного слуха, координации движений, ориентировки в пространстве, активизация словарного запаса. 

3. Эмоционально-волевой тренинг - включает игры и игровые упражнения, имеющие своей целью невербальное и вербальное выражение основных эмоций (радости, печали, удивления, страха, злости, интереса, горя, спокойствия).

Игровые  упражнения способствуют в доступной и интересной форме развитию всех сторон речевой деятельности дошкольника.

Таким образом,  развитие интонационно-мелодической стороны речи  детей дошкольного возраста с нарушением речи посредством игровых упражнений имеет социальную значимость и приобретает особую остроту применительно к детям, имеющим речевой дефект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие лексической стороны речи посредством дидактических игр./"

Статья на тему "Развитие лексической стороны речи посредством дидактических игр." План-конспект прилагается....

проект "Развитие интонационной выразительности речи у детей посредством игровых упражнений"

Недостаточно развитая  интонационная выразительность речи у детей дошкольного возраста с ОНР влияет на качество передоваемой информации, тем самым, создавая трудности во взаимопонимании и в ...

Развитие интонационной выразительности речи при заучивании стихотворений, посредством игровых упражнений

Развитие интонационной выразительности речи при заучивании стихотворений, посредством игровых упражнений. Консультация для воспитателей...

Игра "Чудесные превращения" для развития интонационно-мелодической и темпо-ритмической организации речи дошкольников с разными речевыми возможностями

ЦЕЛЬ игры: формирование умения интонировать в речи, т.е. создавать интонационный рисунок – изменять скорость произнесения, уметь поднимать и повышать тон голоса, верно расставлять паузы, окрашив...

«Развитие интонационной выразительности речи посредством игровых упражнений»

Развитие интонационной выразительности речи относится к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. В норме интонационной выразительностью речи дети ...

МАСТЕР - КЛАСС «Развитие интонационной выразительности речи детей посредством игровых упражнений в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ » (для воспитателей детского сада)

МАСТЕР - КЛАСС«Развитие интонационной выразительности речи детей посредством игровых упражнений в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ »(для воспитателей детского сада)...

Развитие интонационной выразительности речи, посредством игровых упражнений.

Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Присутствие в речи ребёнка всех компонентов интонации (темп, ритм, тембр, логическое ударение, мелодика) способствует не только формированию произвольн...