Проект по познавательно- исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Юные исследователи»
проект (подготовительная группа) по теме
Развитие интереса к исследовательскому поиску у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность:
Эксперимент – важнейший метод исследования. Самые интересные эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Исследование - естественный процесс для ребёнка. Он изучает всё, что происходит вокруг. Подготовленный мною проект сможет расширить представления детей об окружающем мире, заинтересовать его.
Цели и задачи:
-создать условия для формирования у ребенка целостной картины мира, окружающих его предметов и явлений;
-развивать интерес к исследовательскому поиску;
- развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
-обогащать словарный запас детей;
-совершенствовать коммуникативные навыки, способности к сотрудничеству со сверстниками и педагогом.
Сроки проведения: проект краткосрочный, рассчитан на 3 недели.
Участники: дети подготовительной группы «Непоседы», воспитатель, родители.
Вид проекта: групповой, познавательно-исследовательский.
Ожидаемый результат:
Повысить уровень любознательности, исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, делать определенные умозаключения и выводы).
План предстоящей деятельности:
- Выбираем объект исследования.
- Подбираем оборудование.
- Определяем, для чего проводится опыт (прогнозируем результат).
- Проводим эксперимент.
- Анализируем результат.
План экспериментальной деятельности:
1 неделя:
Воздух.
Беседа «Воздух на земле».
Дидактическая игра «Хорошо - плохо» (когда воздух поступает как помощник, а когда приносит вред).
Опыты:
- «Как поймать воздух».
- «Имеет ли воздух вес».
- «Парашют».
- «Воздух в стакане».
- «Воздух в наших лёгких».
- «Воздух легче воды».
- «Тёплый и холодный воздух».
- «Воздух можно сжать».
- «Почему гаснет свеча».
2 неделя:
Вода.
Беседа «Круговорот воды в природе», «Что такое вода и для чего она нужна людям?».
Опыты:
- «Имеет ли вода форму?».
- «Какого цвета вода?»
- «Вода- растворитель».
- «Тонет – не тонет».
- «В какой воде легче плавать?».
- «Послушная водичка».
3 неделя:
Магнит.
Беседа «Что такое магнит?»
Дидактическая игра «Притягивает – не притягивает».
Опыты:
- «Всё ли притягивает магнит?».
- «Танец кнопок».
- «Не замочи рук».
Песок и глина – наши помощники.
Игры с песком на прогулке. Наблюдения на прогулке.
Опыты:
- «Что такое песок?»
- «Сравнение песка и глины».
- «Кто живёт в песке?».
- «Лепим из песка и глины».
Работа с родителями:
Консультация «Детское экспериментирование».
Приложение:
Опытно-экспериментальная деятельность.
Воздух
1. «Как поймать воздух»
Возьмите целлофановый пакет и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакет.
-Что произошло с пакетом?
-Что в нём находится?
Возьмите острую палочку и осторожно проколите
пакет. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: Мы воздух не видим, но можем почувствовать.
2.«Имеет ли воздух вес»
Нам понадобиться весы и два воздушных шара. Эти весы можно сделать самим из верёвочки и палочки. С двух сторон я подвешиваем шары.
-Посмотрите, сейчас весы уравновешены. Я возьму острую палочку
и проткну один из шаров. Что произошло? Какой можно сделать вывод?
Вывод: шарик с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха. Воздух имел вес.
4.«Парашют».
Оборудование: 8 кусков верёвки по 40 см., большой пластиковый пакет,
двухсторонний скотч, игрушечный человечек.
Из пакета вырезаем круг и крепим к нему верёвки и человечка.
Сложим парашют и бросим его как можно выше.
При спуске под куполом оказывается большое количество воздуха.
Вывод: Сила сопротивления воздуха уменьшает скорость падения.
5.«Воздух в стакане».
Оборудование: пустой пластиковый стакан, ёмкость с водой.
Перевернём стакан вверх дном, и будем медленно опускать его в воду.
-Что вы видите? Попадает ли вода в стакан? Вытаскиваем. Посмотрите,
снаружи стакан мокрый, а внутри?
-Почему вода не попала в стакан?
Вывод: в стакане находится воздух, он не пускает воду.
6.«Воздух в наших лёгких».
Оборудование: стаканы с водой, трубочки для коктейля.
-Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берётся?
Вывод: Пузырьки воздуха поднимаются на поверхность потому, что воздух легче воды.
7.«Воздух легче воды».
Оборудование: резиновые или пластмассовые игрушки, ёмкость с водой.
Попробовать «утопить» игрушки в воде. Игрушки всплывают.
-Где можно использовать это свойство воздуха?
Вывод: Воздух легче воды. Это свойство нашло применение при производстве надувных кругов, матрасов для купания.
8.«Тёплый и холодный воздух».
Оборудование: нарисовать круг, вырезать. Провести по кругу линии так, чтобы получилась спираль. Раскрасить её в виде змейки, вырезать. Сквозь головку змейки продеть нитку. Подержать над батареей. Поднимающийся тёплый воздух заставит змейку двигаться.
-почему змейка движется?
-Где люди используют это свойство воздуха?
Вывод: Горячий воздух более лёгкий, чем холодный, поэтому он поднимается вверх. Применение – полёты на воздушном шаре.
9.«Воздух можно сжать».
Набрать в шприц воздух, закрыть пальцем и надавить. Поршень опускается с трудом. Не открывая отверстия отпустить поршень, он вернётся в обратное положение.
Вывод: Поршень заставляет воздух сжиматься, возвращается в исходное положение, потому что сжатый воздух стремится расшириться. Сила сжатого воздуха может передвигать предметы. Например: вода из шланга, ядро из пушки.
10.«Почему гаснет свеча».
Оборудование: 2 свечи, 2 блюдца, банка, спички.
Взять 2 свечи, поставить на блюдца и поджечь их. Одну из свечей накрыть банкой. Через некоторое время свеча, накрытая банкой, погаснет.
-Почему свеча погасла?
Вывод: В банке кончился кислород и образовался углекислый газ. Человек тоже не сможет жить без кислорода.
Вода.
1.«Имеет ли вода форму?»
Оборудование: кубик шар, ёмкость с водой, пустая ёмкость другой формы.
Перелить воду в пустую ёмкость.
-Имеет ли вода форму?
Вывод: Форма, которую принимает вода, всё время изменяется.
Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода-жидкость.
2.«Какого цвета вода?»
Оборудование: стакан с водой, стакан с молоком, картинка.
Поставим картинку за стаканом с водой, за стаканом с молоком.
-Что мы обнаружили?
Вывод: Через воду рисунок виден, а через молоко нет. Значит вода
прозрачная жидкость.
3.«Вода- растворитель»
А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают своё мнение.
Один ребёнок размешивает в воде сахар, другой - соль, третий – аскорбиновую кислоту.
-Теперь попробуйте воду снова. Что изменилось? У воды появился вкус.
Вывод: Вода не имеет вкуса. Вода может растворять вещества.
-А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное
масло. Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Так же не растворилось и масло, оно
осталось на поверхности.
4.«Тонет – не тонет»
Оборудование: Ёмкость с водой, металлические, пластмассовые, деревянные и др. предметы. Поочерёдно опускать предметы в воду.
-Все ли предметы утонули?
Вывод: Тяжёлые предметы тонут, а более лёгкие остаются на поверхности.
5.«В какой воде легче плавать?»
Оборудование: 2 варёных яйца, соль, 2 стакана с водой.
Положили 2 яйца в разные стаканы с водой. Они утонули. В один стакан с яйцом насыпали соль. Яйцо всплыло и держится на поверхности.
Вывод: Вода солёная, поэтому вес воды увеличился, а яйцо стало легче солёной воды и оно поднялось на поверхность.
6.«Послушная водичка»
Оборудование: Две стеклянные банки с водой, заполненные наполовину, шесть небольших камешков, пластина из стекла, поролоновая губка.
Напомнить детям рассказ Л.Н. Толстого «Умная галка».
-Почему автор назвал галку умной? Как поступили бы вы на её месте? Попробуем повторить эксперимент, который осуществила птица.
Осторожно опустить камешки в банку.
-Что происходит? (вода поднимается вверх, т.е. увеличивается в объеме).
А теперь опустить в банку с водой поролоновую губку – вынуть. Что происходит? (вода впиталась в губку – и банка оказалась почти пустой)
Отожмите воду из губки в банку и положите влажную губку на пластину. Что происходит? (вода стекает)
Вывод: Объем воды может увеличиваться в результате погружения в нее другого тела. Вода может впитываться в другие тела и вытекать из них.
Магнит.
1.«Всё ли притягивает магнит?»
Оборудование: Предметы из различных материалов, магнит.
Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.
2.«Танец кнопок»
Оборудование: Магнит, картон, кнопки.
На картон рассыпать кнопки, под картоном магнит. Движения магнита заставляют двигаться кнопки.
Вывод: Сила магнита действует через картон.
3.«Не замочи рук»
Оборудование: Стеклянная банка с водой, скрепка, магнит.
Опускаем скрепку в банку с водой, по внешней стороне снизу вверх ведём магнит. Скрепка «тянется» за магнитом.
Вывод: Сила магнита действует через стекло.
Песок и глина.
1.«Что такое песок?»
Оборудование: Сухой песок, лупа, магнит.
Потрогать песок руками, рассмотреть в лупу, опустить в песок магнит.
Вывод: песок- это очень мелкие камешки разного цвета, разной формы, разного размера. В песке можно найти мелкие частички металла.
2.«Сравнение песка и глины»
Оборудование: Песок, глина, бумага.
Насыпать на бумагу песок и глину.
Вывод: Песок сыпучий, его движение напоминает движение воды.
Глина – однородная, «хрупкая», ломается.
3.«Кто живёт в песке?»
Оборудование: Песок, бумажные трубочки, пластиковый стакан.
Вложить в трубочку карандаш, засыпать песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем сначала карандаш, затем, через некоторое время трубочку.
-Трубочка помялась?
Вывод: Песчинки, соприкасаясь, образуют предохранительный свод.
-Вот почему насекомые, попавшие в песок, выбираются целыми.
4.«Лепим из песка и глины»
Оборудование: песок, глина, тарелочки, клеёнки, вода.
Смочить песок, глину. Сравнить, где вода впиталась быстрее.
Попробовать лепить из песка, из глины.
Вывод: Из глины можно лепить, а песок рассыпается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательно – исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста методом проекта
Данная статья посвещена работе педагогов методом проекта...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познание, познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Чистая вода»Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество.Задачи:Образовательные:1. Учить ставить ...
Программа дополнительного образования «Юные исследователи» (по познавательно – исследовательской деятельности) для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Дополнительная образовательная программа по познавательно-исследовательской деятельности...
Сценарный план непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Материал направлен на развитие умений детей старшего дошкольного возраста решать элементарные арифметические и логические задачи, с применением блоков Дьенеша....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познавательное развитие", познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Чистая вода».
Задачи:Образовательные:-учить ставить перед собой цель, планировать свою работу;-совершенствовать умение общаться со сверстниками во время опытов;-закреплять в речи детей слова: водопровод, авария.Раз...
ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Использование современных технологий для развития познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»
ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Использование современных технологий для развития познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошк...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Традиции чаепития»
Цель: расширять представления детей о многообразии традиций чаепития в разных странах.Программные задачи: Образовательные:познакомить с историей чая, чайными церемониями разных...