Путешествие в историю пожарной службы
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Цель данной методической разработки дать детям представление об истории возникновения пожарной службы, активизировать речь детей за счёт прилагательных, характеризующих качества пожарного; развивать мышление, связную речь детей, воспитывать уважение к профессии пожарного, к его нелёгкому труду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_istoriyu_pozharnoy_sluzhby.docx | 19.01 КБ |
Предварительный просмотр:
«Путешествие в историю пожарной службы»
подготовительная группа
Дорохова И.В., воспитатель
МАДОУ«Центр развития ребенка –
детский сад №35 «Родничок»
Программное содержание:
- дать детям представление об истории возникновения пожарной службы: как люди тушили пожар в прошлом, на чем передвигались, во что были одеты пожарные;
- активизировать речь детей за счёт прилагательных, характеризующих качества пожарного;
- развивать мышление, связную речь детей;
- воспитывать уважение к профессии пожарного, к его нелёгкому труду.
Предварительная работа:
- чтение литературно-художественных произведений: С.Я.Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое », Л.Н.Толстой «Пожарные собаки»;
- беседа о пожароопасных предметах;
- рассматривание картинок, беседы о том, как огонь помогал человеку;
- беседа на тему «Когда огонь- друг, а когда- враг».
Оборудование:
- «машина времени» - оклеенная цветной самоклеющейся пленкой коробка с различными кнопками (кнопки выполнены из разноцветных кусочков поролона и разноцветных крышек от бутылок, рядом с кнопками приклеены маленькие прозрачные кармашки) и прозрачным карманом большего размера; картинка с изображением пожара; квадратики разного цвета (в соответствии с цветами кнопок);
- мультимедийный проектор (иллюстрации с изображениями: пожарного, людей, тушащих пожар ведрами; ручного насоса; пожарного смотрителя; пожарной вышки; пожарных на телеге; первой пожарной машины, современной пожарной машины; костюма пожарного);
- пособие «кинолента», изготовленное в виде набора листов ДВП ( 7 штук), оформленных в виде кинокадра, и скрепленных между собой кольцами; с передней стороны каждого «кинокадра» приклеен прозрачный карман;
- 2 корзины с различными предметами;
-кусочки сукна и брезента по количеству детей, таз с водой; весы (детские или аптечные);
-детское ведерко из песочного набора;
-запись пожарной сирены (аудиокассета), магнитофон;
-значки с изображением пожарных – по количеству детей.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я вчера по телевизору смотрела новости, и там показывали, как загорелся завод, а пожарные расчеты тушили огонь. А вы хотите узнать, как раньше давным-давно тушили пожары.(ответы детей) А сделаем мы это с помощью машины времени, она помогает перенестись в прошлое. Чтобы отравиться в путешествие, необходимо «машину времени» завести – в прозрачные кармашки рядом с кнопками поместить квадратики такого же цвета, что и кнопки.
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в путешествие в историю пожарной службы. Закройте глаза, повернитесь вокруг себя три раза - вот мы уже и в прошлом!
Беседа об истории возникновения пожарной службы
Воспитатель: В давние времена постоянных пожарных не было. Если загорался дом, с огнем боролись все жители улицы. Люди выстраивались цепочкой от горящего дома до реки или колодца. Они передавали ведра с водой из рук в руки, пока вода не доходила до тех, кто заливал ею пламя ( на проекторе показывает иллюстрацию, на которой изображено тушение пожара ведрами).
Давайте сами попробуем так поработать - поиграем в игру «Потуши пожар ведрами с водой» (педагог предлагает детям построиться цепочкой, первому ребенку в цепочке дает игрушечное ведро, дети передают ведро друг другу. Затем последний ребенок в цепочке возвращается в ее начало, и также начинает передавать ведро дальше. Игра повторяется несколько раз).
Воспитатель: Как вы думаете, быстро можно было потушить пожар таким способом? Почему? (ответы детей).
Позже для борьбы с огнем люди придумали ручные насосы, чтобы качать воду по шлангам (на проекторе показывает иллюстрацию, на которой изображен ручной насос, берущий воду из реки). Назначили специального человека, который обходил ночью все улицы и смотрел, не горит ли что-нибудь (на проекторе показывает детям иллюстрацию с изображением ночного смотрителя). Как только он замечал дым или огонь, сразу же поднимал шум - так люди узнавали о пожаре.
Но город постепенно рос, обойти его становилось все труднее и труднее. И тогда жители города построили специальные вышки, которые стали называть «пожарная каланча» (на проекторе показывает иллюстрацию с изображением пожарной вышки). На вышке круглосуточно дежурил дозорный.
На площади базарной,
На каланче пожарной
Круглые сутки
Стоит солдат у будки.
Смотрит вокруг –
На север,
На юг,
На запад,
На восток,-
Не виден ли дымок?
Т.к. каланча была выше окружающих домов, дозорный сразу видел место пожара и подавал сигнал тревоги, звоня в колокол (ведь телефонов тогда не было!). По сигналу колокола к месту пожара выезжала специальная пожарная команда. Пожарные ехали на лошадях, и везли с собой всего две бочки воды - больше на телеге не умещалось (на проекторе показывает детям иллюстрацию с изображением пожарных на телеге). Как вы думаете, удавалось ли пожарным потушить огонь? Почему? (ответы детей).
Да, на лошадях с телегой, да еще с грузом, быстро не разгонишься. Да и воды в бочках было мало даже для тушения одного дома. А ведь раньше все дома были деревянные, горели быстро. Вот и приходилось пожарным, в первую очередь, поливать водой соседние постройки, чтобы не дать огню перейти на другой дом или улицу.
Со временем люди изобрели машины. И, конечно же, придумали пожарную машину. Сначала пожарные машины были небольшого размера. На них умещалось всего несколько человек (на проекторе показывает иллюстрацию).
Сейчас мы уже не представляем, что пожарные машины могут выглядеть иначе, чем эти (на проекторе показывает иллюстрацию с изображением современной пожарной машины). В такой машине умещается целая пожарная дружина, есть специальные отсеки для воды, пены, шлангов. На крыше машины – обязательно есть пожарная лестница. Как вы думаете, для чего она нужна? (ответы детей).
Обратите внимание, пожарные машины и раньше, и теперь красного цвета. Интересно почему, как вы считаете? (ответы детей). Красный цвет- цвет огня. Пожарная машина красная, чтобы издалека было видно, что едет пожарный автомобиль, и чтобы все уступали ему дорогу. А вы слышали пожарную сирену? (предлагает детям послушать пожарную сирену).
Вот так, постепенно, и возникла пожарная служба. Ребята, а давайте создадим фильм об истории возникновения пожарной службы. Чистая кинопленка у меня уже есть (демонстрирует детям пособие «кинолента», изготовленное в виде набора листов картона, оформленных в виде кинокадра, и скрепленных между собой кольцами; с передней стороны каждого «кинокадра» приклеен прозрачный карман); необходимо снять каждый кадр нашего фильма (предлагает детям карточки с изображениями: людей с ведрами, ручного насоса, ночного смотрителя, пожарной вышки, пожарных на телеге, первой пожарной машины, современной пожарной машины). Ребята, мы снимем наш фильм, если вы правильно и последовательно поместите картинки в каждом прозрачном кармане нашей киноленты. Будьте внимательны! (Ребята выполняют задание, комментируя свои действия. В конце работы педагог предлагает детям с помощью полученной киноленты рассказать об истории возникновения пожарной службы: дети по очереди описывают каждый кадр).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, каким должен быть пожарный? (Ответы детей. Если дети затрудняются, педагог предлагает им подсказки:
Пожарный много тренируется, значит, он …
Пожарный обладает большой силой, значит, он…
В борьбе с огнем пожарный проявляет отвагу, значит, он…
Пожарный проявляет смелость, значит, он… и т.д.)
Воспитатель: Давайте и мы с вами превратимся в смелых пожарных и проведем пожарные учения.
Организуется подвижная игра-эстафета
«Вынесем предметы при пожаре»
Дети делятся на 2 команды. По сигналу они по-очереди бегут до обозначенного места (например, корзины), берут оттуда один предмет, и возвращаются назад. Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием.
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Что нового вы узнали сегодня, путешествуя в прошлое? (ответы детей).
Рефлексия: Ребята, если вам понравилось путешествие в прошлое пожарной службы, возьмите себе на память значки с изображением пожарных, а дома родителям обязательно расскажите о своем путешествии.
Список используемой литературы:
1. Шорыгина Т.А. «Беседы о правилах пожарной безопасности»
2. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.- СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
3. Иванова Т.В. «Пожарная безопасность. Разработки занятий. Подготовительная группа».- Волгоград: ИТД «Корифей».- 96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "Путешествие в историю пожарной службы"
Это занятие об истории возникновения пожарной службы....
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы по теме: «История создания службы пожарной охраны России»
Конспект занятия разрабатывался к 365-й годовщине создания пожарной службы и МЧС...
ЦОР к НОД "История создания службы пожарной охраны России" для детей подготовительной к школе группы
Презентация к конспекту занятия "История создания службы пожарной охраны России"...
Путешествие в историю пожарной службы
Воспитательное досуговое мероприятие для детей старшего дошкольного возраста...
Непосредственно образовательная деятельности по безопасности на тему : «Путешествие в историю пожарной службы» в старшей группе
Цель: дать детям представление об истории возникновения пожарной службы: как люди тушили пожар в прошлом, на чем передвигались, во что были одеты пожарные;Задачи:обучающие:–...
История пожарной службы
Презентация предназначена для детей 5-8 лет. Рассказывает об истории возникновения пожарной службы....
Сценарий воспитательного досугового мероприятия в старшей группе " Путешествие в историю пожарной службы".
Цель: воспитывать интерес и уважение к профессии пожарногоЗадачи: пополнять знания о профессии пожарного;формировать представления об истории возникновения пожарной службы;развивать интелле...