Непосредственно образовательная деятельность
методическая разработка на тему
Методическая разработка содержит материалы по организации непосредственно образовательной деятельности в дошкольном учреждении, в которой систематизированы конспекты методических мероприятий с педагогами, схемы, таблицы, методические рекомендации, Адресуется специалистам различной квалификации, занятым в сфере практической деятельности в системе дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 37.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Концепцией модернизации Российского образования определены основные направления современной образовательной политики: обеспечение доступности, эффективности и качества образования. Жизнь современного дошкольного образовательного учреждения немыслима без серьёзной опоры на научные достижения в области педагогики, без внедрения новых технологий, ведения экспериментальной деятельности. Это обусловлено тем, что, независимо от вида образовательного учреждения, деятельность педагогического коллектива всегда направлена на поиск качества образования.
Введение в действие ФГОС дошкольного образования предполагает развитие ДОУ как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей.
В настоящее время у педагогических работников дошкольных образовательных учреждений возникает множество вопросов в организации непосредственно образовательной деятельности.
Анализ психолого – педагогической литературы и практики работы ДОУ показывает, что современные подходы к организации непосредственно образовательной деятельности недостаточно разработаны на научном и методическом уровне. В связи с эти возникла необходимость создания методической разработки, где представлена система работы по повышению психолого – педагогической компетентности педагогов в организации непосредственно образовательной деятельности.
Цель: оказание методической поддержки педагогов в обновлении содержания непосредственно образовательной деятельности.
Ожидаемый результат реализации методической разработки:
- обеспечена информационная, методическая, технологическая готовность педагогов для работы с детьми по ФГОС;
- педагоги используют современные инновационные технологии, приёмы и методы в организации непосредственно образовательной деятельности.
- доведены требования к условиям, обеспечивающим реализацию основной образовательной программы дошкольного образования согласно ФГОС.
- Педагоги соблюдают здоровьесберегающие технологии при организации непосредственно образовательной деятельности.
Семинар – практикум
«Структура и содержание непосредственно образовательной деятельности»
Занятие -1
Проблемное поле. Интерактивная игра «Ёлочка»
- Программное содержание
- Методы и приёмы.
- Активизация познавательной и творческой деятельности детей
Интерактивная игра «Ёлочка» позволяет определить затруднения педагогов в организации непосредственно образовательной деятельности и наметить всевозможные пути решения сложившихся затруднений.
Педагоги в микрогруппах выполняют задание. Им выдаётся пиктограмма «Ёлочка», на одной ветке, которая ведёт к стволу педагоги записывают проблему, а на ветке от ствола возможный маршрут решения, затем обсуждают.
Программное содержание
Содержание непосредственно образовательной деятельности разрабатывается на основе требований реализуемой образовательной программы по данному разделу с учетом уровня сформированности познавательной деятельности детей и освоенности предыдущих разделов программы, а также общих задач воспитания и развития и направлено на достижение основных целей обучения:
- обучающих, включающих усвоение ребенком определенного объема знаний, умений и навыков;
- развивающих, ориентированных на познавательную сферу дошкольника и включающих развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, речи,
способностей; - воспитательных, связанных с формированием личности ребенка: потребностей и мотивов, ценностей, нравственных установок, норм поведения, черт характера.
Программное содержание должно нести в себе:
- целостность представления (изложения);
- взаимосвязь частей (структурных компонентов);
- единую логику развития (так как именно на этом выстраивается взаимодействие воспитателя с детьми, что и обеспечивает усвоение содержания).
Практическое задание в микрогруппах:
Педагогам раздаются конспекты НОД без программного содержания. Педагоги определяют программное содержание непосредственно образовательной деятельности.
- Методы и приёмы непосредственно образовательной деятельности.
Рассматривая метод как систему действий, отметим, что каждый метод можно представить как совокупность методических приемов. Ведь прием - это часть метода (или частичное выражение метода). Прием - это система действий, направленная на решение учебной задачи (или задач).
Анализ многообразия дидактических приемов показывает, что можно определить небольшое количество универсальных приемов, которые вписываются в классификацию представленных выше методов.
Приемы, которыми пользуется педагог для обучения: сообщение, описание, объяснение, инструкции, постановка вопроса, задания, показ (демонстрация) опыта, показ практического действия, наглядного объекта и т. д.
Ответные действия детей: слушание, заучивание, восприятие, наблюдение, решение, разделение, соединение, рисование, практическое действие, размышление вслух, объяснение, описание, задавание вопросов, выполнение упражнений, конструирование и т. д.
Таким образом, метод обучения выбирается в зависимости от дидактических целей занятия, от содержания самого материала:
- объяснительно-иллюстративный метод информирует о новых элементах знаний темы;
- репродуктивный метод формирует навыки отношений между элементами знаний;
- проблемный метод ориентирует на осознанное усвоение
и развивает определенный тип мышления (решения проблемных
ситуаций в разных условиях); - проблемный, эвристический и исследовательский методы
развивают творческие способности детей.
Однако это возможно, если педагог активизирует познавательную и творческую деятельность детей, используя задания типа: «Расскажи, что было дальше» (сказка, рассказ), «Рифмуй строчки», а также приемы привлечения и удержания внимания:
Правильный выбор метода обучения влияет на развитие целостной картины мира ребенка, его способностей, воспитание его потребностей. Затруднения в выборе метода чаще связаны с использованием различных классификаций групп методов.
Наглядные методы обучения:
- Наблюдение
- Показ предметов, образца
- Использование технических средств обучения
- Использование дидактических пособий
Словесные методы обучения:
- Пояснение
- Рассказ
- Чтение
- Беседа
Практические методы обучения:
- Упражнения
- Игра
Методы повышения познавательной активности:
- Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).
- Сравнение.
- Метод моделирования и конструирования.
- Метод вопросов.
- Метод повторения.
- Решение логических задач.
- Экспериментирование и опыты.
Методы повышения эмоциональной активности:
- Игровые и воображаемые ситуации.
- Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.
- Игры-драматизации.
- Сюрпризные моменты.
- Элементы творчества и новизны.
- Юмор и шутка (учебные комиксы).
Методы обучения и развития творчества:
- Эмоциональная насыщенность окружения.
- Мотивирование детской деятельности.
- Исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование).
- Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении - прошлое, настоящее и будущее).
- Игровые приемы.
- Юмор и шутка.
- Экспериментирование.
- Проблемные ситуации и задачи.
- Неясные знания (догадки).
- Предположения (гипотезы).
- Активизация познавательной и творческой деятельности детей
Название приёма | Описание приёма | |
Голосовая и эмоциональная модуляция | Изменение интонации, тембра, высоты и громкости голоса | |
Модуляция темпа речи | Выдерживание паузы, резкое изменение темпа речи | |
Прерывание речи, использование антиципации /догадки/ | Прерывание речи на словах, достаточно очевидных для группы, с просьбой произнести вслух то, на каком слове прервана речь | |
«Провалы памяти» | «Забывание» достаточно очевидных фрагментов речи, с просьбой напомнить | |
Жестикуляция | Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией. При этом ладони открыты, жесты широкие и свободные | |
Риторические вопросы | Повторение основных моментов речи в форме вопроса, на который после небольшой паузы даёт ответ сам педагог | |
Контрольные вопросы | Задаются по только что изложенному с требованием исчерпывающего ответа | |
Активное ассистирование | Закончив или прервав смысловой блок, педагог просит детей дополнить его рассказ на основе имеющихся у них знаний и опыта | |
Экстрараздражители | Как бы случайно, но главное – внезапно, педагог роняет ручку, включает музыку, свет | |
«Ошибка воспитателя» | Педагог намеренно допускает ошибку, а дети должны отметить её. Если дети не заметили, то вернуться к ошибке и спросить: «Я верно говорю?» |
Практическое задание в микрогруппах:
Педагогам предлагается импровизация непосредственно образовательной деятельности. Один участник микрогруппы в роли воспитателя, остальные – дети. Задача педагога - с помощью предложенной группы методов активизировать познавательную или творческую деятельность детей.
Интерактивная игра «Чемодан, корзина, мясорубка».
На мольберте расположены 3 листа, на одном из которых нарисован чемодан, на втором мусорная корзина, на третьем мясорубка. Педагоги наклеивают стикеры под изображениями. /Приложение 2,3,4/
Чемодан – всё, что сегодня узнала, пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
Домашнее задание:
Изучение литературы по проблеме.
Занятие - 2.
- Мини – лекция
«Формы организации детей в непосредственно образовательной деятельности».
- «Структуры построения непосредственно образовательной деятельности».
- Нетрадиционные виды НОД.
- «Формы организации детей в непосредственно образовательной деятельности».
Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является непосредственно образовательная деятельность.
Систематическое обучение во время непосредственно образовательной деятельности – важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Традиционно выделяется три формы организации обучения: подгрупповая,
фронтальная /коллективная/, индивидуально – дифференцированная.
Практическое задание:
Педагогам называют формы организации, далее они определяют особенности организации, преимущества и недостатки.
Формы организации детей в непосредственно образовательной деятельности | Особенности организации |
Подгрупповая | Детей делят на подгруппы. Основания для комплектации подгрупп могут быть: личная симпатия детей, общность интересов. Главная задача педагога - обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения. |
Фронтальная (коллективная) | Педагог работает со всей группой. Главными достоинствами данного вида обучения являются его экономичность, единое содержание, чёткая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, недостатком - трудности в индивидуализации обучения |
Индивидуально - дифференцированная | Педагог разрабатывает задания разной степени сложности с учётом возрастного компонента, уровня сформированности практических умений и навыков детей, эмоционального состояния, здоровья, типа высшей нервной деятельности. |
- «Структуры построения непосредственно образовательной деятельности»
Организуя непосредственно-образовательную деятельность с с дошкольниками, необходимо, прежде всего, определить его главную цель, зависящую от того, будет ли НОД носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель.
Так, на обучающем виде НОД накапливается необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а на развивающем дети, используя приобретенный опыт, самостоятельно добывают знания. Соответственно, в образовательном процессе должны использоваться различные виды НОД.
Деятельность воспитателя | Деятельность ребёнка |
Мотивация деятельности | Возникновение интереса к новой деятельности, готовности к восприятию |
Изложения учебного материала | Восприятие |
Закрепление учебного материала | Осмысление |
Подведение итогов НОД, индивидуальная оценка детей | Возникновение чувства удовлетворения познавательной деятельности |
Определение новых целей | Возникновение интереса к предстоящей новой деятельности, ожидание её |
Модель построения обучающего типа НОД
Деятельность воспитателя | Деятельность ребёнка |
Создание проблемной ситуации | Возникновение состояние «хочу узнать» |
Совместное определение значимых проблем, выдвижение гипотез, дополнительная мотивация | |
Управление самостоятельным поиском | Самостоятельный поиск |
Совместное подведение итогов, выдвижение гипотез |
Модель построения развивающего типа НОД
Модель построения комплексного типа НОД
В комплексном виде НОД решаются задачи двух и более видов деятельности. Важно отметить, что при этом необходимо сохранять единую сюжетную линию и не допускать набора упражнений на разные виды деятельности без какой-либо логики.
Модель интегрированного типа НОД
Сущность интегрированного вида НОД заключается в том, что посредством различного содержания и видов деятельности решается одна (основная) дидактическая или воспитательная цель.
Практическое задание:
Педагоги в микрогруппах получают конспекты НОД. Задача педагогов - определить тип непосредственно образовательной деятельности.
3.Нетрадиционные виды непосредственно образовательной деятельности.
• НОД-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.
- НОД - КВН (предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина).
- Театрализованная НОД (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).
- НОД -сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения).
- НОД - консультации (когда ребенок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребенка).
- НОД - взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию).
- НОД - аукционы (проводятся, как настольная игра «Менеджер»).
- НОД - сомнения (поиска истины). (Исследовательская деятельность детей типа: тает - не тает, летает - не летает, плавает -тонет и т. д.)
- НОД - путешествия.
- Бинарная НОД (авт. Дж. Родари). (Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.)
- НОД - фантазии.
- НОД - концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию).
- НОД - диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).
- НОД - посиделки (ознакомление дошкольников с народными праздниками (например, «Масленица») и приобщение к ним);
- НОД - посещение гостей;
- НОД - сказка (развитие детей посредством различных видов деятельности, объединенных сюжетом хорошо знакомой сказки или мультфильма);
Практическое задание:
Педагогам предлагаются карточки, где указаны различные нетрадиционные виды непосредственно образовательной деятельности. Задача педагогов составить краткий конспект непосредственно образовательной деятельности нетрадиционного вида.
Домашнее задание:
Разработать конспекты непосредственно образовательной деятельности нетрадиционного вида.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Конспект непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру: « Учитесь жалеть и беречь»
для страшего дошкольного возраста...
Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров
Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....
Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос
Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т
Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при возникновении пожараЗадачи:ü создать условия для расширения представлений...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию.12.04.2018год Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию Тема: «Матрешек русский хоровод»
Тема:"матрёшек русский хоровод".12.04.2018год...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема непосредственно образовательной деятельности: «Космическое путешествие»
Возрастная группа: старшая группаФорма организации воспитанников: подгрупповая.Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 25 минут.Цель непосредственно образовательной деятельност...