ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
struktura_i_soderzhanie_programm.docx | 20.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Сафина
Алсу Ильсуровна,
старший воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 161 комбинированного вида»
Приволжского района, г. Казань, Бичарина С.Л.воспитатель, Юсупова Л.И. воспитатель.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРИМЕРНЫХ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Впервые понятие «образовательная про-
грамма» было представлено в Законе Россий-
ской Федерации «Об образовании» в 1992 году,
где, наряду с государственными образователь-
ными стандартами, образовательными учреж-
дениями и органами управления образованием,
образовательная программа является составной
частью системы образования Российской Феде-
рации. В нем (согласно п. 5 ст. 14 Закона Рос-
сийской Федерации от 10 июля 1992) установ-
лено, что «содержание образования в конкрет-
ном учреждении определяется образовательной
программой (образовательными программами),
разрабатываемой, принимаемой и реализуемой
этим учреждением самостоятельно» [3, с. 16]. В
компетенцию и ответственность каждого обра-
зовательного учреждения включена разработка
и утверждение основной общеобразовательной
программы на основе федеральных государст-
венных требований и примерных основных об-
щеобразовательных программ дошкольного
образования.
С
Особенности организации воспитательно-образовательного процесса
Организация воспитательно-образовательного процесса в условиях модернизации дошкольного образования
271
Современные программы дошкольного об-
разования классифицируются на вариативные
и альтернативные; базовые, федеральные, ре-
гиональные, муниципальные; основные и до-
полнительные; примерные; комплексные и
парциальные программы [7, с. 9].
Вариативные и альтернативные программы
различаются по философско-концептуальным
основам (взгляды авторов на ребенка, на за-
кономерности его развития, а, следовательно,
и на создание условий, которые способствуют
становлению личности). Основная программа
определяет весь спектр общеразвивающих (в
том числе коррекционных) задач и все содер-
жательные аспекты деятельности ДОУ в реа-
лизации основных образовательных услуг. В
рамках реализации основной образовательной
деятельности ДОУ могут применяться спе-
циализированные (парциальные) программы.
Необходимо отметить, что значительная часть
ответственности в комплексных программах
лежит на плечах авторского коллектива. В
Федеральных же требованиях установлены 10
образовательных областей в обязательной
части программы и в каждой из них сформу-
лированы основные задачи. Таким образом,
образовательное учреждение ответственно за
реализацию всех образовательных областей в
полном объеме, какую бы при этом ком-
плексную (авторскую) программу оно не ис-
пользовало.
В качестве первоосновы любой основной
общеобразовательной программы дошкольно-
го образования выступают ФГТ и примерная
основная общеобразовательная программа –
документы федерального уровня. Они опре-
деляют всю обязательную часть основных об-
разовательных программ дошкольного обра-
зования (80% от общего объема), в том числе
задачи, содержание, объем образовательных
областей, основные результаты освоения про-
граммы, подходы и принципы построения об-
разовательного процесса, целевые и ценност-
ные ориентиры семьи, общества и государст-
ва РФ в сфере дошкольного образования.
Примерная основная общеобразовательная
программа – это основа для разработки ос-
новной общеобразовательной программы до-
школьного образования ДОУ [7, с. 21].
Первой примерной основной общеобразо-
вательной программой дошкольного образо-
вания стала программа «Успех», под научным
руководством Асмолова А.Г. Программа с
октября 2009 года по декабрь 2010 года про-
ходила апробацию в 7 пилотных регионах
субъектов РФ. В программе «Успех» впервые
учитываются особенности гендерного воспи-
тания, основной целью которого является ов-
ладение способами общения и взаимодейст-
вия со сверстниками противоположного пола,
а также формирование собственной гендер-
ной идентичности (осознание себя в качестве
представителя определенного пола). Успех –
это и признание окружающих, и одобрение
достижений. Успех – это еще и результат пра-
вильно организованного, полноценного раз-
вития детей.
Успешность маленьких россиян – результат:
– социально-личностного развития,
– познавательно-речевого развития,
– единства физического развития и воспи-
тания культуры здоровья,
– художественно-эстетического развития
[2, с. 15].
В основу примерной основной общеобра-
зовательной программы дошкольного образо-
вания «Мир открытий», научным руководи-
телем которой является Людмила Георгиевна
Петерсон, положена новая концепция, реали-
зующая системно-деятельностный подход в
современном образовании на основе общей
теории деятельности, представленная в дидак-
тической системе деятельностного метода
Л.Г. Петерсон («Школа 2000…»). «Мир от-
крытий» – это:
– открытие каждым ребенком окружающе-
го мира, а также самого себя как личности и
других людей в этом мире – в процессе собст-
венной деятельности;
– открытие новых эффективных инстру-
ментов развития деятельностных способно-
стей и коммуникативно-нравственных качеств
личности,
– открытие педагогами новых путей само-
Особенности организации воспитательно-образовательного процесса
Организация воспитательно-образовательного процесса в условиях модернизации дошкольного образования
272
реализации,
– открытие родителями возможности более
глубокого понимания собственных детей и
новых смыслов в собственной судьбе [5, с. 7].
Девиз программы «Детство» – «Чувство-
вать – Познать – Творить». Все содержание
программы условно объединяется вокруг че-
тырех основных блоков: Познание, Гуманное
отношение, Созидание, Здоровый образ жиз-
ни. Цель примерной программы: обеспечение
всестороннего развития ребенка в дошколь-
ный период: интеллектуального, физического,
эмоционального, нравственного, волевого,
социально-личностного, – через соответст-
вующую его возрастным особенностям разви-
вающую среду [1, с. 5].
Название программы «Истоки» (под ред.
ЛА. Парамоновой) отражает значение дошко-
льного детства как уникального возраста, в
котором закладываются основы всего буду-
щего развития человека. В основу Программы
положена концепция психологического воз-
раста. Психологический возраст не совпадает
с хронологическим и один психологический
возраст по своей продолжительности не равен
другому. Программе выделены следующие
психологические возрасты:
– эпоха раннего детства, состоящая из двух
периодов – младенчества (от рождения до го-
да) и раннего возраста (от 1 года до 3 лет);
– период дошкольного детства, состоящий
из двух фаз – младшего дошкольного (от 3 до
5 лет) и старшего дошкольного возраста (от 5
до 7 лет).
Такая возрастная периодизация позволяет
видеть индивидуальную перспективу разви-
тия каждого ребенка [6, с. 19].
Основная общеобразовательная программа
дошкольного образования «От рождения до
школы» под ред. Н.Е. Вераксы – это, по сути,
доработанная в соответствии с ФГТ основная
программа Васильевой. Примерная Програм-
ма Вераксы «От рождения до школы» строит-
ся на принципе культуросообразности. Реали-
зация этого принципа обеспечивает учет на-
циональных ценностей и традиций в образо-
вании, восполняет недостатки духовно-
нравственного и эмоционального воспитания.
Главный критерий отбора программного ма-
териала – его воспитательная ценность, высо-
кий художественный уровень используемых
произведений культуры. Ведущие цели Про-
граммы:
– создание благоприятных условия для
полноценного проживания ребенком дошко-
льного детства;
– формирование основ базовой культуры
личности;
– всестороннее развитие психических и
физических качеств;
– подготовка к жизни в современности об-
ществе, к обучению в школе;
– обеспечению безопасности жизнедея-
тельности [4, с. 31].
В настоящее время ведется разработка
проекта федерального закона «Об образова-
нии в Российской Федерации». Важно, что в
данный законопроект включены положения о
наделенииМинистерства образования и науки
Российской Федерации полномочиями по ут-
верждению перечня соответствующих при-
мерных основных образовательных программ.
Данный перечень будет утверждаться по ре-
зультатам экспертизы таких примерных про-
грамм. Вышеперечисленные примерные ос-
новные общеобразовательные программы
дошкольного образования и другие ком-
плексные программы дошкольного образова-
ния, авторские коллективы которых в на-
стоящее время корректируют свои програм-
мы, дорабатывают их на предмет соответст-
вия ФГТ («Радуга», «Из детства в отрочест-
во», «Детский сад – дом радости» и др.) для
включения в указанный перечень также будут
обязаны пройти экспертизу [8].
Таким образом, любое дошкольное учреж-
дение для разработки своей основной образо-
вательной программы дошкольного образова-
ния сможет выбрать примерную основную
образовательную программу дошкольного
образования только из числа тех, которые бу-
дут включены в указанный перечень, утвер-
жденный приказомМинистерства
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А.
Примерная основная общеобразовательная про-
грамма дошкольного образования «Детство». –
СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 528 с.
2. Березина Н.О., Бурлакова И.А., Герасимова Е.Н.
и др., под научным руководством Асмолова А.Г.
Примерная основная общеобразовательная про-
грамма дошкольного образования «Успех». – М.:
Просвещение, 2010. – 255 с.
3. Закон Российской Федерации «Об образовании»
(Закон Российской Федерации «Об образовании»
приводится в редакции, вступающей в силу с 1
января 2005 года). – Казань: РИЦ «Школа», 2004.
– 68 с.
4. Основная общеобразовательная программа до-
школьного образования «От рождения до школы»
/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Организация воспитательно- образовательного процесса в условиях проектной деятельности"
консультация для педагогов...
Мотивация и стимулирование труда, как метод управления педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации дошкольного образования
Мотивация и стимулирование труда педагогов дошкольных учреждений сегодня обуславливается целым радом факторов. В сложившейся ситуации важна эффективность деятельности педагогов......
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тема "Структура и содержание примерных основных образовательных программ дошкольного образования" http://file1.inet21.com/05/26/42/filestore/ДОУ_сборник.pdf...
Особенности организации воспитательного образовательного процесса в условиях двуязычия.
Двуязычные дети, как показывают исследования, по развитию опережают своих сверстников. Они более любознательны, у них лучше развиты внимание и память....
Особенности организации воспитательно - образовательного процесса в условиях двухъязычия.
Научиться говорить на другом языке означает не только выучить слова и фразы, но и воспитывать в себе толерантное отношение к другой культуре....
Мастер-класс для педагогов: «ЛЕГО - конструирование как средство комплексного решения воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС дошкольного образования»
Добрый день, уважаемые коллеги! LEGO (в переводе с датского) – означает увлекательная среда. И я предлагаю вам погрузиться в эту увлекательную среду.От рождения детям присуще стремлени...
Особенности организации воспитательного образовательного процесса в условиях двуязычия
Часто двуязычие в семье становится злосчастным камнем преткновения. Вспомним времена Советского Союза. Тогда в стране были распространены смешанные браки. СССР славился, как многонациональная страна. ...