Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в групповом помещении для детей старшего дошкольного возраста
статья (подготовительная группа)

Белоусова Надежда Александровна

В данной статье расматривается создание предпосылок  к проявлению самостоятельного познавательного интереса,через создание безопасной,насыщенной,функциональной и доступной предметно-развивающей среды. Так же расмотрим оснащение и наполняемость каждого центра развития. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

в групповом помещении для детей старшего дошкольного возраста

      Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду, организованная с учетом требований ФГОС ДО, позволяет реализовать содержание образовательной программы дошкольного образования, достичь планируемых результатов её освоения в соответствии с возрастом детей. Так, у старших дошкольников активно развивается социальная культура, познавательный интерес, любознательность, инициатива, самостоятельность. Среда способствует формированию эмоционального благополучия, индивидуальной комфортности.

      Предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком, материалами, оборудованием, игровыми пособиями, инвентарем). Несмотря на единые требования, предъявляемые к организации предметной среды в ДОУ ФГОС ДО, окружающее ребенка пространство группы имеет свою индивидуальность, которая является результатом совместного творчества взрослых и детей. В данном контексте нам бы хотелось рассказать, как оборудована среда нашей группы – подготовительной группы общеразвивающей направленности.

                             Первое, что видит ребенок и его родители, приходя в детский сад, это раздевалка.

Визитная карточка группы. Наша раздевалка оснащена удобными индивидуальными шкафчиками, скамейками. На стендах размещена вся необходимая информация для родителей воспитанников: режим дня, расписание занятий, информация о людях, работающих в группе и специалистах ДОУ, номера телефонов актуальных организаций. В накопителях находятся материалы консультаций по разным направлениям развития детей. Родители могут ознакомиться с темой недели, с мероприятиями, которые будут проходить в рамках данной темы. В раздевалке расположен стенд, где представлены материалы проектной деятельности (фото, заметки, рисунки). находится несколько выставочных пространств для размещения продуктов детской деятельности. Дети любят рассматривать свои работы, показывать родителям, друзьям, поэтому выставка поделок (лепка, ручной труд) расположены в доступности для ребят.

                             При входе в группу, на дверях, на уровне глаз детей у нас расположены «Правила

нашей группы», составленные совместно с детьми в виде схематических изображений, внимание детей обращается на то, как лучше поступить в конкретном случае и каких ситуаций следует избегать. Это позволяет старшим дошкольникам почувствовать свою значимость и взросление.

      Обзор центров активности начинаем с «Уголка безопасности», который состоит из тумбы с полками для дидактических игр («Дорожные знаки», «Добры, злой огонь»), макетов предметов для личной безопасности: отражатели, огнетушитель, игрушек для обыгрывания проблемных ситуаций (телефон, машинки: пожарная и скорая помощь) и ковролина для плакатов по дорожной безопасности, безопасного поведения в быту, природе. Дополняет уголок напольное покрытие с фигурками дорожных знаков для конструирования дорожного движения. Всё это направлено на формирование у детей старшего дошкольного возраста основных представлений об основах безопасности жизнедеятельности, стимулирует развитие поведенческих навыков в вопросах безопасности.

      В подготовительной группе дети активно участвуют в дежурстве по столовой и занятиям, поэтому наличие уголка дежурств обязательно. Благодаря дежурству ребёнок начинает нести ответственность за общественное поручение. Даже если задание довольно простое, дежурство формирует любовь к труду. В нашем «Уголке дежурств» размещены фартуки и косынки, плакаты по правильному поведению за столом, алгоритм сервировки стола. Есть график-стенд, где ребята узнают, когда они дежурят.

                                Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Игра становится

познавательной основой для детей, в которой они реализуют свои интересы и свой выбор в окружающем их пространстве. В нашей группе уголок сюжетно-ролевых игр условно поделен на две зоны: для девочек и мальчиков. Но это не мешает ребятам перемещаться по игровому пространству. Несмотря на то, что в уголке игр для мальчиков расположена военная техника, машины разных размеров, строительные инструменты, фигурки животных и людей, они с удовольствием играют в сюжетно-ролевую игру «Семья» (им нравится находиться на кухне), в кафе «Веселая грядка», в парикмахерской «Улыбка». Название кафе, меню, некоторые атрибуты к играм ребята придумывали и оформляли сами. Проходят у нас и обеды, и чаепития на столике, который расположен в зоне игр девочек. Здесь важно отметить, что такой игровой активности детей способствовал долгосрочный образовательный проект «Здоровое питание», который был реализован во всех группах детского сада. У девочек в уголке размещена не только кухня с плитой и посудой, но и стиральная и швейная машинки, утюги, место для игр с куклами. Играя в «магазин», дети используют кассу, весы, муляжи овощей и фруктов, деньги, изготовленные ими. Такие игры способствуют развитию начал финансовой грамотности дошкольников. В отдельном оформленном контейнере хранятся и используются атрибуты к игре «Поликлиника». Также будущие первоклассники с большим интересом и удовольствием играют в сюжетно- ролевую игру «Школа». В распоряжении детей имеются: небольшая грифельная доска, мелки, тетради, карандаши, линейки, указка. Всё это хранится в оформленном контейнере, который легко взять, переместить и который не занимает много места.

                              Нравственно-патриотическое воспитание – важная составляющая становления будущей

личности. Патриотическое отношение к своему городу, краю, стране формирует у детей чувство социальной ответственности, мотивирует на личностный и интеллектуальный рост. В нашем патриотическом уголке мы разместили плакаты с государственной символикой, фотографию президента В.В. Путина, флаг и герб России, герб,  книги, пазлы, головоломки, дидактические игры о Санкт-Петербурге.

                               Математический уголок несёт в себе цель стимулировать познавательную активность

старших дошкольников и побуждать их к разнообразной деятельности в области овладения математическими представлениями, умениями, навыками. В нашем математическом уголке находятся логико-математические и дидактические игры («Цвет и форма», «Игровой квадрат», «Геоконт», «Сложи узор» и т.д.), палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, счётные палочки, математические веера, макеты часов, математические планшеты, геометрические фигуры и др.

                               Уголок экспериментирования всегда привлекателен для детей. В нем представлены

разнообразные материалы для исследовательской деятельности: магниты, лупы, компасы, мерные ложки и стаканы, часы, ракушки, разные виды круп, коллекция камней и тканей. У нас есть альбом куда мы помещаем фотографии и рисунки проведенных нами опытов и наблюдений. Например, осенью ребёнок по дороге в детский сад нашёл шишку и принёс её в группу. Целую неделю мы с ребятами наблюдали какие изменения с ней происходят и фиксировали как раскрываются чешуйки в нашем альбоме. Первое, что делали всю неделю, зайдя в группу и помыв руки, бежали смотреть, что произошло с шишкой за ночь. Можно сказать, что познавательный интерес старших дошкольников проявляется в стремлении узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, в желании понять их сущность, найти между ними связи.

                             Значение уголка природы в познавательном развитии старших дошкольников нельзя

недооценивать. Благодаря ему расширяются знания детей о природе, возникает интерес к её познанию, стремление узнать новое. Развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность. В нашем уголке природы есть красочный календарь природы, совмещенный с календарем погоды. Устроен он таким образом, что дети могут сами в нём менять число, месяц, день недели, составить картинку по сезонным явлениям на данный момент. Также здесь представлен план экологической тропы и дневники наблюдений. Имеются здесь и экологические игры, загадки о животных, ботаническое лото, энциклопедия о животном и растительном мире, о природных зонах Земли, дидактические игры, например, «Зоологические уголки».

                               Чем богаче и правильнее у детей старшего дошкольного возраста речь, тем шире их

возможности в познании окружающей действительности. Речь как ведущее средство общения, сопровождает все виды детской деятельности. В нашем речевом уголке много игр для развития речевой активности, для совершенствования мелкой моторики рук: веера с буквами, объёмные буквы, магнитная мозаика, игры со шнуровкой, настольно-печатные игр с буквами и слогами, азбука, букварь, дидактические игры на составление слов и предложений. Также у нас есть альбомы для пересказывания, составленные и оформленные самими ребятами о том, где и как они провели лето, выходные и праздничные дни. Несмотря на то, что на дворе уже зима, дети не раз рассказывали и пересказывали свои летние впечатления друг другу и воспитателям.

                              Книжный уголок – необходимый элемент предметно-развивающей среды группы. Цель

организации такого уголка: создание благоприятных условий для знакомства детей с миром художественной литературы. Развитие познавательных интересов происходит через изучение книг об окружающем мире, животных и растениях, космосе, динозаврах и т.д. В нашем книжном уголке эти книги представлены энциклопедиями о животных разных стран, книгами о многообразии растительного мира, атласами. Всегда на полке у нас присутствуют книги С.Я Маршака, С.В. Михалкова, Э.Н. Успенского, Н.Н. Носова, В.Ю. Драгунского. Сюда мы помещаем и книжки-малышки, изготовленные детьми, периодические издания, детские журналы: «Мурзилка», «Юный натуралист». Экспозиция меняется или пополняется с учетом темы недели, интересов детей.

        Изобразительная деятельность – одна из самых любимых старшими дошкольниками.  Творческая деятельность формирует в детях усидчивость, целеустремлённость, желание пробовать что-то новое, проявлять себя и показывать своё видение мира. Рисование и лепка не только развивают мелкую моторику рук, стимулируют воображение и образное мышление, но и учат анализировать форму предметов и способы её передачи. В нашем творческом уголке находится весь необходимый материал для художественно-творческой и конструктивной деятельности: рисования, лепки, аппликации, изготовления поделок из бросового и природного материала, схемы с последовательным изображением действий по изготовлению поделок и рисунков (бумага разных видов, клей, ножницы, картон, цветная бумага, краски, кисти, трафареты, раскраски, листья, мох, ткань и т.д.).

Конструирование – это деятельность, которая развивает пространственное мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, даёт возможность для развития творческой активности и позволяет считать детское конструирование мощным средством для познавательной активности. В нашей группе уголок конструирования представлен различными конструкторами (деревянный, пластмассовый, магнитный, шарики-липучки,звездочки и т. д.),  строительным материалом (напольный, деревянный).Есть наглядные схемы-рисунки построек. Здесь же, в уголке, мы размещаем фото детей с результатами их конструктивной деятельности.

        Таким образом, созданная в группе предметная среда, позволяет ребенку - будущему школьнику проявлять познавательную активность, речевые, художественные способности, самостоятельность, инициативу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель описание развивающей среды групповой комнаты для детей старшего дошкольного возраста.

Условная зона пространства группового помещения с подвижными зонами границ....

Организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста.

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды  ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением  Федерального государственного образовательного станда...

Организация развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста

Развивающая предметно-пространственная среда–часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством,(помещениями, участками т.д),материалами, оборудованиемиинвентаре...

Особенности организации занятий по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Особенности организации занятий по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста...

Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....