Пояснительная записка к комплексно-тематическому планированию
Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения Образовательной программы МБДОУ ДС № 1 «Улыбка» являются примерные темы (праздники, события, проекты), которые ориентированы на все направления развития ребёнка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к: - Явлениям нравственной жизни ребёнка
- Окружающей природе
- Миру искусства и литературы
- Традиционным для семьи, общества, государства праздничным событиям
- Событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребёнка
- Сезонным явлениям
- Народной культуре и традициям
Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями. При использовании комплексно-тематического планирования учитывается следующее: - указанные темы могут быть заменены другими социально и личностно значимыми для участников образовательного процесса международными, российскими праздниками и событиями; - формы подготовки и реализации тем носят интегративный характер, т.е. позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей; - одной теме уделяется не менее одной недели; - тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и в развивающейся среде.
|
Тема | Время проведения |
Цель |
Итоговое мероприятие |
«Я и детский сад» | 01.09-11.09 | Вызвать у детей радость от возвращения в детский сад. Продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка: предметное окружение, правила поведения в детском саду, взаимоотношения со сверстниками. Развивать познавательный интерес к школе, к книгам. Формирование дружеских, доброжелательных отношений между детьми (коллективная художественная работа, песенка о дружбе, совместные игры). Закрепление и расширение знаний детей о транспорте, о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортных средств. |
Конкурс рисунков «Мой любимый детский сад» |
«Я в мире человек» | 14.09-25.09 | Формировать представления о себе как о человеке; об основных частях тела человека, их назначении. Закреплять знание своего имени, имен членов семьи. Формировать навык называть воспитателя по имени и отчеству. Формировать первичное понимание того, что такое хорошо и что такое плохо; начальные представления о здоровом образе жизни. Формировать активизацию словаря по теме «Транспорт». Знакомить детей с видами транспорта и его назначениями. Развитие умений детей в продуктивной и других видах детской деятельности. Вовлечение родителей в активное сотрудничество. | Всемирная акция «Мы чистим мир» |
Мониторинг | 28.09 02.10 |
|
|
«Осень, осень в гости просим» | 05.10 16.10 | Расширить представление об изменениях в природе, об овощах и фруктах – дарах природы, о времени года осени, осенних явлениях, овощах, фруктах; вовлечь и поддерживать интерес детей к исследовательской работе – проведение опытов и наблюдений. Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать умения замечать красоту осенней природы, вести наблюдения за погодой. | Праздник осени |
«Дом, город, страна, родина, планета» | 19.10- 06.11 | Расширять представления детей о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Воспитывать любовь к «малой Родине», гордость за достижения своей страны. Рассказывать детям о том, что Земля — наш общий дом, на Земле много разных стран, важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции. о государственных праздниках. Сообщать детям элементарные сведения об истории России. Углублять и уточнять представления о Родине —России. Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России. Расширять представления о Москве — главном городе, столице России. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям. | День народного единства |
Безопасность на улице и дома | 09.11 13.11 | Содействовать формированию у детей навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям в неадекватных ситуациях). Предупредить возможные негативные ситуации для ребенка, если он находится один в доме или на улице, содействовать формированию у детей навыков правильного поведения при пожаре, при встрече с незнакомыми людьми и т. д. Способствовать развитию осторожности, внимания, смекалки. Способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни и здоровью. Продолжать активизировать умения и навыки детей избегать опасных ситуаций и по возможности правильно действовать. | .КВН «Дорожная азбука» |
«Я и моя семья» | 16.11- 27.11 | Расширять представления детей о своей семье. Формировать первоначальные представления о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т. д.). Закреплять знание детьми своих имени, фамилии и возраста; имен родителей. Знакомить детей с профессиями родителей. Воспитывать уважение к труду близких взрослых. Формировать положительную самооценку, образ Я (помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят). Развивать представления детей о своем внешнем облике. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, формировать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формирование элементарных представлений о международном Дне матери. Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям. | Фотовыставка «Я и моя семья» День матери
|
Пришла зима | 30.11- 11.12 | Продолжать знакомить с зимой как временем года, с зимними видами спорта Формировать первичный исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование с водой и льдом Расширять, обогащать знания детей об особенностях зимней природы, особенностях деятельности людей в городе и селах, о безопасном поведении зимой Расширять представления о зиме. | Физкультурное развлечение на воздухе. |
Новогодний праздник | 14.12- 31.12 | Расширить представления детей об общенародном празднике Новогодней елки. Знакомить с историей возникновения праздника, учить бережно относиться к праздничным народным традициям и обычаям. Развивать у дошкольников интеллектуальную инициативу, организаторские способности, приучать активно участвовать в подготовке к праздника. Способствовать развитию речевого общения, обогащению и расширению словаря. Воспитывать интерес к народному творчеству, любовь к ручному труду. Укреплять связи дошкольного учреждения с семьей. Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми. | Новогодний утренник |
Русские традиции и обычаи | 11.01 22.01 | Знакомить с народными традициями и обычаями. Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России. Продолжать знакомить детей с народными песнями, плясками. Расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы нашей страны и мира). Воспитывать интерес к искусству родного края; любовь и бережное отношение к произведениям искусства. Приобщать к русской истории через знакомство с былинными богатырями. Продолжение знакомства с устным народным творчеством. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности. | Рождество Выставка рисунков |
«Хочу всё знать» | 25.01-05.02 | Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук. Формировать познавательные потребности, развивать исследовательский интерес и творчество в процессе практического познания, проектной деятельности. Развивать способности к практическому и умственному экспериментированию, овладению различными способами познания окружающего мира, мыслительными операциями Развивать самостоятельность, инициативность, расширять кругозор | Проекты |
На страже Родины. | 08.02 26.02 | Формирование первичных представлений о Российской армии, о мужчинах как защитниках «малой» и «большой» Родины, всех слабых людей (детей, женщин, стариков, больных). Воспитание уважения к защитникам Отечества. Знакомить с «военными» профессиями. Продолжать формировать первичные гендерные представления (воспитание в мальчиках стремления быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины). | Праздник, посвященный Дню защитника Отечества. |
Самая лучшая мама на свете | 29.02-11.03 | Воспитание чувства любви и уважения к женщинам, желания помогать им, заботиться о них. Организация всех видов детской деятельности вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитание уважения к воспитателям.
| Праздник мам |
Весна - красна | 14.03-25.03 | Расширение представлений о весне. Воспитание бережного отношения к природе, умения замечать красоту весенней природы. Расширение представлений о сезонных изменениях (изменения в погоде, растения весной, поведение зверей и птиц). Расширение представлений о простейших связях в природе (потеплело — появилась травка и т. д.). | Выставка рисунков |
Неделя детской книги
| 28.03 01.04 | Приобщать детей к художественной литературе Воспитание желания и потребности читать книги, формирование бережного отношения к книге Развивать познавательную, творческую, эмоциональную активность в процессе приобщения к книге Развивать элементарные дизайнерские и творческие способности детей путём привлечения их к оформлению книжных уголков, выставок | Экскурсия в библиотеку |
Тайны космоса | 04.04 15.04 | Формировать первичные представления о планетах Солнечной системы, звёздах и созвездиях, о выдающихся людях и достижениях России в освоении космоса Развивать познавательный интерес к окружающему миру, пробудить фантазию и воображение | Выставки детского творчества «Большое космическое путешествие» |
Друзья природы | 18.04 22.04 | Способствовать систематизации представлений о многообразии окружающей природы, формированию эмоционально-положительного и познавательного интереса к различным объектам, - Развивать способности и желания отображать впечатления от общения с природой в художественно-творческой деятельности | 22.04 День земли. Акция «Уберём свой город» |
Пасха светлая | 25.04-29.04 | Формирование представления детей о празднике Пасха, о народных традициях и обычаях. Воспитывать уважение к народным традициям. | Праздник «Пасха-светлая» |
День Победы в каждом из нас | 02.05 13.05 | Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Расширять знания о героях ВОВ, познакомить с памятниками героям ВОВ; Вызвать интерес к военной истории нашей Родины, рассказывать детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей. | Праздник «День Победы» |
Мониторинг | 16.05-20.05 |
|
|
До свидания Детский сад! Здравствуй школа! Здравствуй лето! | 23.05 30.05 | Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы прощания с детским садом и поступления в школу. Формировать эмоционально положительное отношение к предстоящему поступлению в 1-й класс. Формировать у детей обобщенные представления о лете как времени года; признаках лета. Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает», созревает много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей); представления о съедобных и несъедобных грибах. | Выпускной Праздник: Здравствуй лето! |