Индивидуальный план развития на 2015-2020 гг.
проект (старшая группа) на тему

Ткачук Лариса Валентиновна

"РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОВНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ,ИСПОЛЬЗУЯ РАЗЛИЧНУЮ ТЕХНИКУ ИЗОБРАЖЕНИЯ "

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный план профессионального развития

 на 2015-2020 гг.

                Тема: «Развитие творческих способностей у детей средствами изодеятельности».

Ткачук  Лариса  Валентиновна      

                                                                              Стаж педагогической работы- 32  года

                                      Дата начала работы над темой- 2015

Предполагаемая дата окончания работы- 2020

«В одном мгновении видеть вечность,

Огромный мир – в зерне песка,

В единой горсти – бесконечность

И небо – в чашечке цветка»

Уильям Блейк

Мой девиз – «Не талантливых детей не бывает!»

Актуальность темы:

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из  самых актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.

Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.   Изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения.

 Само понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой человек создаёт новое, оригинальное, реализует свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения. Этот процесс вызывает одновременно целый букет чувств: радость, удивление, гордость, интерес к познанию новых свойств материалов.

Главный закон технологии «ТРИЗ»: «Мир не только познаваем, но и создаваем».

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

 Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует у ребёнка:

 

- мелкой моторики рук и тактильного восприятия 

- развитию художественного вкуса и эстетической восприимчивости.

- приобретению знаний о предметах и явлениях, о художественных возможностях
     изобразительного искусства;   

- углублению представлений об окружающем мире;

- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

- разностороннему развитию личности ребёнка; 

- формированию коммуникативных способностей.

 - речевому развитию;

 - пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

- внимания и усидчивости;

-  формированию навыков контроля и самоконтроля.         

                                                                                                 

Инновационная направленность:

- занятия проводить в интегрированной форме: в одну сюжетную тему включаются задачи по развитию речи, математике, изобразительной деятельности;

- использовать нетрадиционные методы и приёмы: занимательность и оригинальность заданий помогает достичь результатов, организации самостоятельной поисковой деятельности;

- нетрадиционные технические овладения приёмами рисования;

- разнообразные средства выразительности при создании образа детьми: цвет в тесной связи с содержанием, цветовые контрасты, передача динамического состояния, ритм и др.;

- использование нетрадиционного материала;        

- организация новых форм в работе с родителями…

Основная методическая установка – поощрять всякое доброе движение детей, принимать самое активное участие в его фантазиях.

Цель профессионального развития

1. Обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование в условиях введения ФГОС ДО.

2. Развитие профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС.

3. Овладение учебно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.

4. Повышение профессиональной квалификации по вопросу использования разнообразных техник нетрадиционного рисования с детьми 5-7 лет.

5.  Изучение и использование современных технологий, методик для организации познавательной деятельности дошкольников. Изучение психолого-педагогической литературы.

В развитии детского творчества решать следующие задачи:

  • Развивать  устойчивый интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
  • Развивать эстетические чувства.
  •  Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
  • Учить отражать свои впечатления от окружающего мира в продуктивной деятельности: создавать выразительные образы, придумывать ,фантазировать, экспериментировать.
  • Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению рисунков по цвету.
  •  Постепенно с учетом индивидуальных особенностей детей, повышать требования к их изобразительным умениям и навыкам.
  • Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
  • Формировать эмоционально-эстетическое отношение к изобразительному искусству народов

Поволжья.

Формы и методы работы с детьми:

- открытые  занятия и развлечения.

- беседы.

- рассматривание репродукций, картин, альбомов, фотографий.

- схемы, рисунки.

- наблюдения.

- игры.

- метод решения проблемных ситуаций.

- загадки, пословицы.

- чтение художественных произведений, заучивание стихов, повторение новых слов.

- целевые прогулки и экскурсии, праздники.

- изобразительная деятельность

- мониторинг развития детей

Критерии:

  • Способность рисовать по замыслу.
  • Умение передавать личное отношение к объекту изображения.
  • Умение подчинять средства, способы изображения собственному замыслу.
  • Отсутствие изобразительных штампов. 

Связь с другими образовательными областями: 

  1. «Физическое развитие» - Развитие мелкой моторики, двигательной активности, импровизации.
  2. «Социально-коммуникативное развитие» - Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи, развитие коммуникативных качеств (вербального, невербального вида общения) через театрализованную деятельность. Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
  3. «Познавательное развитие» - Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, театрализованной деятельности, творчества, формирование элементарных математических представлений. Использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
  4. «Художественно-эстетическое развитие»-  Использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.  Цветотерапия, арттерапия,
  5.  « Речевое развитие» - Обогащение активного словаря, овладение речью, как средством общения и культуры.  Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание текстов различных жанров детской литературы.

 Ожидаемые результаты:

- активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;

- умение находить новые способы для художественного изображения;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств  

  выразительности - возрастание познавательной активности и интереса к окружающему миру,

- развитие коммуникативных качеств,

- формирование нестандартного мышления, ассоциативной памяти,

- развитие  воображения, проявление   фантазий,      смелости     в  изложении собственных замыслов,    

- развитие  образной речи,

- эстетическое восприятие  природы и окружающего мира,

- развитие умения понять другого, встать на его точку зрения

Разделы.

Направления

Задачи или содержание деятельности

Формы представления

Сроки

1

Изучение  литературы, связанной с проблемами реализации ФГОС, нормативных документов.

 Закон РФ «Об образовании».

Конвенция о правах ребенка.(02.09.1990)

ФГОС ДО (17.10.2013)

Семейный кодекс (29.12.1995)

Закон РФ «Об образовании» и др.

Повысить собственный уровень знаний путём  изучения необходимой литературы и интернет ресурсов, посещения РМО, самообразования -  по вопросу использования разнообразных техник нетрадиционного рисования с детьми 5-7 лет. 

Знакомство и изучение документов.

Аннотации к прочитанному, Доклады и отчеты на педагогических советах

2015-2016 г

2

Участие в системе дошкольной методической работы

Оказание профессиональной помощи коллегам по вопросам педагогической деятельности. 

Участие в педсоветах, семинарах, посещение открытых мероприятий в ДОУ

Консультация для воспитателей "Предметно-развивающая среда центра искусств"

Консультация на тему: «Ознакомление дошкольников пейзажной живописью. как
часть эстетического и художественного
восприятия» (д/в №9, 1999г)

ежегодно

3

Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.

 Развитие собственного Проекта «Развитие творческих способностей у детей средствами изодеятельности»

Апробация различных педтехнологий и методик организации работы с дошкольниками, и их родителями, подбор консультаций.

Разработки  занятий, методического материала.

Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования.

Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов

Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала

Изучение календарно-тематического планирования в соответствии с содержанием рабочей программы.

 Определить систему работы с детьми, обеспечить ее целенаправленность и результативность.

 

Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности.

Презентации.

Современные технологии и программы обучения, а именно: программу «Детство» Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова, Л.М. Гуревич; «Школа 2100».

 

Подготовить диагностику на начало и конец учебного года (Программа «Из детства – в отрочество», авторы: Доронова Т.Н., Гризик Т.И., Ерофеева Т.И , Доронова Т.Н.  Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников»)

 Работа в  изостудии «Цветная палитра», использования разнообразных техник нетрадиционного рисования Традиции: встречи с интересными людьми; праздники, досуги; выставки детских работ; Полочка красоты; Наблюдения в природе…

ежегодно

4

Обучение в системе повышения квалификации

Повышение самообразования

 Курсы повышения квалификации в Приволжском межрегиональном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет».

2018

5

Психолого-педагогическое просвещение родителей

 - единые методы и подходы;

- пропаганда методов творческого развития;

- помочь сплотить семью через различные творческие задания;

- настроить родителей на совместную работу,

-организация семейного клуба «Лучик»

 Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности (рисунок, поделка, лепка, конструкция) интересен другим (родителям, родным и близким).

- обмен опытом, беседы, консультации

Консультация для родителей "Развиваем вместе творческое начало в ребёнке"

Что должен уметь ребенок, осваивая программу по изо  — консультация для родителей

 

- совместные выставки,

- конкурсы,

- собеседования,

- передвижная библиотека,

- анкетирование,

- тестирование,

- организация встреч с психологами,

- родительские собрания,

- дни открытых дверей,  

ежегодно

6

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.

Дополнить собственные  авторские разработки «Взгляни на мир по-новому» новым материалом в соответствии с НРК,УМК

Представление материалов на педсовете

2020 г

 Изучить литературу:

1.  Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

     Москва. 2003

2.  Тюфанова И.В. « Мастерская юных художников. Развитие изобразительных  

     способностей старших дошкольников»,  Санкт-Петербург, 2004 г.

3.  Казакова  Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники»

     Москва, 2005 г.

4.  Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду»,

     Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика».

6.  Акуненок Т.С. «Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования».  

     Дошкольное образование. 2010 г №18.

7.  Шклярова О.В. «Рисуйте в нетрадиционной форме».

     Дошкольное воспитание. - 1995г. №11

8.  Комарова Т.С. «Как можно больше разнообразия»

     Дошкольное воспитание, 1991г.№ 9

9.  Казакова Т. Г. «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности»

10. Коротких С. «Ознакомление дошкольников с пейзажной живописью, как часть  

     эстетического и художественного воспитания»

      Дошкольное воспитание  №9/99, стр.69

11. Комарова Т.О. «О взаимосвязи дидактических игр и изобразительной деятельности».

12. Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»

13. Григорьева  Г. «Использование игровых приемов в руководстве изобразительной    

      деятельностью».

14. Комарова Т. «Обучение способам изображения»

     Дошкольное воспитание №3/91, стр.51 

15. Шклярова М. «Рисуйте в нетрадиционной технике»

     Дошкольное воспитание №11/95, стр.14

16. Пантелеева Л. «Декоративно-прикладное искусство России.

      Дошкольное    воспитание №7/89, стр.39

17. Ремезова Л.А. «Играем с цветом».

18. Ашикова С. «Природа цвета и цвет Природы»

      Дошкольное воспитание №10/02, стр.72

19. Листопад А. «Обучение восприятию цвета»

      Дошкольное воспитание №5/91, стр.5
20.
Вайнерман   С.М., А.С. Болынев и др. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план профессионального развития на 2015-2020 г.г.

Индивидуальный план профессионального развития по теме "Формирование правильной речи и звукопроизношения через народное творчество"...

Индивидуальный план профессионального развития на 2015-2020 гг.

Индивидуальный план профессионального развития...

Индивидуальный план развития на 2015-2020 годы

Индивидуальный план развития на 2015-2020 годы...

Индивидуальный план развития на 2015-2020 годы

Индивидуальный план развития на 2015-2020 годы...

Индивидуальный план самообразования на 2015- 2020 гг.

Индивидуальный план самообразования педагога- психолога МАДОУ "Детский сад №115" Гусевой Н.А....