Индивидуальный план развития на 2015-2020 гг.
проект (старшая группа) на тему
"РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОВНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ,ИСПОЛЬЗУЯ РАЗЛИЧНУЮ ТЕХНИКУ ИЗОБРАЖЕНИЯ "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальный план развития воспитателя Ткачук Л.В | 195.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план профессионального развития
на 2015-2020 гг.
Тема: «Развитие творческих способностей у детей средствами изодеятельности».
Ткачук Лариса Валентиновна
Стаж педагогической работы- 32 года
Дата начала работы над темой- 2015
Предполагаемая дата окончания работы- 2020
«В одном мгновении видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность
И небо – в чашечке цветка»
Уильям Блейк
Мой девиз – «Не талантливых детей не бывает!»
Актуальность темы:
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из самых актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.
Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения.
Само понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой человек создаёт новое, оригинальное, реализует свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения. Этот процесс вызывает одновременно целый букет чувств: радость, удивление, гордость, интерес к познанию новых свойств материалов.
Главный закон технологии «ТРИЗ»: «Мир не только познаваем, но и создаваем».
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует у ребёнка:
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия
- развитию художественного вкуса и эстетической восприимчивости.
- приобретению знаний о предметах и явлениях, о художественных возможностях
изобразительного искусства;
- углублению представлений об окружающем мире;
- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
- разностороннему развитию личности ребёнка;
- формированию коммуникативных способностей.
- речевому развитию;
- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- внимания и усидчивости;
- формированию навыков контроля и самоконтроля.
Инновационная направленность:
- занятия проводить в интегрированной форме: в одну сюжетную тему включаются задачи по развитию речи, математике, изобразительной деятельности;
- использовать нетрадиционные методы и приёмы: занимательность и оригинальность заданий помогает достичь результатов, организации самостоятельной поисковой деятельности;
- нетрадиционные технические овладения приёмами рисования;
- разнообразные средства выразительности при создании образа детьми: цвет в тесной связи с содержанием, цветовые контрасты, передача динамического состояния, ритм и др.;
- использование нетрадиционного материала;
- организация новых форм в работе с родителями…
Основная методическая установка – поощрять всякое доброе движение детей, принимать самое активное участие в его фантазиях.
Цель профессионального развития
1. Обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование в условиях введения ФГОС ДО.
2. Развитие профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС.
3. Овладение учебно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.
4. Повышение профессиональной квалификации по вопросу использования разнообразных техник нетрадиционного рисования с детьми 5-7 лет.
5. Изучение и использование современных технологий, методик для организации познавательной деятельности дошкольников. Изучение психолого-педагогической литературы.
В развитии детского творчества решать следующие задачи:
- Развивать устойчивый интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
- Развивать эстетические чувства.
- Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
- Учить отражать свои впечатления от окружающего мира в продуктивной деятельности: создавать выразительные образы, придумывать ,фантазировать, экспериментировать.
- Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению рисунков по цвету.
- Постепенно с учетом индивидуальных особенностей детей, повышать требования к их изобразительным умениям и навыкам.
- Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
- Формировать эмоционально-эстетическое отношение к изобразительному искусству народов
Поволжья.
Формы и методы работы с детьми:
- открытые занятия и развлечения.
- беседы.
- рассматривание репродукций, картин, альбомов, фотографий.
- схемы, рисунки.
- наблюдения.
- игры.
- метод решения проблемных ситуаций.
- загадки, пословицы.
- чтение художественных произведений, заучивание стихов, повторение новых слов.
- целевые прогулки и экскурсии, праздники.
- изобразительная деятельность
- мониторинг развития детей
Критерии:
- Способность рисовать по замыслу.
- Умение передавать личное отношение к объекту изображения.
- Умение подчинять средства, способы изображения собственному замыслу.
- Отсутствие изобразительных штампов.
Связь с другими образовательными областями:
- «Физическое развитие» - Развитие мелкой моторики, двигательной активности, импровизации.
- «Социально-коммуникативное развитие» - Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи, развитие коммуникативных качеств (вербального, невербального вида общения) через театрализованную деятельность. Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
- «Познавательное развитие» - Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, театрализованной деятельности, творчества, формирование элементарных математических представлений. Использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
- «Художественно-эстетическое развитие»- Использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства. Цветотерапия, арттерапия,
- « Речевое развитие» - Обогащение активного словаря, овладение речью, как средством общения и культуры. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание текстов различных жанров детской литературы.
Ожидаемые результаты:
- активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств
выразительности - возрастание познавательной активности и интереса к окружающему миру,
- развитие коммуникативных качеств,
- формирование нестандартного мышления, ассоциативной памяти,
- развитие воображения, проявление фантазий, смелости в изложении собственных замыслов,
- развитие образной речи,
- эстетическое восприятие природы и окружающего мира,
- развитие умения понять другого, встать на его точку зрения
№ | Разделы. Направления | Задачи или содержание деятельности | Формы представления | Сроки |
1 | Изучение литературы, связанной с проблемами реализации ФГОС, нормативных документов. Закон РФ «Об образовании». Конвенция о правах ребенка.(02.09.1990) ФГОС ДО (17.10.2013) Семейный кодекс (29.12.1995) Закон РФ «Об образовании» и др. | Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы и интернет ресурсов, посещения РМО, самообразования - по вопросу использования разнообразных техник нетрадиционного рисования с детьми 5-7 лет. | Знакомство и изучение документов. Аннотации к прочитанному, Доклады и отчеты на педагогических советах | 2015-2016 г |
2 | Участие в системе дошкольной методической работы | Оказание профессиональной помощи коллегам по вопросам педагогической деятельности. Участие в педсоветах, семинарах, посещение открытых мероприятий в ДОУ | Консультация для воспитателей "Предметно-развивающая среда центра искусств" Консультация на тему: «Ознакомление дошкольников пейзажной живописью. как | ежегодно |
3 | Обобщение собственного опыта педагогической деятельности. Развитие собственного Проекта «Развитие творческих способностей у детей средствами изодеятельности» | Апробация различных педтехнологий и методик организации работы с дошкольниками, и их родителями, подбор консультаций. Разработки занятий, методического материала. Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала Изучение календарно-тематического планирования в соответствии с содержанием рабочей программы. Определить систему работы с детьми, обеспечить ее целенаправленность и результативность.
| Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности. Презентации. Современные технологии и программы обучения, а именно: программу «Детство» Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова, Л.М. Гуревич; «Школа 2100».
Подготовить диагностику на начало и конец учебного года (Программа «Из детства – в отрочество», авторы: Доронова Т.Н., Гризик Т.И., Ерофеева Т.И , Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников») Работа в изостудии «Цветная палитра», использования разнообразных техник нетрадиционного рисования Традиции: встречи с интересными людьми; праздники, досуги; выставки детских работ; Полочка красоты; Наблюдения в природе… | ежегодно |
4 | Обучение в системе повышения квалификации | Повышение самообразования | Курсы повышения квалификации в Приволжском межрегиональном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». | 2018 |
5 | Психолого-педагогическое просвещение родителей | - единые методы и подходы; - пропаганда методов творческого развития; - помочь сплотить семью через различные творческие задания; - настроить родителей на совместную работу, -организация семейного клуба «Лучик» Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности (рисунок, поделка, лепка, конструкция) интересен другим (родителям, родным и близким). | - обмен опытом, беседы, консультации Консультация для родителей "Развиваем вместе творческое начало в ребёнке" Что должен уметь ребенок, осваивая программу по изо — консультация для родителей
- совместные выставки, - конкурсы, - собеседования, - передвижная библиотека, - анкетирование, - тестирование, - организация встреч с психологами, - родительские собрания, - дни открытых дверей, | ежегодно |
6 | Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. | Дополнить собственные авторские разработки «Взгляни на мир по-новому» новым материалом в соответствии с НРК,УМК | Представление материалов на педсовете | 2020 г |
Изучить литературу:
1. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
Москва. 2003
2. Тюфанова И.В. « Мастерская юных художников. Развитие изобразительных
способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, 2004 г.
3. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники»
Москва, 2005 г.
4. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду»,
Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика».
6. Акуненок Т.С. «Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования».
Дошкольное образование. 2010 г №18.
7. Шклярова О.В. «Рисуйте в нетрадиционной форме».
Дошкольное воспитание. - 1995г. №11
8. Комарова Т.С. «Как можно больше разнообразия»
Дошкольное воспитание, 1991г.№ 9
9. Казакова Т. Г. «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности»
10. Коротких С. «Ознакомление дошкольников с пейзажной живописью, как часть
эстетического и художественного воспитания»
Дошкольное воспитание №9/99, стр.69
11. Комарова Т.О. «О взаимосвязи дидактических игр и изобразительной деятельности».
12. Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»
13. Григорьева Г. «Использование игровых приемов в руководстве изобразительной
деятельностью».
14. Комарова Т. «Обучение способам изображения»
Дошкольное воспитание №3/91, стр.51
15. Шклярова М. «Рисуйте в нетрадиционной технике»
Дошкольное воспитание №11/95, стр.14
16. Пантелеева Л. «Декоративно-прикладное искусство России.
Дошкольное воспитание №7/89, стр.39
17. Ремезова Л.А. «Играем с цветом».
18. Ашикова С. «Природа цвета и цвет Природы»
Дошкольное воспитание №10/02, стр.72
19. Листопад А. «Обучение восприятию цвета»
Дошкольное воспитание №5/91, стр.5
20. Вайнерман С.М., А.С. Болынев и др. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план профессионального развития на 2015-2020 г.г.
Индивидуальный план профессионального развития по теме "Формирование правильной речи и звукопроизношения через народное творчество"...
Индивидуальный план профессионального развития на 2015-2020 гг.
Индивидуальный план профессионального развития...
Индивидуальный план развития на 2015-2020 годы
Индивидуальный план развития на 2015-2020 годы...
Индивидуальный план развития на 2015-2020 годы
Индивидуальный план развития на 2015-2020 годы...
Индивидуальный план самообразования на 2015- 2020 гг.
Индивидуальный план самообразования педагога- психолога МАДОУ "Детский сад №115" Гусевой Н.А....
Индивидуальный план развития старшего воспитателя на 2015-2020 год.
Индивидуальныйплан развития....