Сопровождение детей старшего дошкольного возраста по профориентации
методическая разработка на тему
Сопровождение
детей старшего
дошкольного возраста
по профориентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soprovozhdenie_.docx | 40.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ ЦРР – детский сад № 10
Подготовил: воспитатель Забродина Н.Г.
Ст. Каневская, 2015г.
Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. |
Б. А. Сухомлинский
Ознакомление дошкольников с окружающим; привитие трудовых навыков детям старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Проблема:
К сожалению, очень часто не только дошкольники, но и дети школьного возраста имеют весьма смутное представление о мире профессий взрослых, не знают даже кем работают и каким делом заняты их родители. Детские высказывания часто свидетельствуют, что, даже если ребенок и был на работе у своих мамы и папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности.
Краткая аннотация.
Знакомство детей с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации. Ознакомление ребят с трудом взрослых строится на диалоге детей с взрослыми, труд которых они наблюдают или обсуждают, что способствует социализации детей, формирует у них отношение к профессии.
Цель:
рассмотреть и проанализировать условия формирования у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду взрослых.
Задачи:
- Развивать интерес к миру взрослых, желание следовать поступкам взрослых людей.
- Формировать представление о предметном мире, созданном руками человека, о роли человека в нем.
- Формировать у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей.
- Учить детей понимать эмоциональные состояния свои и взрослых, выражать собственные эмоции через мимику, позу, слово, жест.
- Рассмотреть теоретический аспект психолого-педагогических условий ранних представлений ребенка о профессиях взрослых;
- Разработать рекомендации по формированию у старших дошкольников положительного отношения к труду взрослых.
- В процессе общения с окружающими людьми учить детей контролировать свое поведение и управлять им с учетом моральных норм.
Гипотеза:
педагогическим условием воспитания у дошкольников ценностного отношения к труду взрослых, его результатам является формирование системных знаний о трудовом процессе как единице труда.
Вопросы, направляющие работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями.
Проблемные вопросы:
Какой образ жизни вам больше нравится?
Какой должен быть образ жизни человека?
Как трудовая деятельность влияет на человека?
Какие профессии людей ты знаешь?
Какое твое самое любимое занятие?
Ты уже знаешь, кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
Ты любишь наблюдать, как работают люди?
Ты знаешь кто ухаживает за цветами?
А кто занимается животными?
Кто водит автомобили, поезда, самолеты?
Ты знаешь кто ремонтирует технику?
Кто лечит людей?
А кто учит?
Как называют тех, кто рисует?
Детям дается представление о том, что профессии разделяются на несколько категорий:
- «Человек – природа». Это профессии, труд в которых направлен на предметы живой природы:
- животновод,
- растениевод,
- ветеринар.
- «Человек – человек». Это профессии, труд в которых направлен на человека. Это профессии, связанные с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством:
- учитель,
- воспитатель,
- медицинская сестра,
- врач.
- «Человек – знак». Это профессии, труд в которых направлен на обработку условных знаков, цифр, формул, текстов:
Профориентационные курсы
1 курс «На златом крыльце сидели…»
Цель: знакомство детей с разными профессиями; формирование интереса к различным видам труда.
Адресат: МАДОУ ЦРР – детский сад № 10, дети от 5 до 6 лет.
№ | Мероприятия | Кол-во |
1. | Экскурсии. | 1 раз в месяц |
2. | Цикл занятий:
| 9часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Общее количество часов: | 17 |
Адресат: МАДОУ ЦРР – детский сад № 10, дети от 5 до 6 лет.
2 курс «Все профессии важны, все профессии нужны».
Цель: формирование учебно-познавательных мотивов; возможность испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации; расширение представлений о мире профессий.
№ | Мероприятия | Кол-во |
1. | Экскурсии в школу, типографию, администрацию | 1 раз в квартал |
2. | Встречи с родителями разных профессий | 1 раз в квартал |
3. | Цикл занятий:
Итоговое занятие. | 9 часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Общее количество часов | 17 |
План работы по ознакомлению дошкольников
с профессиями
группа от 5 до 6 лет
N | Проводимые мероприятия | Срок | Что узнали нового |
1. | Беседа с детьми о работе воспитателя, учителя | октябрь | Воспитатель и учитель – учат и воспитывают детей. |
2. | Экскурсия в школу | октябрь | В школе учитель проводит уроки, есть учителя начальных классов и учителя - предметники, которые преподают только свой предмет (физику, историю, русский язык, биологию и т.д.) |
3. | Беседа с медсестрой детского сада (отмечает детей, составляет меню, делает прививки, обрабатывает раны, следит за здоровьем детей). | октябрь | Витаминизирует пищу на кухне для детей, приносит вакцины для прививок, делает прививки, составляет меню для воспитанников |
4. | Экскурсия в процедурный кабинет (бинт, вата, лейкопластырь, зеленка, шприцы, термометр, таблетки, йод). | октябрь | Все вакцины в процедурном кабинете хранятся в холодильнике; прививки, уколы тоже делают в процедурном кабинете. Там очень чисто, стерильно. |
5. | Беседа с завхозом, поваром детского сада | декабрь | Завхоз занимается заготовкой продуктов питания. Повар – подготовкой продуктов к готовке, приготовлением пищи, раздачей готовой продукции. |
6. | Экскурсия на кухню детского сада, в кладовку | декабрь | Узнают, как продукты попадают в кладовку детского сада, как происходит выдача продуктов на кухню, как повара и помощник кухни подготавливают необходимые ингредиенты, как повар готовит, как готовая пища раздается на группы. |
7. | Беседа с прачкой, кастеляншей | январь | Постельные принадлежности, инвентарь. (нитки, иголки, выкройка, ножницы, мел, ткань, швейная машина). |
8. | Экскурсия в прачечную. Наблюдение за работой прачки (машиниста по стирке белья) и кастеляншей | январь | Узналикак происходит процесс подготовки к стирке, стирка. Глажка сухого белья, его сортировка, хранение, выдача по группам (постельные принадлежности, инвентарь, стиральная машина, гладильный стол, стеллажи для хранения постельных принадлежностей и инвентаря) |
9. | Беседа с врачом – педиатром | февраль | Врач лечит людей. Ставит диагноз по заболеванию. Врачи бывают разных специальностей (педиатр, терапевт, хирург, окулист и т.д.) |
10 | Экскурсия в больницу | февраль | Фонендоскоп, укол, капельница, ростомер, термометр, бинт, вата, гипс |
11 | Беседа с полицейским, инспектором ДПС | март | Чем занимается участковый милиционер. В чем заключается работа следователя. Где можно и где нельзя играть. Игры на мостовой опасны. И водителям, и пешеходам помогают дорожные знаки. |
12 | Экскурсия к светофору, знакомство с машиной ДПС (светофор, пешеходный переход, регулировщик, сигнал, безопасность движения, обочина дороги, жезл, форма, сирена, инспектор). | март | Пересечение дорог называется перекресток. Это самое бойкое место и здесь обычно стоят светофоры. Переходы через улицу обозначены линиями разметки “зебра” и дорожными знаками. Знаки правил дорожного движения – запрещающие и разрешающие. |
13 | Беседа с почтальоном | апрель | Почта (журналы, газеты, письма, квитанции на получение посылок, бандероли, телеграммы), узел связи. |
14 | Экскурсия на почту | апрель | Узнали, как на почту поступают газеты, журналы, посылки. Что делают почтальоны перед тем, как разносить почту гражданам. Для чего надо правильно писать индекс |
15 | Экскурсия в библиотеку (формуляры, стеллажи, каталоги, полки, ксероксы, карточки). | май | Библиографы устраивают познавательные, научные, красочные выставки посвященные детским писателям и поэтам, выставки детских рисунков, детские праздники. |
группа от 6 до 7 лет
N | Проводимые мероприятия | Срок | Что узнали нового |
1. | Экскурсия в школу № 12 на 1 сентября | сентябрь | Торжественная линейка, посвящение в ученики (первоклассники), выпускники, поздравления |
2. | Беседа о профессии – учитель | октябрь | Учитель пишет план, проводит уроки, проверяет тетради, проводит дополнительные занятия с учениками, участвует в конкурсах, учится на курсах |
3. | Встреча с увлеченным человеком – вышивание (пяльцы, мулине, иголки, нитки – ирис, ткань, рисунок). | октябрь | Кроме работы, люди отдыхают, заполняют его интересными занятиями – хобби. Кого-то увлекает шитье, вязание, коллекционирование. Увлечение приносит радость ему и тем, кто видит, любуется готовым произведением, продуктом. Может быть украшением интерьера (рисунки, картины, вышивки, поделки). |
4. | Беседа о профессии – растениевод (рассада, удобрения, грядки, семена) | ноябрь | Увлечения, интересы у людей могут быть разные. Кому-то нравится копаться в огороде, собирать ягоды, разводить цветы. |
5. | Беседа о животноводах (корова, сено, доильный аппарат, дойка, молоко, поросята, корма, ветеринар). Экскурсия в фирму «Калория». | декабрь | Доярка начинает работу очень рано. Доярки используют в работе современную технику: электропоилки, электрические доильные аппараты. По совету ветеринара: подбирают животным специальный рацион: витамины, добавки к еде; осуществляют уход за животными |
6. | Беседа с работником торговли (товар, покупки, завоз, продажа, электронные весы, чек, кассовый аппарат, супермаркет, магазин) | декабрь | В магазин завозят товар с продуктовой базы или от производителя (молокозавода, мясокомбината). Раскладывают товар на полках, лишнее хранят на складе, соблюдая определенные требования для хранения. |
7. | Экскурсия в магазин | декабрь | Покупатель, продавец, кассир, отделы магазина: продуктовый, кондитерский, колбасный. В супермаркетах можно купить все – и продукты питания, и канцтовары, и парфюмерию. Но есть и специализированные магазины, в которых можно купить только: продукты, одежду, обувь, парфюмерию, канцтовары и т.д. |
8. | Беседа о профессиях: плотника и швеи (молоток, гвозди, рубанок, стамеска, дрель, шурупы, гайки, отвертка, ножовка; разные виды тканей, сантиметр, швейные машины, оверлок, нитки, иголки для машин швейных, иголки для ручного шитья, выкройки, лекало). | январь | Ателье – большое помещение, в цехах шумно, работают швейные машины. Приемщица принимает заказ, закройщица кроит. Впримерочной делают примерку одежды. В своей работе плотник использует много инструментов. У каждого инструмента свое название, применение. Без инструментов нельзя выполнить какое-то действие, чтобы работа приносила людям пользу. |
9. | Экскурсия в школу, в кабинет труда (для девочек), в мастерскую (для мальчиков) | январь | На примере девочкиувидели как и из чего создают постельное белье: наволочки, пододеяльники, простыни. Как используя выкройки шьют ночные сорочки. Мальчики узнали как дерево сделать гладким, что из него можно изготовить. Как правильно забить гвоздь. |
10 | Беседа о профессии – руководитель | февраль | Заведующий детским садом, директор школы, глава администрации – это все руководители. Они несут ответственность за людей, работу, вверенное им учреждение или предприятие, даже страну (президент) |
11 | Экскурсия в администрацию | февраль | Приемная, секретарь, запись, кабинет специалистов, архив и другое. |
12 | Встреча с родителями Беседа с банковским работником (банкноты, инкасаторская машина, банкомат, банк, деньги, кредит, проценты, чек, пластиковая карточка). | март | Банк дает покупателям деньги в долг для важных дел и покупок: квартиры, мебели, на обучение, для покупки домашней или бытовой техники. Затем покупатели возвращают банку деньги каждый месяц небольшими суммами. |
13 | Беседа о профессии - корреспондент, журналист | март | Очерк, статья, рассказ, повесть, титульный лист, обложка, автор, содержание. |
14 | Экскурсия в типографию | апрель | Как составляется газета для печати. Рассказ специалистов о подборе информации для номера, размещение статей в газете. |
15 | Беседа о труде бухгалтера, экономиста. Встреча со специалистом | апрель | Учет, сложение, вычитание, расход – приход. Что очень важно учитывать растраты и приобретение. Прежде чем истратить надо определить, а рационально ли это. Часто можно и нужно обходиться без лишних и не нужных покупок. |
16 | Встреча с парикмахером (ножницы, фен, лак, гель, расческа, стрижка, прическа, краска для волос, мелирование, модельная стрижка) | май | Когда у человека красивая прическа, повышается уверенность в себе, настроение хорошее. Когда у человека ухоженный вид ему приятно смотреть на себя в зеркало, комфортно в обществе друзей, коллег. |
17 | Экскурсия в полицию. | январь | Дежурная часть, следственный отдел, отдел с экономическими преступлениями, отдел по работе с несовершеннолетними |
Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.
Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого человека к труду.
Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и обогатить свой словарный запас.
Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательное, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге – позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.
Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, детского сада, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсий в ателье, в библиотеку, в мастерскую школы, в магазин, дети проявили активность в диалоге, интерес к профессиям.
Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. При посещении мастерской дети обратили внимание на общий порядок, что все инструменты разложены по ячейкам, у каждого инструмента свой домик. Взрослый вовлекал детей в производимый им трудовой процесс, давая им посильные поручения, налаживая элементарное сотрудничество. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать. Почувствовав радость трудового усилия, ощутив результаты своих действий, дети решили, что дома они будут помогать своим папам.
Некоторых мальчиков очень увлекла работа плотника, они решили стать плотниками, когда вырастут большими. Других детей заинтересовала работа инспектора ДПС. Дети решили охранять порядок на улицах города.
Для усиления эмоционального воздействия на детей были использованы: детская художественная литература, подборка фотографий и картинок с изображением различных профессий.
Детям дали понимание того, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться, иметь красивую прическу. Что труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь.
Дети восхищались теми чудесными превращениями, которые происходили в результате труда: шершавая доска превращалась в гладкую; кусок ткани в руках швеи превращался в предмет одежды, разноцветные нитки в руках увлеченного человека рисуют замысловатый узор, из маленького зернышка вырастает красивый цветок.
Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.
Вывод.
Целью педагогической работы по формированию у старших дошкольников положительного отношения к труду является: создание условий для воспитания у дошкольников ценностного отношения к труду взрослых, его результатам, способствующим формированию системных знаний о трудовом процессе, как единице труда
Задачи для педагогов в дальнейшей работе по ознакомлению старших дошкольников с профессиями:
- формировать нравственно-трудовые качества детей
- способствовать расширению и уточнению представлений о разных видах труда,
- создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, о названии оборудования, инструментах и материалах, необходимых для работы,
- побуждать любознательность детей, интерес к деятельности взрослых
- способствовать выработке положительного отношения и уважения к труду и начальной профориентации
Задачи для детей:
- узнавать о труде людей, о разных профессиях
- уважать тех, кто трудиться
- стараться научиться выполнять простейшие трудовые операции, чтобы помогать взрослым в труде
- знать разные виды труда и как обращаться с инструментами и бытовой техникой
- относиться к предметам и вещам бережно
- учиться дружить, заботиться о товарищах,
- быть трудолюбивыми, самостоятельными
В группах общеразвивающей направленности от 5 до 7 лет следует:
- обобщать детские представления о труде взрослых на основе знакомства с азами сельского хозяйства, транспорта, промышленности и т.п.;
- обеспечивать дальнейшее ознакомление с современной техникой, машинами и механизмами, доступными для понимания дошкольника разнообразными видами труда взрослых в ближайшем окружении, профессиями родителей.
Изменение характера мышления старшего дошкольника позволяет перейти от непосредственного к опосредованному знакомству с трудом взрослых, через рассказы, беседы, чтение детских книг. Следует обучать детей умению строить наглядно-схематическую, а затем мысленную модель трудового процесса.
Ознакомление старших дошкольников с трудом взрослых должно строиться на диалоге с взрослым, труд которого наблюдают дети. Воспитатель побуждает детей к вопросам, высказыванию предположений.
Неоценимую помощь в ознакомлении детей с миром профессий оказывают родители. Следует приглашать родителей для рассказа о своей профессии в группу, заранее договариваясь о примерном содержании беседы, педагог советует что принести, показать.
Яркие впечатления, полученные в процессе проектной деятельности, где экскурсии, наблюдения, встречи с родителями, чтение книг и рассказов воспитателем, праздники и утренники, где воспеваются люди труда и величие Родины, существенно обогащают игровую деятельность, которая является зеркалом развития внутреннего мира детей.
Проведенная работа в этом направлении позволила ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия - великое благо, им следует дорожить. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно зарабатывать свои деньги, уважают люди.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной непосредственно - образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возрастапо конструированию «Домики для сказочных героев».
Цель: создать условия для проявления инициативы и самостоятельности у детей.Задачи: развивать умение работать по готовым графическим схемамразвивать умение анализировать объект, видеть основные ...
Физкультурное занятие в ДОУ для детей старшегодошкольного возраста с элементами степ-аэробики.
В статье описывается здоровьезберегающая технология-"степ-аэробика", как один из видов организации физкультурных занятий для детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартно...
Развитие памяти у детей старшего дошкольного возрастаП
Память - один из важнейших психологических прцессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир....
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ
В современном мире, в его быстроразвивающихся событиях не всегда уделяется особое внимание развитию детского творчества. Это может быть связанно с тем, что родителям проще дать ребенку в руки га...
МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»
Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....
Картотека релаксационных игр и упражнений по психогимнастике для детей старшегодошкольного возраста
Психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной ...
Календарный план индивидуальной/подгрупповой работы учителя-логопеда с детьми старшегодошкольного возраста в условиях общеразвивающего сада.
Календарное планирование индивидуальной и подгрупповой деятельности по коррекции речи детейМБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №209» учителя-логопеда Каретниковой З.П.Лексическая тема: &laq...