Образовательная программа кружка "Фольклорные забавы" для дошкольников 3-5 лет.
рабочая программа (младшая группа) на тему

Бирюкова Надежда Алексеевна

Образовательная программа кружка «Фольклорные забавы» составлена на основе федеральных государственных требований, требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». Программы воспитания и обучения детей в детском саду» (Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) и «Основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями». Раскрывает процесс воспитания, а также обучения ребёнка, что соответствует его природе, уникальным возрастным и индивидуальным особенностям.

 Программа кружка направлена на познавательно-речевое развитие детей младшего и среднего дошкольного возраста с ОВЗ средствами устного народного творчества.   Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края, осознаётся современным обществом в качестве жизненно-важной проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_folklornye_zabavy.docx505.31 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ РМЭ « Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции,

подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения

« Детство»
                     

Образовательная программа

кружка

«Фольклорные забавы»
         

C:\Users\Надежда\Desktop\Фольк.картинки\skomoroh_1.jpg

Подготовила:

Бирюкова Н.А.

воспитатель

I квалификационной

категории

г. Йошкар-Ола

2015г.

Пояснительная записка

Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста, и поэтому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий радости детской народной массы. Это - детский фольклор.

Г.С. Виноградов

Образовательная программа кружка «Фольклорные забавы» составлена на основе федеральных государственных требований, требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». Программы воспитания и обучения детей в детском саду» (Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) и «Основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями». Раскрывает процесс воспитания, а также обучения ребёнка, что соответствует его природе, уникальным возрастным и индивидуальным особенностям.

 Программа кружка направлена на познавательно-речевое развитие детей младшего и среднего дошкольного возраста с ОВЗ средствами устного народного творчества.   Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края, осознаётся современным обществом в качестве жизненно-важной проблемы.

 В сфере дошкольного образования одним из основных направлений государственной политики является обеспечение доступности образования детям с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями, создание специальных условий для обучения, воспитания и оказания коррекционно-педагогической помощи. Задача интеграции детей с особенностями психофизического развития в общество выступает в качестве приоритетной. Её решение определяет степень зрелости общества и уровень его морально-нравственной культуры. В основе организации интегрированного обучения и воспитания лежат принципы приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования, обеспечения равного доступа к получению образования.

            В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребёнок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти своё место в жизни и реализовать свой потенциал. Вот тут-то на помощь приходит фольклор. Народ заботливо сопровождал  поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребёнок в семье. Стержнем этой системы был и остается фольклор, устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

           В устном народном творчестве как нигде сохранились черты русского народного характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Используя фольклор, через движения мы знакомим детей с народными обычаями, традициями. Поговорки, загадки, пословицы, сказки приобщают детей к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях русского фольклора занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником формирования личности ребенка, их познавательного и нравственного развития.

            Помимо того, что малые формы фольклора расширяют познания об окружающем мире и человеке и развивают самосознание детей, они позволяют им получить навыки общения со взрослыми и сверстниками, учат вступать в диалог, высказывать своё мнение, обосновывать его, учитывать желания и мнение других, тем самым обогащая социальный опыт каждого ребенка. Главная задача кружка состоит в том, чтобы помочь ребѐнку развиваться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности. В программе определены пути решения задач нравственного воспитания: уважительное отношение педагога к каждому ребёнку, эмоционально – позитивное общение дошкольников.

Актуальность

В настоящее время малые формы фольклора недостаточно широко используются в работе с детьми. К сожалению, в последние годы происходит деформация малых форм фольклора, падение интереса к нему. У фольклора появилось много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные программы. Они, безусловно, ярки, их воздействие активно, они не требуют того внутреннего переживания, той работы ума, которые естественны при работе с материалами устного народного творчества. Сейчас актуален вопрос, как вернуть фольклор в мир ребенка. Особенно актуально использование фольклора в коррекционной и воспитательно-образовательной работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами.

Цель программы:  способствовать формированию личности ребёнка в процессе разучивания малых форм фольклора, знакомства со сказками (их проигрывание, пояснение и иллюстрации незнакомых слов), песенками, обычаями; развивать познавательную и речевую активности детей младшего и среднего дошкольного возраста средствами фольклора.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи.

  • Обучающие:
  • Формировать у детей личностную культуру, приобщая их к богатому культурному наследию русского народа.
  • Формировать умение запоминать и читать наизусть произведение.
  • Приучать детей внимательно слушать произведение малого жанра фольклора.
  • Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы.
  • Способствовать    развитию    умения    рассматривать    иллюстрации    в    книгах,
    формировать эстетический вкус у детей.
  • Учить уместно и правильно употреблять пословицы и поговорки в повседневной жизни, применять их к личному поведению.

  • Развивающие:
  • Развивать интерес к познанию  окружающего мира, народному слову и

народным обычаям.

  • Способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса детей.
  • Развивать у детей самостоятельность и ответственность как основных ценностей системы  взросления в процессе знакомства с малыми фольклорными формами.
  • Развивать эмоционально-чувственную сферу на основе приобщения  к малым формам фольклора.

  • Воспитывающие:
  • Воспитывать  нравственные  качества детей:  доброжелательность,  трудолюбие, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям.
  •   Воспитывать уважительное отношение к культуре и национальным традициям.

Участники программы.

Программа рассчитана на работу с детьми трёх - пяти лет. Непосредственное участие принимают дети, воспитатели, специалисты Центра и родители (законные представители детей).

 

Формы работы: ознакомление, обыгрывание, заучивание, закрепление; игровые занятия (тематические, сюжетные, сюжетно-тематические, комплексные).

Методы организации деятельности детей: игровые, наглядные, словесные, практические; беседы с детьми; наблюдение за природой; слушание русских народных песен, сказок; инсценировки песен и малых фольклорных форм.

 Содержание деятельности основано на педагогических принципах.

Принцип системности - малые формы фольклора доступны  пониманию и осознанию детьми только при систематической работе.

Принцип активности детей - использование малых форм фольклора в развитии детей младшего и среднего дошкольного возраста осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них.

Принцип разнообразия и полноты. В работе воспитатель опирается на широкий спектр форм фольклора и устного народного творчества. В детском фольклоре различают произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими. Детское творчество, что дети сочинили сами. Детский фольклор русского народа богат, разнообразен сказками, произведениями малых жанров.

Принцип эмоциональной окраски и комфорта. Общение взрослого с ребёнком младшего возраста отличается особенной эмоциональностью. Обращаясь к малышу с ласковым разговором, взрослые вызывают у него ответную реакцию: улыбку, оживлённые действия.

 Принцип доступности и поэтапности. Существует давняя традиция – сопровождать все действия по уходу за малышом песенками, потешками, поговорками. Ритмически построенная мелодия песенки, ритмически организованные звуки речи создают условия для восприятия даже самым маленьким ребёнком настроения взрослого, рождают чувство безопасности и комфорта. Тем более что и сами действия, которые осуществляет человек, ухаживая за ребёнком, - все эти покачивания, поглаживания, тетешкания – также ритмичны и потому очень нужны малышу. Игры с движениями ручками, пальчиками, хождением проводятся с текстами. Первоначально основу эстетического воздействия художественного слова составляет восприятие ребёнком ритма, рифмы, интонации. Ребёнок повторяет за взрослым сочетания звуков и слова через равные отрезки времени, например «бай-бай», «дай-дай»; в одном ритме со стихотворением помахивает ручкой, покачивает головой или всем телом, хлопает в ладоши, повторяет рифмующиеся слова или их окончания, точно воспроизведя при этом интонацию. На изменение интонации в речи взрослого малыш отвечает мимикой, позой, сосредоточенным слушанием, иногда улыбкой, смехом, радостным восклицанием.

Наряду с пестушками и потешками детям читают стихи, несколько более сложного содержания, не связанные с игрой – движениями самого ребёнка. В них, как правило, присутствует персонаж, с которым развёртывается действие. В одном стихотворении оно очень простое, а в другом – это цепь взаимосвязанных действий персонажа, т. е. сюжет. Особенно много радости доставляют детям игры со взрослыми. Народ создал множество игровых песенок. Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, взрослые приучают ребёнка вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл. Знакомя малышей с потешками «Курочка - рябушечка», «Наши уточки», «Кисонька - мурысенька», «Дай молочка, Бурёнушка» со стихотворением «Кто как кричит» А. Барто, воспитатель привлекает их к подражанию крику птиц, животных.

Принцип интеграции.  Лучшему пониманию сказок, стихотворений помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра. Перед инсценировкой следует дать детям возможность рассмотреть игрушки, плоскостные фигурки, чтобы затем малыши больше сосредоточились на слуховых впечатлениях. Хорошо инсценируются русские народные сказки «Репка», «Теремок», «Колобок», произведения З. Александровой «Топотушки», Е. Ильиной «Топ-топ». Стихотворения «На санках» О. Высотской и «Большая кукла» В. Берестова можно объединить в одной инсценировке и закончить её песенкой, адресованной больной кукле. Так на протяжении младшего  и среднего возраста у детей воспитывают понимание содержания литературных текстов, любовь к художественному слову, к книге. Художественное слово – важнейшее средство воспитания маленького ребёнка. Через художественные образы устанавливаются эмоциональные взаимоотношения взрослого и детей, происходит знакомство с окружающим миром. Если ребёнку систематически рассказывают сказки, рассказы, у него развиваются слуховая сосредоточенность, навыки слушания чтения книги. К концу третьего года жизни ребёнок способен понимать содержание произведения и эмоционально на него откликаться. В это время у ребёнка формируется и более сложное отношение к художественному тексту: первоначальное суждение, элементарное обобщение, вывод, первичные оценки. Трёхлетний малыш может пересказать содержание короткого рассказа, небольшой сказки. Он умеет и любит рассматривать иллюстрации, может аккуратно перелистывать страницы, бережно относиться к книге. Это фундамент для формирования на следующем этапе его жизни – в дошкольном возрасте – эстетического восприятия художественной литературы. Фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяется успешностью его общего развития в дошкольный период детства, закладывается в раннем возрасте.

Возраст детей: 3-5 лет.

Сроки реализации программы: 1 учебный год

Режим занятий: 1 раз в неделю по 15-20 мин.

Предполагаемые результаты.

  1. Дети 3-5 лет знают и умеют.
  • С интересом слушают малые формы фольклора
  • Самостоятельно проговаривают слова, фразы.
  • В самостоятельной игре, режимных моментах сопровождают свои действия речью. Активно используют малые формы фольклора  в речевом творчестве, в продуктивной деятельности.
  • Проявляют интерес  к книгам,  рассматриванию  иллюстраций,  бережно  к ним относятся.
  • Проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, обладают начальными знаниями о различных фольклорных жанрах
  • По   просьбе   взрослого   или   по   собственной   инициативе   рассказывают   об
    изображенном на картинке, об игрушке, о событии из личного опыта.
  • Проявляют эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту литературно-художественные произведения.
  • Эмоционально   и   заинтересованно   следят   за   развитием   действий   в   играх-
    драматизациях и кукольных спектаклях, сами принимают участие в них.

  1. Родители (законные представители детей).
  • Расширились знания родителей о роли детского фольклора в воспитании детей.
  • Принимают активное участие по данной теме.
  • Более внимательно и ответственно относятся к жизни детей, их интересам и потребностям.

Перспективное планирование

 коррекционной, воспитательно-образовательной работы

кружка с детьми с ОВЗ на основе русского фольклора

I квартал

Задачи:

  1. Вызвать интерес к произведениям устного народного творчества.
  2. Воспитывать желание слушать сказку, потешку.
  3. Формировать первые представления о пространственных признаках объектов (форме, величине, расположение).
  4. Формировать умение выделять и узнавать объекты зрительно, на слух и на ощупь.
  5. Побуждать детей самостоятельно обследовать персонажей настольного театра.
  6. Побуждать эмоционально откликаться на восприятие содержания произведений устного народного творчества.
  7. Закреплять и расширять знания о домашних животных и птицах, об овощах.
  8. Побуждать к повторению фольклорных текстов по частям и звукоподражанию голосам животных и птиц.
  9. Учить узнавать животных в реалистическом изображении на картинке и в игрушке.
  10. 10.Воспитывать гуманистическое отношение к животным на эмоциональной основе.

Месяц

Произведения устного народного творчества

Театрализованная деятельность

Развивающие задания  

и игры

Работа

с родителями

Октябрь

- Р.н. сказка

 «Курочка Ряба»;

- Р.н. потешки «Курочка-пеструшечка»,

«Курочка-рябушечка».

- театр картинок;

- театр игрушек;

- различные варианты настольных театров по сказке;

- игра-инсценировка по сказке (этюды);

- настольный театр по потешкам;

- аудиозапись сказки.

- «Кого не стало?» (зрительное внимание);

- «Лабиринт» (зрительное внимание, мышление);

- «Кто как передвигается» (зрительная память, творческие способности);

- «Попробуй, найди» (мышление, зрительное внимание);

- «Узнай по контуру» (мышление, воображение);

- р.н. подвижная игра «Курочка».

Консультация «Роль произведений устного народного творчества в воспитании детей».

Ноябрь

- р.н. сказка «Репка»;

- р.н. потешки

«Была репа важная…»

«Чики-чики-чикалочки»

«Огуречик-огуречик…».

- театр картинок;

- театр на фланелеграфе;

- плоскостной театр;

- настольный театр на палочках;

- пальчиковый театр;

- театр Би-ба-бо;

- игра-инсценировка (этюды);

- аудиозапись.

- «Кто за кем?» (ориентировка в пространстве, наглядное мышление, предлоги);

- «Что изменилось?» (внимание, наглядное мышление);

- «Найди по силуэту» (наглядное мышление, внимание, образная память);

- «Собери из частей» (внимание, координация мелких движений рук);

- «Кто у нас обиделся?» (наблюдательность, различение эмоциональных состояний);

- р.н. подвижная игра «Собачка».

Папка-раскладушка «Потешка в жизни ребёнка».

II квартал

Задачи:

  1. Воспитывать умение   внимательно слушать произведения устного народного творчества.
  2. Развивать у детей умение запоминать и узнавать знакомые произведения при повторном слушании.
  3. Узнавать героев сказки, песенки, потешки в иллюстрациях, игрушках.
  4. Обучать подхватывать слова и строки знакомых произведений, читать наизусть некоторые из них.
  5. Развивать восприятие пространственных свойств объектов(формы, величины, расположения).
  6. Развивать внимание и сосредоточенность.
  7. Формировать первые действия воображения («опредмечивание»).
  8. Подводить к элементам драматизации.
  9. Обучать соучаствовать в рассказывании сказки, потешки, помещая фигурки настольного театра и проговаривая слова, соответствующие роли.
  10. Познакомить с серией потешек, отражающих элементы народного быта.
  11. Подводить к пониманию юмористических сценок.
  12.  На эмоционально-чувственной основе формировать добрые, высоконравственные отношения с окружающим миром.
  13. Воспитывать у детей умение эмоционально откликаться на воспринимаемое произведение, включать в рассказывание сказки.
  14. Воспитывать умение выполнять правила русских народных подвижных игр.

Месяц

Произведения устного народного творчества

Театрализованная деятельность

Развивающие задания  

и игры

Работа

с родителями

Декабрь

- р.н. сказка «Колобок»;

- р.н. потешки

«Ладушки, ладушки! Пекла бабка оладушки!

«Как Марфуша для Петра..»

«Еду, еду, к бабе, к деду!...».

- театр игрушек;

- театр картинок;

- настольный театр;

- театр на фланелеграфе;

- театр на палочках;

- игра-инсценировка (этюды);

- аудиозапись сказки.

- «Кого не стало?» (зрительное внимание, наглядное мышление);

- «Найди по силуэту» (наглядное мышление, внимание, образная память);

- «Веселый – грустный» (наблюдательность, различение эмоциональных состояний);

- моделирование сказки;

- «Кто за кем»  (зрительное восприятие, память, наглядное мышление);

- р.н. подвижные игры «Дед», «Воробышки и кот».

- «Рекомендуем почитать с детьми» выставка книг с р.н. песенками, потешками.

Январь

- р.н. сказка «Волк и семеро козлят»;

- серия р.н. потешек на тему «Коза»:

«Козушка-Белоногушка

«Козонька рогатая»

«Коза-хлопота».

- театр игрушек;

- настольный театр;

- театр на фланелеграфе;

- игра-инсценировка (этюды).

- «Подумай и ответь» (по содержанию сказки)

(слуховая память; установление причинно-следственных связей);

- «Угадалки-узнавалки» (слуховое восприятие);

- «Лабиринт» (зрительная внимание, мышление);

- «Через мостик мы идем»  подвижная игра (двигательная память, развитие общей моторики);

- «Закончи фразу» (мышление, слуховая память, антонимы);

- «Попробуй, найди» (зрительное внимание);

- «Добрая коза и злой волк» (эмоциональное состояние персонажей, средства образной выразительности);

- «Чьи это следы?» (зрительное внимание),

- выкладывание следов из счетных палочек (мелкая моторика);

- «Попробуй, найди» (мышление, зрительное внимание, ориентировка в пространстве, предлоги);

- «Узнай по контуру» (мышление, воображение);

- р.н. подвижная игра «Звонари».

Папка-раскладушка «Рождество»

Февраль

- р.н. сказка «Теремок»;

- р.н. потешки 

«Как по снегу, по метели трое саночек летели»,

«Тень, тень, потетень».

По сказке:

- театр игрушек;

- настольный театр;

- театр на палочках;

- театр масок;

- игра-инсценировка (этюды) по потешке «Тень, тень, потетень»:

-театр фигурок на ладони.

- «Кто за кем» (ориентировка в пространстве, наглядное мышление);

- «Посчитаем этажи теремка» (математические представления);

- «Разложи картинки по порядку» (память, мышление);

- «Кого не стало» (внимание, наглядное мышление);

- «Кто как передвигается» (творческие способности, зрительная память);

- р.н. подвижная игра «Комарик»

Консультация «Играем с пальчиками – развиваем речь» (пальчиковые игры на основе фольклорных произведений).

III квартал

Задачи:

  1. На основе произведений устного народного творчества воспитывать у детей нравственную культуру.
  2. Обучать запоминать тексты произведений малых фольклорных форм.
  3. Познакомить с новым фольклорным жанром – небылицами.
  4. Используя приём ориентированного подкрепления, а также художественной выразительности в исполнении текста, дать детям почувствовать курьёзность описываемой ситуации, её юмористичность.
  5. Помочь детям понять содержание произведений, вызвать соответствующее эмоциональное отношение к персонажам.
  6. Учить совместно со взрослыми инсценировать сказку.
  7. Познакомить с творчеством художника-иллюстратора Ю.А.Васнецова. развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций Васнецова.
  8. Развивать умение средствами образной выразительности (интонацией, жестом, мимикой) передавать содержание произведения.
  9. Развивать концентрацию внимания, умение сосредоточиться на содержании и выполнении игрового задания.
  10. Развивать у детей воображение.
  11. Развивать познавательную активность, решать задачи проблемного характера, устанавливать простейшие причинно-следственные связи .
  12. Формировать реалистические представления о домашних животных, их назначении в жизни людей. Формировать знания о диких животных.
  13. Продолжать воспитывать эмоционально воспринимать фольклорные произведения.

Месяц

Произведения устного народного творчества

Театрализованная деятельность

Развивающие задания  

и игры

Работа

с родителями

Март

- р.н. сказка «Заюшкина избушка»;

- р.н. потешки

«Заинька, походи»

«Скачет зайка маленький».

- театр на фланелеграфе;

- театр игрушек;

- театр на палочках;

- настольный театр;

- мультфильм «Заюшкина избушка».

- «Один и много» (грамматический строй речи);

- «У кого что?» (мышление, употребление

существительных с предлогом «У» в родительном падеже);

- «Жил-был зайчик» подвижная игра (координация речи с движением);

- «Посмотри и назови» (мышление, подбор антонимов);

- «Найди по конуру» (зрительное  внимание);

- «Дружные зверята» (грамматический строй речи);

- «Что изменилось?» (зрительное внимание);

- «Какой? Какая?» (сравнение по величине, употребление усвоенных слов в речи);

- «О ком загадка?» (мышление);

- «Кто лишний?» (зрительное и слуховое внимание);

- «Заюшкина избушка» выкладывание из пало-

чек по образцу (зрительное внимание, мелкая моторика);

-«Разрезные картинки» (мышление);

- р.н. подвижные игры «Лиса и зайцы»,

«Мешочек».

- библиотека для родителей «Нет милее дружка, чем родная матушка» (подборка пословиц о маме, семье);

- выставка иллюстраций к произведениям устного народного творчества художника - иллюстратора Ю.А. Васнецова.

Апрель

- р.н. сказка «Маша и медведь»;

- знакомство с новым жанром:

потешки-небылички

«Из-за леса, из-за гор»,

«Ульяна, Ульяна»,

«Стучит, бренчит по улице»;

- р.н. песенка «Жили у бабуси два веселых гуся».

По сказке:

- театр игрушек;

- театр на фланелеграфе;

- театр на проволочках;

- пальчиковый театр;

- мультфильм;

- аудиозапись;

- игра-инсценировка.

По потешке «Из-за леса, из-за гор»:

- театр на фланелеграфе.

По р.н. песенке «Жили у бабуси…»:

- «Кто за кем?» по потешке (слуховая  и зрительная память);

- «Подумай и ответь» (внимание, память, умение отвечать на вопросы);

- «Попробуй, найди» (зрительное внимание, ориентировка в пространстве, предлоги);

- «Ягоды в лукошках» (мышление, внимание, количественные представления);

- «Медвежья избушка» (мышление (обобщение), формирование грамматических категорий);

- «Новый короб для Маши» конструирование из палочек (конструктивный праксис, мелкая моторика);

- «Закончи фразу» (мышление, внимание, подбор антонимов);

- «Мимическая гимнастика» (творческие способности, зрительное внимание и память, воображение);

- «Расскажи сказку» (по мнемотаблице совместно со взрослым);

- «У медведя во бору» подвижная игра (координация речи с движением);

- р.н. подвижные игры «Мишка бурый»,

«У медведя во бору».

Папка-раскладушка

«Весенние приметы».

Май

- р.н. сказка «Кот, петух и лиса»;

- серия р.н. потешек на тему «Котик»:

«Как у нашего кота»,

«Пошел котик на торжок», «Кисонька-мурысонька», «Тили-бом…».

- театр игрушек;

- театр на палочках;

- игра-инсценировка;

- аудиозапись.

- «Что изменилось?» (зрительное внимание, наглядное мышление, связная речь);

- «Подумай и ответь» (внимание, память, умение отвечать на вопросы, установление причинно-следственных связей);

- «Куда несет петушка лиса?» подвижная игра (слуховое восприятие, общая моторика);

- «Угостим петушка яблочками» (величина, цвет, количество);

- «Лабиринт» (зрительное внимание, мелкая моторика)

- «Закончи фразу» (установление причинно-

следственных связей, антонимы);

- «Покажи героя сказки» (артикуляционная и мимическая гимнастика);

- «Построим дом кота и петушка» конструирование из палочек (конструктивный праксис, мелкая моторика);

- р.н. хороводная песня «О коте Ваське»;

- р.н. подвижные игры «Цапки», «В пятнашки».

Рекомендации родителям «Рекомендуем прочитать летом».

Формы работы с родителями:

- лекторий для родителей;

- индивидуальные консультации специалистов;

-наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы.

Формы подведения итогов.

 Участие в вечерах развлечений, утренниках, праздниках и других общих мероприятий. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (2 раза в год: октябрь - промежуточный, май - итоговый).  

   Для проверки эффективности разработанной программы,  используются диагностические упражнения разработанные на основе учебно - методических пособий О. Ушаковой и Е. Струниной .

Диагностические  параметры:

- точность в  употреблении слов в различных грамматических формах и значениях;

- понимание разные значения многозначного слова;

- осознание смысловых отношений между словами

- гладкость и плавность изложения, отсутствие прерывистости и повторений, запинок, пауз в связной речи;

- уровень ориентировки на смысловую сторону слова и выражения.

Кроме того, данные диагностические параметры помогут выявить насколько дети разбираются в жанрах малых форм фольклора и владеют ими.

 Уровень речевых умений с использованием малых форм фольклора оценивается по следующим критериям:

Высокий уровень. 

Ребенок составляет предложение из трех (или более) слов.

Правильно подбирает синонимы и антонимы в пословицах, в речевой ситуации подбирает по два – три слова разных частей речи (прилагательных и глаголов).

Ребенок замечает неточности в небылице ("Так не говорят", "Неправильно").

Правильно определяет значение слова по функции предмета ("Лес – туда ходят за грибами, ягодами") или по родовому понятию ("Лес – это место, где растет много деревьев, грибов, ягод, где много животных, птиц").

Правильно поясняет значение пословицы и может придумать рассказ.

Умеет доказать отгадку.

Знает много пословиц, поговорок, считалок и т.д.

Средний уровень. 

Ребенок составляет предложение или словосочетание из двух слов.

Правильно подбирает синонимы и антонимы по смыслу, но не в требуемой грамматической форме.

 В речевой ситуации называет по одному слову.

Дает свои варианты, исправляя неточности в небылице.

Вместо определения значения слова дает описание предмета, рассказывает о чем-то конкретном ("Я был в лесу", "А я знаю, где лес есть").

Может дать объяснение значению пословицы, но не совсем точно.

Составляет рассказ, используя отдельные слова из пословицы.

Отгадывает правильно загадку, но в доказательстве использует не все признаки.

Называет по одному – два примера на каждый предложенный жанр.

Низкий уровень. 

Ребенок не составляет предложение, а повторяет предъявляемое слово.

Не может подобрать синонимы, а, подбирая антонимы, использует частицу "не" ("Человек от лени болеет, а от труда не болеет").

В речевой ситуации подбирает неточные по смыслу слова, либо также использует частицу "не".

Не замечает неточность в небылице.

Ребенок не может определить значение слова и пословицы.

Загадку отгадывает неверно и не доказывает отгадку.

Составляет рассказ без учета задания.

Практически не знает пословиц, загадок, считалок и т.д.

 

Итоговый результат

Малые формы фольклора в воспитательно-образовательной работе с детьми необходимо использовать в интегрированной форме, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Положительный результат при реализации программы  будет получен, при соблюдении следующих принципов:

-во-первых, тщательный, обусловленный  возрастными возможностями детей, отбор материала;

-во-вторых, интеграция работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);

-в-третьих, активное включения детей;

-в-четвертых, использование развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды максимально.

       

       

Заключение

           Программа  позволяет сделать следующее заключение.

           Художественная структура фольклорных произведений является универсальным средством педагогического воздействия на детей, побуждающим и одновременно исключающим принуждение, хорошо приспособленным к чувственной натуре ребенка, инструментом умственного развития и нравственного воспитания детей.

            Для того чтобы ребёнок имел возможность эффективно творчески самореализоваться, добиться цели он должен быть вовлечен в деятельность, значимую для него. Фольклор - это именно то, что близко по духу ребенку, и использование фольклорных произведений в различной деятельности детей позволяет глубже осознать и прочувствовать то, что нельзя выразить словами или движением.

           Программа  позволяет доказать, что непосредственно образовательная деятельность, проводимая с использованием произведений фольклора, благоприятно влияет на развитие  речи и творческих способностей детей, на формирование личности ребенка в целом.

C:\Users\Надежда\Desktop\Фольк.картинки\1051549.jpg

Используемая и рекомендуемая литература

1. Алябьева Е.А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками». Творческий центр. Москва, 2004г

2.Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М.: Просвещение, 1957. - 224с.

3.Афанасьев А.Н. «Народные русские сказки». Москва, 1994г.

4. Балакина Т.И. «История русской культуры». Москва, 1996г.

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 447с.

6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.,1995. - 209с.

7. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. - 1008с.

8. Детская литература. / Под ред.Е. Е. Зубаревой. - М.: Просвещение, 1985. - 399с.

9. Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития» 1997г

10. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю. «Социальное развитие детей в ДОУ». Методическое пособие. Творческий центр. Москва, 2008г

11. Кравцов Н.Н., Лазутин С.Т. «Русское  устное  народное творчество». Москва, 1987г.

12. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс», 2000г

13. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Л.В. Руссковой, М.: Просвещение, 1986. - 79с.

14. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987. - 240с.

15. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. - М.: Рольф, 2000. - 224с.

 16. Микляева Н.В., Микляева М.Ю. управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования. Методическое пособие. Айрис пресс, Москва 2006

17. Островская Л. Ф «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника». Москва «Просвещение», 1987г.

 18. Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста». Книга для воспитателя детского сада. Москва «Просвещение», 1986г

19. Петров В.М., Гришина Г.Н. «Зимние праздники, игры и забавы для детей». Творческий центр СФЕРА. Москва, 1999г

20. Синицина Е.И. Игры и упражнения со словом. - М.: Юнвес, 2000. - 156с.

21. Титова М.Г., Яковлева Г.В. формирование творческих способностей детей дошкольного возраста через игры-драматизации и театрализованные представления. Методическое пособие. Издательство Марины Волковой, 2007. – 71с

22. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. - М.: Просвещение, 1972. –78с.

23. Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс», 2000г

24. Фельденкрайз М. Осознание через движение. - М.: Время, 1994. - 208с.C:\Users\Надежда\Desktop\Фольк.картинки\0abe0df41512.png

25. Чудесный короб. Русские народные песни, сказки, игры, загадки. (Составитель Науменко Г.М.). Москва, 1988г.

26. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. Москва, 1985г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа всестороннего развития дошкольника.

В этой работе я раскрываю проблемы развития ребёнка и предлагаю подробную программу по обучению и воспитанию дошкольников. Всё обучение условно делится на четыре части: 1.развитие моторики; 2. нравств...

Парциальная образовательная программа "Английский для дошкольников" Ю.А. Комарова

Cоздание условий для овладения детьми английским языком как средством развития коммуникативных способностей детей, как инструментом их широкого взаимодействия с миром, обеспечения практики в разных ви...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (на основе комплексной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство»/под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева 2016г. и парциальной образовательной программы по приобщению дошкольников к культур

Рабочая программа является нормативным документом, определяющим цели и ценности образования в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дошкольного образования, характеризующим содержание обр...

Дополнительная образовательная программа "Музыкальное развитие дошкольника посредством элементарного музицирования с использованием элементов обучения К.Орфа"

Музыка в большей степени, чем другой вид деятельности доступен ребенку. учеными доказано, что музыка, непосредственные звуки окружающего мира воздействуют на организм челдовека и его состояние самым п...

Адаптированная дополнительная образовательная программа по развитию дошкольников с ОВЗ средствами LEGO- конструирования

 Адаптированная дополнительная образовательная программа  по развитию дошкольников с ограниченными возможностями здоровья средствами LEGO-конструирования в руппе комбинированной напра...