Образовательная программа всестороннего развития дошкольника.
рабочая программа (старшая группа) по теме

В этой работе я раскрываю проблемы развития ребёнка и предлагаю подробную программу по обучению и воспитанию дошкольников. Всё обучение условно делится на четыре части: 1.развитие моторики; 2. нравственно-культурный аспект; 3. развитие коммуникативных навыков; 4. развитие эмоциональной сферы ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная программа всестороннего развития дошкольника.

     Восприятие к среднему  дошкольному возрасту становится более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск. Дети знают основные цвета и их оттенки, могут описать предмет по форме и величине. Они усваивают систему сенсорных эталонов (круглый как яблоко).

   Память. Непроизвольная память  постепенно заменяется  произвольной, дети учатся запоминать по желанию. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Для ребенка 6 лет вполне доступно такое задание – запомнить 10 слов, не связанных по смыслу.

     Мышление.  Совершенствуется наглядно-действенное мышление (манипулирование предметами), улучшается наглядно-образное мышление (манипулирование образами и представлениями). Например, дети  уже могут понять, что такое план комнаты. С помощью схематичного изображения групповой комнаты дети могут найти спрятанную игрушку. Полезны игры «Найди клад», «Лабиринты». И начинают активно формироваться предпосылки логического мышления, которое окончательно формируется к 14 годам. Развивается способность к индукции и дедукции.

     Внимание. Важным показателем развития внимания является то, что в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Ребенок в 5-6 лет должен уметь сосредоточиться на необходимой, но не интересной деятельности хотя бы 5-10 минут.

    Воображение.  Становится активным – произвольным. А также воображение выполняет еще одну роль – аффективно-защитную. Она предохраняет растущую душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм.

   Особенности личностных характеристик дошкольника:

   Эмоциональная сфера. К старшему дошкольному возрасту изменяется структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции. Внешнее выражение эмоции становится у части детей более сдержанным. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать.

   Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, является соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Если несколько желаний возникало одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора.

   Наиболее сильный мотив для дошкольника - поощрение, получение награды. Более слабый - наказание, еще слабее - собственное обещание ребенка.

    Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания.

    Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки - других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки. Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает.

   Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки ("я хороший") и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.

Еще одна линия развития самосознания - осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: "я рад", "я огорчен", "я сердит".

    Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что развитие ребёнка в дошкольном возрасте играет большую роль для психического и личностного формирования ребёнка, а игра является основным способом коррекции эмоциональной и поведенческой сферы у детей. В этом заключается актуальность данной работы.

   В основу программы легла «Программа по формированию навыков общения детей 5 – 7 лет» Л.И. Любиной, 2009г. Новизна:

  1. Программа адаптирована на весь дошкольный период;
  2. Добавлены занятия по сенсорному развитию детей;
  3. Добавлены занятия по развитию мелкой моторики ребёнка.

     Цель нашей работы: развитие  всех психических процессов и личностных свойств дошкольника, формирование социальных контактов и развитие способности к совместным действиям в быту и игровой деятельности.

   Основные задачи:

  1. развитие мелкой моторики;        
  2. развитие внимания и усидчивости, ориентировка в пространстве        ;
  3. развитие кратковременной памяти        ;
  4. развитие целостности восприятия, осмысления предмета;        
  5. развитие логического мышления;        
  6. развитие творческого потенциала, умение собирать из частей целое;        
  7. обучение понятию геометрических фигур;        
  8. обучение усидчивости, снятие симптомов гиперактивности;        
  9. обучение выражению эмоций, умению перевоплощаться в другого человека (животное);        
  10. повышение уверенности в себе, чувства защищенности;
  11. развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
  12. выработка положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.

     Цель определяет систему психолого-педагогических принципов, отражающих  представление о самоценности дошкольного возраста и его значении для становления и развития личности ребенка.

Личностно ориентированные принципы

  1. Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.
  2. Принцип развития. Основная задача  – это развитие дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.
  3. Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Культурно- ориентированные принципы.

  1. Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
  2. Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.
  3. Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
  4. Принцип ориентировочной функции знаний. Содержание дошкольного образования не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной нами в соответствии с нашими «научными» представлениями. Задача дошкольного образования – помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
  5. Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

Деятельностно -ориентированные принципы.

  1. Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Необходимо, чтобы творческий характер приобрели специфические детские виды деятельности – конструирование, рисование, лепка. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.
  2. Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.
  3. Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

    Основными формами обучения детей являются индивидуальные и групповые. По результатам контрольных срезов педагог определяет, какие проблемы возникли, и в индивидуальном порядке решает их.

   

Методы обучения:

  1. Словесные (беседа, рассказ, объяснения);
  2. Наглядные (демонстрация тематического наглядного материала);
  3. Практические (занятия, продуктивная деятельность, экскурсии);
  4. Игра. Основной метод обучения, используется на каждом занятии. В зависимости от темы игры делятся:
  1. по содержанию (сенсорные, речевые, для ознакомления с окружающим);
  2. по дидактическому материалу (словесные, настольно-печатные, с предметами и игрушками)
  3. по характеру игровых действий (игры-путешествия, игры-предложения, игры-поручения, игры-загадки, игры-беседы);
  4. по познавательному интересу (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные, творческие, социальные, коммуникативные, ассоциативные).

Содержание  обучения. Весь процесс обучения можно разделить на четыре блока:

  1. Коммуникативный (направлен на развитие коммуникативных навыков ребёнка, раскрепощение в группе, адаптацию к новому процессу обучения).
  2. Сенсорный (направлен на развитие психических функций и эмоциональной сферы ребёнка).
  3. Моторный (направлен на развитие мелкой моторики, подготовки руки к письму, развитие глазомера – глаз – рука).
  4. Общекультурный (направлен на развитие культуры поведения ребёнка).

В процессе обучения блоки перекликаются между собой, повторение пройденного происходит в течение всего года.    

   Занятия проводятся один раз в неделю по 35 минут; общее количество составляет 36 часов в год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа всестороннего развития ребенка средствами музыки и ритмических движений

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития р...

программа по самообразованию воспитателя детского сада:«Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».

В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают ну...

Программа самообразования по теме «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».

Программа самообразования содержит актуальность, цель,задачи, ожидаемые результаты и план работы....

Дополнительная образовательная программа "Музыкальное развитие дошкольника посредством элементарного музицирования с использованием элементов обучения К.Орфа"

Музыка в большей степени, чем другой вид деятельности доступен ребенку. учеными доказано, что музыка, непосредственные звуки окружающего мира воздействуют на организм челдовека и его состояние самым п...

Адаптированная дополнительная образовательная программа по развитию дошкольников с ОВЗ средствами LEGO- конструирования

 Адаптированная дополнительная образовательная программа  по развитию дошкольников с ограниченными возможностями здоровья средствами LEGO-конструирования в руппе комбинированной напра...

Дополнительная образовательная программа всестороннего развития детей раннего возраста "Давайте поиграем"

Данная программа направлена на создание условий для налаживания эмоционального контакта с родителями, улучшения детско-взрослых отношений на основе осознанного отношения родителей к организации здоров...