Любимые сказки детства!
статья на тему
Предварительный просмотр:
Любимые сказки – детства!
Приобщение дошкольников к художественной литературе, воспитание любви к книге, я считаю, одним из важных направлений в работе педагога дошкольного учреждения.
В наш современный век информации и научных технологии, проблема падения всеобщего уровня культуры, чтения и грамотности, проблема воспитания маленького читателя становится все более актуальной. Результат международных исследований показывает: в 70-е годы 87% взрослых читали своим детям книги, сейчас - 7%. В 90-е годы было 79% регулярно читающего населения, сейчас - 24%. 25% детей пятилетнего возраста страдают нарушениями речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. Цифры говорят сами за себя! «Самое тяжелое преступление перед книгами - это их не чтение», - говорил И. Бродский. «Человек за это расплачивается жизнью, а нация - историей». Изменилось наше общество, которое в свое время считалось самым читающим в мире. Меньше стали читать родители, меньше читают и дети, у многих вообще нет интереса к книге. А ведь культура чтения внесена в число двенадцати важнейших показателей нации. СМИ заменили живое общение детей с близкими взрослыми, бабушкины сказки, мамины колыбельные, папины прибаутки. Современные дети все больше времени проводят у телевизоров и компьютеров, зачастую подражая своим родителям. Старую добрую книгу с красочными иллюстрациями, живым изустным словом заменяют электронные версии. Культура речи, любовь к чтению с неимоверной скоростью снижаются до нуля. И это касается и детей, и родителей. Дети плохо формулируют свои мысли, не умеют грамотно высказаться, их речь бедна и примитивна. А ведь дети - зеркальное отражение своих родителей. В силу своей занятости и увлеченности компьютерами, мы стали реже общаться со своими детьми. А уж чтобы найти время для совместного чтения с ребенком книги, а тем более собственного чтения, об этом говорить не приходится.
Дошкольный возраст – важнейшая ступень в развитии личности ребенка, а книга – мощное орудие формирования личности ребенка, умение отличить плохое от хорошего, и не только отличить, но и в меру своих ребячьих возможностей отстаивать хорошее, не мириться со злом.
Я считаю, очень важным научить детей слушать сказки, рассказы и стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведений, объяснить детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Вместе с детьми мы выбираем наиболее понравившиеся отрывки художественных произведений и разыгрываем их, договаривая слова персонажей и несложные для воспроизведения фразы, с русских сказок: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Царевна лягушка», «Морозко», «Заюшкина избушка», «Курочка ряба». Содержание этих сказок близко и понятно детям младшего дошкольного возраста. Сказка не даёт прямых наставлений, но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту. Приобщая детей к устному народному творчеству посредством сказок, мы не только развиваем их речь, но и помогаем детям окунуться в мир волшебства. Детям рекомендовано читать русские народные сказки даже потому, что они осуждают такие свойства человеческого характера, как, лень, жадность, упрямство, трусость, зависть и напротив, одобрять трудолюбие, верность, смелость. Малыши учатся осмысливать поступки сказочных героев, определять, где хорошо, где плохо. В своей группе мы подготовили и показали детям кукольные спектакли «Три медведя» по сказкам Л.Н. Толстого, «Сказку про курочку Рябу на новый лад» С. Маршака, «Кто сказал «мяу» В. Сутеева. Я стараюсь зародить и воспитать как у детей, так и родителей интерес и любовь к художественной литературе, учить их общению с книгой, знакомить с процессом ее создания, художниками - иллюстраторами, биографией поэтов и писателей.
Но чтобы воздействие было по - настоящему прочным, необходимо продолжать эту работу в семье и закреплять у детей то, что приобретено в детском саду. Приобщить родителей к художественной литературе, научить их пользоваться детской книжкой, как средством воспитания – одна из важных моих задач. Процесс формирования грамотного читателя начинается в дошкольном учреждении и семье первоначально как процесс формирования грамотного слушателя. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, чтобы обогатить его необычными открытиями, и тогда малыш полюбит книгу, будет тянуться к ней, воспринимать общение с печатным словом как праздник.
Книга – источник обогащения. Если мы, педагоги-дошкольники, не будем способствовать формированию привычки к чтению в детстве, после подросткового периода шансы стать развитым читателем у наших воспитанников невелики. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. Детский интерес к книге на первых порах полностью зависит от взрослых, их умения выбрать книгу, прочитать ее вслух поговорить о ней.
Наблюдая за детьми в группе, я пришла к выводу: там, где в семье читают детям книги с малых лет, уделяют внимание и время общению с детьми, беседуют по прочитанному, видны результаты детского развития. Эти дети более общительны, любознательны, их речь более правильная. Художественная литература развивает ум ребенка. Сказки наталкивают на фантазирование, развивая воображение, рисунки в книгах, помимо эстетического и эмоционального воздействия на детей, помогают яснее представить предмет, явление либо действие, о котором идет речь, закрепив в их памяти и речи новое слово. Каждодневная работа воспитателя с детьми по формированию у малышей интереса к книге, несомненно, дает свои плоды, но все же золотые ключики от потайной дверцы в мир чтения лежат в кармане читающего родителя. Семья всегда была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребенку социальных и культурных ценностей.
В своей группе я провожу активную информационно-разъяснительную работу с родителями по проблемам детского чтения, даю советы по комплектации детских библиотек, организации семейного чтения. Систематически родители получают информацию о книгах, которые мы читаем с детьми в детском саду. С большим интересом отношусь к книгам, которые дети приносят из дома, (книги с разными авторами и с интересными сказками) обязательно благодарю родителей, рассматриваю новую книгу с детьми, читаю ее в свободное время. Такой прием «заражает примером» и других детей, которые дома побуждают родителей подобрать книгу для чтения в детском саду. Родители активно принимают участие и в организуемых мною книжных выставках. В группе были организованны выставки на темы: «Г.Тукай о детях и для детей», «Добрый дедушка Корней», «Сказки Г.Х. Андерсена: «Гадкий утенок», «Снежная королева», «Дюймовочка», «Сказочная страна Шарля Перро: «Спящая красавица», «Красная шапочка», «Золушка».
В моих планах проведение семейно - групповых праздников по творчеству А. Усачева и В. Степанова, проведение конкурса «Папа, мама, я – читающая семья», а в подготовительной группе и турнира эрудитов «Знатоки книг» между командами детей и родителей.
Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки - в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она - творение народа. Кажется, что сказка построена на чисто “бытовом” сюжете: дедушка и бабушка посадили репку…, дедушка решил обмануть волка, сделал соломенного бычка…, но каждое слово этой сказки - как тончайший штрих на бессмертной фреске, в каждом слове, в каждом образе - игра творческих сил народного духа. Сказка - это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ. В сказках ставится проблема личности педагога, направленности его воспитательных усилий. Сказки показывают, отличительной их особенностью является то, что они занимаются воспитанием не только детей и молодежи, но и их родителей. Это весьма характерно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Любимые сказки нашего детства
Сценарий комплексного занятия в рамках проведения "Рождественских чтений" для детей логопедической подготовительной к школе группы....
Любимые сказки нашего детства
Сценарий комплексного занятия в рамках проведения "Рождественских чтений" для детей логопедической подготовительной к школе группы....
«Любимая игрушка детства».
«Мяч есть нечто такое, что в единении с наклонностью ребенка к деятельности, благодаря своей бесконечной подвижности и разнообразию своего применения, постоянно и всевозможными с...
Любимые книги детства
В связи с возросшей степенью использования и внедрения цифровых носителей информации в каждодневную жизнь ребёнка, исчезла острая необходимость и заинтересованность дошкольников в книге и чтении в цел...
«Любимые сказки» Любимые сказки
Речевое развитиеПрецентация...
Буклет для родителей "Поём любимые с детства песни вместе с малышом
В буклете содержится информация для родителей о пользе пения для детей младшего дошкольного возраста и тексты песен...
Сказки на ночь-любимые минуты детства
Консультация для родителей о том, как важно читать детям перед сном....