Аналитическая справка о результатах личного участия педагога Чернышёвой Татьяны Фёдоровны в создании предметно-пространственной среды
статья на тему
Cоздать для формирования и развития творческой личности ребенка развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с требованиями ФГОС ДО: содержательно-насыщенную, трансформируемую, здоровьесберегающую, безопасную, полифункциональную, эстетически привлекательную.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка о результатах личного участия педагога Чернышёвой Татьяны Фёдоровны в создании предметно-пространственной среды во второй младшей группе «Пчелки» ГБДОУ №57 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Цель: создать для формирования и развития творческой личности ребенка развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с требованиями ФГОС ДО: содержательно-насыщенную, трансформируемую, здоровьесберегающую, безопасную, полифункциональную, эстетически привлекательную.
Дата проведения анализа: сентябрь 2015 года.
Характеристика группы/контингента детей (возрастные, гендерные особенности, особенности физического и речевого развития)
В группе «Пчелки» по списку 24 человек: 12 девочек, 12 мальчиков.
У детей ярко проявляются разные темпы развития. Девочки по ряду показателей опережают развитие мальчиков. Они любят рисовать, лепить, танцевать, слушать художественные произведения, с удовольствием заучивают короткие стихотворения наизусть. Мальчики же отличаются неусидчивостью, плаксивостью, капризны.
- Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе.
Развивающая предметно-пространственная среда младшей группы «Пчелки» содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей. Организация образовательного пространства построено таким образом, что дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его интересов, склонностей и уровня активности. Оно обеспечивает игровую, познавательную, творческую и двигательную активность воспитанников, эмоциональное благополучие детей, возможность самовыражения. Образовательное пространство группы оснащено достаточным количеством материалов для игр и исследований, что позволяет детям найти себе дело и занятие по душе совместно со сверстниками и индивидуально. В группе выделены различные центры (зоны), центр групповой комнаты для образовательной деятельности расположены столы и стулья, доска на которой можно не только писать, но и расположить различные наглядные пособия (плакаты, иллюстрации). Так же в группе есть детский компьютер.
Так же в нашей группе есть материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели. Группа оснащена необходимым материалом для развития познавательного интереса детей. На открытых полках, в непосредственной доступности находятся детские книжки, тематические раскраски, цветные карандаши, восковые мелки, пазлы, настольные игры и т.д.
Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересах и возможностях детей. Например, в центре группы находится ковер, на котором проводятся разнообразные виды деятельности детей, такие как конструирование из деталей строительного набора, проведение подвижных игр, физических упражнений и т.д. Так же столы и стулья переставляются в соответствии задуманной деятельности. Используются театральная ширма для проведения театрализованной деятельности.
Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах деятельности. Например, посуда, муляжи овощей и фруктов, куклы и машинки разных размеров могут быть использованы, как и в сюжетно-ролевой деятельности, в экспериментировании (например, эксперименты с водой, песком «В какую кружку поместиться больше воды, песка; заполни водой предметы с помощью ложки, пипетки, половника, кружки и т.д.»)
Игры, пособия расположены в доступных для детей местах и используются по желанию детей; игровой и наглядный материал периодически меняется в соответствии с тематикой, вносятся новые предметы и атрибуты, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую деятельность детей. В зависимости от реализуемо й темы вносится дидактический и игровой материал в разные центры. При проектировании развивающей предметно-пространственной среды учитывается зона ближайшего развития. Тема: «Осень». Книги и иллюстрации осени, составление рассказов по картине «Сбор урожая», «Листопад», «Золотая осень», «Осенняя одежда», овощи, фрукты, подборка осенних листьев, грибов, подвижные и пальчиковые игры по этой теме.
Все игрушки в группе соответствуют гигиеническим требованиям, имеют привлекательный вид, учитываются гендерные и индивидуальные особенности (для девочек в группе имеются предметы женской одежды, украшения, банты, сумочки; для мальчиков разнообразные предметы обмундирования, детали военной формы, технические игрушки и т.д.). Материалы и оборудования безопасны, сертифицированы. Все стеллажи, шкафы, кашпо для комнатных растений закреплены. Растения находятся на безопасном месте, ядовитых растений нет.
Психологическая комфортность пребывания детей в группе обеспечена следующим:
- Не раздражающее цветовое решение интерьера (стены окрашены в спокойные тона бежевого цвета, присутствие ярких предметов – игрушек, ярких элементов отделки);
- Включением в интерьер элементов оформления, создающих приятные, позитивные ассоциации (детские работы, фотографии детей на праздниках, на прогулке, семейные коллажи)
- Возможностью общения детей и взрослых в совместной деятельности;
- Достаточное количество времени отведено на игровую деятельность (в группе представлены все виды игр: сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные, пальчиковых, подвижных, настольных и т.д.)
- Личностно-ориентированная модель взаимодействия воспитателя с детьми, наличие добрых традиций группы. Например: традиция группы «Пчелки» рассказывать и отвечать на вопрос «Что хорошее, интересное вчера произошло?».
- В группе организованы различные пространства (для конструирования, игр, уединения, сюжетно-ролевых игр, подвижных), наполненные разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающими свободный выбор детей.
- Отсутствие игрушек, провоцирующих ребенка на агрессивные действия.
Вывод: в группе создана развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая безопасность и психологическую комфортность пребывания детей в группе.
- Реализация образовательных программ дошкольного образования.
Развивающая предметно-образовательная среда в группе построена в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования, разработанной на основе «Детство». При проектировании развивающей предметно-пространственной среды учитывается принцип интеграции: материалы из одной образовательной области могут использоваться в ходе реализации других областей.
ОО | Наполнение предметно-пространственной среды | Степень личного участия |
Социально-коммуникативное развитие | Центр сюжетно-ролевой игры | |
Кукольный уголок: мебель и домик для кукол, куклы разных видов и размеров, коляски для кукол, мебель для кухни, одежда для кукол. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Парикмахерская», «Больница», «Магазин». Атрибуты для ряжений. Предметы - заместители | Дидактическая игра: «Покажем кукле, как работает парикмахер», «Подбери бант по цвету» атрибуту для сюжетно-ролевых игр в «Парикмахерская», «Магазин», «Больница». | |
Цент трудового воспитания | ||
Оборудование для хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы, ручного труда, труда на участке. | Дидактические игры «Кто помогает соблюдать чистоту и порядок» (подбор картинок с изображением людей разных профессий, картинки предметов, необходимых для работы). | |
Центр безопасности | ||
Макет города (дома и дороги), перекрестка, автомобили, специальные машины (ДПС, полиция, пожарные, кареты скорой помощи), светофор, дидактические игры, набор дорожных знаков. | Дидактические игры «Светофорик» - игра, направленная на запоминание сигналов светофора. «Конструктор», « Красный, желтый, зеленый». | |
Центр сенсорики. | ||
Познавательное развитие |
Оборудование и предметы для формирования первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). | «Отгадай и назови» «Найди и назови» «Чего не хватает» Сенсорные коробочки «Большие – маленькие», «Гладкий - шершавый», «Мама и детеныш» |
Речевое развитие | Пособия по развитию мелкой моторики (шнуровки, обводилки и т.д.), картинки с артикуляционными упражнениями, игры на развитие воздушной струи и другое. Иллюстрации к сказкам, времени года, одежда, овощи и т.д. | Подборка артикуляционной и дыхательной гимнастики. Дидактические игры: «Кто летает», «Кто у кого? Детеныши», «Назови, одним словом» |
Художественно-эстетическое развитие | Центр театрализации | |
Одежда для ряжений, сумки, бусы, настольный театр к сказкам. Набор шумовых коробочек; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, бубен, дудочки, металлофон, барабан, резиновые пищалки, погремушки и др.); музыкальные дидактические игры; театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.); готовые костюмы, маски для постановки сказок. | «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Маша и медведь» | |
Центр изобразительного искусства | ||
наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т. п.; кисточки - тонкие и толстые; баночки для промывания кисти от краски; бумага для рисования разного формата; трафареты по темам; пластилин; стеки; печатки; салфетки из ткани, доки для рисования фломастером и мелом. | ||
Центр книги | ||
Стеллаж для книг, стол и два стульчика; книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки; альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад»; альбом с семейными фотографиями детей группы; наборы сюжетных и предметных картинок; игры по познавательному и речевому развитию и т. д. | Подборка книг по тематике. | |
Физическое развитие | Центр физкультуры Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: коврик, дорожки массажные, мячи; корзина для метания мячей; обручи; скакалки, кегли, дуга, кубы; ленты разных цветов, флажки, атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики. | Подбор упражнений для утренней гимнастики, хороводных игр. Дидактическая игра «Угадай вид спорта по показу» |
Вывод: в группе создана развивающая предметно-пространственная среда, отражающая содержание областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
- Учет возрастных особенностей детей.
Подбор пособий и оборудования учитывает возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста. Развивающая среда построена таким образом, что дает возможность развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его интересов и активности.
Возрастные особенности | Отражение в развивающей среде |
Потребность в движении. | В группе ковровое покрытие с рисунком города, на котором обозначены дорожки «Дорожки движения», так же в группе в разных местах висят мишени для метания мягких мячиков. |
Потребность в общении со сверстниками | Например: в сюжетно-ролевом центре «Парикмахерская», «Гараж», «Больница», «Кухня» и т.д. дети активно общаются друг с другом. Настольный театр. |
Проявление разных темпов развития | Предметно-пространственная среда сохраняет некоторые особенности среды первой младшей группы (например, есть крупная мозаика, крупный строительный материал, разрезные картинки на 4-6 частей, пирамидки, вкладыши); учитываются потребности детей старшего возраста (алгоритмы, игрушки-заместители) |
Потребность в уединении, обозначении своей игровой территории | Игровые коврики, цветные шнуры, заборчики из брусков. |
Вывод: созданная предметно-пространственная среда группы отражает возрастные особенности детей, способствует решению развивающих задач, отвечает принципам активности, самостоятельности, творчества, а также учитывает гендерные особенности группы.
- Учет образования детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми потребностями в обучении и других категорий детей.
Предметно-пространственная среда в группе организована так, что дает возможность детям реализовать себя через разные виды деятельности.
Виды деятельности | Отражение в среде |
Игровая деятельность | Игры в сюжетно-ролевом центре «Больница», «Гараж», «Парикмахерская» и др., подвижные игры с правилами, игры с конструкторами, мозайками. |
Коммуникативная деятельность | Участие в театрализации сказок, обыгрывании ситуаций. |
Познавательно-исследовательская деятельность | Сенсорные коробочки, эксперименты с песком и водой. |
Восприятие художественной литературы и фольклора | Игры на музыкальных инструментах, прослушивание аудиозаписей, исполнение песен с использованием игрушек, просмотр иллюстраций к сказкам, рассказам и т.д. |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд | Карточки последовательность одевания одежды по сезонам, карточки-алгоритмы действия для самообслуживания. |
Конструирование из различного материала | Конструктор разных размеров находится в доступном месте, карточки - схемы (цветные и черно-белые) последовательности сборки «Домика», «Стульчика», «Лесенки» и т.д. |
Изобразительная деятельность | Раскраски по возрасту, карточки с заданиями «Найди такой же цвет и раскрась…» |
Музыкальная деятельность | Музыкальные инструменты, самодельные «Шумелки», игра «Найди пару» (подбор пары на слух) |
Двигательная деятельность | Массажные дорожки. |
Вывод: создана развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая развитие и коррекцию детей в соответствии с индивидуальными маршрутами.
В результате проведенного анализа можно сделать вывод: развивающая предметно-пространственная среда младшей группы «Пчёлки» содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, т.е. соответствует требованиям ФГОС ДО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка о результате личного участия педагога Быстровой Е. А. в создании развивающей предметно-пространственной среды в группе №7 «Говорушки»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №124 Невского района Санкт – Петербурга Аналитическая справка о результате личного участия педагога Быстровой Е. А. в создани...
Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе.
Аналитическая справкао результате личного участия педагога Дубровиной Наталии Игоревны в создании развивающей предметно-пространственной среды вподготовительной группе № 1Государственного бюджетного д...
Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды.
План составления аналитической справки о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды....
Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в группе
Образец справки для портфолио педагога...
Алгоритм написания аналитической справки о результатах личного участия педагога в создании развивающей предметно- пространственной среды
Алгоритм написания справки о результатах личного участия педагога в создании РППС...
Аналитическая справка о результате личного участия педагогов Высочиной Е.В. и Прудниковой Н.А. в создании развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе.
Аналитическая справка о результате личного участия педагогов Высочиной Е.В. и Прудниковой Н.А. в создании развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе....
Аналитическая справка о результате личного участия педагога, в создании развивающей предметно-пространственной среды
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...