Поликультурное воспитание детей раннего возраста
проект (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 37» г.Усолье-Сибирское
П Р О Е К Т
поликультурное воспитание детей раннего возраста
1 Младшая группа «ПЧЁЛКИ»
Выполнила:
Бучнева Лариса Викторовна
Апрель, 2015 год г. Усолье-Сибирское
Пояснительная записка
Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети.
Когда национальное умирает в детях, то это означает
начало смерти нации.
Г.Н. Волков
Идея поликультурности стала предметом научного исследования в начале 20 века. Гурлитт Л., Гансберг Ф., Шанпельман Г. в это понятие включали этническую и мировую культуры, способствующие развитию общечеловеческого сознания и утверждающие идею о едином мире, не допускающем унификации культур. Понятие поликультурного воспитания определяет как «воспитание, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две и более культуры, отличающиеся поязыковому, этническому, национальному или расовому признаку». Поликультурность воспитания предполагает отражение в его содержании специфических особенностей различных культур, их диалога и взаимодействия в историческом и современном контекстах.
Поликультурность присуща человеческому сообществу на протяжении всей его истории. Однако в наши дни в России остро встал вопрос воспитания подрастающего поколения в рамках поликультурности.
Концепция развития говорит о том, что все граждане России, вне зависимости от расовой, этнической, конфессиональной принадлежности, являются неотъемлемой частью великой российской нации. Поликультурное образование должно начинаться как можно раньше, в идеале - с рождения. Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для формирования положительного отношения к представителям других национальностей.
Для маленького ребенка не существует понятия «свой» и «чужой» национальном смысле, он открыт любой культуре на познавательном и деятельностном уровнях. Поликультурное воспитание дошкольников рассматривается как процесс формирования у детей национальной идентичности и представлений о многообразии культур в отдельном населенном пункте, стране и в мире, воспитания у них заинтересованного и позитивного отношения к разным культурам и их различиям, развития умений и навыков гуманного, продуктивного взаимодействия с носителями других культур. Миссия дошкольного образования - сформировать основу, фундамент для успешной интеграции ребенка в многонациональное общество, его социализации в современном мире.
Цель:
Развивать эстетические чувства, приобщая детей к фольклору разных народов.
Задачи:
- Познакомить детей с устным и песенным народным творчеством; русскими, узбекскими и башкирскими народными играми.
- Развивать речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.
- Побуждать детей активно включаться в игровые действия, употребляя разные по форме и содержанию обращения.
Тип проекта: познавательно - игровой.
Продолжительность: краткосрочный (2 недели).
Участники проекта: воспитатели группы, родители и дети первой младшей группы.
Предполагаемый результат:
- Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта.
- Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка.
Этапы реализации проекта
№№ п/п | Содержание | Цель: |
1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. 6. |
I Этап Подготовительный Изучение методической литературы, создание банка информации по данной теме. Подобрать фольклорный материал, согласно возрасту детей. Подобрать иллюстрированный материал к фольклорным произведениям. Организовать совместно с родителями и детьми разучивание потешек «Ласточка», «Сорока-белобока», «Совушка-сова». Привлечь родителей в изготовлении нацио-нальных костюмов (русских, башкирцев, узбеков, татар), оформление семейных аль-бомов с традициями (семьи Довгаль Юлии, Мухаметхановой Ирины, Нуриллоевой Ма-дины). Консультация для родителей «Мудрость в воспитании детей». Основной этап Чтение художественной литературы «У Аленки в гостях»; «Дождик, дождик, пуще»; «Три веселых братца»; Сказка «Волк и семеро козлят»; Сказка «Три медведя»; Игровая деятельность Реч.игра «Заборчик»; Д/игра «Подражание голосам животных и птиц»; Д/игра «Боль-шие и маленькие зайчики», Д/игра «Кто как кричит», Д/игра «Лес шумит», Пальч./игра «Печем пироги». Игровая ситуация «Убаюкиваем куклу»; сюжетно-ролевая игра «Мы шоферы». Музыкальное развитие Музыкальная игра «Звери музыканты»; Музыкально-ритмическое движение «Пля-ска с платочками». Физическое развитие П/игра «Зайка серенький сидит»; «Вышла курочка гулять». Народная игра узбекиста-на «Ворота (Копкон)», башкирии «Липкие пеньки». Хороводная игра «Ходит Ваня», «По ровненькой дорожке, шагают наши но-жки». Театрализованная деятельность Кукольный театр РНС «Теремок»; Театрализованная игра «Солнышко встает»; Развлечение «Прогулка в лесу»; Этюд «Лисичка подслушивает». Конструирование «Постройка домика для козлят». | Получение информации по данной теме. Изучить с детьми фольк-лорный материал. -«- Вовлечение родителей в совместную педагоги-ческую деятельность. -«- -«- |
Познакомить детей с произведениями русско-го народного творчества. Совместное вовлечение педагога и детей в раз-ных видах деятельности. | ||
Заключительный этап Открытое городское мероприятие «Прогул-ка по весеннему лесу». (Приложение 1). | Поделиться опытом ра-боты с коллегами из разных детских садов города. |
Подводя итог, можно констатировать, что развитие нравственных чувств дошкольников с использованием фольклора и традиций народов возможно в том случае, если педагогическая организация работы в детском саду будет осуществляться в тесном взаимодействии с семьями воспитанников, что позволит создавать образовательно – воспитательное пространство, в которое ребёнок погружается в детском саду и дома. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Поликультурное воспитание – это воспитание ребёнка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности. Помощь родителей для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)
Проект«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)Составила: воспитательВербицкая Е. В....
«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста через музейную педагогику»
Процесс освоения человеком традиций своего народа, художественной культуры - сложный и длительный, осуществляющийся на протяжении всей его жизни. Средства музейной педагогики позволяют сделать этот пр...
«НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых целей образования. В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающи...
"Практикум работы с родителями по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста"
Основная цель программы - формирование у детей дошкольного возраста уважения к людям иной культуры, языка и веры в процессе вовлечения родителей в воспитательный процесс ДОУ. Современная модель с...
Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ "Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида" Исаевой Флоры Вялиулловны по теме "Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста через музейную педагогику"
Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, спос...
«НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Консультация для воспитателей...
Семинар на тему: «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста как средство воспитания у них основ толерантности».
Семинар на тему: «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста как средство воспитания у них основ толерантности». Формирование основ толерантной культуры – одна...