"Практикум работы с родителями по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста"
рабочая программа на тему

Основная цель программы - формирование у детей дошкольного возраста уважения к людям иной культуры, языка и веры в процессе вовлечения родителей в воспитательный процесс ДОУ. Современная модель сотрудничества ДОУ с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.Программа "Практикум работы с родителями по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста»  включает в себя знания о материальной и духовной культуре народов и направлена на изучение практических форм работы с родителями по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста, на  рассмотрение современных технологий поликультурного воспитания в системе работы дошкольного образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_praktikum_raboty_s_rod2.doc185 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по дисциплине

"Практикум работы с родителями по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста»

Автор: Хайруллина (Сатучина) И.Н.

Пояснительная записка

«Дружелюбие, уважение к людям разных

 национальностей не передаются по

 наследству, в каждом поколении их надо

 воспитывать вновь и вновь, и чем

 раньше начинается формирование

 этих качеств, тем большую устойчивость

 они  приобретают.»

Э.К.Суслова

Перестройка всех сфер жизни современного российского общества определила основную цель учебно-воспитательной деятельности - подготовку подрастающего поколения для жизни в демократическом многонациональном поликультурном обществе. В условиях сближения стран и народов, усиления их взаимодействия наряду с развитием собственной национальной культуры, ставится задача формирования умения общаться с людьми разных национальностей, понимать, ценить и уважать своеобразие других культур.

Поликультурное воспитание – составной элемент мировоззрения человека, способ формирования открытой, понимающей и принимающей позиции человека при общении с разными культурами, формирование отношения к своему народу, другим народам с помощью доступных детскому пониманию средств материальной и духовной культуры.

Республика Башкортостан отличается от других регионов России значительным своеобразием, поскольку эта территория издавна являлась зоной активных контактов многих населявших ее народов, в первую очередь башкир, татар, русских, чувашей и др., что создало благоприятные предпосылки для поликультурного воспитания детей. Вместе с тем, одним из важных направлений  в деятельности воспитателя, педагога является работа с родителями, с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы


сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в  его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача педагога помочь и подсказать им.

              Учитывая, что успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов (в частности  ДОУ), можно сделать вывод об актуальности поликультурного воспитания детей дошкольного возраста через организацию работы с родителями. Именно дошкольные образовательные учреждения по-прежнему остаются одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие родителей, ребенка и социума.

            Таким образом, работа с родителями становится формой сотрудничества с семьей в интересах ребенка,  формирования общих подходов к  поликультурному воспитанию, совместного изучения личности ребенка, его психофизических особенностей, выработки единых требований в организации воспитания, в физическом и духовном развитии. Ведущая роль в этой работе отводится воспитателю.

Проводя параллель между национальными культурами (башкирской, татарской, русской, чувашской, мордовской) нашего региона, можно с уверенностью сказать, что все они в своей совокупности имеют общее. Бесспорно, в первом ряду нравственных ценностей – гуманные качества: доброта, внимательность, бескорыстная помощь, справедливость, любовь к матери, дружелюбие, честность и правдивость, юмор. Именно через знакомство, изучение, анализ фольклора, быта, традиций народов Башкортостана возможно развить нравственные чувства, обеспечить комфортность детей внутри культурного пространства, обеспечить укоренение ребенка в родной национальной культуре.  

Основная цель - формирование у детей дошкольного возраста уважения к людям иной культуры, языка и веры в процессе вовлечения родителей в воспитательный процесс ДОУ.

Современная модель сотрудничества ДОУ с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

Задачами сотрудничества педагогов с детьми являются:


  •  установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединение усилий для развития и  поликультурного воспитания детей;
  • вооружение родителей современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом и интеллектуальном развитии ребенка на различных возрастных этапах его жизни;
  • создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
  • активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях;
  • развитие интереса и обогащение представлений родителей о народных традициях, культуре народов Башкортостана;
  • выявить культурные сходства между представителями различных культурных групп.

Предложенная программа по дисциплине "Практикум работы с родителями по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста»  включает в себя знания о материальной и духовной культуре народов. На наш взгляд,

в приобщении родителей к поликультурному воспитанию дошкольников применимы следующие подходы:

  • вовлечение родителей в воспитательный процесс детей дошкольного возраста;
  • использование взаимодействия в системе “педагог – ребенок — родитель”;
  • осуществление воспитательной работы на основе народной культуры.

Исходя из этого,  целесообразна следующая последовательность:

- рассматривая работу с родителями как основу поликультурного воспитания детей дошкольного возраста, в первом разделе сначала говорится о педагогических условиях организации практикума работы с родителями, идет обзор региональных образовательных программ по  содержанию поликультурного образования дошкольников, планирование работы с родителями, рассматриваются виды планирования и требования к составлению планов; затем предусмотрена разработка перспективных и календарных планов


работы с родителями по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста и планирование цикла занятий с родителями;

- второй раздел называется «Особенности поликультурного воспитания детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах. Поэтапное планирование работы с родителями». Здесь дается информация о возрастных особенностях поликультурного воспитания детей дошкольного возраста, о планировании этапов воспитательной работы с родителями и технологии поликультурного воспитания детей  дошкольного возраста, также предусматривается разработка комплекса мероприятий по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста с учетом возрастных специфик;

- с воспитанием толерантности у детей дошкольного возраста средствами национальной культуры можно познакомиться в третьем разделе «Формирование толерантности у дошкольников»;

- в четвертом разделе рассматривается межкультурная коммуникация и адаптация детей дошкольного возраста посредством внедрения игровых технологий;

- пятый раздел посвящен семейным традициям и поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста, где семья рассматривается  как основная содержательная форма педагогического процесса и ядро воспитательной системы.

После II и IV раздела предусмотрена такая форма контроля знаний как контрольная работа, а после итогового занятия - зачет.

Поликультурное образование фокусируется на нескольких педагогических принципах: воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств; воспитание для сосуществования с социальными группами различных рас, религий, этносов; воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству. При этом ведущей его функцией является устранение противоречия между системами и нормами воспитания

К числу других функций поликультурной педагогики можно отнести: формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи; осознание важности культурного многообразия для самореализации личности; воспитание позитивного отношения к культурным различиям; развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.

Данная дисциплина направлена на изучение практических форм работы с родителями по поликультурному воспитанию детей


дошкольного возраста, на  рассмотрение современных технологий поликультурного воспитания в системе работы дошкольного образовательного учреждения.

В результате освоения программы воспитанники получают целый комплекс знаний и приобретают определённые умения. К концу курса они должны:

 - уметь правильно организовать работу с родителями по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста;

 - владеть такими качествами, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь;

- ориентироваться в особенностях поликультурного воспитания детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах;

- научиться использовать элементы народной культуры в работе с родителями по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста и в повседневной жизни;

 - приобрести комплекс специальных знаний и навыков в работе с родителями детей дошкольного возраста, а также применять их на практике и передавать свои знания другим людям.

 Для изучения данной дисциплины отводится 51 час, для самостоятельной работы студентов -  15 часов.

Примерный тематический план по дисциплине «Практикум работы с родителями по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста».

Наименование разделов и тем

Макс. нагрузка

Количество аудиторных

 часов

Самост. работа

всего

теорет.

практ.


Раздел I. Работа с родителями как основа поликультурного воспитания детей дошкольного возраста.

1.1. Введение.

Педагогические условия организации практикума работы с родителями по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста в ДОУ.

2

2

1

1

1.2. Обзор региональных образовательных программ по  содержанию поликультурного образования дошкольников. Анализ программ.

2

2

2

1.3. Планирование работы с родителями. Виды планирования. Требования к составлению планов

2

2

2

1.4.Разработка перспективных и календарных планов работы с родителями по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста.

2

2

2

1.5. Планирование цикла занятий с родителями по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста. Анализ плана работы с родителями.

3

2

2

1


Раздел II. Особенности поликультурного воспитания детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах. Поэтапное планирование работы с родителями.

2.1.Особенности поликультурного воспитания детей в младшей и средней группах. Планирование этапов воспитательной работы с родителями детей младшего и среднего дошкольного возраста.  

3

2

1

1

1

2.2.Поликультурное воспитание детей в старшей группе. Планирование этапов воспитательной работы с родителями детей старшего дошкольного возраста.

2

2

2

2.3.Технология поликультурного воспитания детей  дошкольного возраста.
Разработка комплекса мероприятий работы с родителями по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста с учетом возрастных специфик.

4

2

2

2

 2.4. Контрольная работа.

2

2

1

1

                     Всего:

22

18

2

15

5

Раздел III. Формирование толерантности у дошкольников.

3.1.Я и группа: толерантность к себе и другим. Разработка воспитательного мероприятия для работы с родителями по формированию толерантности у дошкольников.

4

4

2

2

3.2.Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста средствами национальной культуры.

2

2

2

4.1.Игра. Роль игры  в поликультурном воспитании детей.
Разработка мероприятия с использованием игровых технологий.

3

2

1

1

1

4.2. Игрушка в жизни ребёнка.

2

2

2

4.3. Во что играли прабабушки и прадедушки - народные игры. Виды игр.

2

2

2

 4.4. Разработка комплекса мероприятий с использованием народных игр для работы с родителями детей дошкольного возраста. Анализ мероприятий.

4

2

2

2

4.5. Контрольная работа.

3

2

2

1

                     Всего:

20

16

3

13

4

5.1. Семья как основная содержательная форма педагогического процесса и ядро воспитательной системы. Семейное воспитание детей дошкольного возраста на поликультурных началах: цели, задачи, содержание.

4

4

4

5.2. Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании. Разработка воспитательного мероприятия.

7

4

2

2

3

5.3.Методы поликультурного воспитания детей дошкольного возраста. Индивидуальное взаимодействие в системе семейного и дошкольного воспитания.

4

4

4

5.4.Традиционные  культурные  ценности  как основа  воспитания в семье.

2

2

2

5.5.Досуг в семье. Взаимодействие семьи и ДОУ по организации досуга детей дошкольного возраста. Разработка мероприятий по  организации досуга детей в семье.

4

2

2

2

5.6.Итоговое занятие – зачет.

2

1

1

1

                    Всего:

23

17

6

11

6

Итого:

66

51

12

39

15

Содержание учебной дисциплины «Практикум работы с родителями по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста»

Раздел 1. Работа с родителями как основа поликультурного воспитания детей дошкольного возраста.

Тема 1.1. Введение. Педагогические условия организации практикума работы с родителями по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста в ДОУ.

Понятия «поликультурное образование», «поликультурное воспитание». Сущность, задачи и принципы работы с родителями, цель и

задачи поликультурного воспитания детей дошкольного возраста.

Тема 1.2. Обзор региональных образовательных программ по  содержанию поликультурного образования дошкольников. Анализ программ.

        Агишева «Я - Башкортостанец».  Гасанова Р. Х. «Земля отцов». Цели и задачи, реализуемые в программах.

Тема 1.3. Планирование работы с родителями. Виды планирования. Требования к составлению планов.

        Требования, предъявляемые к составлению планов работы в ДОУ. Систематичность, последовательность, комплексность планирования. Перспективный и календарный план работы в ДОУ. Методика планирования работы по поликультурному воспитанию детей.

Тема 1.4. Разработка перспективных и календарных планов работы с родителями по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста.

        Планирование и разработка примерных календарных и перспективных планов работы с родителями по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста. Содержание поликультурного воспитания детей дошкольного возраста, его цели и задачи, методическое обеспечение.

Тема 1.5. Планирование цикла занятий с родителями по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста. Анализ плана работы с родителями.

        Занятия с родителями.   Структура и содержание занятий с родителями по ознакомлению детей дошкольного возраста с культурой других народов, проживающих на территории Республики Башкортостан. Разработка занятий.

Дидактические единицы:

поликультурное образование; поликультурное воспитание; работа с родителями; региональные образовательные программы; планирование работы; виды планирования; требования к составлению планов; перспективный и календарный план работы в ДОУ; методика планирования.

Студенты должны знать:

- задачи и принципы работы с родителями, цель и

задачи поликультурного воспитания детей дошкольного возраста;

- цели и задачи, реализуемые в программах по  поликультурному образованию дошкольников;

- требования, предъявляемые к составлению планов работы в ДОУ;

- методику планирования работы по поликультурному воспитанию детей;

- структуру занятий с родителями по ознакомлению детей дошкольного возраста с культурой других народов, проживающих на территории Республики Башкортостан.

Студенты должны уметь:

- анализировать цели и задачи, реализуемые в программах по  поликультурному образованию дошкольников;

- систематично, последовательно, комплексно планировать работу с родителями;

- планировать и разрабатывать занятия с родителями.

Раздел 2. Особенности поликультурного воспитания детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах. Поэтапное планирование работы с родителями.

Тема 2.1. Особенности поликультурного воспитания детей в младшей и средней группах. Планирование этапов воспитательной работы с родителями детей младшего и среднего дошкольного возраста.

          Структура и содержание занятий по ознакомлению детей младшего и среднего дошкольного возраста с культурой народов, проживающих на территории Республики Башкортостан.

Тема 2.2. Поликультурное воспитание детей в старшей группе. Планирование этапов воспитательной работы с родителями детей старшего дошкольного возраста.

        Структура и содержание занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой народов, проживающих на территории Республики Башкортостан.  Планирование этапов воспитательной работы с родителями.

Тема 2.3. Технология поликультурного воспитания детей  дошкольного возраста. Разработка комплекса мероприятий работы с родителями по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста с учетом возрастных специфик.

        Определение показателей, критериев и уровней поликультурной воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
Анализ студенческих работ  по разработке комплекса мероприятий работы с родителями.

Дидактические единицы:

особенности поликультурного воспитания детей в младшей и средней группах;  планирование этапов воспитательной работы с родителями; младший и средний  дошкольный возраст; старший дошкольный возраст; технология поликультурного воспитания детей  дошкольного возраста; показатели, критерии и уровни поликультурной воспитанности детей старшего дошкольного возраста.

Студенты должны знать:

- особенности поликультурного воспитания детей в младшей и средней группах;

- технологию поликультурного воспитания детей  дошкольного возраста;

- показатели, критерии и уровень поликультурной воспитанности детей старшего дошкольного возраста.

Студенты должны уметь:

- планировать этапы воспитательной работы с родителями;

- разрабатывать комплекс мероприятий работы с родителями.

Раздел 3. Формирование толерантности у дошкольников.

Тема 3.1. Я и группа: толерантность к себе и другим. Разработка воспитательного мероприятия для работы с родителями по формированию толерантности у дошкольников.

        Толерантность. Воспитание активной жизненной позиции на основе формирования умения отстаивать свои права, считаться с правами других. Коммуникативность. Формирование толерантного отношения к себе и другим. Анализ студенческих работ по разработке воспитательного мероприятия для работы с родителями по формированию толерантности у дошкольников.

Тема 3.2. Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста средствами национальной культуры.

        Толерантность; формирование умения отстаивать свои права, считаться с правами других; национальная культура как средство формирования толерантности; средства национальной культуры.

Дидактические единицы:

толерантность; воспитание активной жизненной позиции на основе формирования умения отстаивать свои права, считаться с правами других; коммуникативность; национальная культура как средство формирования толерантности; средства национальной культуры.

Студенты должны знать:

- понятие толерантности;

- средства национальной культуры.

Студенты должны уметь:

- разрабатывать воспитательные мероприятия для работы с родителями по формированию толерантности у дошкольников;

- использовать национальную культуру как средство формирования толерантности.

Раздел 4. Межкультурная коммуникация и адаптация детей дошкольного возраста посредством внедрения игровых технологий.

Тема 4.1. Игра. Роль игры  в поликультурном воспитании детей.
Разработка мероприятия с использованием игровых технологий.

        Игровые технологии; виды игровых технологий; межкультурная коммуникация; межкультурная адаптация, межличностное  взаимодействие. Игра. Роль игры  в поликультурном воспитании детей. Анализ студенческих работ (разработок мероприятия с использованием игровых технологий).

Тема 4.2. Игрушка в жизни ребёнка.

        Игрушка как средство воспитания; народные игрушки; роль народных игрушек в поликультурном воспитании.

Тема 4.3. Во что играли прабабушки и прадедушки - народные игры. Виды игр.

        Виды игр. Обзор и анализ народных игр (подвижных, сюжетно-ролевых). «Народные русские игры», «Народные башкирские игры», «Народные татарские игры» и т.д.

        Тема 4.4. Разработка комплекса мероприятий с использованием народных игр для работы с родителями детей дошкольного возраста. Анализ мероприятий.

        Структура и содержание занятий с использованием народных игр Республики Башкортостан.  Анализ студенческих работ (конспектов мероприятий).

 Дидактические единицы:

игра; роль игры  в поликультурном воспитании детей; игровые технологии; виды игровых технологий; межкультурная коммуникация; межкультурная адаптация, межличностное  взаимодействие; народные игры; виды игр.

Студенты должны знать:

- виды игр и игровых технологий;

- роль народных игрушек в поликультурном воспитании.

Студенты должны уметь:

- разрабатывать мероприятия с использованием игровых технологий.

Раздел 5. Семейные традиции и поликультурное воспитание детей дошкольного возраста.

Тема 5.1. Семья как основная содержательная форма педагогического процесса и ядро воспитательной системы. Семейное воспитание детей дошкольного возраста на поликультурных началах: цели, задачи, содержание.

Семейные традиции; поликультурное воспитание средствами семейного воспитания разных народов РБ.

Тема 5.2. Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании. Разработка воспитательного мероприятия.

Социокультурный аспект взаимодействия в семье. Место традиций в современном семейном укладе. Анализ студенческих работ.

Тема 5.3. Методы поликультурного воспитания детей дошкольного возраста. Индивидуальное взаимодействие в системе семейного и дошкольного воспитания.Методы воспитания. Основные методы поликультурного воспитания детей дошкольного возраста. Индивидуальное взаимодействие в системе семейного и дошкольного воспитания.

Тема 5.4. Традиционные  культурные  ценности  как основа  воспитания в семье.Традиционные культурные ценности народов. Семейное воспитание.

Тема 5.5. Досуг в семье. Взаимодействие семьи и ДОУ по организации досуга детей дошкольного возраста. Разработка мероприятий по  организации досуга детей в семье. Основные принципы организации досуга детей в семье и ДОУ как одного из видов воспитательного педагогического процесса: добровольность, свободный выбор рода занятий, ориентация на интересы детей и их склонности, взаимообучение общественно полезной направленности. Семейный досуг: игры и  домашние праздники. Разработка мероприятий по  организации досуга детей в семье. Анализ студенческих работ.        

Тема 5.6. Итоговое занятие – зачет.

Контроль знаний студентов.

Дидактические единицы:

семья; семья как основная содержательная форма педагогического процесса и ядро воспитательной системы; семейное воспитание; семейные традиции; духовно-нравственные основы семьи; методы воспитания; традиционные  культурные  ценности;  досуг в семье; игры и  домашние праздники.

Студенты должны знать:

- основы семейных традиций;

- место и значение традиций в современном семейном укладе;

- основные методы поликультурного воспитания детей дошкольного возраста;

-  основные принципы организации досуга детей в семье и ДОУ.

Студенты должны уметь:

- разрабатывать мероприятия по  организации досуга детей в семье.

Темы для самостоятельных работ студентов

Разделы

и темы

Наименования

 Форма отчётности

  1.5.

Разработать комплекс занятий с родителями по ознакомлению детей дошкольного возраста с культурой народов РБ.

Оформить

в виде плана работы

  2.1.

Составить этапы воспитательной работы с родителями с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Оформить

в виде плана работы

  2.3.

Составить перечень показателей, критериев и уровней поликультурной воспитанности детей старшего дошкольного возраста.

Оформить

в виде таблицы

  4.1.

Разработать воспитательное мероприятие с использованием игровых технологий для детей дошкольного возраста.

Оформить

в виде конспекта

  4.4.

Сравнить игры народов Республики Башкортостан. Найти сходства и различия.

Рассказать об играх разных народов.

  5.2.

Собрать материал на тему: «Народные традиции в семейном воспитании».

Оформить

в виде сообщения

  5.5.

Разработать воспитательное мероприятие по организации семейного досуга.

Оформить

в виде конспекта

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

  • оборудованная аудитория поликультурного воспитания;
  • технические средства обучения (мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер);
  • предметы национальной культуры народов РБ.

Перечень примерных вопросов к контрольной работе

  1. Сущность, задачи и принципы работы с родителями, цель и задачи поликультурного воспитания детей дошкольного возраста.
  2. Требования, предъявляемые к составлению планов работы в ДОУ.
  3. Что такое перспективный и календарный план работы в ДОУ?
  4.  Методика планирования работы по поликультурному воспитанию детей.
  5. Структура занятий с родителями по ознакомлению детей дошкольного возраста с культурой других народов, проживающих на территории Республики Башкортостан.

  1. Этапы воспитательной работы с родителями.
  2. Показатели, критерии и уровни поликультурной воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
  3. Что такое толерантность?
  4. Что такое коммуникативность?
  5. Национальная культура как средство формирования толерантности.
  6. Игровые технологии, виды игровых технологий.
  7. Что такое межкультурная коммуникация?
  8.  Что такое межкультурная адаптация?
  9. Что такое межличностное  взаимодействие?
  10.  Игра. Роль игры  в поликультурном воспитании детей.
  11. Игровые технологии.
  12.  Виды игр и игровых технологий.
  13. Роль народных игрушек в поликультурном воспитании.
  14. Основы семейных традиций.
  15. Место и значение традиций в современном семейном укладе.
  16. Основные методы поликультурного воспитания детей дошкольного возраста.
  17. Основные принципы организации досуга детей в семье и ДОУ.

Перечень примерных вопросов к зачету

  1. Педагогические условия организации практикума работы с родителями по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста в ДОУ.
  2. Региональные образовательные программы по  содержанию поликультурного образования дошкольников.
  3. Планирование работы с родителями. Виды планирования. Требования к составлению планов.
  4. Перспективные и календарные планы работы с родителями по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста.
  5. Особенности поликультурного воспитания детей в младшей и средней группах.
  6. Планирование этапов воспитательной работы с родителями детей младшего и среднего дошкольного возраста.  
  7. Поликультурное воспитание детей в старшей группе. Планирование этапов воспитательной работы с родителями детей старшего дошкольного возраста.
  8. Технология поликультурного воспитания детей  дошкольного возраста.
  9. Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста средствами национальной культуры.
  10. Игра. Игрушка в жизни ребёнка. Роль игры  в поликультурном воспитании детей.
  11. Народные игры. Виды игр.
  12. Семейное воспитание детей дошкольного возраста на поликультурных началах: цели, задачи, содержание.
  13. Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании.
  14. Методы поликультурного воспитания детей дошкольного возраста. Индивидуальное взаимодействие в системе семейного и дошкольного воспитания.
  15. Традиционные и культурные ценности как основа воспитания в семье.
  16. Досуг в семье. Взаимодействие семьи и ДОУ по организации досуга детей дошкольного возраста.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Аникин, А. А. Русские пословицы и поговорки./ Аникин А. А // Русские пословицы и поговорки - М., 1994.
  2. Афанасьев, А. Н. Древо жизни./ Афанасьев А. Н.// Древо жизни  - М., 1982.
  3. Башкирские народные музыкальные инструменты. - Уфа, 1980.
  4. Борисенков, В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки // Педагогика. – 2004. – № 1.
  5. Волков, Г. Н. Этнопедагогика./  Волков Г. Н. // Этнопедагогика - Москва, 1999.
  6. Григорьев, В. Н. Народные игры и традиции в России./ Григорьев В. Н. // Народные игры и традиции в России - М., 1994.

  1. Даль, В. И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа./ Даль В. И.//  О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа – СПб., 1994.
  2. Елистратова, А.А. Речевая культура актёра / Елистратова А.А.// Речевая культура актёра . – М., 1957.
  3. Иванова, Н., Мнацаканян, И. В поликультурном мире // Высшее образование в России. – 2003. – № 1.
  4. Ивлева, Л. М. Ряженые в традиционной русской культуре./ Ивлева Л. М. // Ряженые в традиционной русской культуре – М., 1994.
  5. Каршинова, Л. В. Народная культура: Методическое пособие. – М., 2001.
  6. Корогодский, З. Я. Этюд и школа. - М.,1975.
  7. Кузьмин, М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. – 1999. – № 6.
  8.  Лебедева, О. Е. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов вузов. - М., 2000.
  9. Макаев, В.В., Малькова,  З.А., Супрунова, Л.Л. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы // Педагогика. – 1999. – № 4.
  10.  Мурзабулатов, М. В. Народы Башкортостана / Очерки по культуре народов Башкортостана. - Уфа, 1994.
  11.  Нагаева, Л. Н. / Нагаева Л. Н. // Башкирские праздники.
  12.  Нагаева, Л. Н. Весенне-летние празднества и обряды башкир / Исследования по исторической  этнографии Башкирии.  - С. 53-55.
  13. Орлова, М. Формирование толерантности у дошкольников // Дошкольное образование. - 2003. - № 11.
  14. Тайчинов, М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе // Педагогика. – 1999. – № 2.
  15. Ушнурцева, Н.Н. Воспитание личности в поликультурной образовательной среде / Н.Н. Ушнурцева // Пути развития методического обеспечения начального процесса в условиях реформ высшей школы: материалы научно-методической конференции преподавателей.– Одесса: ОНАХТ, 2005. – Ч. 2. – С. 115–116.
  16. Ушнурцева, Н.Н. Соотношение принципов полиэтничности и поликультурности в воспитании учащихся // Научный вестник Южноукраинского университета им. К.Д. Ушинского. – Одесса: ПДПУ им. К.Д. Ушинского, 2005. – С. 111–117.
  17. Ушнурцева, Н.Н. Гуманистические ценности полиэтнического воспитания в системе образования / Н.Н. Ушнурцева // Славянская педагогическая культура. – 2006. – № 5. – С. 75–78 (в соавторстве).
  18. Ушнурцева, Н.Н. Основные принципы воспитания полиэтнической культуры у младших школьников // V Славянские педагогические чтения: материалы международного научно-практического конгресса. – Бендеры: Полиграфист, 2006. – С. 65–67.
  19.  Хисамитдинова, Ф. Г. История и культура Башкортостана. Хрестоматия. - МДС. 1993.
  20.  Янбухтина, А. Г. Народные традиции в убранстве башкирского дома. - Уфа, 1993.

Дополнительная литература

  1. Джуринский, А. А. Педагогика межнационального общения: Поликультурное воспитание в России и за рубежом. – М.: Сфера, 2007. – 224с. – (Учебное пособие).
  2. Гречко, П. К. Различия: от терпимости к культуре толерантности :  учебное пособие / П. К. Гречко. – М.: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 2006. – 415 с.
  3. Макарова, Т. В.  Толерантность и правовая культура дошкольников : 

методические рекомендации / Т. В. Макарова, Г. Ф. Ларионова. – М.: Творческий Центр Сфера, 2008. – 77, [2] с.: ил., табл. – (Программа развития).

  1. Взаимодействие школы и семьи: Педагогический всеобуч / Авт.-сост. Цабыбин, С. А.. - Волгоград: Учитель, - 2006. -  90с. – (В помощь администрации школы).
  2. Воробьев, Н. Е. К проблеме поликультурного образования в современном обществе : гуманизация и гуманитаризация образования / Н. Е. Воробьев ; И. С. Бессарабова // "Alma mater" ("Вестник высшей школы"). - 2008. - № 6. - С. 38-43.
  3. Кокуева, Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа:

  1. Метод.пособие. – М.: Аркти, 2005. – 143с. – (Развитие и воспитание).
  2. Короткова, Л. Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок: Метод.пособие. – М.: Центр гуманитарной литературы, 2006. – 159с. – (Воспитание человека). 
  3. Карклина, С. Э. Проблемы семейного воспитания / С.Э. Карклина. – М.: Сов. Россия, 1983. – 207 с.
  4. Климова-Фюгнерова, М. Эмоциональное воспитание в семье / Мирка Климова-Фюгнерова; Пер. с чеш. А.В. Можейко. – Минск: Нар. асвета, 1981. – 174 с.
  5. Ковалев, А. Г. Психология семейного воспитания / А.Г.Ковалев. – Минск: Нар. света, 1980. – 256 с.
  6. Кузьмин, М. Н. Образование в условиях политэтнической и поликультурной России // Педагогика. - 1999. - № 6. - С.3-11.
  7. Сыродеева, А. А. Поликультурное образование : Учебно-метод. пособие / А.А.Сыродеева. - М. : МИРОС, 2001. - 189,[1] с.
  8. Сысоев, П. В. Культурное самоопределение личности как часть поликультурного образования в России средствами иностранного и родного языков / П. В. Сысоев // Иностранные языки в школе. - 2003. - №1. - C. 42 - 47. - Библиогр.: c. 47.
  9. Ушнурцева, Н. Н. Воспитательные традиции в контексте народной педагогики / Н.Н. Ушнурцева // Сборник трудов молодых ученых и аспирантов (по итогам исследовательской работы за 2002 г.). – Тирасполь, 2002. –
    С. 11–14.
  10. Ушнурцева, Н. Н. Эстетическое воспитание и гуманизация образования / Н.Н. Ушнурцева // Философские проблемы гуманизации образования: материалы международной научной конференции. – Одесса: Негоциант, 2003. – С. 119–121.
  11. Ушнурцева, Н. Н. Народное и декоративное прикладное искусство в системе ценностей культуры / Н.Н. Ушнурцева // Сборник трудов молодых ученых и аспирантов. – Тирасполь, 2004. – С. 115–116.
  12. Ушнурцева, Н. Н. Непрерывность в приобщении детей к народному и декоративному искусству / Н.Н. Ушнурцева // Реализация преемственности в работе ДОУ и начальной школы: материалы республиканской научно-практической конференции 20 февраля 2004 г. – Тирасполь: РИО ПГУ, 2004. – С. 123–124.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с родителями по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

В нашем ДОУ патриотическое воспитание  является  приоритетным направлением в развитии детей. В этой публикации представлены различные формы работы по привлечению родителей для решения этой а...

Из опыта работы «Работа с родителями по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста"

Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, в...

Опыт работы с родителями по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

В нашем детском саду очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй....

Работа с родителями по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Представлен опыт работы  с родителями воспитанников  по патриотическому воспитанию в ДОО...

Консультация "Современные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста"

Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьёй.Свои самые первые уроки жизни ребёнок получает именно...

Организация работы с родителями по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Организация работы с родителями по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста...

Педагогический проект совместной работы с родителями «Нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста: «Мы патриоты Родины - мы патриоты Югры»

laquo;Детский мир – это мир особенный, дети живут своими представлениямио добре и зле, чести и бесчестии,человеческом достоинстве…»В.А.СухомлинскийПроблема нравственно-патриот...