"Практикум работы с родителями по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста"
рабочая программа на тему
Основная цель программы - формирование у детей дошкольного возраста уважения к людям иной культуры, языка и веры в процессе вовлечения родителей в воспитательный процесс ДОУ. Современная модель сотрудничества ДОУ с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.Программа "Практикум работы с родителями по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста» включает в себя знания о материальной и духовной культуре народов и направлена на изучение практических форм работы с родителями по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста, на рассмотрение современных технологий поликультурного воспитания в системе работы дошкольного образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_praktikum_raboty_s_rod2.doc | 185 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по дисциплине
"Практикум работы с родителями по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста»
Автор: Хайруллина (Сатучина) И.Н.
Пояснительная записка
«Дружелюбие, уважение к людям разных
национальностей не передаются по
наследству, в каждом поколении их надо
воспитывать вновь и вновь, и чем
раньше начинается формирование
этих качеств, тем большую устойчивость
они приобретают.»
Э.К.Суслова
Перестройка всех сфер жизни современного российского общества определила основную цель учебно-воспитательной деятельности - подготовку подрастающего поколения для жизни в демократическом многонациональном поликультурном обществе. В условиях сближения стран и народов, усиления их взаимодействия наряду с развитием собственной национальной культуры, ставится задача формирования умения общаться с людьми разных национальностей, понимать, ценить и уважать своеобразие других культур.
Поликультурное воспитание – составной элемент мировоззрения человека, способ формирования открытой, понимающей и принимающей позиции человека при общении с разными культурами, формирование отношения к своему народу, другим народам с помощью доступных детскому пониманию средств материальной и духовной культуры.
Республика Башкортостан отличается от других регионов России значительным своеобразием, поскольку эта территория издавна являлась зоной активных контактов многих населявших ее народов, в первую очередь башкир, татар, русских, чувашей и др., что создало благоприятные предпосылки для поликультурного воспитания детей. Вместе с тем, одним из важных направлений в деятельности воспитателя, педагога является работа с родителями, с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы
сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача педагога помочь и подсказать им.
Учитывая, что успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов (в частности ДОУ), можно сделать вывод об актуальности поликультурного воспитания детей дошкольного возраста через организацию работы с родителями. Именно дошкольные образовательные учреждения по-прежнему остаются одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие родителей, ребенка и социума.
Таким образом, работа с родителями становится формой сотрудничества с семьей в интересах ребенка, формирования общих подходов к поликультурному воспитанию, совместного изучения личности ребенка, его психофизических особенностей, выработки единых требований в организации воспитания, в физическом и духовном развитии. Ведущая роль в этой работе отводится воспитателю.
Проводя параллель между национальными культурами (башкирской, татарской, русской, чувашской, мордовской) нашего региона, можно с уверенностью сказать, что все они в своей совокупности имеют общее. Бесспорно, в первом ряду нравственных ценностей – гуманные качества: доброта, внимательность, бескорыстная помощь, справедливость, любовь к матери, дружелюбие, честность и правдивость, юмор. Именно через знакомство, изучение, анализ фольклора, быта, традиций народов Башкортостана возможно развить нравственные чувства, обеспечить комфортность детей внутри культурного пространства, обеспечить укоренение ребенка в родной национальной культуре.
Основная цель - формирование у детей дошкольного возраста уважения к людям иной культуры, языка и веры в процессе вовлечения родителей в воспитательный процесс ДОУ.
Современная модель сотрудничества ДОУ с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
Задачами сотрудничества педагогов с детьми являются:
- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединение усилий для развития и поликультурного воспитания детей;
- вооружение родителей современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом и интеллектуальном развитии ребенка на различных возрастных этапах его жизни;
- создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях;
- развитие интереса и обогащение представлений родителей о народных традициях, культуре народов Башкортостана;
- выявить культурные сходства между представителями различных культурных групп.
Предложенная программа по дисциплине "Практикум работы с родителями по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста» включает в себя знания о материальной и духовной культуре народов. На наш взгляд,
в приобщении родителей к поликультурному воспитанию дошкольников применимы следующие подходы:
- вовлечение родителей в воспитательный процесс детей дошкольного возраста;
- использование взаимодействия в системе “педагог – ребенок — родитель”;
- осуществление воспитательной работы на основе народной культуры.
Исходя из этого, целесообразна следующая последовательность:
- рассматривая работу с родителями как основу поликультурного воспитания детей дошкольного возраста, в первом разделе сначала говорится о педагогических условиях организации практикума работы с родителями, идет обзор региональных образовательных программ по содержанию поликультурного образования дошкольников, планирование работы с родителями, рассматриваются виды планирования и требования к составлению планов; затем предусмотрена разработка перспективных и календарных планов
работы с родителями по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста и планирование цикла занятий с родителями;
- второй раздел называется «Особенности поликультурного воспитания детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах. Поэтапное планирование работы с родителями». Здесь дается информация о возрастных особенностях поликультурного воспитания детей дошкольного возраста, о планировании этапов воспитательной работы с родителями и технологии поликультурного воспитания детей дошкольного возраста, также предусматривается разработка комплекса мероприятий по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста с учетом возрастных специфик;
- с воспитанием толерантности у детей дошкольного возраста средствами национальной культуры можно познакомиться в третьем разделе «Формирование толерантности у дошкольников»;
- в четвертом разделе рассматривается межкультурная коммуникация и адаптация детей дошкольного возраста посредством внедрения игровых технологий;
- пятый раздел посвящен семейным традициям и поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста, где семья рассматривается как основная содержательная форма педагогического процесса и ядро воспитательной системы.
После II и IV раздела предусмотрена такая форма контроля знаний как контрольная работа, а после итогового занятия - зачет.
Поликультурное образование фокусируется на нескольких педагогических принципах: воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств; воспитание для сосуществования с социальными группами различных рас, религий, этносов; воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству. При этом ведущей его функцией является устранение противоречия между системами и нормами воспитания
К числу других функций поликультурной педагогики можно отнести: формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи; осознание важности культурного многообразия для самореализации личности; воспитание позитивного отношения к культурным различиям; развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.
Данная дисциплина направлена на изучение практических форм работы с родителями по поликультурному воспитанию детей
дошкольного возраста, на рассмотрение современных технологий поликультурного воспитания в системе работы дошкольного образовательного учреждения.
В результате освоения программы воспитанники получают целый комплекс знаний и приобретают определённые умения. К концу курса они должны:
- уметь правильно организовать работу с родителями по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста;
- владеть такими качествами, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь;
- ориентироваться в особенностях поликультурного воспитания детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах;
- научиться использовать элементы народной культуры в работе с родителями по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста и в повседневной жизни;
- приобрести комплекс специальных знаний и навыков в работе с родителями детей дошкольного возраста, а также применять их на практике и передавать свои знания другим людям.
Для изучения данной дисциплины отводится 51 час, для самостоятельной работы студентов - 15 часов.
Примерный тематический план по дисциплине «Практикум работы с родителями по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста».
Наименование разделов и тем | Макс. нагрузка | Количество аудиторных часов | Самост. работа | ||
всего | теорет. | практ. |
Раздел I. Работа с родителями как основа поликультурного воспитания детей дошкольного возраста. 1.1. Введение. Педагогические условия организации практикума работы с родителями по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста в ДОУ. | 2 | 2 | 1 | 1 | |
1.2. Обзор региональных образовательных программ по содержанию поликультурного образования дошкольников. Анализ программ. | 2 | 2 | 2 | ||
1.3. Планирование работы с родителями. Виды планирования. Требования к составлению планов | 2 | 2 | 2 | ||
1.4.Разработка перспективных и календарных планов работы с родителями по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста. | 2 | 2 | 2 | ||
1.5. Планирование цикла занятий с родителями по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста. Анализ плана работы с родителями. | 3 | 2 | 2 | 1 |
Раздел II. Особенности поликультурного воспитания детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах. Поэтапное планирование работы с родителями. 2.1.Особенности поликультурного воспитания детей в младшей и средней группах. Планирование этапов воспитательной работы с родителями детей младшего и среднего дошкольного возраста. | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 |
2.2.Поликультурное воспитание детей в старшей группе. Планирование этапов воспитательной работы с родителями детей старшего дошкольного возраста. | 2 | 2 | 2 | ||
2.3.Технология поликультурного воспитания детей дошкольного возраста. | 4 | 2 | 2 | 2 | |
2.4. Контрольная работа. | 2 | 2 | 1 | 1 | |
Всего: | 22 | 18 | 2 | 15 | 5 |
Раздел III. Формирование толерантности у дошкольников. 3.1.Я и группа: толерантность к себе и другим. Разработка воспитательного мероприятия для работы с родителями по формированию толерантности у дошкольников. | 4 | 4 | 2 | 2 | |
3.2.Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста средствами национальной культуры. | 2 | 2 | 2 | ||
4.1.Игра. Роль игры в поликультурном воспитании детей. | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 |
4.2. Игрушка в жизни ребёнка. | 2 | 2 | 2 | ||
4.3. Во что играли прабабушки и прадедушки - народные игры. Виды игр. | 2 | 2 | 2 | ||
4.4. Разработка комплекса мероприятий с использованием народных игр для работы с родителями детей дошкольного возраста. Анализ мероприятий. | 4 | 2 | 2 | 2 | |
4.5. Контрольная работа. | 3 | 2 | 2 | 1 | |
Всего: | 20 | 16 | 3 | 13 | 4 |
5.1. Семья как основная содержательная форма педагогического процесса и ядро воспитательной системы. Семейное воспитание детей дошкольного возраста на поликультурных началах: цели, задачи, содержание. | 4 | 4 | 4 | ||
5.2. Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании. Разработка воспитательного мероприятия. | 7 | 4 | 2 | 2 | 3 |
5.3.Методы поликультурного воспитания детей дошкольного возраста. Индивидуальное взаимодействие в системе семейного и дошкольного воспитания. | 4 | 4 | 4 | ||
5.4.Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье. | 2 | 2 | 2 | ||
5.5.Досуг в семье. Взаимодействие семьи и ДОУ по организации досуга детей дошкольного возраста. Разработка мероприятий по организации досуга детей в семье. | 4 | 2 | 2 | 2 | |
5.6.Итоговое занятие – зачет. | 2 | 1 | 1 | 1 | |
Всего: | 23 | 17 | 6 | 11 | 6 |
Итого: | 66 | 51 | 12 | 39 | 15 |
Содержание учебной дисциплины «Практикум работы с родителями по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста»
Раздел 1. Работа с родителями как основа поликультурного воспитания детей дошкольного возраста.
Тема 1.1. Введение. Педагогические условия организации практикума работы с родителями по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста в ДОУ.
Понятия «поликультурное образование», «поликультурное воспитание». Сущность, задачи и принципы работы с родителями, цель и
задачи поликультурного воспитания детей дошкольного возраста.
Тема 1.2. Обзор региональных образовательных программ по содержанию поликультурного образования дошкольников. Анализ программ.
Агишева «Я - Башкортостанец». Гасанова Р. Х. «Земля отцов». Цели и задачи, реализуемые в программах.
Тема 1.3. Планирование работы с родителями. Виды планирования. Требования к составлению планов.
Требования, предъявляемые к составлению планов работы в ДОУ. Систематичность, последовательность, комплексность планирования. Перспективный и календарный план работы в ДОУ. Методика планирования работы по поликультурному воспитанию детей.
Тема 1.4. Разработка перспективных и календарных планов работы с родителями по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста.
Планирование и разработка примерных календарных и перспективных планов работы с родителями по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста. Содержание поликультурного воспитания детей дошкольного возраста, его цели и задачи, методическое обеспечение.
Тема 1.5. Планирование цикла занятий с родителями по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста. Анализ плана работы с родителями.
Занятия с родителями. Структура и содержание занятий с родителями по ознакомлению детей дошкольного возраста с культурой других народов, проживающих на территории Республики Башкортостан. Разработка занятий.
Дидактические единицы:
поликультурное образование; поликультурное воспитание; работа с родителями; региональные образовательные программы; планирование работы; виды планирования; требования к составлению планов; перспективный и календарный план работы в ДОУ; методика планирования.
Студенты должны знать:
- задачи и принципы работы с родителями, цель и
задачи поликультурного воспитания детей дошкольного возраста;
- цели и задачи, реализуемые в программах по поликультурному образованию дошкольников;
- требования, предъявляемые к составлению планов работы в ДОУ;
- методику планирования работы по поликультурному воспитанию детей;
- структуру занятий с родителями по ознакомлению детей дошкольного возраста с культурой других народов, проживающих на территории Республики Башкортостан.
Студенты должны уметь:
- анализировать цели и задачи, реализуемые в программах по поликультурному образованию дошкольников;
- систематично, последовательно, комплексно планировать работу с родителями;
- планировать и разрабатывать занятия с родителями.
Раздел 2. Особенности поликультурного воспитания детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах. Поэтапное планирование работы с родителями.
Тема 2.1. Особенности поликультурного воспитания детей в младшей и средней группах. Планирование этапов воспитательной работы с родителями детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Структура и содержание занятий по ознакомлению детей младшего и среднего дошкольного возраста с культурой народов, проживающих на территории Республики Башкортостан.
Тема 2.2. Поликультурное воспитание детей в старшей группе. Планирование этапов воспитательной работы с родителями детей старшего дошкольного возраста.
Структура и содержание занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой народов, проживающих на территории Республики Башкортостан. Планирование этапов воспитательной работы с родителями.
Тема 2.3. Технология поликультурного воспитания детей дошкольного возраста. Разработка комплекса мероприятий работы с родителями по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста с учетом возрастных специфик.
Определение показателей, критериев и уровней поликультурной воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
Анализ студенческих работ по разработке комплекса мероприятий работы с родителями.
Дидактические единицы:
особенности поликультурного воспитания детей в младшей и средней группах; планирование этапов воспитательной работы с родителями; младший и средний дошкольный возраст; старший дошкольный возраст; технология поликультурного воспитания детей дошкольного возраста; показатели, критерии и уровни поликультурной воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
Студенты должны знать:
- особенности поликультурного воспитания детей в младшей и средней группах;
- технологию поликультурного воспитания детей дошкольного возраста;
- показатели, критерии и уровень поликультурной воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
Студенты должны уметь:
- планировать этапы воспитательной работы с родителями;
- разрабатывать комплекс мероприятий работы с родителями.
Раздел 3. Формирование толерантности у дошкольников.
Тема 3.1. Я и группа: толерантность к себе и другим. Разработка воспитательного мероприятия для работы с родителями по формированию толерантности у дошкольников.
Толерантность. Воспитание активной жизненной позиции на основе формирования умения отстаивать свои права, считаться с правами других. Коммуникативность. Формирование толерантного отношения к себе и другим. Анализ студенческих работ по разработке воспитательного мероприятия для работы с родителями по формированию толерантности у дошкольников.
Тема 3.2. Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста средствами национальной культуры.
Толерантность; формирование умения отстаивать свои права, считаться с правами других; национальная культура как средство формирования толерантности; средства национальной культуры.
Дидактические единицы:
толерантность; воспитание активной жизненной позиции на основе формирования умения отстаивать свои права, считаться с правами других; коммуникативность; национальная культура как средство формирования толерантности; средства национальной культуры.
Студенты должны знать:
- понятие толерантности;
- средства национальной культуры.
Студенты должны уметь:
- разрабатывать воспитательные мероприятия для работы с родителями по формированию толерантности у дошкольников;
- использовать национальную культуру как средство формирования толерантности.
Раздел 4. Межкультурная коммуникация и адаптация детей дошкольного возраста посредством внедрения игровых технологий.
Тема 4.1. Игра. Роль игры в поликультурном воспитании детей.
Разработка мероприятия с использованием игровых технологий.
Игровые технологии; виды игровых технологий; межкультурная коммуникация; межкультурная адаптация, межличностное взаимодействие. Игра. Роль игры в поликультурном воспитании детей. Анализ студенческих работ (разработок мероприятия с использованием игровых технологий).
Тема 4.2. Игрушка в жизни ребёнка.
Игрушка как средство воспитания; народные игрушки; роль народных игрушек в поликультурном воспитании.
Тема 4.3. Во что играли прабабушки и прадедушки - народные игры. Виды игр.
Виды игр. Обзор и анализ народных игр (подвижных, сюжетно-ролевых). «Народные русские игры», «Народные башкирские игры», «Народные татарские игры» и т.д.
Тема 4.4. Разработка комплекса мероприятий с использованием народных игр для работы с родителями детей дошкольного возраста. Анализ мероприятий.
Структура и содержание занятий с использованием народных игр Республики Башкортостан. Анализ студенческих работ (конспектов мероприятий).
Дидактические единицы:
игра; роль игры в поликультурном воспитании детей; игровые технологии; виды игровых технологий; межкультурная коммуникация; межкультурная адаптация, межличностное взаимодействие; народные игры; виды игр.
Студенты должны знать:
- виды игр и игровых технологий;
- роль народных игрушек в поликультурном воспитании.
Студенты должны уметь:
- разрабатывать мероприятия с использованием игровых технологий.
Раздел 5. Семейные традиции и поликультурное воспитание детей дошкольного возраста.
Тема 5.1. Семья как основная содержательная форма педагогического процесса и ядро воспитательной системы. Семейное воспитание детей дошкольного возраста на поликультурных началах: цели, задачи, содержание.
Семейные традиции; поликультурное воспитание средствами семейного воспитания разных народов РБ.
Тема 5.2. Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании. Разработка воспитательного мероприятия.
Социокультурный аспект взаимодействия в семье. Место традиций в современном семейном укладе. Анализ студенческих работ.
Тема 5.3. Методы поликультурного воспитания детей дошкольного возраста. Индивидуальное взаимодействие в системе семейного и дошкольного воспитания.Методы воспитания. Основные методы поликультурного воспитания детей дошкольного возраста. Индивидуальное взаимодействие в системе семейного и дошкольного воспитания.
Тема 5.4. Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье.Традиционные культурные ценности народов. Семейное воспитание.
Тема 5.5. Досуг в семье. Взаимодействие семьи и ДОУ по организации досуга детей дошкольного возраста. Разработка мероприятий по организации досуга детей в семье. Основные принципы организации досуга детей в семье и ДОУ как одного из видов воспитательного педагогического процесса: добровольность, свободный выбор рода занятий, ориентация на интересы детей и их склонности, взаимообучение общественно полезной направленности. Семейный досуг: игры и домашние праздники. Разработка мероприятий по организации досуга детей в семье. Анализ студенческих работ.
Тема 5.6. Итоговое занятие – зачет.
Контроль знаний студентов.
Дидактические единицы:
семья; семья как основная содержательная форма педагогического процесса и ядро воспитательной системы; семейное воспитание; семейные традиции; духовно-нравственные основы семьи; методы воспитания; традиционные культурные ценности; досуг в семье; игры и домашние праздники.
Студенты должны знать:
- основы семейных традиций;
- место и значение традиций в современном семейном укладе;
- основные методы поликультурного воспитания детей дошкольного возраста;
- основные принципы организации досуга детей в семье и ДОУ.
Студенты должны уметь:
- разрабатывать мероприятия по организации досуга детей в семье.
Темы для самостоятельных работ студентов
Разделы и темы | Наименования | Форма отчётности |
1.5. | Разработать комплекс занятий с родителями по ознакомлению детей дошкольного возраста с культурой народов РБ. | Оформить в виде плана работы |
2.1. | Составить этапы воспитательной работы с родителями с учетом возрастных особенностей дошкольников. | Оформить в виде плана работы |
2.3. | Составить перечень показателей, критериев и уровней поликультурной воспитанности детей старшего дошкольного возраста. | Оформить в виде таблицы |
4.1. | Разработать воспитательное мероприятие с использованием игровых технологий для детей дошкольного возраста. | Оформить в виде конспекта |
4.4. | Сравнить игры народов Республики Башкортостан. Найти сходства и различия. | Рассказать об играх разных народов. |
5.2. | Собрать материал на тему: «Народные традиции в семейном воспитании». | Оформить в виде сообщения |
5.5. | Разработать воспитательное мероприятие по организации семейного досуга. | Оформить в виде конспекта |
Для обеспечения данной дисциплины необходимы:
- оборудованная аудитория поликультурного воспитания;
- технические средства обучения (мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер);
- предметы национальной культуры народов РБ.
Перечень примерных вопросов к контрольной работе
- Сущность, задачи и принципы работы с родителями, цель и задачи поликультурного воспитания детей дошкольного возраста.
- Требования, предъявляемые к составлению планов работы в ДОУ.
- Что такое перспективный и календарный план работы в ДОУ?
- Методика планирования работы по поликультурному воспитанию детей.
- Структура занятий с родителями по ознакомлению детей дошкольного возраста с культурой других народов, проживающих на территории Республики Башкортостан.
- Этапы воспитательной работы с родителями.
- Показатели, критерии и уровни поликультурной воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
- Что такое толерантность?
- Что такое коммуникативность?
- Национальная культура как средство формирования толерантности.
- Игровые технологии, виды игровых технологий.
- Что такое межкультурная коммуникация?
- Что такое межкультурная адаптация?
- Что такое межличностное взаимодействие?
- Игра. Роль игры в поликультурном воспитании детей.
- Игровые технологии.
- Виды игр и игровых технологий.
- Роль народных игрушек в поликультурном воспитании.
- Основы семейных традиций.
- Место и значение традиций в современном семейном укладе.
- Основные методы поликультурного воспитания детей дошкольного возраста.
- Основные принципы организации досуга детей в семье и ДОУ.
Перечень примерных вопросов к зачету
- Педагогические условия организации практикума работы с родителями по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста в ДОУ.
- Региональные образовательные программы по содержанию поликультурного образования дошкольников.
- Планирование работы с родителями. Виды планирования. Требования к составлению планов.
- Перспективные и календарные планы работы с родителями по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста.
- Особенности поликультурного воспитания детей в младшей и средней группах.
- Планирование этапов воспитательной работы с родителями детей младшего и среднего дошкольного возраста.
- Поликультурное воспитание детей в старшей группе. Планирование этапов воспитательной работы с родителями детей старшего дошкольного возраста.
- Технология поликультурного воспитания детей дошкольного возраста.
- Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста средствами национальной культуры.
- Игра. Игрушка в жизни ребёнка. Роль игры в поликультурном воспитании детей.
- Народные игры. Виды игр.
- Семейное воспитание детей дошкольного возраста на поликультурных началах: цели, задачи, содержание.
- Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании.
- Методы поликультурного воспитания детей дошкольного возраста. Индивидуальное взаимодействие в системе семейного и дошкольного воспитания.
- Традиционные и культурные ценности как основа воспитания в семье.
- Досуг в семье. Взаимодействие семьи и ДОУ по организации досуга детей дошкольного возраста.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература
- Аникин, А. А. Русские пословицы и поговорки./ Аникин А. А // Русские пословицы и поговорки - М., 1994.
- Афанасьев, А. Н. Древо жизни./ Афанасьев А. Н.// Древо жизни - М., 1982.
- Башкирские народные музыкальные инструменты. - Уфа, 1980.
- Борисенков, В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки // Педагогика. – 2004. – № 1.
- Волков, Г. Н. Этнопедагогика./ Волков Г. Н. // Этнопедагогика - Москва, 1999.
- Григорьев, В. Н. Народные игры и традиции в России./ Григорьев В. Н. // Народные игры и традиции в России - М., 1994.
- Даль, В. И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа./ Даль В. И.// О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа – СПб., 1994.
- Елистратова, А.А. Речевая культура актёра / Елистратова А.А.// Речевая культура актёра . – М., 1957.
- Иванова, Н., Мнацаканян, И. В поликультурном мире // Высшее образование в России. – 2003. – № 1.
- Ивлева, Л. М. Ряженые в традиционной русской культуре./ Ивлева Л. М. // Ряженые в традиционной русской культуре – М., 1994.
- Каршинова, Л. В. Народная культура: Методическое пособие. – М., 2001.
- Корогодский, З. Я. Этюд и школа. - М.,1975.
- Кузьмин, М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. – 1999. – № 6.
- Лебедева, О. Е. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов вузов. - М., 2000.
- Макаев, В.В., Малькова, З.А., Супрунова, Л.Л. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы // Педагогика. – 1999. – № 4.
- Мурзабулатов, М. В. Народы Башкортостана / Очерки по культуре народов Башкортостана. - Уфа, 1994.
- Нагаева, Л. Н. / Нагаева Л. Н. // Башкирские праздники.
- Нагаева, Л. Н. Весенне-летние празднества и обряды башкир / Исследования по исторической этнографии Башкирии. - С. 53-55.
- Орлова, М. Формирование толерантности у дошкольников // Дошкольное образование. - 2003. - № 11.
- Тайчинов, М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе // Педагогика. – 1999. – № 2.
- Ушнурцева, Н.Н. Воспитание личности в поликультурной образовательной среде / Н.Н. Ушнурцева // Пути развития методического обеспечения начального процесса в условиях реформ высшей школы: материалы научно-методической конференции преподавателей.– Одесса: ОНАХТ, 2005. – Ч. 2. – С. 115–116.
- Ушнурцева, Н.Н. Соотношение принципов полиэтничности и поликультурности в воспитании учащихся // Научный вестник Южноукраинского университета им. К.Д. Ушинского. – Одесса: ПДПУ им. К.Д. Ушинского, 2005. – С. 111–117.
- Ушнурцева, Н.Н. Гуманистические ценности полиэтнического воспитания в системе образования / Н.Н. Ушнурцева // Славянская педагогическая культура. – 2006. – № 5. – С. 75–78 (в соавторстве).
- Ушнурцева, Н.Н. Основные принципы воспитания полиэтнической культуры у младших школьников // V Славянские педагогические чтения: материалы международного научно-практического конгресса. – Бендеры: Полиграфист, 2006. – С. 65–67.
- Хисамитдинова, Ф. Г. История и культура Башкортостана. Хрестоматия. - МДС. 1993.
- Янбухтина, А. Г. Народные традиции в убранстве башкирского дома. - Уфа, 1993.
Дополнительная литература
- Джуринский, А. А. Педагогика межнационального общения: Поликультурное воспитание в России и за рубежом. – М.: Сфера, 2007. – 224с. – (Учебное пособие).
- Гречко, П. К. Различия: от терпимости к культуре толерантности : учебное пособие / П. К. Гречко. – М.: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 2006. – 415 с.
- Макарова, Т. В. Толерантность и правовая культура дошкольников :
методические рекомендации / Т. В. Макарова, Г. Ф. Ларионова. – М.: Творческий Центр Сфера, 2008. – 77, [2] с.: ил., табл. – (Программа развития).
- Взаимодействие школы и семьи: Педагогический всеобуч / Авт.-сост. Цабыбин, С. А.. - Волгоград: Учитель, - 2006. - 90с. – (В помощь администрации школы).
- Воробьев, Н. Е. К проблеме поликультурного образования в современном обществе : гуманизация и гуманитаризация образования / Н. Е. Воробьев ; И. С. Бессарабова // "Alma mater" ("Вестник высшей школы"). - 2008. - № 6. - С. 38-43.
- Кокуева, Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа:
- Метод.пособие. – М.: Аркти, 2005. – 143с. – (Развитие и воспитание).
- Короткова, Л. Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок: Метод.пособие. – М.: Центр гуманитарной литературы, 2006. – 159с. – (Воспитание человека).
- Карклина, С. Э. Проблемы семейного воспитания / С.Э. Карклина. – М.: Сов. Россия, 1983. – 207 с.
- Климова-Фюгнерова, М. Эмоциональное воспитание в семье / Мирка Климова-Фюгнерова; Пер. с чеш. А.В. Можейко. – Минск: Нар. асвета, 1981. – 174 с.
- Ковалев, А. Г. Психология семейного воспитания / А.Г.Ковалев. – Минск: Нар. света, 1980. – 256 с.
- Кузьмин, М. Н. Образование в условиях политэтнической и поликультурной России // Педагогика. - 1999. - № 6. - С.3-11.
- Сыродеева, А. А. Поликультурное образование : Учебно-метод. пособие / А.А.Сыродеева. - М. : МИРОС, 2001. - 189,[1] с.
- Сысоев, П. В. Культурное самоопределение личности как часть поликультурного образования в России средствами иностранного и родного языков / П. В. Сысоев // Иностранные языки в школе. - 2003. - №1. - C. 42 - 47. - Библиогр.: c. 47.
- Ушнурцева, Н. Н. Воспитательные традиции в контексте народной педагогики / Н.Н. Ушнурцева // Сборник трудов молодых ученых и аспирантов (по итогам исследовательской работы за 2002 г.). – Тирасполь, 2002. –
С. 11–14. - Ушнурцева, Н. Н. Эстетическое воспитание и гуманизация образования / Н.Н. Ушнурцева // Философские проблемы гуманизации образования: материалы международной научной конференции. – Одесса: Негоциант, 2003. – С. 119–121.
- Ушнурцева, Н. Н. Народное и декоративное прикладное искусство в системе ценностей культуры / Н.Н. Ушнурцева // Сборник трудов молодых ученых и аспирантов. – Тирасполь, 2004. – С. 115–116.
- Ушнурцева, Н. Н. Непрерывность в приобщении детей к народному и декоративному искусству / Н.Н. Ушнурцева // Реализация преемственности в работе ДОУ и начальной школы: материалы республиканской научно-практической конференции 20 февраля 2004 г. – Тирасполь: РИО ПГУ, 2004. – С. 123–124.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы с родителями по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
В нашем ДОУ патриотическое воспитание является приоритетным направлением в развитии детей. В этой публикации представлены различные формы работы по привлечению родителей для решения этой а...
Из опыта работы «Работа с родителями по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста"
Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, в...
Опыт работы с родителями по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
В нашем детском саду очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй....
Работа с родителями по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
Представлен опыт работы с родителями воспитанников по патриотическому воспитанию в ДОО...
Консультация "Современные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста"
Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьёй.Свои самые первые уроки жизни ребёнок получает именно...
Организация работы с родителями по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
Организация работы с родителями по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста...
Педагогический проект совместной работы с родителями «Нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста: «Мы патриоты Родины - мы патриоты Югры»
laquo;Детский мир – это мир особенный, дети живут своими представлениямио добре и зле, чести и бесчестии,человеческом достоинстве…»В.А.СухомлинскийПроблема нравственно-патриот...