Обогащение словаря и активизация речи детей дошкольного возраста.
консультация на тему

Воропай Елена Ивановна

В данной статье даны рекомендации по обогащению словаря и развитию речи детей дошкольного возпаста, приведены примеры игр и упражнений по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12277_konsultatsiya.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

           В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счет обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения со взрослыми. Поэтому дети должны быть окружены такой атмосферой, в которой они могут рассматривать, сравнивать, изучать, играть, трудиться и результаты своей деятельности отражать в слове. Ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. Для обеспечения необходимого уровня речевого развития детей требуется:

  •  расширять круг предметов и явлений их ближайшего окружения,
  •  создавать развивающую речевую среду: чтение художественных текстов; пение небольших песенок, игры с текстами;
  •  использовать специально организованные диалоги разной степени сложности, составляющих основу речевых занятий.

         Какая же деятельность может обеспечить ознакомление с окружающим и развитие активной речи ребёнка? Во-первых, совместная деятельность взрослого с ребёнком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения. В процессе совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения речи, как это делается на занятиях. Постановка проблемных языковых задач здесь носит ситуативный характер. Ребёнок говорит только то, что хочет сказать, а не то что спланировал педагог. Поэтому организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими. Педагог должен быть готовым к импровизации, к встречной активности ребёнка. В процессе совместной деятельности у ребёнка постепенно формируется позиция младшего партнёра. Итак, какие формы совместной деятельности педагога с детьми по развитию речи мы можем выделить в раннем возрасте? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним некоторые особенности детей раннего возраста: внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес; поведение ситуативно и почти всегда складывается из импульсивных поступков; детям раннего возраста свойственны подражательность, легкая внушаемость; преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление. Поэтому, решая задачи развития речи детей раннего возраста необходимо учитывать, что организуемая деятельность должна быть:

  •  во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);
  •  во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);
  •  в-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах).

Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д. Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию).

Во-вторых это, конечно игра, которая предоставляет благоприятные условия для развития языка. Детям раннего возраста трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными и проявлять речевую активность. Очень хорошо воспринимаются маленькими детьми игры, сопровождаемые потешками. Вначале все игры проводятся индивидуально, часто на коленях у воспитателя, один ребенок на коленях, другие стайкой вокруг, радуются, приговаривают кто что может, пританцовывают – ждут своей очереди. Постепенно дети включаются в общую игру и начинают договаривать текст игры. Это и игры с пальчиками («Сорока-сорока») и прибаутки («Ладушки-ладушки») В игре «Ладушки» мы используем имена всех детей: «...маслом поливала, детям давала: Саше два, Кате два, Роме два». При этом касаясь ладошек каждого ребенка своими руками. Такой контакт не только сближает взрослого с малышом, но и имеет эффект психологического «поглаживания», когда ребенок чувствует внимание к себе лично и вступает в разговор, охотнее идет на речевой контакт.

Для развития словаря также используем приём поручений. После того, как ребёнок выполнил конкретное поручение, спрашиваем: «Что ты принёс? Где взял? Куда положил?». С помощью таких вопросов ребёнок начинает устанавливать взаимозависимости между объектами и словами. Важно, чтобы ребёнок стремился самостоятельно выполнить поручение, преодолел трудности. В этом случае конечный результат не только осознаётся, но и лучше запоминается и отражается в речи.

Один из приёмов активизации речи ребёнка – мотивация действий с предметами и объектами, например с комнатными растениями. «Будем поливать растение, потому что оно хочет пить!», «Будем протирать листья, чтобы они стали чистыми!».

Таким образом, для достижения хороших результатов по развитию речи детей мы создаем в группе мирную, доброжелательную обстановку. Для этого используем совместные с детьми игры, рассматриваем вместе с ними книги, ежедневное чтение сказок и потешек. Ребенок не может овладеть речью самостоятельно. Только при постоянном внимании родителей и педагога к организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в развитии его речи.

Игровые упражнения, способствующие  активизациии и  обогащению  словаря.

 Игровое упражнение «Отгадки-загадки»

 Узнай предмет по описанию – (Зеленая, белоствольная, кудрявая. Что это? – Береза)

 Лохматый, косолапый….

 Голодный, серый, злой….

 Яркое, теплое…

 Серый, маленький, колючий…

  

 Игровое упражнение «Кто как ест?»

 Кошка лакает молоко. Собака грызет кость. Корова жует сено. Курица клюет зерно. И т.д.

 Вариант: «Кто или что плавает? Летает?»-

 Рыба, листья, самолет, бабочка и т.д.

  

 Игровое упражнение «Путаница»

 Из каких слов образовались:

 ОГУРБУЗЫ – огурцы и арбузыПОМИДЫНИ – помидоры и дыни

 РЕДИСВЕКЛА – редиска и свеклаЧЕСЛУК – чеснок и лук

 РЕПУСТА – репа и капуста

 Помоги разобраться.

Игровое упражнение «Слова-неприятели»

 Упражнять в подборе слов-антонимов.

 День – ночь

 Утро -…

 Зима — …

 Друг — …

 Добро — …

 Войти -…

 Ложиться -…

 Говорить — …

 Смеяться — …

 Слон большой, а комар…

 Камень тяжелый, а пушинка…

  

 Игровое упражнение «Слова – приятели»

 Упражнять в подборе слов – синонимов

 Здание – дом

 Конь -…

 Приятель -…

 Идти -…

 Глядеть -…

 Смелый -…

 Крошечный -…

  

 Игровое упражнение «На что похоже?»

 Предлагает детям  подобрать похожие слова (сравнения)

 Белый снег похож на…

 Синий лед  похож на…

 Густой туман похож на…

 Чистый дождь похож на…

  

 Игровое упражнение: Где и для чего можно применять предмет, который я назову?

  Например: кнопка

 1)    для прикрепления бумаги к доске;

 2)    можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;

 3)    сдать в металлолом;

 4)    провести маленький круг

 5)    положить на стол  и т.д.

 Гвоздь — … , ботинок -…, шнурок — …

 Игровое упражнение «Найти лишний предмет»

 Предлагаете несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы. Ребенок должен показать «лишнюю» картинку и объяснить почему она лишняя.

  

 Игровое упражнение: Догадайтесь, каким будет четвертое слово (смысловые ряды)

 Гвоздь – молоток, шуруп -…

 Дом – крыша, книга — …

 Птица – яйцо, растение — …

 Хорошо – лучше, медленно — …

 Школа – обучение, больница -…

 Человек – ребенок, собака — …

 Пальто – пуговица, ботинок — …

  

  Игровое упражнение «Новые слова»

 У лисы длинный хвост – как  одним словом сказать? – длиннохвостая;

 У  мальчика длинные ноги  — длинноногий

  

 Игровое упражнение «Закончи предложение»

 Миша пошел гулять (когда?)…

 Мише стало грустно (отчего?)…

 Миша обрадовался (когда?)…

  

 Игра « Кто больше запомнит, что из чего сделано?

  « дети по памяти называют металлические , бумажные, пластмассовые предметы. За правильный ответ дается фишка. Выигрывает тот, кто собрал больше кружков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация речи детей дошкольного возраста через развитие мелкой моторики рук

Папка-передвижка для родителей детей младшего дошкольного возраста, информирующая о том, что такое мелкая моторика и для чего ее нужно развивать, так же представлены способы развития мелкой моторики д...

Использование технологии ТРИЗ в активизации речи детей дошкольного возраста.

В статье показаны основные методы и приемы по применению Триз технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста....

Обогащение словаря и активация речи детей дошкольного возраста

В данной статье даны рекомендации по обогащению словаря и развитию речи детей дошкольного возраста, приведены примеры игр и упражнений по данной теме.Материал может быть интересен воспитателям, ...

Игры для активизации речи детей дошкольного возраста

Автором представлена подборка игр для активизации речи детей дошкольного возраста....

Тема: «Активизация речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики »

Мелкая моторика в жизни и деятельности детей младшего дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огро...