Обогащение словаря и активация речи детей дошкольного возраста
статья по развитию речи на тему
В данной статье даны рекомендации по обогащению словаря и развитию речи детей дошкольного возраста, приведены примеры игр и упражнений по данной теме.Материал может быть интересен воспитателям, логопедам ДОУ, а также родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obogashchenie_slovarya_i_aktivizatsiya_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 19.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Обогащение словаря и активизация речи детей дошкольного возраста.
В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счет обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения со взрослыми. Поэтому дети должны быть окружены такой атмосферой, в которой они могут рассматривать, сравнивать, изучать, играть, трудиться и результаты своей деятельности отражать в слове. Ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. Для обеспечения необходимого уровня речевого развития детей требуется:
- расширять круг предметов и явлений их ближайшего окружения,
- создавать развивающую речевую среду: чтение художественных текстов; пение небольших песенок, игры с текстами;
- использовать специально организованные диалоги разной степени сложности, составляющих основу речевых занятий.
Какая же деятельность может обеспечить ознакомление с окружающим и развитие активной речи ребёнка? Во-первых, совместная деятельность взрослого с ребёнком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения. В процессе совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения речи, как это делается на занятиях. Постановка проблемных языковых задач здесь носит ситуативный характер. Ребёнок говорит только то, что хочет сказать, а не то что спланировал педагог. Поэтому организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими. Педагог должен быть готовым к импровизации, к встречной активности ребёнка. В процессе совместной деятельности у ребёнка постепенно формируется позиция младшего партнёра. Итак, какие формы совместной деятельности педагога с детьми по развитию речи мы можем выделить в раннем возрасте? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним некоторые особенности детей раннего возраста: внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес; поведение ситуативно и почти всегда складывается из импульсивных поступков; детям раннего возраста свойственны подражательность, легкая внушаемость; преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление. Поэтому, решая задачи развития речи детей раннего возраста необходимо учитывать, что организуемая деятельность должна быть:
- во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);
- во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);
- в-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах).
Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д. Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию).
Во-вторых это, конечно игра, которая предоставляет благоприятные условия для развития языка. Детям раннего возраста трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными и проявлять речевую активность. Очень хорошо воспринимаются маленькими детьми игры, сопровождаемые потешками. Вначале все игры проводятся индивидуально, часто на коленях у воспитателя, один ребенок на коленях, другие стайкой вокруг, радуются, приговаривают кто что может, пританцовывают – ждут своей очереди. Постепенно дети включаются в общую игру и начинают договаривать текст игры. Это и игры с пальчиками («Сорока-сорока») и прибаутки («Ладушки-ладушки») В игре «Ладушки» мы используем имена всех детей: «...маслом поливала, детям давала: Саше два, Кате два, Роме два». При этом касаясь ладошек каждого ребенка своими руками. Такой контакт не только сближает взрослого с малышом, но и имеет эффект психологического «поглаживания», когда ребенок чувствует внимание к себе лично и вступает в разговор, охотнее идет на речевой контакт.
Для развития словаря также используем приём поручений. После того, как ребёнок выполнил конкретное поручение, спрашиваем: «Что ты принёс? Где взял? Куда положил?». С помощью таких вопросов ребёнок начинает устанавливать взаимозависимости между объектами и словами. Важно, чтобы ребёнок стремился самостоятельно выполнить поручение, преодолел трудности. В этом случае конечный результат не только осознаётся, но и лучше запоминается и отражается в речи.
Один из приёмов активизации речи ребёнка – мотивация действий с предметами и объектами, например, с комнатными растениями. «Будем поливать растение, потому что оно хочет пить!», «Будем протирать листья, чтобы они стали чистыми!».
Таким образом, для достижения хороших результатов по развитию речи детей мы создаем в группе мирную, доброжелательную обстановку. Для этого используем совместные с детьми игры, рассматриваем вместе с ними книги, ежедневное чтение сказок и потешек. Ребенок не может овладеть речью самостоятельно. Только при постоянном внимании родителей и педагога к организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в развитии его речи.
Игровые упражнения,способствующие активизации и обогащению
словаря.
Игровое упражнение «Отгадки-загадки»
Узнай предмет по описанию – (Зеленая, белоствольная, кудрявая. Что это? – Береза)
Лохматый, косолапый….
Голодный, серый, злой….
Яркое, теплое…
Серый, маленький, колючий…
Игровое упражнение «Кто как ест?»
Кошка лакает молоко. Собака грызет кость. Корова жует сено. Курица клюет зерно. И т.д.
Вариант: «Кто или что плавает? Летает?»-
Рыба, листья, самолет, бабочка и т.д.
Игровое упражнение «Путаница»
Из каких слов образовались:
огурбузы– огурцы и арбузы, помидыни– помидоры и дыни
редивёкла– редиска и свекла,чеслук – чеснок и лук
редипуста – репа и капуста
Помоги разобраться.
Игровое упражнение «Слова-неприятели»
Упражнять в подборе слов-антонимов.
День – ночь
Утро -…
Зима — …
Друг — …
Добро — …
Войти -…
Ложиться -…
Говорить — …
Смеяться — …
Слон большой, а комар…
Камень тяжелый, а пушинка…
Игровое упражнение «Слова – приятели»
Упражнять в подборе слов – синонимов
Здание – дом
Конь -…
Приятель -…
Идти -…
Глядеть -…
Смелый -…
Крошечный -…
Игровое упражнение «На что похоже?»
Предлагает детям подобрать похожие слова (сравнения)
Белый снег похож на…
Синий лед похож на…
Густой туман похож на…
Чистый дождь похож на…
Игровое упражнение: Где и для чего можно применять предмет, который я назову?
Например: кнопка
1) для прикрепления бумаги к доске;
2) можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;
3) сдать в металлолом;
4) провести маленький круг
5) положить на стол и т.д.
Гвоздь — … , ботинок -…, шнурок — …
Игровое упражнение «Найти лишний предмет»
Предлагаете несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы. Ребенок должен показать «лишнюю» картинку и объяснить почему она лишняя.
Игровое упражнение: Догадайтесь, каким будет четвертое слово (смысловые ряды)
Гвоздь – молоток, шуруп -…
Дом – крыша, книга — …
Птица – яйцо, растение — …
Хорошо – лучше, медленно — …
Школа – обучение, больница -…
Человек – ребенок, собака — …
Пальто – пуговица, ботинок — …
Игровое упражнение «Новые слова»
У лисы длинный хвост – как одним словом сказать? – длиннохвостая;
У мальчика длинные ноги — длинноногий
Игровое упражнение «Закончи предложение»
Миша пошел гулять (когда?)…
Мише стало грустно (отчего?)…
Миша обрадовался (когда?)…
Игра « Кто больше запомнит, что из чего сделано?
Дети по памяти называют металлические , бумажные, пластмассовые предметы. За правильный ответ дается фишка. Выигрывает тот, кто собрал больше кружков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В ДОУ, КАК ФАКТОР ОБОГАЩЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Статья. обощение опыта работы...
Обогащение словаря и активизация речи детей дошкольного возраста.
В данной статье даны рекомендации по обогащению словаря и развитию речи детей дошкольного возпаста, приведены примеры игр и упражнений по данной теме....
Музейная педагогика в ДОУ, как фактор обогащения познавательной и игровой деятельности детей дошкольного возраста
Материал для воспитателей...
Мастер-класс на тему: «Использование «мнемотехники» в обогащение речи детей дошкольного возраста»
Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....
Тематический словарь для развития речи детей дошкольного возраста на тему «Посуда»
Материал пособия предназначен для занятий с детьми по ознакомлению их с посудой и развитию речи. Он адресован воспитателям детских садов, в том числе воспитателям логопедических групп, педагогам ...
СЛОВАРЬ ПО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Обогащение лексического запаса является одним из существенных задач речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Работа над развитием речи детей, лексическим...
Консультация для воспитателей "Виды работы воспитателей по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста. Обогащение словарного запаса"
Данный материал будет особенно полезен воспитателям групп компенсирующей направленности ДОО....