Развивающая программа «Сказочный мир эмоций» (по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) посредством сказок)
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Сказочный мир эмоций" | 146.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» г. ЗЕРНОГРАДА
Развивающая программа «Сказочный мир эмоций»
(по развитию эмоциональной сферы
детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) посредством сказок)
Автор:
Любимова Людмила Сергеевна,
педагог-психолог высшей категории
Оглавление
Аннотация на развивающую программу «Сказочный мир эмоций»
Развивающая программа «Сказочный мир эмоций» (по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) посредством сказок)
Аннотация
Развивающая программа: «Сказочный мир эмоций» (по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) художественным словом сказок) апробирована на протяжении 2-х лет в филиале муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения д/с «Соловушка» г. Зернограда – д/с «Солнышко».
Занятия, представленные в программе «Сказочный мир эмоций», могут быть предложены и использованы:
• педагогами - психологами, работающими с детьми старших групп дошкольных учреждений;
• воспитателями детских садов.
Отличительной особенностью данной развивающей программы является то, что художественное слово сказок (народных и авторских) используется как инструмент эмоционального развития детей.
Развивающая программа «Сказочный мир эмоций» рассчитана на 21 занятие. Занятия проводятся 1 раз в неделю в помещении, отвечающем требованиям СанПиНа. Занятия могут проводиться в любой день недели, желательно в первой половине дня. Оптимальная наполняемость группы 5-6 человек.
В содержание программы входит:
1. Пояснительная записка, в которой раскрыты цели, задачи, формы и методы работы с детьми 5-6 лет в условиях дошкольного учреждения, и описание ожидаемых результатов.
2. Диагностический материал для определения уровня эмоционально – личностного развития дошкольников 5-6 лет.
3. Примерные конспекты занятий по трем разделам программы: «Эмоциональные сказки», «Народные сказка», «Авторские сказки С. Козлова».
4. Приложение, содержащее тексты сказок (народных и авторских).
Развивающая программа «Сказочный мир эмоций» характеризует модель процесса эмоционального развития детей 5-6 лет с учетом приоритетности детских видов деятельности в данном возрастном периоде.
Сказки, игры и упражнения, входящие в программу способствуют эмоциональному развитию детей, возрастанию степени осознания чувств и эмоций, увеличению степени самопринятия, уверенности в себе и своих возможностях.
Простота и наглядность программного материала позволяют эффективно использовать его в психолого-педагогической работе дошкольных образовательных организаций.
1.Введение
«Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций,
поэтому при воспитании эмоций у детей важно не просто научить их
стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью
положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций,
неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества,
ибо невозможно представить себе какую-то деятельность
без неудач, ошибок и срывов».
М.И. Чистякова
Проблема эмоционального развития дошкольников в настоящее время является актуальной и находит отражение в ряде государственных документов. Так ФГОС ДО в числе важных задач выделяет охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Образ психологически здорового ребёнка — это счастливый, созидательный, креативный, жизнерадостный, оптимистичный, веселый, открытый, познающий себя и окружающую действительность не только разумом, но и чувствами, эмоциями, интуицией.
Одним из приоритетных направлений социально-коммуникативного развития, согласно ФГОС ДО, является формирование социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
Развитие эмоциональной сферы ребенка – не дань моде, а одно из условий его успешного развития. В настоящее время, к сожалению, в процессе воспитания и обучения детей доминирует тяга взрослых к интеллектуальному развитию дошкольников. Однако только согласованное функционирование двух систем – интеллекта и эмоциональной сферы – может обеспечить успешное выполнение любого вида деятельности.
Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показали, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции, не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.
Исторически сложилось, что со сказки начинается познание себя и окружающего мира. Именно сказка должна стать одним из главных путей решения проблемы, а художественное слово как инструмент развития эмоциональной компетентности детей.
Почему сказка?
... Беременная женщина, поглаживает себя по животу, чувствует энергичные толчки своего ребенка и, чтобы немного успокоить его, рассказывает сказку. Учёными доказано, что малыш переживает разнообразные эмоции ещё до рождения.
... Дитя появилось на свет. Ему некомфортно и страшно без мамы, женщина прижимает свое дитя и шепчет ему сказку, успокаивая родное и самое ценное, что у нее есть в жизни.
... Вот ребенок начал ходить. Самая первая книга, которую купила ему мама – это сказка.
... Тут и бабушка с дедушкой на порог, отдохнули, погуляли, а вечером: «Бабушка, расскажи мне мою любимую сказку».
Именно через сказки, обращенные к сердцу ребенка, наиболее эффективно, получается, развивать его эмоции и чувства. Сказка заставляет детей волноваться, сопереживать персонажам и событиям. Сказка оберегает детскую психику и помогает детям расти, набираться сил, становиться собой.
Ценность работы со сказкой заключается и в том, что с ее помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.
Как говорила И. Токмакова «У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень, и укалываются как о лист осота».
Развивающая программа «Сказочный мир эмоций» (по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) посредством сказок) разработана в помощь психологам и воспитателям детских дошкольных образовательных организаций. Отличительной особенностью данной развивающей программы является то, что художественное слово сказок (народных и авторских) используется как инструмент эмоционального развития детей.
Практическая часть программы состоит трех разделов. В первом разделе «Эмоциональные сказки», с помощью сказок дети познакомятся с пятью основными эмоциями: радость, грусть, страх, злость, удивление, научатся выражать их с помощью мимики и пантомимики. Во втором разделе «Народные сказки» работая с текстом сказок, дошкольники продолжат знакомиться с основными эмоциями, учиться анализировать эмоциональные состояния героев, их поступки, понимать причины возникновения эмоций, адекватно выражать свои. В третьем разделе «Авторские сказки С. Козлова» работа с удивительными, особенными, добрыми, мудрыми сказками продолжит формирование эмоциональной сферы детей.
В программе содержится: пояснительная записка, в которой раскрываются цели, задачи формы и методы по развитию эмоциональной сферы дошкольников, диагностический материал и конспекты развивающих занятий.
2.Пояснительная записка
Дошкольный возраст - период эмоционально-практического освоения мира. Эмоциональный опыт современного ребенка, т.е. опыт его переживаний, может иметь как положительную, так и негативную окраску, что оказывает самое непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь. Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительно-направленного эмоционального детского опыта - доверие к миру, открытость, готовность к сотрудничеству - обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности.
Многовековые наблюдения и современные исследования показывают взаимосвязь между переживаемыми эмоциями и здоровьем человека. Негативные эмоции, накапливаемые человеком, приводят к различным соматическим заболеваниям. Все чаще современным родителям, педагогам, психологам приходится сталкиваться с эмоциональными нарушениями и у дошкольников: высокий уровень агрессивности, тревожности, большое число замкнутых, с низкой самооценкой детей.
Процесс развития эмоционального мира ребенка настолько трудоемок, и настолько важен в формировании личности человека, что его следует начинать с первых дней появления ребенка на свет. Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет сказка.
Сказка, неизменный спутник детства. Она оказывает огромное влияние на духовное развитие ребенка, приводя к приобретению отдельных знаний и умений, формированию отдельных психических процессов.
Сказка – это эффективный и достаточно простой способ воспитания. С ее помощью можно убедить ребенка в чем-либо, уговорить, успокоить, помочь избавиться от страхов, стать увереннее в себе. Сказка – это и инструмент развития. Ребенок слушает, обсуждает, придумывает сказку... Сказка имеет и волшебную лечебную силу. Нередко в ней находятся решения проблем, ответы на вопросы, ключи к загадкам. Сказка помогает ребенку справиться с трудностями. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.
Опыт работы показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно уже с дошкольного возраста.
Сказки, игры и упражнения, входящие в программу способствуют эмоциональному развитию детей, возрастанию степени осознания чувств и эмоций, увеличению степени самопринятия, уверенности в себе и своих возможностях.
Развивающая программа «Сказочный мир эмоций» характеризует модель процесса эмоционального развития детей 5-6 лет с учетом приоритетности детских видов деятельности в данном возрастном периоде.
Цель программы: создание условий для обогащения эмоционально-чувственной сферы старших дошкольников в процессе работы над сказкой.
Задачи программы:
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, и их эмоционального благополучия.
- Формирование представлений о различных эмоциональных состояниях.
- Создание положительного эмоционального контакта, атмосферы теплого общения в детском коллективе.
- Развитие психических познавательных процессов, речемыслительной деятельности.
- Повышение уровня развития эмоциональной сферы детей через использование педагогических и здоровьесберегающих возможностей сказки.
Возрастные особенности детей 5-6 лет
Показатели | Нормативы |
Ведущая потребность | Потребность в общении |
Ведущая функция | Воображение |
Игровая деятельность | Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения |
Отношения со взрослыми | Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное: взрослый – источник информации, сбеседник |
Отношения со сверстниками | Ситаутивно-деловое: углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтении в общении |
Эмоции | 1.Преобладание ровного оптимистического настроения 2. Переживания детей достаточно глубоки, длительны 3. Ребенок начинает в определенной степени управлять выражением эмоций, начинает воздействовать на себя с помощью слова 4.Дети еще с трудом сдерживают эмоции связанные с органическими потребностями (голод, жажда – заставляют действовать импульсивно) |
Способ познания | Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование |
Объект познания | Предметы и явления непосредственно не воспринимаются, нравственные нормы |
Восприятие | Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности |
Внимание | Начало формирования произвольного внимания. Удерживает внимание 15-20 минут. Объект внимания 8-10 предметов |
Память | Развитие целенаправленного запоминания. Объект памяти 5-7 предметов из 10, 3-4 действия |
Мышление | Наглядно-образное, начало формирования логического |
Воображение | Развитие творческого воображения |
Условия успешности | Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь |
Новообразования возраста | 1.Панирующа функция речи 2.Предвосхищениерезультата деятельности 3.Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические) |
Принципы реализации программы:
- Принцип обогащения (амплификации) детского развития.
- Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
- Принцип содействия сотрудничеству детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
- Принцип возрастной адекватности образования.
Вид программы: развивающая психолого-педагогическая программа.
Тип программы: краткосрочная (6 месяцев).
Описание участников программы.
Программа «Сказочный мир эмоций» предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в ДОУ общеразвивающего вида.
Условия реализации программы.
Главным исполнителем является педагог-психолог. Он обеспечивает реализацию запланированных мероприятий, предусмотренных в программе, создание условий для эффективного взаимодействия педагога и старших дошкольников в рамках формирования эмоциональной сферы детей и применение разнообразных методов и форм.
Границы применения.
Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в ДОО общеразвивающего вида.
Научно-методические и нормативно-правовые основания программы.
Содержание программы строится на идеях отечественных, зарубежных психологов и педагогов:
- Теории и практики сказкотерапии «Путь к волшебству» Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Одним из самых эффективных методов развития эмоций дошкольников, по мнению Т. Д. Зинкевич - Евстигнеевой является сказка: «Через сказку ребенок учится преодолевать барьеры, находить выходы из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости».
- Положения об особенностях эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста (Н. А. Аксарина, А.В. Запорожец).
- Положения связи эмоций с мотивом деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
В процессе реализации программы придерживались принципам личностно-ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили).
Настоящая развивающая программа «Сказочный мир эмоций» составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами и локальными актами МБДОУ д/с «Соловушка» г. Зернограда:
- Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении ФГОС ДО»
- Приказ от 30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564)
- Приказ от 24 июля 2015 г. № 514н Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог» (Психолог в сфере образования)»
- Устав МБДОУ д/с «Соловушка» утвержденный приказом № 427 от 16.11.2011 г. управлением образования Администрации Зерноградского района Ростовской области
При составлении программы «Сказочный мир эмоций» использованы материалы авторской Программы интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет Куражевой Н.Ю., Вараевой Н.В., Тузаевой А.С., Козловой И.А. «Цветик-семицветик».
Структура и содержание программы.
Развивающая программа «Сказочный мир эмоций» рассчитана на 21 занятие. Занятия проводятся 1 раз в неделю в помещении, отвечающем требованиям СанПиНа. Занятия могут проводиться в любой день недели, желательно в первой половине дня. Оптимальная наполняемость группы 5-6 человек.
В содержание программы входит:
1. Пояснительная записка, в которой раскрыты цели, задачи, формы и методы работы с детьми 5-6 лет в условиях дошкольного учреждения, и описание ожидаемых результатов.
2. Диагностический материал для определения уровня эмоционально – личностного развития дошкольников 5-6 лет.
3. Примерные конспекты занятий по трем разделам программы: «Эмоциональные сказки», «Народные сказка», «Авторские сказки С. Козлова».
4. Приложение, содержащее тексты сказок (народных и авторских).
Тематическое планирование развивающих занятий
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
Раздел 1. «Эмоциональные сказки» | ||
1 | Давайте знакомиться | 1 |
2 | Радость. Сказка «Жила – была радость» | 1 |
3 | Грусть. Сказка «Про Грустинку» | 1 |
4 | Страх. Сказка «Как сычонок напугал олененка» | 1 |
5 | Удивление. Сказка «Как стрекоза удивила лягушонка» | 1 |
6 | Злость. Сказка «Слоник и злость» | 1 |
7 | В мире эмоций | 1 |
Раздел 2. Народные сказки | ||
1 | Вместе весело играть | 1 |
2 | Радость. Русская народная сказка «Репка» | 1 |
3 | Грусть. Русская народная сказка «Курочка Ряба» | 1 |
4 | Страх. Русская народная сказка «У страха глаза велики» | 1 |
5 | Удивление. Русская народная сказка «Маша и медведь» | 1 |
6 | Злость. Русская народная сказка «Лиса и заяц» | 1 |
7 | Ты – хозяин своих эмоций | 1 |
Раздел 3. Авторские сказки С. Козлова | ||
1 | Сказка С. Козлова «Заяц и Медвежонок» | 1 |
2 | Радость. Сказка С. Козлова «Ёжикина радость» | 1 |
3 | Грусть. Сказка С. Козлова «Весенняя сказка» | 1 |
4 | Страх. Сказка С. Козлова «Может, откроем глаза?» | 1 |
5 | Удивление. Сказка С. Козлова «У ручья» | 1 |
6 | Злость. Сказка С. Козлова «Это чей холм?» | 1 |
7 | Сказочный лес | 1 |
Итого: | 21 |
Формы и методы работы.
В процессе проведения занятий используются различные методы и приёмы:
- Наглядные: демонстрация наглядных пособий, презентаций, рисунков и т.д.
- Словесные: объяснение, указания, вопросы, пояснения, уточнения, рассказ, беседа.
- Практические: дидактические упражнения, игры, показ практических действий.
- Элементы психоэмоционального воздействия: улыбка, подбадривание, мимоходное прижатие к себе, поглаживание, обнимание за плечи, похвала, и т. д.
В программу «Сказочный мир эмоций» включено много полифункциональных упражнений, которые с одной стороны, могут решать несколько задач, с другой стороны, могут на разных детей оказывать различное воздействие:
- ритуал приветствия,
- этюды,
- упражнения на знакомство с мимикой, пантомимикой,
- тактильные упражнения,
- психогимнастика,
- восприятие художественной литературы,
- беседы,
- проблемный анализ сказки, ситуаций,
- работа с пиктограммой,
- драматизация,
- игры на развитие навыков общения,
- рисование,
- пальчиковая гимнастика,
- релаксационные упражнения,
- прослушивание аудиозаписей, музыки,
- самомассаж,
- рефлексия.
Объем программы.
Развивающая программа «Сказочный мир эмоций» рассчитана на 21 занятие с детьми старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет).
Организация занятий.
Занятия проводятся с группой детей, состоящей из 5-6 человек, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий - 25 минут.
Этапы реализации программы.
Программа по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Сказочный мир эмоций» включает в себя следующие функциональные модули: диагностический, практический, итоговый (диагностика, подведение итогов).
№ п/п | Этапы реализации программы | Задачи | Сроки |
1 | Диагностический | - проведение первичной диагностики | 1 неделя |
2 | Практический | - создание условий для реализации и внедрения программы в образовательный процесс | 21 неделя |
Раздел 1. «Эмоциональные сказки» | - знакомство с эмоциями через эмоциональные сказки - формирование умения выражать их с помощью мимики, пантомимики | 7 недель | |
Раздел 2. «Народные сказки» | - формирование умения анализировать эмоциональные состояния героев народных сказок, их поступки - развитие умения анализировать причины возникновения эмоций, умения адекватно выражать свои эмоции | 7 недель | |
Раздел 3. «Авторские сказки С. Козлова» | - формирование умения анализировать эмоциональные состояния героев авторских сказок, их поступки - развитие умения видеть в художественном слове авторских сказок эмоциональную окрашенность - обучение детей выражению своих эмоций так, чтобы они были понятны окружающим, пониманию по внешним проявлениям чувств, испытываемых другим человеком | 7 недель | |
3 | Итоговый | - анализ достигнутых результатов - проведение итоговой диагностики - определение перспектив | 1 неделя |
Форма организации занятий: групповая, игровая с включением бесед, чтением художественных произведений, этюдов и упражнений на моделирование эмоциональных состояний, рассматриванием рисунков, фотографий, творческими заданиями.
Структура занятий.
Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.
Конспект каждого занятия строится вокруг сказки, направленный на погружение детей в изучаемую эмоцию. Каждая эмоция изучается, учитывая различные аспекты:
- проявление эмоции в мимике и жестах;
- как и в каких ситуациях, она возникает;
- как проявляется (слова, действия);
- как ее можно вызвать у себя и у других.
Алгоритм занятия:
I. Организационный этап.
Ритуал приветствия - позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия, настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.
II. Основной содержательно-деятельностный этап.
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка по средством работы со сказками, мимическую гимнастику, которая направлена на снятие общего напряжения, дыхательную гимнастику, которая действует успокаивающе на нервную систему; является: упражнения на мышечную релаксацию, которые снижают уровень возбуждения, снимают напряжение;
Работа со сказкой проходит следующим образом. После прочтения сказки, психолог вместе с детьми, обсуждает сказку. В зависимости от содержания, вопросы по сказке могут быть примерно такими: О чем сказка? Что запомнилось больше всего? Какие герои запомнились? Почему? Что случилось с тем или иным персонажем? Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно, а в какие – грустно? Было ли жалко кого-нибудь? Какие чувства, какое настроение после сказки? Случается ли такое в жизни, по-настоящему? Случались ли у тебя похожие ситуации? Чему мы можем научиться у этой сказки? Как можно применить полученные знания в жизни?
III. Заключительный этап.
Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
Содержание занятий подобрано в соответствии с основными направлениями работы с эмоциями в контексте здоровьесберегающего поведения:
- когнитивным – предполагает расширение системы знаний и представлений об эмоциональной сфере человека;
- экспрессивным – обучение основным принципам социально - приемлемого выражения различных эмоций;
- регуляторным - формирование представлений о значении эмоций для межличностных отношений и здоровья человека, гармонизацию эмоционального состояния, повышение эмоционального благополучия воспитанников;
- рефлексивным - предполагает формирование первичных навыков самонаблюдения и самоанализа.
Методики исследования эффективности реализуемой программы.
С целью выявления эффективности проведения занятий по развивающей программе «Сказочный мир эмоций» с детьми старшего дошкольного возраста была проведена первичная и итоговая диагностика. В ходе нее использовались следующие диагностические методики:
- С. В. Велиева «Паровозик»;
- В.М. Минаева «Развитие эмоций дошкольников».
Технологии, используемые в программе.
В работе по программе «Сказочный мир эмоций» используются следующие педагогические технологии:
- личностно-ориентированная технология,
- здоровьесберегающие технологии,
- игровые технологии.
Описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы.
Гарантия прав участников программы обеспечиваются и определяются Конвенцией о правах ребенка, конституцией Российской Федерации.
Обоснованные критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы:
- личный отказ (нежелание) ребенка идти на занятие;
- отказ родителей или лиц их заменяющих от посещения ребенком занятий.
Способы обеспечения гарантии прав участникам программы:
- Работа с детьми начинается только после того, как родители (законные представители) дали согласие на участие в ней. Педагог-психолог информирует родителей (или законных представителей детей) о результатах реализации программы, а также доводит до их сведения любую интересующую их информацию, выявленную в ходе занятий и касающуюся их ребенка.
- Перед проведением занятий, участники знакомятся с основными правилами работы в группе, основанными на принципах: взаимоуважения, добровольности, конфиденциальности и др.
- Педагог-психолог руководствуется "Этическим кодексом психолога" и исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод человека, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации и международными документами о правах человека.
Основные права и обязанности педагога-психолога:
- Педагог-психолог обязан избегать причинения вреда участникам программы, нести ответственность за все свои действия.
- Если педагог-психолог осознает, что его действия не приведут к улучшению психологического состояния участника программы или представляют риск для него, он должен немедленно прекратить вмешательство.
- Педагог-психолог применяет только такие методики исследования или вмешательства, которые не представляют потенциальной опасности для здоровья и психического состояния участника программы.
- Педагог-психолог имеет право на свободу выбора методик и способов работы, соответствующих целям, задачам и логике программы.
Участники программы имеют право на:
- добровольное участие в программе, а также право отказаться от выполнения того или иного упражнения программы;
- уважительное отношение к себе;
- отказ от участия в программе.
Участники программы обязаны:
- Не совершать действий, наносящих психологическую или физическую травму другим участникам программы;
- Соблюдать режим посещения занятий.
Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы.
Для определения эффективности реализации развивающей программы «Сказочный мир эмоций» необходимы следующие условия:
1. Кадровые - занятия может проводить педагог-психолог, имеющий базовое психологическое образование или педагоги ДОУ.
2. Информационные:
- обеспечение специалистов доступом к информационно-методическим источникам по реализации программы;
- наличие методических пособий, мультимедийных, аудиоматериалов, интернет.
3. Материально-технические:
- санитарно-гигиенические условия процесса обучения (температурный, световой режим и т.д.);
- пожарная безопасность, электробезопасность, охрана труда.
Для проведения занятий необходимо:
- пространство рабочей зоны, оборудованное столами и стульями для каждого участника;
- зона отдыха с ковром, где можно свободно передвигаться;
- дидактические игры;
- наглядный материал (пиктограммы, иллюстрации по темам);
- игрушки в зависимости от реализуемых задач;
- раздаточный материал;
- тематические сказки;
- конспекты занятий;
- дидактический материал.
Для каждого участника занятий потребуется:
- набор цветных карандашей,
- краски,
- кисти,
- бумага для рисования.
Для проведения этюдов на физическое восстановление, а также с целью создания благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях рекомендуется использовать: аудиозаписи звуков моря, леса, инструментальной музыки.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Достижение результатов как часть реализации целевых ориентиров по ФГОС | Достижение результатов при освоении программы «Сказочный мир эмоций» |
- Понимает эмоциональные состояния взрослых и других детей, выраженные в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи, проявляет готовность помочь, сочувствие. - Способен находить общие черты в настроении людей, музыки, природы, картины, скульптурного изображения. - Высказывает свое мнение о причинах того или иного эмоционального состояния людей, понимает некоторые образные средства, которые используются для передачи настроения в изобразительном искусстве, музыке, в художественной литературе. | - Понимает чувства другого, выражает свои эмоции в речи, мимике, движениях. -Совершенствует коммуникативные навыки. - Знакомится с основными эмоциями через эмоциональные сказки. - Развивает умение узнавать и выражать эмоции с помощью мимики, пантомимики. - Комфортно чувствует себя в группе. - Умеет видеть в художественном слове авторских сказок эмоциональную окрашенность. - Выражает свои эмоции так, что они понятны окружающим, понимает по внешним проявлениям чувства и эмоции других. |
Система организации внутреннего контроля за реализацией программы.
Контроль за реализацией программы осуществляют заведующий образовательного учреждения и педагог-психолог, который проводит занятия, наблюдает и отслеживает динамику изменений, происходящих у детей в ходе всего курса занятий, а также по данным итоговой диагностики. Психолого-педагогическая программа утверждается заведующим образовательного учреждения. По завершении занятий педагог-психолог составляет итоговый отчет, в котором отражает качественные и количественные результаты реализации программы, выявляет проблемы и определяет перспективный план работы с воспитанниками, исходя из особенностей участников программы.
Критерии оценки достижения планируемых результатов.
Качественные показатели:
Показателем эффективности проводимых занятий являются отзывы родителей, воспитателей ДОО о видимых изменениях детей участников группы.
Количественные показатели:
Оценивается результаты первичной и итоговой диагностики, отслеживается динамика по всем критериям диагностики.
Динамика уровня эмоционального развития старших дошкольников
Динамика эмоционального благополучия в группе 2016-2017 уч.г.
(Методика С. В. Велиевой «Паровозик»)
Динамика эмоционального благополучия в группе 2017-2018 уч.г.
(Методика С. В. Велиевой «Паровозик»)
Анализируя результаты первичной и итоговой диагностики за 2 учебных года (2016-2017, 2017-2018), отмечается положительная динамика в росте количества детей с эмоциональным благополучием в группе и снижении количества детей испытывающих эмоциональную напряженность и тревожность находясь в группе.
Динамика развития эмоциональной сферы 2016-2017 уч. г.
(методика В.М. Минаевой)
1- Воспринимают графическое изображение эмоций.
2-Умеют демонстрировать эмоцию.
3-Понимают эмоциональное состояние людей.
4-Выражают эмоции в речи.
Динамика развития эмоциональной сферы 2017-2018 уч.г.
(методика В.М. Минаевой)
1- Воспринимают графическое изображение эмоций.
2-Умеют демонстрировать эмоцию.
3-Понимают эмоциональное состояние людей.
4-Выражают эмоции в речи.
Анализируя результаты первичной и итоговой диагностики, отмечается динамика по всем критериям.
В целом результативность работы положительно сказалась на эмоциональном благополучии детей. Они стали лучше понимать чувства друг друга, выражать свои эмоции в речи, мимике, движениях. Улучшились их коммуникативные навыки, снизился уровень тревожности.
Сопоставив полученные данные, можно прийти к выводу, что составленная и апробированная развивающая программа по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Сказочный мир эмоций» может быть признана успешно реализованной.
3.Диагностический материал
для определения уровня эмоционально-личностного развития
дошкольников 5-6 лет
Методика С. В. Велиевой «Паровозик»
Цель: нормальное или пониженное настроение, состояние тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде (выявление тревожности дошкольников). Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния ребенка.
Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.
Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Паровозики беспорядочно размещаются на белом фоне.
Инструкция: «Рассмотри все вагончики. Надо построить необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.»
Фиксируется позиция цвета вагончиков, высказывания ребенка.
Обработка данных:
1 балл – вагон фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый на – 3 позицию; красный, желтый, зеленый – на 6.
2 балла – вагон фиолетового цвета на 1 позицию; черный, серый, коричневый на – 2 позицию; красный, желтый, зеленый – на 7; синий на – 8.
3 балла – черный, серый, коричневый – 1 позиция; синий на – 7; красный, желтый, зеленый – на 8.
Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказалось менее 3, то психическое состояние оценивается как позитивное. При 4-6 баллах – как негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс). При 7-9 баллов – НПС средней степени. Больше 9 – НПС высокой степени.
Наряду с полученными данными можно определить и общий психологический климат группы детского сада.
Сумма всех ППС (а) и НПС (б), разница между ними делиться на количество детей и умножается на 100%.
70% и выше – высокая степень благоприятности психологического климата (с БПК). 42-69% - средняя (сБПК). 26-41,9% – незначительная (сБПК). 0-25% - незначительная степень неблагоприятного психологического климата (с НПК). 1 до-25% - средняя (с НПК). 26 и ниже – сильная (с НПК).
Протокол по методике « Паровозик»
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Цвет | ||||||||
Высказывания ребенка |
Методика В.М. Минаевой «Развитие эмоций дошкольников»
Задание 1. Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимике при демонстрации заданной эмоции (проводится индивидуально в двух сериях).
Первая серия. Ребенку предлагается продемонстрировать веселого печального испуганного, сердитого, удивленного мальчика (девочку). Каждое эмоциональное состояние называют по мере выполнения.
Выразительное средство, используемое ребенком при демонстрации указанного эмоционального состояния, обозначают знаком «+» в соответствующей графе таблицы.
Ф.И. ребенка | веселый | печальный | испуганный | сердитый | удивленный | |||||
М | П | М | П | М | П | М | П | М | П | |
М - мимика, П - пантомимика.
Вторая серия. Ребенку предлагают назвать и изобразить героя сказки или мультфильма, который был веселым, грустным, испуганным, сердитым, удивленным. Эмоциональное состояние героя называют по мере выполнения задания или отказа от выполнения предыдущего.
В таблицу 2 записывают, какой персонаж выбрал ребенок. Знаком «+» обозначают используемое ребенком выразительное средство во время изображения предъявленного героя.
Ф.И. ребенка | веселый | печальный | испуганный | сердитый | удивленный | ||||||||||
Пр | М | П | Пр | М | П | Пр | М | П | Пр | М | П | Пр | М | П |
М- мимика, П- пантомимика, Пр – персонаж
Обработка данных.
Анализируют использование детьми выразительных средств при показе каждого эмоционального состояния. Сравнивают результаты первой и второй серии исследования.
Задание 2. Изучение выразительности речи (Проводиться индивидуально).
Ребенку предлагают произнести фразу « У меня есть собака» - радостно, грустно, испуганно, сердито, удивленно.
Адекватно переданную эмоцию обозначают знаком «+» в соответствующей графе таблицы.
Ф.И. ребенка | веселый | печальный | испуганный | сердитый | удивленный |
Обработка данных.
Делают сравнительный анализ выразительности речи у детей при передачи разных эмоциональных состояний.
Задание 3. Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций (проводиться индивидуально).
Ребенку предлагают карточки с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления. Предъявляют их по одной с вопросом: «Какое это лицо?»
Ф.И. ребенка | веселый | печальный | испуганный | сердитый | удивленный |
Обработка данных.
Выясняют, как воспринимают дети графические изображения эмоциональных состояний. Сравнивают графические изображения по сложности восприятия их детьми.
Задание 4. Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей (проводиться индивидуально, в двух сериях).
Первая серия. Ребенку предлагают ответить на вопросы:
- Когда бывает интересно?
- Когда человек удивляется?
- Когда человек получает удовольствие?
- Когда бывает страшно?
- Когда человек злиться?
- Когда бывает радостно?
- Когда у человека горе?
Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий. Ответы заносятся в таблицу.
Ф.И. ребенка | Ответы ребенка |
Вторая серия. Ребенку предлагают ответить на вопросы:
- Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с картинками?
- Что произойдет с человеком, если он увидит на березе груши?
- Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету?
- Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание?
- Что чувствует кошка, когда за ней гонится собака?
- Что почувствует мальчик, если ему подарят «Денди»?
- Что почувствует человек, если у него пропадет любимая собака?
Каждый последующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий. Ответы заносят в таблицу.
Ф.И. ребенка | Ответы ребенка |
Обработка данных.
Оценивают соответствие ответов детей заданным вопросам. Сравнивают понимание детьми эмоционального состояния людей в ситуациях, обозначенных в вопросах первой и второй серии исследования.
ЗАДАНИЕ 5. Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния. (Проводиться индивидуально или группой в течение нескольких дней. За один раз дети рисуют две - три эмоции.)
Детям предлагают вспомнить и нарисовать ситуацию, когда они испытывали интерес, удивление, удовольствие, стыд, страх, злобу, горе, радость.
Обработка данных. Оценивают содержательную сторону детских работ, расположение изображения на листе бумаги, величину изображения, использование цвета.
5.Список литературы
- Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста.-М.: ТЦ Сфера, 2004
- Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет/ сост. Н.Д. Денисова.- Волгоград: Учитель, 2013
- Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова «Цветик-семицветик» программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет. – СПб.:Речь;М.:Сфера, 2012
- Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2008
- Программа развития эмоционально-волевой сферы детей 5-7 лет: тематическое планирование, вариативные и развивающие занятия, педагогическое взаимодействие/ А.В. Черняева. - Волгоград: Учитель, 2013
- Психологическая энциклопедия. 2-е изд./Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003
- Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы/ сост. Ю.Е. Вепрецкая.-Волгоград: Учитель, 2011
- Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера. 2007
- Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2014
- Интернет ресурсы
https://skazki.rustih.ru/avtorskie-skazki/sergej-kozlov-skazki/
https://skazkibasni.com/sergej-kozlov-skazki
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ».
РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ « РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ»....
Конспект образовательной деятельности (занятия) по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Мир добрых сказок»
Задачи:ü познакомить детей с технологией синквейна и алгоритмом его составления;ü формировать умение составлять творческие синквейны, на тему предложенную воспитателем;ü упражнять детей ...
Коррекционно – развивающая программа «В мире эмоций» для развития эмоционально – волевой сферы посредством арт-терапии дошкольников.
Занятия для развития эмоционально – волевой сферы посредством арт-терапии в сенсорной комнате дают возможность смягчить, либо устранить эти проблемы. С помощью различных элементов в сенсорной ко...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие по стране сказок».
Игра - путешествие закрепляет и расширяет знания детей о русских народных сказках...
План – программа «Сказочная страна» по организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности
Настоящая программа составлена с учетом реализации интеграционных связей между образовательными областями, она описывает планирование и организацию театрализованной деятельности дете...
Консультация для родителей. "Сказки, как средство развития эмоциональности детей старшего дошкольного возраста"
quot; Сказка дает возможность войти " внутрь жизни", " пережить кусок жизни"- писал Б.М. Теплов. Создается определенное отношение и моральные оценки в процессе этого переживания, ...