Программа развития социально-коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста «Познаем себя и других» (в соответствии с ФГОС ДО)
рабочая программа (старшая группа)

Светлана Борисовна Бондаренко
В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии – расширяется круг общения. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстников. Он обнаруживает, что другие дети «такие же, как он». Происходит идентификация себя со сверстниками («он такой же, как я»), что коренным образом меняет отношение и к сверстнику, и к себе. Если в раннем возрасте ребенок существовал «рядом» со сверстником, то в дошкольном возрасте они попадают в общее коммуникативное пространство. Большое влияние на становление коммуникативной сферы оказывает развитие эмоционального мира дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_sots.kommunikatsii.docx30.33 КБ

Предварительный просмотр:

Программа развития социально-коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста «Познаем себя и других»

(в соответствии с ФГОС ДО)

Автор-составитель:

Педагог-психолог

Бондаренко Светлана Борисовна

г. Москва

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………3

Содержание программы…………………………………………………………7

Заключение.............................................................................................................13

Список литературы………………………………………………………………14

Пояснительная записка

Сегодня проблема социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста все чаще обсуждается педагогами, психологами, социологами и является одной из наиболее актуальных проблем современных научно-практических дискуссий.

Социально-коммуникативное развитие дошкольника необходимо рассматривать как результат влияния многих факторов, как внутренних, так и внешних. К внешним факторам можно отнести систему норм, правил и требований общества и ближайшего окружения ребенка. А внутренним фактором выступает процесс, идущий в соответствии с внутренними предпосылками: возрастными и функциональными возможностями ребенка, благодаря которым осуществляется отбор, принятие и присвоение ценностного содержания.

В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии – расширяется круг общения. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстников. Он обнаруживает, что другие дети «такие же, как он». Происходит идентификация себя со сверстниками («он такой же, как я»), что коренным образом меняет отношение и к сверстнику, и к себе. Если в раннем возрасте ребенок существовал «рядом» со сверстником, то в дошкольном возрасте они попадают в общее коммуникативное пространство. Большое влияние на становление коммуникативной сферы оказывает развитие эмоционального мира дошкольников.

Взрослый, который в глазах ребенка обладает высокой компетентностью в общении, наиболее вероятный образец для него, при этом просто образец для подражания. Воспринимая те нормы и стиль взаимодействия, которые демонстрирует взрослый, ребенок принимает их как естественные и строит на их основе свой собственный стиль общения. Педагог-психолог, который знает, как построить процесс общения, умеет создать хорошую атмосферу и заинтересовать ребенка на занятиях, всегда авторитет для него. И именно педагог-психолог корректирует использование детьми средств, неприемлемых с точки зрения хорошего взаимодействия (агрессию, истерики, нетерпимость и т.п.). Исторический анализ убеждает нас в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей.

Данная программа разработана на основе программы психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-Семицветик», под редакцией Н.Ю. Куражевой, программы «Я и Мы. Уроки общения для детей 6-10 лет», под редакцией Агафоновой И.Н.

Нормативно-правовую основу для разработки программы развития социально-коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста «Познаем себя и других» составляют:

1. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Цель программы: Создание условий для развития и формирования социально-коммуникативной

сферы детей старшего дошкольного возраста.

Задачи программы:

  • Провести диагностику коммуникативных навыков детей;
  • Создать условия для развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
  • Способствовать развитию общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
  • Повышать компетентность родителей в вопросах развития социально-коммуникативной сферы детей

Построение программы и проведение занятий основывается на следующих принципах:

-  системность подачи материала;

-  наглядность обучения;

-  доступность;

-  комплексность построения занятий;

-  активность участников;

-  наличие обратной связи на занятиях;

-  коммуникативная эффективность;

-  обогащение жизненного опыта детей;

В программе учтены возрастные особенности психики детей дошкольного возраста: образное мышление, преобладание эмоционального компонента в опыте, ведущий вид деятельности (сюжетно-ролевая игра).

Ожидаемые результаты:

  • ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
  • ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства;
  • ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
  • ребенок адекватно использует вербальные  и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

Содержание программы и планирование деятельности

На протяжении всего дошкольного периода, детей сопровождают взрослые – родители и педагоги. В соответствии с этим, ключевыми направлениями реализации программы являются:

- работа с родителями

- работа с воспитателями

- работа с детьми

1 направление -организация взаимодействия с родителями по развитию социально-коммуникативной сферы детей (Таблица 1).

Цель: Ознакомление родителей с формами и методами развития социально-коммуникативной сферы детей, расширение педагогического кругозора родителей.

Таблица 1

Календарно-тематическое планирование форм работы с родителями

Организационная форма

Тема занятия

Цель

Срок

проведения

1

День открытых дверей

ДОО и семья – единая среда развития ребенка

Ознакомление родителей с содержанием, организационными формами и методами развития социально-коммуникативной сферы детей

Сентябрь

2

Анкетирование

«Отношение ребенка к сверстникам»

Выявление характера отношения ребенка к сверстникам, уровень его общения

Сентябрь

3

Практикум

Коммуникативные игры для детей дошкольного возраста

Выработка у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций [7]

Октябрь

4

Тематические консультации

(групповые, индивидуальные)

«Правила поведения в процессе общения с детьми»

«Ежели вы вежливы»

Расширение педагогического кругозора родителей

В течение года, по запросу

5

Тренинг

«Какой я родитель?»,

«Общительный ребкнок»

Вовлечение родителей

в специально разработанные педагогом-психологом ситуации, позволяющие осознавать свои личностные ресурсы

Ноябрь

6

Мастер-класс

«Общаться с ребенком…Как?!»

Овладение практическими навыками совместной партнёрской деятельности взрослого и ребёнка [10]

Декабрь

2 направление – организация взаимодействия с педагогами ДОО по развитию социально-коммуникативной сферы детей (Таблица 2).

Цель: Просвещение педагогов по вопросам развития социально-коммуникативной сферы детей.

Таблица 2

Календарно-тематическое планирование форм работы с воспитателями

Организационная форма

Тема занятия

Цель

Срок

проведения

1

Мастер-классы

«Подвижные игры, как средство развития социально-коммуникативных навыков дошкольников».

Овладение практическими навыками совместной партнёрской деятельности  педагога и ребёнка [8].

Октябрь

2

Педагогические беседы

«Роль сюжетно-ролевой игры в развитии социально-коммуникативных навыков дошкольников» «Возрастные особенности детей дошкольного возраста»

Обмен опытом,  рекомендации для воспитателей, по социально-коммуникативному развитию дошкольников.

Ноябрь

Январь

3

Тематические консультации

(групповые, индивидуальные)

«Правила поведения в процессе общения с детьми»

«Создание предметно-развивающей среды для социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»

Просвещение педагогов по вопросам социально-коммуникативного развития детей

В течение года, по запросу

Тренинг

«Как общаться с ребенком!?»

«Понимаем себя и других»

Вовлечение педагогов в специально разработанные педагогом-психологом ситуации, позволяющие осознавать свои личностные ресурсы.

Март

Май

3 направление - работа с детьми старшего дошкольного возраста по развитию социально-коммуникативной сферы

Цель: Формирование социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.

Этапы:

  1. Диагностический этап

Диагностическая работа направлена на изучение коммуникативного развития старших дошкольников, изучение межличностных отношений дошкольников, ориентации ребенка в социальной действительности.

Используемые методы и методики:

- Метод наблюдения

- Метод беседы (индивидуальная беседа с ребенком)

- Анкетирование родителей «Отношение ребенка к сверстникам»

- Методика «Картинки» (О. Е. Смирнова)

  1. Этап

Коррекционно-развивающая работа

Специально разработанные занятия являются эффективным инструментом воздействия, способствующим формированию коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения; развитию личностно-волевой сферы.

Коррекционно-развивающую работу рекомендуется проводить 2 раза в неделю, продолжительность занятия составляет 35 минут (Таблица 3).

Принципы проведения занятий:

  1. Системность подачи материала.
  2. Наглядность обучения.
  3. Цикличность построения занятий.
  4. Доступность.
  5. Развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

  1. Организационный этап (Разминка)

Создание эмоционального настроя.

Основной этап

Упражнения (игры, задания) на развитие социально-коммуникативной сферы.

  1. Заключительный этап (рефлексия, ритуал прощания)

Обобщение полученных знаний.

Коррекционно-развивающая работа по программе «Познаем себя и других» разработана  по трем направлениям:

  • «Отношение ребенка к самому себе»

Это направление реализуется по линии развития у ребенка осознания собственной ценности, умение принимать себя такими, какие есть, учит детей свободному выражению эмоциональных состояний, чувств. Целостное представление о себе может сформироваться у ребенка лишь в том случае, если он научится «прислушиваться» к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.

«Отношение с взрослыми»

В этом направлении формируется осознанное отношение к семье, понятие о многообразии социальных ролей взрослых; проявление интереса к эмоциональному миру взрослых.

  • «Отношение со сверстниками»

В данном направлении предлагаются игровые занятия и упражнения, которые помогают ребенку понять, что люди могут испытывать разные чувства: радости, грусти, злобы, страха. Находясь в обществе сверстников, ребенку важно научиться устанавливать с ними дружеские отношения, а для этого необходимо воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, чувство сострадания, желание поддержать друга, заботиться о нем.

Таблица 3

Тематическое планирование коррекционно-развивающей работы по программе «Познаем себя и других»*

Тема

Цель

Количество

часов

Занятие № 1

«Познакомься – это Я»

Настроить детей друг на друга, дать каждому ребёнку почувствовать себя в центре внимания.

Занятие № 2

«Кто я такой»

Способствовать формированию представлений о себе, осознанию своего тела, снятию мышечных зажимов

Занятие № 3

«Мы такие разные»

Научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.

Занятие № 4

«Зоркий глаз»

Развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

Занятие № 5

«Мир эмоций»

Способствовать формированию умения распознавать эмоциональное состояние другого человека, изучение мимики лица

Занятие № 6

«В стране настроений»

Обучить умению понимать и выражать своё настроение при помощи слов

Занятие № 7

«Речевые средства общения»

Обучить детей устанавливать контакт с помощью речевых средств в общении.

Занятие № 8

«Невербальные средства общения»

Сформировать у детей понимание того, что, кроме речевых, существуют и другие средства общения. Развитие языка жестов, мимики и пантомимики.

Занятие № 9

«Уроки вежливости»

Развитие уважения в общении, формирование привычки использовать слова вежливости.

Занятие № 10

«Этикет. Правила поведения в общественных местах»

Сформировать представления о внешнем виде культурного и опрятногочеловека. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения,

вежливого обращения.

Занятие № 11

«Эстафета дружбы»

Сформировать у детей понятия «друг», «дружба».

Занятие № 12

«Мы вместе»

Воспитывать уважительное, заботливое отношение к людям, развивать коммуникативные способности.

Занятие № 13

Итоговое занятие

Закрепить знания, полученные на занятиях

Заключение

Развитие социально-коммуникативной сферы проявляется в способности дошкольников строить общение в соответствии с задачами, актуально коммуникативной ситуации и партнерам, анализировать и оценивать коммуникативные контакты со сверстниками и взрослыми.

В дошкольном возрасте существует две сферы реализации коммуникативных умений – со взрослыми и со сверстниками. Но их роль в жизни ребенка, конечно, различна. В общении с взрослым ребенок усваивает социальный опыт, а вступая в контакты со сверстниками – обогащает его, приобретает не только новые знания, но и формирует адекватное представление о себе. Помимо этого, общаясь со сверстниками, старший дошкольник имеет возможность решать различные коммуникативные задачи, учится выстраивать отношения с окружающими по определенным правилам. Ребенок начинает осознавать себя как субъекта в системе социальных отношений.

Таким образом, дети старшего дошкольного возраста являются субъектами коммуникативной деятельности, активными ее носителями. Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития общения, которое формируется при условии целенаправленного формирования коммуникативных умений.

Список литературы

  1. Агафонова, И. Н. «Я и Мы» Уроки общения для детей 6-10 лет [Текст]: программа / И.Н. Агафонова. -  СПб ГУПМ, 2003.
  2. Алябьева, Е. А. Коррекционно - развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста [Текст]: методическое пособие/ Е. А. Алябьева. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
  3. Бойков, Д. И. Как учить детей общаться [Текст] / Д. И. Бойков, С. В. Бойкова. -  СПб, НОУ «Союз», 2004.
  4. Катаева, Л. И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе [Текст] / Л. И. Катаева. -  М., 2004.
  5. Крюкова, С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь [Текст]: практическое пособие /С.  В. Крюкова, Н.  П.Слободяник.– М.: Генезис, 2002.
  6. Куражева, Н. Ю. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» Н. Ю. Куражевой (5-6 лет) [Текст] /  Н. Ю. Куражева. - СПб.: Речь, 2012.
  7. Куражева, Н. Ю. Приключения будущих  первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет [Текст] /  Н. Ю. Куражева. - СПб.: Речь, 2007.
  8. Ненашева, А. В. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ  [Текст]: методическое пособие / А. В. Ненашева, Г. Н. Осинина. - Волгоград: Учитель, 2012.
  9. Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе [Текст] / Н.В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков.  – М., 2001.
  10.  Павлов, И. В. Общение с ребенком. Тренинг взаимодействия [Текст] / И. В. Павлов. -  СПб., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит  через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоцион...

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе...

Программа развития социально - эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста "Я и другие"

Программа развития социально -эмоциональной сферы предназначена для работы педагога - психолога с детьми старшего дошкольного возраста и рассчитана на два года: старшую и подготовительную группы. Прог...

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.

В данной статье раскрываются методы, приёмы коррекционно-развивающей работы, системный подход к развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР). Осо...

Авторский материал «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста».

Тема: «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»Тема: «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»Формирование социально-к...

Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...