Семинар-практикум для педагогов «Эффективное общение с родителями»
методическая разработка
Семинар направлен на повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. В ходе семинара познакомятся с методами предупреждения и выхода из конфликтных ситуаций, с приемами бесконфликтного общения, с эффективными стратегиями поведения в конфликте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnoe_obshchenie_s_roditelyami.docx | 26.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов
«Эффективное общение с родителями»
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников
Задачи:
- познакомить с методами предупреждения и выхода из конфликтных ситуаций;
- сформировать навыки конструктивного решения конфликта;
- познакомить с приемами бесконфликтного общения;
- адекватное поведение в конфликтной ситуации, выбор эффективной стратегии поведения в конфликте.
1. Психологическая разминка
Упражнение направлено на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала.
2. Умение эффективно общаться - это уникальная способность, которая делает человека успешной и интересной личностью и позволяет добиваться в жизни своих целей и мечты.
Умение общаться - это искусство слушать и слышать, искусство видеть и чувствовать, умение понять собеседника и донести до него свои мысли.
-Уважаемые коллеги! Наш сегодняшний семинар я предлагаю посвятить совершенствованию навыков общения с родителями воспитанников.
Притча «Страшный сон»
Инструкция: педагогам предлагается прослушать и обсудить притчу.
Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов.
Тот выслушал его озабоченно и сказал: "Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких".
Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: "Я счастлив, сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных". Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание.
Придворные очень удивились.
- Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? – спрашивали они.
На что последовал ответ:
- Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, не что сказать, а как сказать".
Вопросы для обсуждения:
- Какое отношение, на ваш взгляд, имеет эта притча к теме нашего семинара-практикума?
- В чем, на ваш взгляд, разница в толковании первого и второго мудрецов;
- Исходя из собственного опыта, скажите, как чаще всего вы представляете родителям информацию о проблемном поведении их ребенка – как первый или как второй толкователь?
- Будет ли меньше конфликтов, если сообщать родителям негативную информацию о ребенке, используя способ второго толкователя? Почему?
3.Педагоги, работающие с детьми, вынуждены время от времени, общаясь с родителями, передавать им информацию о ребенке, носящую негативный характер. Такого рода информация, в дальнейшем может стать началом сотрудничества между ними, так и началом затяжного конфликта. Во многом зависит от формы, манеры, от стиля ее подачи педагогом.
Конечно, негативная информация должна быть сообщена родителям, пришедшим на встречу с ним. Для рассказа родителям о поведении ребенка, вызвавшем недовольство педагога, можно использовать «принцип сэндвича»: хорошая информация о ребенке должна предшествовать плохой, а завершение беседы проходит тоже на «хорошей ноте».
Первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятия второй, в процессе которой педагог говорит только о поступке, а не о личности ребенка, не обобщает информацию, не ставит «диагноза».
А третий этап включает выявления сильных сторон ребенка, что может стать опорой для поиска конструктивных решений проблемы. В беседе можно использовать такие выражения, как «Давайте подумаем, как можно заинтересовать ребенка», «Давайте подумаем, что мы можем вместе сделать..».
Упражнение в группе.
Используя «принцип сэндвича» сообщите родителю:
1. Ребёнок не заинтересован на занятиях по развитию речи.
2. Ребёнок постоянно обижает одного из детей.
Работа в мини группах. Обсуждение результатов.
4.Педагог, в общении с родителем, может использовать технику «Я – высказывания» - способ передачи партнеру сообщения о чувствах. Оно не содержит в себе негативной оценки, обвинения другого человека. Оно оказывается эффективным в ситуациях конфликта с родителем. Поскольку позволяет снизить напряжение и способствует взаимопониманию. Вместо того, чтобы обвинять партнера (что часто происходит во время конфликта), говорящий выражает словами проблему, чувства, возникающие у него в связи с этим, причину их появления и, кроме того, выражает конкретную просьбу партнеру, в которой заключается вариант такого разрешения ситуации, которое в дальнейшем будет способствовать улучшении ситуации.
Для обучения этому навыку надо составить алгоритм построения "Я - высказывания":
1. Объективное описание произошедшего (без собственной оценки происходящего). Например: "Когда Дима на мою просьбу поднять стульчик, ответил: "Я не буду:" (Сравните:"Когда Дима с наглой усмешкой отказался выполнить мое требования поднять стул:").
2. Точное выражение словами своих чувств, возникших у говорящего в напряженной ситуации. Например, если вам необходимо рассказать родителям о конфликте, возникшем у вас с ребенком, постарайтесь не обвинять ни родителей, ни ребенка, а выразить свои чувства: "Я расстроилась:", "Я рассердилась:".
3. Описания причины возникновения чувства. Например: "Ведь я накануне предупреждала о том, что стулья хрупкие, старые:".
4. Выражения просьбы. Например: "Я прошу вас проконтролировать в течении недели проконтролировать (то - то и то- то) и прийти в пятницу, или позвонить мне, чтобы обсудить наши совместные действия.".
Упражнение в мини группах. (Приложение )
Используя «я высказывания» сообщите родителю:
1. Ребёнок не хочет сам одеваться на прогулку.
2. Ребёнок не собирает игрушки после игры.
Работа в мини группах. Обсуждение результатов.
Безусловно, не каждому родителю будет приятно выслушивать от вас проблему даже в такой форме, и у него могут возникнуть неприятные чувства. Однако такая форма общения с родителями о ребенке вызовет наименьшее сопротивления и недовольство вашим общением, потому что показывает вашу заинтересованность в решении проблемы (а не бессильную злобу и обвинение), ваше (несмотря на возникшие трудности) положительное отношения к ребенку, а также желания совместного взаимодействия с родителями.
Упражнение 5. «Внешнее согласие»
Цель — научить находить в высказываниях партнера то, с чем можно согласиться.
Описание
Психолог обращается к участникам с нелепым утверждением или вопросом. Им нужно согласиться, что бы ни говорилось. Это может быть часть высказывания или вопроса — то, что может быть интересным, ценным, соответствовать истине.
Примеры
Вопрос: «Правда, у Марии Григорьевны красивая кофточка? У нее такой чудесный желтый цвет!» (У Марии Григорьевны черная кофта.)
Вариант ответа: «Я тоже люблю желтый цвет!»
Утверждение: «Как хорошо, что наши участники достигли пенсионного возраста!»
Вариант ответа: «Да, люди собрались зрелые».
Вопрос: «Скажите, ну зачем вы так пристально смотрите на меня?»
Вариант ответа: «И действительно, что это я...»
Вопрос: «Вы редко смотрите на партнера по общению?»
Вариант ответа: «Может вы и правы».
Утверждение: «Вы постоянно "жужжите" и "жужжите", когда я прихожу за ребенком в детский сад. Это раздражает!»
Варианты ответа.
6.Упражнение «Яблоко и червячок»: (5мин)
Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть!» Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.
А теперь вспомним ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и соотнесите к способам выхода из конфликта.
Конфликт — это разногласия, столкновение, спор. Он возникает в том случае, если одна из сторон предполагает или опасается, что другая нарушает, ущемляет или игнорирует ее интересы.
Конфликт имеет положительные и отрицательные стороны.
Выделяют следующие стратегии поведения в конфликте:
- Доминирование.предлагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера. («Сейчас как упаду на тебя и раздавлю»).
- Сотрудничество.является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон. («Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные»)
- Компромисс.– достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны. («Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам»)
- Избегание.характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера («Вон посмотри, какая там красивая груша»)
- Приспособление.предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным. («Такая, видно, у меня доля тяжкая»)
Нет однозначно плохих или хороших стратегий, каждая из них может быть хороша для конкретной ситуации.
Проигрывание стратегий поведения в конфликте.
Участникам группы предлагается проиграть различные стратегии поведения. Ситуация. « Ребенок мешает на занятии. Ваши действия». Обсуждение.
ПАМЯТКА
Кодекс общения:
- Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.( не позволять себе критических высказываний, когда вы взволнованы, раздражены, находитесь в дурном расположении духа)
- Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей (встать на место родителей)
- Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке – это лучший способ расположить родителей к себе (добрые пожелания – постараться объединить критику с добрыми пожеланиями)
- Давать родителям высказаться, не перебивая их.
- Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
- В сложной ситуации подавать пример уступчивости - этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
- Показывать любовь по отношению к их ребенку.
- Обсуждать проблему, а не личность ребенка.
- Не подкреплять высказывания глобальным обобщением (да это не только мое мнение)
- Мы вместе против проблемы, а не противдруг друга.
- Не стремиться во что бы то ни стало отстаивать свою позицию.
- Не высказываться в присутствии посторонних (детей, родителей).
7. Обратная связь
Каждый участник по очереди высказывает свое мнение о семинаре-практикуме по схеме:
- Что я узнал нового/интересного?
- Что из этого я буду применять в своей работе?
- Какие эмоции я испытал в процессе?
Приложение
Используя «я высказывания» сообщите родителю:
1. Ребёнок не хочет сам одеваться на прогулку.
Используя «я высказывания» сообщите родителю:
2. Ребёнок не собирает игрушки после игры.
Используя «принцип сэндвича» сообщите родителю:
1. Ребёнок не заинтересован на занятиях по развитию речи.
Используя «принцип сэндвича» сообщите родителю:
2. Ребёнок постоянно обижает одного из детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Эффективное общение"
Данный семинар - практикум предназначен для психологов и методистов ДОУ. Он раскрывает вопросы эффективного общения педагогов с родителями, детьми и колегами. Сам семинар выстроен в виде тренинга, что...
Семинар-практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагогов с родителями»
Семинар-практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагогов с родителями» Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников...
Семинар-практикум с элементами тренинга "Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников "
Данный семинар-практикум будет полезен воспитателям в работе с родителями своих воспитанников. Материал содержит информацию о том, что такое активное слушание, о важный средствах обще...
Семинар – практикум «Коммуникативная компетентность педагога. Эффективное общение»
Цель семинара-практикума: формирование у педагогов умений, являющихся базовыми в реализации коммуникативной компетентности....
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»
Данный семинар проходил для педагогов ДОУ, для улучшения взаимодействия с родителями. Здесь вы можете узнать какие методы и правила можно употребить в практической деятельности педагогов по вышеуказан...
Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Совершенствование общения педагогов и родителей"
Гармоничное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку личностные взаимоотношения, фо...
Семинар-практикум с элементами тренинга "Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников "
Данный семинар-практикум будет полезен воспитателям в работе с родителями своих воспитанников. Материал содержит информацию о том, что такое активное слушание, о важный средствах обще...