Семинар – практикум «Формирование навыков педагогического общения по ФГОС»
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)
Представленный материал будет полезен для работы с педагогическим составом дошкольной образовательной организации. В практической части размещены игры и упражнения для групповой и индивидуальной работы с детьми: игры на снятие агрессии, негативизма, упрямства, обучающие эффективным способам общения, игры на сплочение,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар-практикум «Формирование навыков педагогического общения по ФГОС» | 45.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум
«Формирование навыков педагогического общения по ФГОС»
Цель: обеспечение профессионального и творческого роста педагогов ДОУ в условиях ФГОС ДО.
Задачи:
- рассмотреть требования, предъявляемые ФГОС к общению педагогов с детьми;
- разработать способы взаимодействия воспитателя с детьми с целью формирования социально приемлемых форм поведения и усвоения моральных норм общества;
- научиться применять игры и упражнения, направленные на снятие агрессии, напряжения; разрешения конфликтов между детьми, коммуникацию, сплочение.
- формировать навыки позитивного, созидательного общения между педагогами и детьми.
Оборудование: стаканчики для криков; мешочки для игры «Волшебный мешочек эмоций»; газета; набор смайликов.
Ход занятия.
Ведущий: Добрый день, уважаемые участники семинара-практикума. Наше сегодняшнее занятие состоит из теоретической и практической части.
Теоретическая часть.
С 2013 г. мы работаем по ФГОС, где прописаны «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования». ФГОС освещает самые различные аспекты образовательной деятельности в ДОО. В частности, там есть характеристики оптимального, качественного общения педагога с детьми.
Педагоги:
- создают социальную ситуацию развития (охрана и укрепление физического и психического здоровья; обеспечение эмоционального благополучия);
- обеспечивают психолого-педагогические условия (уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их самооценки, уверенности в себе, поддерживаем инициативу и самостоятельность, даём выбрать материалы и вид активности, защищаем от физического и психологического насилия).
Конкретизация характеристик оптимального педагогического общения
(см. ФГОС п3.2.1; п.3.2.5).
Уважение к ребёнку. Как педагог может взаимодействовать с ребёнком, чтобы ребёнок почувствовал уважение к себе? (доброжелательность, улыбка, обращение по имени и глядя в глаза; отказ от использования словесных оскорблений; выслушивать; осуждать и запрещать только действия ребёнка (которые неприемлемы в данной ситуации), предлагать взамен запрещённого социально приемлемый способ удовлетворения желаний и выражения чувств ребёнка; быть внимательным к желаниям, эмоциям и мнению ребёнка; в случае конфликта интересов педагога и ребёнка договариваться).
Поддержка положительной самооценки и уверенности в своих силах. Как педагог может взаимодействовать с ребёнком, чтобы ребёнок почувствовал уверенность в своих силах и стал более положительно оценивать себя? (безусловно принимать личность ребёнка; критиковать только действия и результаты, но не личность (желания и чувства) ребёнка; выражать положительное отношение к ребёнку чаще, чем отрицательное; обеспечивать ситуацию успеха (подбирая задания адекватные возможностям ребёнка, предлагая необходимый минимум помощи). Важно быть внимательным к достижениям ребёнка; указывать на то, что не получилось в конструктивной форме: в следующий раз ты можешь сделать это лучше; подбадривать его: я в тебя верю, у тебя обязательно получится; работать над повышением авторитета непопулярных в группе детей.
Поддержка инициативы и самостоятельности. Как педагог может взаимодействовать с ребёнком, чтобы поддержать инициативу и самостоятельность ребёнка? (поддерживать инициативу детей; готовность поучаствовать в игре (поддержка спонтанной игры), которую предложил (придумал) ребёнок, ответить на вопрос, поддержать предложение; не делать за ребёнка то, что он может сделать сам; не оставлять без помощи, когда ребёнку трудно; в каждой ситуации взаимодействия предоставлять ребёнку варианты выбора; создавать проблемные ситуации, требующие от ребёнка самостоятельного принятия решений и самостоятельных выводов; создавать условия (выделять время, предоставлять разнообразную предметную среду), в которых ребёнок может самостоятельно выбрать, чем заниматься; поддерживать (а не подавлять) открытое выражение чувств и мыслей.
Поддержка доброжелательного отношения детей друг к другу и развитие умения работать в группе. Как педагог может взаимодействовать с детьми, чтобы поддержать доброжелательное отношение детей друг к другу и научить их работать в команде? (демонстрировать доброжелательное отношение ко всем детям; личный пример внимательного отношения к эмоциям и настроению окружающих людей; обучать пониманию эмоций и настроений другого человека; обучать разрешению конфликтов; обучать совместной деятельности, умению действовать слаженно, синхронно; обучать различным формам общения в группе; создавать ситуации, в которых дети почувствуют себя членами единой команды; создавать групповые традиции выражения доброжелательного отношения детей друг к другу: празднование дней рождения, подарки своими руками, конвертики любви, утешения огорчённого и т.д.; отказываться от методов обучения и воспитания, провоцирующих враждебное отношение детей друг к другу; ограничивать враждебное и разрушительное поведение ребёнка по отношению к сверстникам, людям вообще, животным, рукотворным предметам; вводить допустимые санкции за враждебное и разрушительное поведение.
Обучение разрешению конфликтов. Как педагог может взаимодействовать с детьми, чтобы они научились разрешать конфликты? (присвоить приоритет разрешению конфликтов: прекращение любой деятельности в момент возникновения конфликтов, концентрация внимания педагога и группы на процессе разрешения конфликта; обучить разрешению конфликтов при помощи разбора конкретной ситуации конфликта, возникающего здесь и сейчас; разбирать конфликтные ситуации, представленные на картинках, в литературе, фильмах; проводить специальные занятия по обучению разрешению конфликтов: создавать управляемые конфликтные ситуации и обучать разрешению конфликтов на их примере; обучать различным способам справедливого распределения ограниченных ресурсов: установление очерёдности при помощи жребия, обмена, распределения ролей и т.п.; обучать различным способам и ритуалам примирения; создавать групповые традиции разрешения конфликтов).
Нужно учить детей принимать решения, выражать свои чувства и мысли. Уважение к ребёнку (1) и поддержка его положительной самооценки и уверенности в себе (2) и есть характеристики оптимального педагогического общения.
В п.3.2.5 обозначено одно из самых важных правил взаимодействия в разных ситуациях, где прописано, что
- педагоги создают условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми;
- развивают коммуникативные способности детей, позволяющие разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
- развивают умения детей работать в группе сверстников.
Современному педагогу очень важно изучать индивидуальные психологические особенности детей, прежде всего темперамент, характер, способности, уровень развития познавательной сферы, эмоционально-волевой сферы.
Без учета этих знаний работа педагога не будет результативной, это вызывает состояние напряженности, недовольства, разочарования как у самого педагога, так и у детей вызывает чувство дискомфорта.
Требования к уровню компетентности педагога все время растет, что обусловлено новыми социальными запросами образования. В современном цивилизованном мире педагог является фигурой, которая требует особого внимания и там, где это место занимают недостаточно компетентные люди, в первую очередь страдают дети
Какими были методы воспитания ранее?
Мы все прекрасно знаем, что приветствовали авторитарные методы в воспитании, от детей требовалось только быть на виду, но так, чтобы их не было слышно. Сегодня мы лучше знаем об особенностях детской психики, и не можем больше применять прежние дисциплинарные крайности.
Цель дисциплины сейчас состоит в том, чтобы направить действие, а не наказать за ошибку. Если стремиться воспитывать самостоятельного свободного человека, то мы должны учить ребенка принимать решения:
- поведение ребенка должно быть безопасным для него самого и окружающих его людей;
- предметы, которыми пользуется ребенок, не должны причинять травм;
- ребенок должен уметь отвечать за свои поступки;
- отношение к окружающим людям должно быть достойным и уважительным.
Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребёнка, а если правила нарушаются, то нужно:
- дать детям дополнительный шанс выполнить правило;
- похвалить тех, кто выполнил правило;
- оценивать поведение, а не личность;
- стараться не наказывать, а дать возможность оценить последствия своего поведения;
- проверять, не были ли вызваны нарушения самим педагогом (может быть, поведение воспитателя было непоследовательным, негибким; он не нашел с детьми общего языка или в группе было мало возможностей для смены разных видов деятельности).
Лучше всего обсуждать, как выполнялись правила детьми в течении дня в коммуникативном кругу. В конце дня, на итоговом круге, дети обсуждают события текущего дня, им предлагается оценить, как они выполняли правила всё это время. Воспитатель может задать вопросы, обращаясь то к одному, то к другому ребенку.
- А как тебе удалось выполнить все правила?
- Ты затратил много усилий?
- Как ты думаешь, почему у тебя сегодняшний день был не очень удачным?
- Что нужно для того, чтобы исправить положение?
Способы взаимодействия воспитателя с детьми с целью формирования социально приемлемых форм поведения и усвоения моральных норм общества:
- Обсуждение последствий действий ребёнка для чувств другого человека. Подчеркивайте сходство между разными людьми.
- Организация коммуникативных игр и ситуаций, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь (моделируйте их совместную деятельность, предлагайте игрушки и игры, в которые лучше играть нескольким детям, и т. п.). Выбор коммуникативной игры варьируется педагогом:
- игры на развитие внимания, интереса к партнёру по общению;
- игры на развитие эмпатии (умения понимать и чувствовать эмоции и настроения другого человека);
- игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог;
- игры на развитие навыков взаимодействия в группе, сотрудничества;
- Поощрение различных формы сюжетно-ролевой игры. Важно обеспечить группу игровым материалом, поощрять совместную игру. Обращать внимание на детей, которое сотрудничают, делятся игрушками и помогают друг другу, приводить их в пример. Вовлекать менее популярных или изолированных детей в совместную деятельность вначале под руководством педагога.
- Вовлечение детей в обсуждение межличностных конфликтов.
- Четкое объяснение детям последовательности их действий в режимные моменты. Нужно подчеркивать необходимость соблюдения очереди, правил поведения за столом, ясно формулировать правила поведения.
- Воспитание в детях уважения к традициям и культуре как своего народа, так и других.
Хорошим способом формирования социально приемлемых форм поведения и усвоения моральных норм общества является коммуникативная игра (и проигрывание различных ситуаций (в том числе и конфликтных) с детьми).
Обсуждение, подведение итогов:
- Оптимальное педагогическое общение по ФГОС ДО – это уважение к ребёнку и поддержка его положительной самооценки и уверенности в себе.
- Принцип - требовать, уважая - должен быть в основе отношений взрослого и ребенка.
- Важные правила взаимодействия между педагогом и детьми:
- педагоги создают условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми;
- развивают коммуникативные способности детей, позволяющие разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
- развивают умения детей работать в группе сверстников.
3. Основные способы взаимодействия воспитателя с детьми с целью формирования социально приемлемых форм поведения и усвоения моральных норм общества:
- Обсуждение последствий действий ребёнка для чувств другого человека.
- Организация коммуникативных игр и моделирование ситуаций, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь.
- Поощрение различных формы сюжетно-ролевой игры. Вовлечение менее популярных или изолированных детей в совместную деятельность вначале под руководством педагога.
- Вовлечение детей в обсуждение межличностных конфликтов.
- Четкое объяснение детям последовательности их действий в режимные моменты.
Практическая часть.
- Разминка. Упражнение «Психологическая зарядка».
Предлагается выполнить определённые движения, если вы согласны с данными высказываниями:
Если у ваших воспитанников время от времени возникают «приступы непослушания» - похлопайте в ладоши.
Если вы детей чаще хвалите, чем ругаете и наказываете - дотроньтесь до кончика носа.
Если вы считаете себя хорошим педагогом - постучите кулачком в грудь.
Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание с детьми - моргните правым глазом.
Если вы считаете, что в воспитании детей главное - пример взрослых - улыбнитесь.
Если вы делаете все возможное, чтобы детям в садике было комфортно - погладьте себя по голове.
2. Упражнение «Выражаем радость» (работа в парах).
Ведущий: «Уважаемые коллеги, давайте вспомним, как вы встречаете детей каждое утро, когда они приходят в детский сад? Всегда ли вы радуетесь, приветливо здороваясь с ними? Или вообще никак не реагируете?
Закройте на минуту глаза и представьте, что вы встречаете свою лучшую подругу. Как вы показываете, что рады ему, что он вам дорог и близок?
А теперь представьте, что Ваш сосед по тренингу - Ваш воспитанник: вот он приходит в группу, и вы показываете, что рады его видеть. Представили? Продемонстрируйте в парах. Теперь вам легче будет сделать это на самом деле».
3. До начала занятий педагог организует детей для совместной игры в коммуникативном кругу. Игра в ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Игра — это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка.
Для разминки используем:
Игра «Поменяйтесь местами»
Цель: разогрев группы, снижение напряженности, активизация внимания и мыслительных процессов.
Ведущий предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком: «Пересядьте все те, у кого карие глаза (любит убирать игрушки, кататься с горки и т.п.)», — и все, у кого карие глаза, должны поменяться местами». При этом ведущий тоже принимает участие в игре и должен успеть занять освободившееся место, оставшийся без места, продолжает игру.
По окончании игры можно спросить: «Как вы себя чувствуете?» Затем делают вывод, что у всех есть много общего.
- У кого светлые волосы (тёмные, рыжие) / Любит бегать, прыгать / Любит сладкое
- У кого есть брат, сестра / Кто не любит сидеть на одном месте /Кто поделится конфетой с другом и т. д.
Разминка «Разные, но похожие»
Цель: разогрев и сплочение группы, снижение напряженности, развитие самосознания, активизация внимания.
Ведущий: «Сейчас поднимут руки только девочки... А теперь поднимут руки мальчики... Попрыгают те, кто в брюках... У кого есть сестренка, обнимут себя... У кого есть брат, похлопают в ладоши... Те, кто ел сегодня кашу, погладят себя по голове и т.д».
По окончании упражнения проводится краткая беседа, в ходе которой детей подводят к выводу о том, что все люди разные, но в чем-то они все-таки похожи.
Разминка «Перекличка – путанка»
Цель: развитие произвольного внимания, закрепление знакомства
Ведущий называет фамилии и имена присутствующих детей, путая при этом, то имя, то фамилию (имя называется правильно, фамилия – нет; фамилия правильна, имя не то). Дети внимательно слушают и откликаются только тогда, когда правильно названы и имя, и фамилия. Кто ошибается, выбывает из игры.
Передай сигнал
Цель: игра для преодоления защитных барьеров, отгораживающих сверстников друг от друга.
Дети берутся за руки. Ведущий посылает сигнал стоящему рядом с ним ребёнку через пожатие руки, сигнал можно передавать влево и вправо, разговаривать нельзя. Когда сигнал придёт снова к ведущему, он поднимает руку и сообщает о том, что сигнал получен. Затем предлагает детям передать сигнал с закрытыми глазами. Игра проводится 3-4 раза. Главное условие - общение без слов.
Игра: «А я сегодня вот такой!»
Цель: научить детей использовать мимику и пантомимику в общении.
Дети стоят в кругу. Ведущий первым выходит в круг и произносит фразу: «А я сегодня вот такой(ая)!» Сопровождает ее каким – либо действием и мимикой, отражающими его настроение (например, ведущая улыбнулась и развела руки в стороны). Все дети повторяют это движение и мимику, произнося: «Елена Викторовна сегодня ВОТ ТАКАЯ!» Затем в круг выходит следующий ребёнок и показывает, какой он сегодня.
Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в кругу.
Игра «Волшебный мешочек эмоций»
Ведущий: «Ребята, сегодня я к вам пришла не с пустыми руками. У меня есть с собой волшебные мешочки с секретами. Как вы думаете, что нам с ними делать? Предлагаю, открыть первый и посмотреть, что же там. Итак, открываю мешочек и что же вижу там. (предлагает детям заглянуть в мешочек или потрогать руками)… Ничего нет. Ребята, этот мешочек не должен пустовать, а давайте его наполним. Чем же будем наполнять? (дети предлагают, чем заполнить мешочек).
Ведущий: Давайте, мы будем наполнять мешочек нашими отрицательными эмоциями, чтобы поднять настроение. Обязательно надо напомнить, что такое отрицательные эмоции.
Педагог предлагает сложить в мешочек все отрицательные эмоции, злость и обиду, страх, грусть и печаль. Этот мешочек со всеми плохими эмоциями завязывается и выбрасывается в мусорную корзину.
«Вот мы и избавились от отрицательных эмоций. Ребята, предлагаю вам заменить отрицательные эмоции на положительные. Какие положительные эмоции вы знаете?»
Дети называют им известные эмоции.
Ведущий: Для того, чтобы поднять настроение у меня есть ещё один мешочек. Ребятки, открываю мешочек и делюсь с вами положительными эмоциями.
Психолог достает из мешочка веселые смайлики и раздает всем участникам.
Другой волшебный мешочек можно развязать, если улыбаться шире и стать активнее, поэтому можно подвигаться, использовать различные физкультминутки.
Игра «Мы тебя любим»
Цель: эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений.
Все участники становятся в круг. Каждый ребёнок по очереди выходит в центр, его хором называют по имени, которое он предложит, 3 раза. Затем хором проговаривают фразу: «Мы тебя любим».
Игра «Что и когда я чувствую» (карточки с эмоциями)
Взрослый спрашивает у детей, какие чувства могут испытывать люди. Дети отвечают: злость, огорчение, удивление, радость, страх. Далее каждому ребёнку предлагается выбрать из набора карточек со схематичным изображением эмоционального состояния одну и рассказать, когда он бывает таким «Я радуюсь, когда…Мне бывает страшно, когда…и т.п.
Игры на снятие общей агрессии, негативизма, упрямства
«Стаканчик для криков»
Цель: совершенствование умения выражать свой гнев в приемлемой форме, снижение эмоционального напряжения.
Если ребенок (или несколько детей) возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить спокойно, предложите ему воспользоваться «стаканчиком для криков».
Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот стаканчик, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит его, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее. «Стаканчик для криков» должен храниться в определенном месте и не использоваться в других целях. Желательно, чтобы стаканчик был с крышкой, чтобы иметь возможность «закрыть» все «кричалки» на время нормального разговора.
Игра «Упрямая подушка»
Подготовить волшебную, «упрямую» подушку и вести детей в игру-сказку:
«Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри нее живут детские упрямки. Это они заставляют вас капризничать и упрямиться. Давайте прогоним упрямки».
Ребенок бьет в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: Сильнее, сильнее, сильнее! (стирается эмоциональный зажим)
Когда движения ребенка становятся медленнее. Игра постепенно останавливается.
Затем педагог предлагает послушать «упрямки» в подушке. Все ли упрямки вылезли и что они делают? Ребенок прикладывает ухо к полушке и слушает. Некоторые дети говорят, что «упрямки «шепчутся, другие ничего не слышат. «Упрямки испугались и молчат в подушке», - отвечает взрослый.
Игра «Обзывалки»
Цель: знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств
Детям объясняется, что ругаться можно, называя друг друга овощами и фруктами.
Участники игры передают по кругу мяч (или мягкую игрушку), при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, овощей. фруктов, грибов, цветов, животных, рыб. Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты…». Например: «А ты –морковка!..»
В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное. Например: «А ты моя радость!..»
Игра будет полезна, если проводить ее в быстром темпе. Перед началом предупредить, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.
Игра «Тух-тиби-дух»
Цель: формирование умения выражать свой гнев в приемлемой форме, снижение эмоционального напряжения.
Педагог говорит детям: «Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произнесите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами». В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.
Игра «Маленькое привидение»
Цель: научить детей выражать негативные эмоции приемлемым способом.
Ведущий говорит: «Ребята сейчас мы будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить, и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете руками делать вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносит страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить звук «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить. Затем взрослый хлопает в ладоши. Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми
Подвижная игра Зоопарк
Цель: помогает снять напряжение
Ход игры: ребенок «превращается» в животных, в тех, кого захочет сам. Затем ребенок изображает свое животные, а остальные отгадывают, кого он изображают.
Игра Говорящие руки (работа в парах)
Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров, развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновения.
Упражнение выполняется детьми в парах (предварительно нужно определить пары) с закрытыми глазами, играющие сидят, повернувшись друг к другу.
Взрослый дает задание: закрыть глаза, протянуть друг другу руки, попробовать познакомиться одними руками. Опустить руки. Снова вытянуть руки вперёд, найти руки соседа. Представить, что руки ссорятся. Опустить руки.
Руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Руки мирятся, они просят прощение, дети расстаются друзьями.
Можно обсудить, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше.
Игры на сплочение
Игра «Ра-два-три!»
Руки всех детей вытянуты вперёд. На счет «3» все должны одновременно хлопнуть в ладоши (возможны варианты).
Солнечные лучики. Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.
Игра «Объятия»
Цель: научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя развитию групповой сплоченности.
Игру можно проводить утром, когда дети собираются в группе, для ее «разогрева». Воспитатель должен проявить свое стремление видеть перед собой единую сплоченную группу, объединяющую всех детей, независимо от уровня их общительности.
Воспитатель предлагает детям сесть в один большой круг.
«Дети, кто из вас еще помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить свое отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг другу и дружили между собой. Конечно, иногда можно и поспорить друг с другом, но, когда люди дружны, им проще переносить обиды или разногласия. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным детям, обнимая их. Быть может, будет такой день, когда кто-нибудь из вас не захочет, чтобы его обнимали. Тогда дайте нам знать, что вы хотите, пока же можно просто посмотреть, но не участвовать в игре. Тогда все остальные не будут трогать этого ребенка. Я начну с легкого маленького объятия и надеюсь, что вы мне поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское. Когда объятие будет доходить до вас, то любой из вас может добавить в него энтузиазма и дружелюбия». Дети по кругу начинают обнимать друг друга, с каждым разом, если сосед не возражает, усиливая объятие. После игры задаются вопросы:
- Понравилась ли тебе игра?
- Почему хорошо обнимать других детей?
- Как ты себя чувствуешь, когда другой ребенок тебя обнимает?
- Берут ли тебя дома на руки? Часто ли это бывает?
Игра «Газета»
На пол кладется газетный лист. На него должны встать 4 детей. Далее газета складывается пополам, и дети должны опять поместиться на ней. Газета складывается и уменьшается до тех пор, пока на ней могут уместиться 4 детей (для этого надо обняться, уменьшив физическую дистанцию).
Игры, обучающие эффективным способам общения
Игра: «Попроси игрушку» (можно обыграть вариант со словами или без слов, с использованием только мимики и жестов)
Цель: научить детей эффективным способам общения.
Группа делится на пары, один из участников пары берёт в руки какой – то предмет, например, карандаш, тетрадь, игрушку. Другой участник должен попросить этот предмет.
Инструкция 1 участнику: «Ты держишь в руках игрушку, которая очень тебе нужна, но она нужна и твоему другу. Он будет у тебя её просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать её только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать».
Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова. постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе её отдали».
Игра «Коврик мира»
Цель: научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. Само наличие «коврика мира» в группе побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.
(Для игры необходим кусок тонкого пледа или ткани размером 90х150 см или мягкий коврик такого же размера, фломастеры, клей, блестки, бисер, цветные пуговицы, все, что может понадобиться для оформления декорации).
Ведущий: «Ребята, расскажите мне, о чем вы спорите иногда друг с другом? С кем из ребят вы спорите чаще других? Как вы чувствуете себя после такого спора? Как вы думаете, что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения? Сегодня я принесла для нас всех кусок ткани, который станет нашим «ковриком мира». Как только возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится. (Воспитатель кладет в центре комнаты ткань, а на нее— красивую книжку с картинками или занятную игрушку.) Представьте себе, что Катя и Света хотят взять эту игрушку поиграть, но она — одна, а их — двое. Они обе сядут на «коврик мира», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять игрушку просто так.(Дети занимают место на ковре.) Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию?
После нескольких минут дискуссии воспитатель предлагает детям украсить кусок ткани: «Сейчас мы можем превратить этот кусок в «коврик мира» нашей группы. Я напишу на нем имена всех детей, а вы должны помочь мне его украсить».
Этот процесс имеет очень большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают «коврик мира» частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они смогут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудить ее. «Коврик мира» необходимо использовать исключительно с этой целью. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять «коврик мира» без помощи воспитателя, и это очень важно, т. к. самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. «Коврик мира» придаст детям внутреннюю уверенность и покой, в также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии.
Вопросы для обсуждения с детьми:
- Почему так важен для нас «коврик мира»?
- Что происходит, когда в споре побеждает более сильный?
- Что вы понимаете под справедливостью?
«Мы смелые и дружные»
Дети стоят в кругу, взявшись за руки, и повторяют за психологом стихотворение по строчке, в конце каждой строчки поднимают руки вверх.
Мне ничего не страшно с другом
Ни темнота, ни волк, ни вьюга,
Ни прививки, ни собака,
Ни мальчишка-забияка.
Вместе с другом я сильнее,
Вместе с другом я смелее.
Мы друг друга защитим
И все страхи победим!
Радуга силы. (совместное творчество помогает наладить сотрудничество, взаимопомощь, корректировать совместные действия)
Цель: развить способность к социальному восприятию
На листе акварельной бумаги нарисовать радугу, из кусков пластилина (основных цветов спектра) отделять небольшие кусочки. Предложите детям размазывать кусочки, повторяя вслух: «Я смелый», «Я сильный». «Я смелый» — дети повторяют, размазывая пластилин правой рукой; «я сильный» — размазывая пластилин левой рукой.
Можно предложить детям выбрать несколько самых смелых человек – они размазывают красный цвет…далее самые энергичные, активные – оранжевый, самые общительные – желтый, самые добрые, контактные, ко всем хорошо относящиеся – зелёный, самые мечтательные, тихие, скромные – голубой, самые спокойные – синий, самые творческие, необычные – фиолетовый.
Рефлексия «Покажи пальцем»
Цель: реализация обратной связи в группе.
Участники садятся в круг. Психолог просит каждого поднять вверх любую руку с вытянутым пальцем. Затем он предлагает показывать пальцем на того, кто, с точки зрения каждого участника, обладает определенным свойством. Он задает следующие вопросы: «Покажите самого активного сегодня. Самого веселого. Самого обаятельного. Того, кто сегодня удивил. Того, кто помог вам сегодня. Того, кто был звездой группы. Того, кто особенно много шутил и т. д.
Речевка. Дружить всегда дружить везде помочь товарищу в беде!
Речевка. Все мы дружные ребята. Мы ребята-дошколята. Никого не обижаем. Как заботиться, мы знаем. Никого в беде не бросим. Не отнимем, а попросим. Пусть всем будет хорошо. Будет радостно, светло!
Эстафета дружбы. Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»
Игра «Солнечный зайчик»
Цель: снятие напряжения мышц лица, тела.
«Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот – погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает, подружитесь с ним. А теперь глубоко вздохните, откройте глаза и улыбнитесь друг другу».
Ребята, вам стало теплее и радостнее? Давайте поблагодарим Солнечного зайчика. А когда вам бывает весело и радостно? (педагог заполняет ромашку радости)
Ребята, у всех ли из вас поднялось настроение?
Игра «Молекулы» (подвижная игра)
Цель: эмоциональная разрядка, разделение на пары, тройки, пятерки.
Инструкция: «Представьте, что мы молекулы. Хаотично движемся по залу в любом направлении. По сигналу «Стоп! В пары! (тройки, пятерки и т.д. )» берем за руку рядом стоящего товарища и объединяемся по названному количеству».
Игра «Клеевой ручеёк» (подвижная игра)
Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.
Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.
Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.
1. Подняться и сойти со стула.
2. Проползти под столом.
3. Обогнуть “широкое озеро”.
4. Пробраться через “дремучий лес”.
5. Спрятаться от диких животных.
Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга
Игра «Клеевой ручеек – 2» «Ладонь в ладонь» (авторы — Н. Клюева. Ю. Касаткина)
Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
Количество играющих: 2 или больше человек.
Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.
Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.
Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.
Подвижная игра «Стоп. Хлоп, раз»
Цель: игра развивает внимание, координацию
Ход игры: педагог и ребенок идут друг за другом. На сигнал «Стоп» останавливаются, на сигнал «Хлоп» подпрыгивают, а на сигнал «Раз» поворачиваются кругом и идут в обратном направлении. Игра повторяется 3 раза.
«Доброе животное»
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук — шаг вперед, стук — шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум: «Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Семинар-практикум "Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО"...
Семинар – практикум «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников»
"Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников"...
Семинар-практикум для воспитателей "Педагогическое общение"
Цель семанара-практикума: сформировать положительный эмоциональный фон в педагогическом коллективе, создать атмосферу доброжелательности и защищенности, через психологические упражнения....
Семинар-практикум "Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста"
Семинар-практикум разработан для педагогов дошкольного учреждения: для музыкальных руководителей и воспитателей...
Семинар – практикум для педагогов: «Педагогическое общение»
Семинар - практикум "Педагогическое общение" направлен на выявление позитивных средств общения, выработки умения выстраивать собственную тактику общения с ребенком с максим...
Семинар-практикум «Формирование трудовых знаний и навыков в процессе обучения детей дошкольного возраста шитью».
В детстве закладываются основы трудовой закалки человека-вот почему мы уделяем большое внимание трудовой деятельности дошкольников.Основныеизадачи, которые должны решать воспитатели,-это совершенствов...
семинар-практикум "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО»
Разработка семинара-практикума по здоровьесбережению воспитанников дошкольного возраста...