Семинар – практикум для педагогов: «Педагогическое общение»
материал
Семинар - практикум "Педагогическое общение" направлен на выявление позитивных средств общения, выработки умения выстраивать собственную тактику общения с ребенком с максимальной пользой для него.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_dlya_pedagogov.docx | 23.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум для педагогов
Тема: «Педагогическое общение»
Цель: выявление позитивных средств общения. Выработка умения выстраивать собственную тактику общения с ребенком с максимальной пользой для него.
Ход.
Ведущий: общение воспитателя с ребенком, с группой детей это наша повседневная работа.
Чтобы снять барьер общения на данной встрече, снять психологическое напряжение между участниками, предлагаю:
- Упражнение: «Мне нравится общаться с детьми, потому что…»
Закончите фразу (по кругу передавая мяч).
Общение в педагогической деятельности – инструмент воздействия на ребенка с целью познания и развития его личности. В педагогическом общении выделяются стили: авторитарный, демократический, либеральный.
Авторитарный стиль общения – педагог единолично определяет направление деятельности детей, пресекает всякую инициативу учащихся. Основные формы взаимодействия – приказ, выговор, указание, инструкция. Преобладает начальственный тон.
Либеральный стиль – попустительский. Педагог старается не вмешиваться в жизнь коллектива, устраняется от ответственности за происходящее, неавторитетен.
Демократический стиль – опирается на мнение коллектива. Педагог старается донести цель деятельности до сознания детей, распределяет нагрузку с учетом склонностей и способностей. Поощряет активность, развивает инициативу. Основные формы общения – просьба, совет, информация.
Практическое задание № 1: определить характер своего взаимодействия с детьми, отвечая на вопросы анкеты «Стиль педагогического общения» (Леонтьев А.А.).
Вопрос для обсуждения: Возможно ли в педагогической деятельности применение в «чистом виде» только одного стиля общения?
Практическое задание №2
Оно натолкнет вас на размышление о том, как выбранный вами стиль взаимоотношений с детьми, может повлиять на развитие личностных качеств ребенка.
С правой стороны листа написаны утверждения, которые вам нужно закончить, выбрав правильное слово с левой стороны листа (соединить линией):
1.Если ребенка критикуют, он учиться | Терпению |
2.Если к ребенку относятся враждебно, он учиться | Уверенности в себе |
3.Если ребенка высмеивают, он учиться | Чувствовать себя виноватым |
4.Если ребенка стыдят, он учиться | Благодарности |
5.Если ребенок вынужден проявлять терпимость, он учиться | Драться |
6.Если ребенка поощрять, он учиться | Доверять |
7.Если ребенка хвалят, он учиться… | Обвинять |
8.Если к ребенку относятся честно, он учится… | Быть застенчивым |
9. Если ребенок растет в безопасности, он учиться | Любить себя |
10. Если к ребенку относятся с одобрением, он учиться… | Справедливости |
Правильные ответы:
- Обвинять
2. Драться
3. Быть застенчивым
4. Чувствовать себя виноватым
5. Терпению
6. Уверенности в себе
7. Благодарности
8. Справедливости
9. Доверять
10. Любить себя
Упражнение: «Произнеси с разной интонацией»
Подозвать к себе ребенка, используя интонацию разных стилей общения.
Педагоги выбирают карточку с названием стиля и приглашают к себе воображаемого ребенка (можно использовать комнатное растение).
В дошкольном детстве взрослый для ребенка – самый главный человек. Ребенок безоглядно доверяет взрослому, наделяет его мыслимыми достоинствами: умом, добротой, красотой. В глазах ребенка именно ОН определяет, когда вместе со всеми детьми можно поиграть, пойти на прогулку, побегать, а когда нужно спокойно посидеть и послушать. Взрослый выступает в качестве последней инстанции в разрешении детских конфликтов. Воспитатель – главный взрослый – все знает и может помочь, поддержать, похвалить, а может и не заметить, отругать, оттолкнуть.
Практическое задание №3
Как вы понимаете слова - «видеть мир глазами ребенка»?
Упражнение «Встань на позицию ребенка». Охарактеризуйте чувства ребенка. Как ему можно помочь в данной ситуации?
- Ребенку сделали укол, плачет: «Доктор плохой!»
- Ребенок роняет чашку, та разбивается: «Ой! Чашка разбилась!»
- Машу укладывают спать, она просит посидеть с ней.
- К вам подбегает малыш: «Он отнял у меня мою машинку!»
Вся наша педагогическая деятельность, наша работа, профессия направлена на развитие личности ребенка, таких его качеств, как самостоятельность, инициативность, ответственность, творчество, любознательность, а воспитать, развить эти качества можно только при условии, если педагог знает:
1. Возрастные особенности развития ребенка,
2. Его склонности, способности,
3. Темперамент
4. Если педагог правильно строит общение с ребенком, основанное на доверии, уважении, понимании.
Практическое задание №4:
Разработайте правила общения с ребенком, основанные на гуманном отношении к нему (дается 5 минут, каждый зачитывает свои правила).
Примерные правила:
- Уважать права ребенка на свободу выбора (действий, настроения..)
- Поддерживать у ребенка чувство собственного достоинства.
- Проявлять терпимость, стремление понять, помочь
- Учитывать индивидуальные особенности ребенка
- Смотреть на проблемы ребенка его глазами, с его позиции
- Признавать права ребенка быль личностью не похожей на других
- Управлять своим состоянием, чувствами (вытеснять отрицательные мысли, настраиваться на положительное восприятие ребенка).
1.Если ребенка критикуют, он учиться | Терпению |
2.Если к ребенку относятся враждебно, он учиться | Уверенности в себе |
3.Если ребенка высмеивают, он учиться | Чувствовать себя виноватым |
4.Если ребенка стыдят, он учиться | Благодарности |
5.Если ребенок вынужден проявлять терпимость, он учиться | Драться |
6.Если ребенка поощрять, он учиться | Доверять |
7.Если ребенка хвалят, он учиться… | Обвинять |
8.Если к ребенку относятся честно, он учится… | Быть застенчивым |
9. Если ребенок растет в безопасности, он учиться | Любить себя |
10. Если к ребенку относятся с одобрением, он учиться… | Справедливости |
1.Если ребенка критикуют, он учиться | Терпению |
2.Если к ребенку относятся враждебно, он учиться | Уверенности в себе |
3.Если ребенка высмеивают, он учиться | Чувствовать себя виноватым |
4.Если ребенка стыдят, он учиться | Благодарности |
5.Если ребенок вынужден проявлять терпимость, он учиться | Драться |
6.Если ребенка поощрять, он учиться | Доверять |
7.Если ребенка хвалят, он учиться… | Обвинять |
8.Если к ребенку относятся честно, он учится… | Быть застенчивым |
9. Если ребенок растет в безопасности, он учиться | Любить себя |
10. Если к ребенку относятся с одобрением, он учиться… | Справедливости |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум для педагогов «Педагогические ситуации» (в рамках работы творческой группы по использованию личностно-ориентированного подхода)
Цель семинара – практикума: повышение уровня педагогической культуры педагогов, формирование педагогических установок и рефлексии развивающего взаимодействия с детьми и родителями....
Семинар — практикум для педагогов «Педагогическая этика в дошкольном учреждении»
Цель: Нахождение быстрого решения в сложившейся ситуации, развитие остроты ума, творчества, уверенности в себе, речевого общения.Задачи:1. Создание доброжелательной атмосферы.2. Овладение навыками общ...
Семинар-практикум для педагогов «Педагогическое взаимодействие с родителями воспитанников»
Материал для проведения семинара с педагогами...
Семинар - практикум для педагогов «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
Цель семинара: познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика и педагогическое общение»Задачи семинара:1. Поднять уровень морально-педагогической подготовки воспитателей и воо...
Семинар-практикум для педагогов «Педагогическая этика в дошкольном учреждении»
Семенар-практикум для педагогов "Педагогическая этика в дошкольном учреждении" разработан в целях:- Познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика»;- Сформи...
Семинар-практикум для педагогов «Педагогические наблюдения как способ уточнения реальных достижений, способностей, интересов, образовательных потребностей и возможностей детей раннего и дошкольного возраста»
Уточнение представлений о задачах и методике ведения педагогических наблюдений; о способах и условиях интерпретации и использования полученных в ходе наблюдения фактов....
Семинар-практикум для педагогов: "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ВОСПИТАТЕЛЯ".
Семинары-практикумы такого рода целесообразно проводить в начале учебного года c целью корректировки работы дошкольного учреждения. Помимо этого методическая и психологическая служба увидят проблемы о...