Выступление на педагогическом совете на тему: «Литературное творчество в детском саду, или Словесные мастерские для дошкольников»
методическая разработка по развитию речи
Уважаемые педагоги! Не задумывались ли вы о том, почему большинство наших детей в школе не любят читать и учить стихи, а уж тем более писать сочинения? Может быть, у них еще не успел развиться литературный вкус? Вспомним слова Ж.Ж. Руссо: «Вопрос не в том, чтобы преподать ребенку науки, нужно лишь зародить в нем вкус, чтобы он полюбил их, и дать ему методы, чтобы он мог изучить, когда вкус этот лучше разовьется».
Прививать детям любовь и вкус к литературному слову, к родному языку следует уже в дошкольном возрасте, а помочь в этом могут словесные мастерские. Что же это такое? Это такая форма организации совместной деятельности, в которой используются задания, требующие создания нужной атмосферы, активного общения, совместного творчества педагога и детей, когда «душа, ум и все помыслы педагога направлены на ребенка» (А. Окунев).
Опыт проведения мастерских в течение двух лет показал, что дети способны сочинять увлекательные рассказы и красивые стихи. Мы с детьми выпускали совместные и индивидуальные книжки и газеты в разных жанрах: это были и рассказы, и лирические стихотворения, и оды, и хокку, и шуточные стихи, и басни… Главная задача педагога – создать ситуацию, атмосферу, находясь в которой ребенок сам подберет нужные слова, рифмы, ассоциации. Знакомство детей с новым жанром эффективно осуществлять, используя живопись и музыку, чтобы у детей появился интерес и желание самим создать новое, пусть и небольшое, произведение. Когда дети уверены, что у них получается, они с удовольствием участвуют в мастерских, просят прочитать их стихотворение или рассказ снова и снова. Все работы получаются разные и по мысли, и по стилю, и по оформлению. У детей появляется заинтересованность, повышается самооценка, развивается литературный вкус, речь.
Приведу пример проведения словесной мастерской в подготовительной группе. Надо сказать, что мастерские, в их классическом варианте, рассчитаны на школьников, но опыт работы показал, что можно адаптировать их и для детей дошкольного возраста, выбирая посильные задания, – и результат не заставит себя долго ждать. Итак, педагог выразительно читает детям стихотворение С. Есенина «Береза». На доске – иллюстрации, можно включить лирическую музыку. Затем педагог сообщает детям, что они сами будут сочинять стихотворение, опираясь на прослушанное. Далее следует повторное прочтение стихотворения, перед которым детям дается задание выбрать теплое и холодное слова. Объясняем, что слова выбираем по собственным ощущениям: теплое – согревающее слово, холодное – наоборот. Каждый ребенок называет слова, педагог записывает их на доске. Обсуждаем, оставляем, договариваясь, два слова: одно теплое и одно холодное. (После совместной мастерской желательно с каждым ребенком написать индивидуальное стихотворение со словами, которые выбрал именно он.) Далее вместе работаем с этими словами. Воспитатель делит колонку под каждым словом на три части: в первый столбик записывает определения к слову, во второй – рифмы, в третий – ассоциации (в этих заданиях дети предварительно упражняются и во время занятий по развитию речи, и во время прогулок). Затем договариваемся, выбираем одно слово. Это слово и будет названием нашего стихотворения. Выделяем его. Дети сочиняют стихотворение, опираясь на названные ранее слова, и рисуют иллюстрации. Педагог помогает, записывает детские высказывания, но не навязывает свое мнение – идет за детьми.
Пример записи:
Теплое слово | Холодное слово | ||||
заря | снежинки | ||||
яркая | моря | свет | легкие | пушинки | зима |
красивая | даря | радость | нежные | слезинки | серебро |
нежная | горят | солнце | красивые | росинки | добро |
дивная |
| конь-огонь | волшебные |
| Снежная королева |
Примеры получившихся стихов (в первой подгруппе выбрали теплое слово, во второй – холодное):
Заря
Яркая, красивая заря,
Будто в небе дивные моря,
Радость и свет нам даря,
По небосклону нежно разлилась,
Как конь-огонь красивый пронеслась.
Снежинки
Нежные пушинки,
Зимние росинки,
Снежной королевы
Волшебные слезинки –
Это же снежинки!
Снежинки – зимы серебро,
В Новый год они дарят добро!
И групповые, и индивидуальные стихи оформляются в виде газеты или книжки, их читают дети, родители, педагоги. Такую мастерскую можно провести для детей и их родителей, а родители могут попробовать придумать стихотворение со своим ребенком дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_tvorchestvo_v_detskom_sadu_ili_slovesnye_masterskie_dlya_doshkolnikov.docx | 18.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 22 «Золотая рыбка»
Бугульминского муниципального района Республики Татарстан
Выступление на педагогическом совете
на тему:
«Литературное творчество в детском саду, или Словесные мастерские для дошкольников».
Воспитатель I кв. категории
Галимова И.В.
Бугульма, 2022 год
Уважаемые педагоги! Не задумывались ли вы о том, почему большинство наших детей в школе не любят читать и учить стихи, а уж тем более писать сочинения? Может быть, у них еще не успел развиться литературный вкус? Вспомним слова Ж.Ж. Руссо: «Вопрос не в том, чтобы преподать ребенку науки, нужно лишь зародить в нем вкус, чтобы он полюбил их, и дать ему методы, чтобы он мог изучить, когда вкус этот лучше разовьется».
Прививать детям любовь и вкус к литературному слову, к родному языку следует уже в дошкольном возрасте, а помочь в этом могут словесные мастерские. Что же это такое? Это такая форма организации совместной деятельности, в которой используются задания, требующие создания нужной атмосферы, активного общения, совместного творчества педагога и детей, когда «душа, ум и все помыслы педагога направлены на ребенка» (А. Окунев).
Опыт проведения мастерских в течение двух лет показал, что дети способны сочинять увлекательные рассказы и красивые стихи. Мы с детьми выпускали совместные и индивидуальные книжки и газеты в разных жанрах: это были и рассказы, и лирические стихотворения, и оды, и хокку, и шуточные стихи, и басни… Главная задача педагога – создать ситуацию, атмосферу, находясь в которой ребенок сам подберет нужные слова, рифмы, ассоциации. Знакомство детей с новым жанром эффективно осуществлять, используя живопись и музыку, чтобы у детей появился интерес и желание самим создать новое, пусть и небольшое, произведение. Когда дети уверены, что у них получается, они с удовольствием участвуют в мастерских, просят прочитать их стихотворение или рассказ снова и снова. Все работы получаются разные и по мысли, и по стилю, и по оформлению. У детей появляется заинтересованность, повышается самооценка, развивается литературный вкус, речь.
Приведу пример проведения словесной мастерской в подготовительной группе. Надо сказать, что мастерские, в их классическом варианте, рассчитаны на школьников, но опыт работы показал, что можно адаптировать их и для детей дошкольного возраста, выбирая посильные задания, – и результат не заставит себя долго ждать. Итак, педагог выразительно читает детям стихотворение С. Есенина «Береза». На доске – иллюстрации, можно включить лирическую музыку. Затем педагог сообщает детям, что они сами будут сочинять стихотворение, опираясь на прослушанное. Далее следует повторное прочтение стихотворения, перед которым детям дается задание выбрать теплое и холодное слова. Объясняем, что слова выбираем по собственным ощущениям: теплое – согревающее слово, холодное – наоборот. Каждый ребенок называет слова, педагог записывает их на доске. Обсуждаем, оставляем, договариваясь, два слова: одно теплое и одно холодное. (После совместной мастерской желательно с каждым ребенком написать индивидуальное стихотворение со словами, которые выбрал именно он.) Далее вместе работаем с этими словами. Воспитатель делит колонку под каждым словом на три части: в первый столбик записывает определения к слову, во второй – рифмы, в третий – ассоциации (в этих заданиях дети предварительно упражняются и во время занятий по развитию речи, и во время прогулок). Затем договариваемся, выбираем одно слово. Это слово и будет названием нашего стихотворения. Выделяем его. Дети сочиняют стихотворение, опираясь на названные ранее слова, и рисуют иллюстрации. Педагог помогает, записывает детские высказывания, но не навязывает свое мнение – идет за детьми.
Пример записи:
Теплое слово | Холодное слово | ||||
заря | Снежинки | ||||
яркая | моря | свет | легкие | пушинки | Зима |
красивая | даря | радость | нежные | слезинки | Серебро |
нежная | горят | солнце | красивые | росинки | Добро |
дивная |
| конь-огонь | волшебные |
| Снежная королева |
Примеры получившихся стихов (в первой подгруппе выбрали теплое слово, во второй – холодное):
Заря
Яркая, красивая заря,
Будто в небе дивные моря,
Радость и свет нам даря,
По небосклону нежно разлилась,
Как конь-огонь красивый пронеслась.
Снежинки
Нежные пушинки,
Зимние росинки,
Снежной королевы
Волшебные слезинки –
Это же снежинки!
Снежинки – зимы серебро,
В Новый год они дарят добро!
И групповые, и индивидуальные стихи оформляются в виде газеты или книжки, их читают дети, родители, педагоги. Такую мастерскую можно провести для детей и их родителей, а родители могут попробовать придумать стихотворение со своим ребенком дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на пед совете на тему: "Экологическое воспитание в детском саду"
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у детей можно сформировать начала экологической культуры - осознанно-правильное отно...
Педагогический совет на тему: «Счастливая дорога от детского сада до домашнего порога»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ НА ТЕМУ:«Счастливая дорога от детского сада до домашнего порога»Цель: Совершенствование профессиональной компетенции педагогов в области обучения дош...
Доклад на педагогическом совете на тему « Экологическое воспитание в детском саду»
Иатериал может быть полезен для воспитателей ДОУ...
Выступление на педагогическом совете: «Формы организации театральной деятельности в детском саду».
Одним из эффективных видов деятельности, влияющих на формирование творческих способностей в условиях детского сада, является театральная деятельность. В нашем детском саду созданы все условия для разв...
Выступление на педагогическом совете с темой "Словесно-логическое мышление у детей с ОНР, в системе коррекционной работы.
Выступление на педагогическом совете, на родительском собрании с темой: "Словесно-логичесое мышление у детей с ОНР, в системе коррекционной работы" К выступлению предлагается презентация....
Презентация выступления на педагогическом совете "Создание психологического комфорта в группе детского сада"
Презентация выступления на педсовете. содержащая слайды с фотографиями и краткие пояснения к ним....
Педагогический совет по теме: «Экспериментальная деятельность в детском саду как вид успешной реализации ФГОС ДО»
Педагогический совет по теме: «Экспериментальная деятельность в детском саду как вид успешной реализации ФГОС ДО»...