Семинар - практикум для воспитателей по гендерному воспитанию.
методическая разработка на тему

Межеричер Анжела Альфиковна

В материале содержится сценарий семинара-практикума по полоролевому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_planeta_gender.docx48.87 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов «Планета Гендер»

2

Семинар практикум по гендерному воспитанию

Цель

Обогащение педагогического опыта методами и приемами гендерного подхода к воспитанию дошкольников.

Задачи

  • Обобщить теоретические знания педагогов о процессе формирования позитивной половой идентичности у мальчиков и девочек дошкольного возраста.
  • Повысить компетентность в вопросах полоролевого развития детей, его содержании, методах и приемах.

Оборудование


Костюмы инопланетян, опознавательные знаки для двух подгрупп воспитателей (бантики и кепочки), мультимедийная доска для презентаций, музыкальное сопровождение (космическая музыка), материалы для проведения мастер-класса: белая и цветная бумага, клей, ножницы, торфяные горшочки, тесьма.

 Ход семинара

 I. Организационный момент.

В зале звучит космическая музыка. Влетают два инопланетянина в «Летающей тарелке».

 1 инопланетянин: Здравствуйте, Земляне! Мы жители планеты «Гендер». Наша цивилизация терпит бедствие! Помогите!

Ведущий: А что случилось с вашей планетой?

 2 инопланетянин: Традиционные стереотипы гендерного поведения разрушены вследствие происходящих в современном обществе социальных изменений. Между мужчиной и женщиной происходит «смазывание» ролей. Женщины стали жестче, а мужчины женоподобны.

 1 инопланетянин: В борьбе за лидерство женщины берутся за традиционно мужские профессии, не желая довольствоваться женскими профессиями.  А мужчины превращаются в потребителей и не торопятся помочь женщине выполнить домашнюю работу, спокойно ожидают ужина у семейного очага. Быт и воспитание детей остаются исключительно задачей женщины.

 Ведущая: А что у вас происходит с детьми?

 2 инопланетянин: Девочки стали грубыми и агрессивными, не считают достоинствами скромность, нежность, терпение. Мальчики, демонстрируют эмоциональную неустойчивость, отсутствие выносливости, не стремятся развиваться физически.

 1 инопланетянин: Отсутствие социальной модели порождает странную манеру общения мальчиков с девочками. В ходе детских игр поведенческие модели не соответствуют полу игроков. Полоролевая социализация детей на нашей планете находится на низком уровне.

 Ведущий: Почему же вы, дорогие гендеряне, довели свою цивилизацию до такого плачевного состояния?

 2 инопланетянин: У нас нет достаточной информированности по этим вопросам. Родители на нашей планете в большинстве своем копируют модель, по которой воспитывались они сами, крайне слабо учитывая пол ребенка.

 1 инопланетянин: Да что скрывать, мы и сами уже точно не знаем, кто мы: мальчик или девочка!

 Ведущий: Мы предлагаем вам остаться и посмотреть, как мы строим образовательный процесс по гендерному воспитанию дошкольников.

 II. Основная часть.

 1. Доклад  «Биологический и социальный пол – гендер».

Миллиарды людей живут на планете Земля. Мы относимся к разным расам из-за различного цвета кожи, обусловленного разными условиями проживания, мы принадлежим к разным народам, потому что говорим на разных языках. Несмотря на то, что мы все такие разные, у нас есть сходство.

 Это сходство делит всех людей на две большие группы: мужчины и женщины. Мы, мужчины и женщины, такие похожие, несмотря на то, что принадлежим к разным расам и народам. А различаемся мы генетически, анатомически и физиологически. Мы по-разному ведём себя в социуме. Мы по-разному ведём себя в одной и той же ситуации, по – разному воспринимаем окружающий мир. Различие в восприятии окружающего мира способствует тому, что мы не понимаем друг друга. А непонимание – источник конфликта.

 Какие условия для развития создать девочкам, чтобы из них выросли настоящие женщины? Этот вопрос всегда возникал в обществе. Может быть, успешному воспитанию будет способствовать раздельное обучение мальчиков и девочек? Обратимся к истории.

 В начальных классах всех мальчиков ругают за неаккуратность письма и плохой почерк. Когда наши дети начали читать, у них стали проверять технику чтения. И опять мальчики не укладывались в норму. Снова на собраниях отчитывали родителей мальчиков, что не уделяем им внимания. Интересно, кто ввёл нормы на технику чтения в школах, одинаковую для мальчиков и девочек? Ясно одно, что этим людям не известно, что у представительниц женского пола речь развита почти в 3 раза больше, чем у мужского. За день женщина произносит 20 тысяч слов, а мужчина – 7. Девочки, в отличие от мальчиков, отличаются аккуратностью, так как у них мелкая моторика руки развита лучше, чем у мальчиков.

 В журнале «Обруч» (1998 № 6) был опубликован опыт работы детского сада в Сыктывкаре, где коллеги сделали такой вывод:

  • в развитии детей показатели выше в смешанной группе, в группе девочек уровень развития чуть пониже, мальчики оказались самыми слабыми;
  • у девочек к трём годам чётко появились лидеры, у мальчиков нет;
  • при переходе в смешанную группу отношения между полами складываются не сразу. Социальное осознанное воспитание начинается с дошкольного учреждения. Ведь дети приходят в ДОУ с двух лет, а пол ребёнок начинает различать в 3 года. Одно из важнейших условий эффективного решения задач формирования позитивной полоролевой идентичности у дошкольников-компетентность воспитателя. В результате проведенного исследования выяснилось, что чаще всего воспитатель оказывается недостаточно подготовленным в области полового воспитания детей. Как создать образовательную модель, способствующую совпадению биологического и социального пола, чтобы воспитать настоящих мужчин и женщин? Везде хороша «золотая середина». «Золотая середина» – это смешанное обучение и воспитание с элементами разделения, это дифференцированный поход с учётом половых признаков. Попробуем построить такую модель. Итак, с чего же мы начнём? Чтобы правильно воспитывать и обучать, надо хорошо познать объект приложения своих педагогических воздействий.

 2. Презентации:

1. «Гендерный подход в воспитании дошкольников»

2. «Диагностика полоролевого развития детей»

3. «Откуда я взялся? Неудобные детские вопросы»

 1 инопланетянин: Мы увидели, что вы знаете, как воспитывают мальчиков и девочек, чтобы из них выросли настоящие мужчины, и какие условия создать девочкам, чтобы них выросли настоящие женщины

 2 инопланетянин: Но без вашей помощи нам все- же не обойтись. Предлагаем вам отправиться на планету Гендер и вместе разрешить спорные педагогические ситуации. Мы отправляемся!

Звучит космическая музыка, на экране появляется изображение космоса.

 1 инопланетянин: Вот мы и на планете Гендер! Зайдем в наш детский сад…

 3. Сценки

 Сценка.

Ситуация №1:

Мальчик внимательно изучает девочку и  задает вопрос:

- Он у тебя оторвался?

-Нет, не оторвался.

-Тебе делали операцию?

- Нет, у меня вообще не было…

-Интересное у тебя устройство…

Тут входит воспитатель. (На лице смятение).

 Вопросы:  (задает ведущий)

1. Как должен повести себя воспитатель в данной ситуации?

2. В чем различие понятий: половое и гендерное воспитание?

Работа в подгруппах.

 Сценка.

Ситуация №2: А вот ситуация в семье.

Мать:

-Сынок, собирай игрушки, пора спать.

Сын не реагирует.

Мать: Сынок, я кому говорю. Собирай игрушки и спать! Отец, скажи ему хоть что-нибудь. Ты совсем не занимаешься воспитанием. Отец должен воспитывать сына.

Отец:  А я и не воспитатель. Пусть воспитатели детьми занимаются, им деньги за это платят. А я на работе устал.

Мать (обращаясь к сыну): Вот не будешь слушать мать, вырастешь лентяем, как твой отец!

Отец: А будешь слушать мать, вырастешь подкаблучником.

 Вопросы подгруппам:

1. Кто должен заниматься гендерным воспитанием?

2. Какова роль образовательного учреждения в этом процессе?

 Сценка.

Ситуация №3: Мать с ребенком встречаются с воспитателем.

-Воспитатель, обращаясь к ребенку: Тебе, наверное, хочется поиграть с ребятами? Иди, поиграй.

-Нет, я их сейчас расстреляю!!!!

Воспитатель: За что же ты их хочешь расстрелять?

-А просто так, потому что я– разбойник!

Мама: А ему бы только стрелять, да в войну играть, другие игры его не интересуют. Боевой растет, уж слишком даже!

-А вы, видимо поощряете его в этом – заметил воспитатель, имея в виду саблю, пистолет с пистонами, самодельный щит, лежащие в сумке матери.

-Да, конечно – он требует, приходится покупать. Он же, мальчик!

-А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к спокойным играм!

- А зачем. Пусть играет, во что хочет! Какое это имеет значение?

 Вопросы:

1. В чем, по вашему мнению, значение игры для усвоения мальчиками и девочками будущих социальных ролей?

2. Какие игрушки нужны мальчикам, чтобы они выросли настоящими мужчинами? Какие игрушки нужны девочкам, чтобы они выросли хорошими мамами и хозяйками?

 1 инопланетянин: Спасибо, Земляне, за исчерпывающие ответы на наши вопросы.

 2 инопланетянин: И все- таки, мне не совсем понятно - в чем отличие игровых особенностей мальчиков и девочек?

 Ведущая: Предлагаю группам рассказать о руководстве игровой деятельностью девочек и мальчиков.

 4. Презентация  «Игровые особенности мальчиков и девочек».

 2 инопланетянин: Нам пора прощаться. На прощание мы споем вам песню! (Прилож. 1)

 Ведущая: Когда приходит пора праздников, перед воспитателями всегда встает вопрос: какие оригинальные подарки подарить мамам и папам?

В художественно- творческой деятельности мы также осуществляем дифференцированный подход по половому признаку. Мы предлагаем вашему вниманию

5. Мастер-класс: «Мастера и мастерицы».

 Практическая часть. Подгруппа девочек изготовляет игрушки для   девочек, подгруппа мальчиков изготовляет игрушки для  и мальчиков.

 

 Приложение 1.

 Песня «Гендер – что это такое?» (Слова В. Н. Ахметовой) на мотив песни «В каждом маленьком ребёнке…»

 1.Гендер – что это такое?

Кто бы мне ответить смог?

Может, это мандарины?

Или чей-нибудь зверек?

2.И зачем нам нужен гендер?

Чтобы разводить цветочки?

Рассадить их по горшочкам

Или посадить в чулок?

3.Гендер – это мама с папой,

Это милые детишки,

Это платья и штанишки,

Гендер – это наша жизнь!

4.Это сила, это храбрость,

Это нежность и отважность.

Удивительная дружба

Очень разных двух миров.

5.Гендерное воспитанье

Важно для образованья.

Важно, чтобы быть счастливым.

Гендер – это наша жизнь!

Приложение 2.

Анкета к семинару «Планета Гендер»

 Ф.И. О.________________________________________________

Должность____________________________________________

1.Раскрыта ли тема семинара?

2.Владеют ли участники семинара новыми технологиями, методами, приемами?

3. В какой форме преподнесен материал?

4. Что вы взяли для себя из семинара?

5. Замечания, пожелания, рекомендации.

 

Приложение 3.

 Уважаемые коллеги!

 Нам поручено самое дорогое - это воспитание детей! Как указывают многие педагоги, человек формируется ещё в дошкольном возрасте! Детки вырастают, оканчивают школу, ВУЗы, у них появляется семья, уже свои дети... Не задумывались ли Вы когда-нибудь, почему некоторых мужчин всё чаще называют «маменькин сынок», женщины выполняют непосильную им работу. Может быть ещё тогда, в детстве, мальчиков так хвалили, что они моют посуду, играют в куклы, их ограждали от выполнения тяжёлой мужской работы, например, помочь девочкам принести воду для мытья игрушек и полива цветов. А девочек хвалили, какие они сильные при переноске кубиков в спортивный уголок, не обращая внимания, какие они умницы и хозяюшки при сервировке стола, пошиву одежды для кукол...

 Одинаково ли надо воспитывать мальчиков и девочек?

 Пожалуйста, ответьте на ряд вопросов.

 На Ваш взгляд, одинаково ли надо воспитывать мальчиков и девочек?______________________________________

 С какого возраста необходимо уделять внимание половой принадлежности ребёнка? Почему?___________________________________

 На Ваш взгляд, что является сущностью полоролевой социализации детей?___________________________________________

 Актуальна ли проблема полоролевой социализации детей в ДОУ?__________________________________________

 В программе ДОУ прослеживается дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек?____________________________________

 Какие используете формы работы с детьми по полоролевой социализации детей (нужное подчеркните, дополните.): игры, упражнения, занятия, беседы, показ, чтение художественной литературы, задаваемые ситуации, на личном примере и др.? _________________________________

 Какая работа проводится с родителями воспитанников по вопросам полоролевой социализации детей (нужное подчеркните, дополните): беседы, круглые столы, тренинги, конференции по обмену опытом между родителями и др.?________________________________________________

 Необходима ли Вам какая-либо помощь в вопросах полоролевой социализации детей (нужное подчеркните, дополните): литература по вопросам воспитания, круглые столы, семинары-практикумы, конференции по обмену опытом между педагогами, помощь родителей и др.?____________________________________________________

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей "Работа ДОУ по правовому воспитанию". Организация работы с воспитателями и родителями ДОУ по правовому воспитанию старших дошкольников.

Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права  на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию при...

Гендерное воспитание дошкольников - семинар - практикум для воспитателей

Федеральные государственные образовательные стандарты впервые за всю историю дошкольного образования в нашей стране предусматривают решение проблем развития, воспитания и обучения детей дошкольного во...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

"Семинар-практикум для воспитателей "Гендерное воспитание детей"

Проблемы современного педагога в моделировании образовательного процесса с учётом гендерного воспитания...

Семинар-практикум для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Цель: усилить педагогическую компетентность и творческий потенциал воспитателя детского сада для воспитания патриотизма у дошкольников, а также развивать взаимодействие между педагогами детского дошко...

Семинар-практикум для воспитателей Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ».

Семинар-практикум для воспитателей   Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ». Цель: усилить педагогическую компетентность и творческий потенциал воспитателя дет...

Семинар – практикум для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Формы и методы работы. Пути реализации»

Цель – повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников, систематизировать знания и ...