"Семинар-практикум для воспитателей "Гендерное воспитание детей"
методическая разработка

Логинова Роза Анатольевна

Проблемы современного педагога в моделировании образовательного процесса с учётом гендерного воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_0.docx34.81 КБ
Файл prezentatsiya_k_seminarutestovaya.pptx912.15 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для воспитателей

Тема: «Проблемы современного педагога в моделировании образовательного процесса с учётом гендерного воспитания»

Цель: Определение характеристики оптимальной педагогической среды для воспитания и обучения мальчиков и девочек с позиции гендерного подхода в условиях ДОУ.

Задачи:

  • расширить представления педагогов об особенностях гендерного воспитания;
  • уточнить представления о современных методах работы по вопросам гендерного развития;
  • систематизировать знания педагогов по дифференцированному обучению по гендерному признаку;
  • определять стратегию сотрудничества с родителями с позиции гендерного подхода.

План проведения семинара:

  1. Уточнение понятий гендерное, половое, полоролевое воспитание (практическое задание);
  2. Типология мужской и женской силы (дискуссионная прогулка);
  3. Игра «Лучшие качества»;
  4. Формирование качеств личности;
  5. Практическое задание «Мальчики или  девочки?»;
  6. Формы работы с детьми дошкольного возраста;
  7. Сотрудничество с родителями;
  8. Рефлексия.

Литература для подготовки:

  1. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Девочки и мальчики – два разных мира. – М.: Линка-пресс, 1998 г.
  2. Елжова Н.В. Тематические педсоветы а ДОУ. – Ростов н/Д: Феникс, 2012 г.
  3. Климина Л.В. Гендерный подход к образованию дошкольников. – Дошкольная педагогика: Детство-пресс, № 3, 2012 г.
  4. Баранникова Н.А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений – М.: ТЦ Сфера, 2012 г.

Ход семинара

1 слайд

- Гендерное воспитание. Что это? Аналог полового воспитание, хорошо забытое старое дань моде к новым словам или создание вариативных моделей образования и новых форм обучения?

1. Понятия «пол», «гендер», «воспитание».

- Давайте разбираться в терминах.

Работа в группах. Создание проблемной ситуации:  со всеми согласны определениями или нет?

Определения на столах у педагогов:

  1. Половое воспитание – воспитание, основанное на знании, прежде всего физиологических особенностях полового развития ребёнка, т.е. какие внешние проявления половой системы принимать за нормальные и какие следует считать отклонениями от нормы.
  2. Половое воспитание — это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола. В составе воспитания индивида половое воспитание представляет один из видов его содержания.

2 слайд.

Одна из важнейших категорий – категория пола – биологическое деление людей на мужчин и женщин, в котором ребёнок впервые определяет себя как индивидуальность. На втором году жизни, ещё не выделяя себя из других людей и не называя, ребёнок уже знает мальчик он или девочка. На первых порах ребёнок умеет называть свой пол, но не более того. Почему это так – объяснить он не умеет. Пол понятие многогранное, рассматриваемое в науки с разных точек зрения: биологической, психологической, медицинской, педагогической и т.д. Обратите внимание, что на первом месте стоит биологический. (биологические особенности, фундамент)

3 слайд.

В психолого-педагогической литературе мы встречаем и понятие – «гендер» (gender).

 «Гендер» по одним источникам – «род» (англ) по другим «представление, презентация».

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

  1. Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.
  2. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные, и культурные различия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.
  3. Гендер – социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом, но возникают во взаимодействии людей.
  4. Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.

4 слайд.

«Гендер» и «пол» - понятия не тождественные. Термин «пол» делает акцент на биологических особенностях, «гендер» - на социокультурных, которых общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. То есть, в конечном счёте, не биологический пол, а социокультурные нормы определяют различия в психологических качествах, моделях поведения, видах деятельности, профессиях женщин и мужчин.

Вопросами гендерного воспитания и многочисленными исследованиями занимались наши соотечественники О.А. Воронина, Д.В.Еремеева, И.С.Кон, Д.В. Колесов, Т.П. Хризман,Т.А.Репина и др.

5 слайд.

В литературных источниках можно встретить понятие «полоролевое воспитание»

Исходное понятие – «половая роль» По мнению В.Е. Кагана, это система предписаний, модель мужского или женского поведения.

  1. Полоролевое воспитание дошкольника рассматривается как, социально, педагогически и личностно обусловленный процесс овладения детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения, осуществляемый на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и самоопределения в культуре и социуме.

В какой образовательной области включено гендерное воспитание? (Социализация)

- Вспомните, пожалуйста, какое интегративное качество напрямую связано с гендерным воспитанием? (Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.

6 слайд.

Практическое задание. Работа в группах с программами.

Задание: выделить задачи гендерного воспитания.

Подведение итога. Показ слайдов 7, 8, 9, 10, 11.

12 слайд.

2. Типология женской и мужской силы

- Чтобы правильно идентифицировать стереотипы «настоящая женщина» и  «настоящий мужчина» вернёмся в историю вопроса.

        В восточной философии существует пара Инь и Ян.  Инь и Ян – это две космические силы, которые противопоставляются друг другу, постоянно трансформируются одна в другую, создавая саму жизнь. (Обратить внимание на рождение точек).

Инь - его топологическое изображение на плоскости – кольцо с точкой в центре. Топологическое отображение мужского начала – вектор, имеющий начало, направление и импульс движения – Ян. Женщина всё делает по кольцу, кругу. Она окружает ситуацию и усиливает её. Накручивает. Порождает позитив и негатив. Движение мужчины – это векторное движение во всех направлениях.

Дискуссионная прогулка. 

Взгляд на одну и ту же проблему мужчины и женщины.

Вернёмся к нашим качелям. Если на одну и ту же проблему смотрим одинаково, качели находятся в равновесии.

Слайд 13. Ситуация 1.

Ужин. Возвращение с работы.

Ж. – спросит «Вы кушали?»                                М.- скажет «Я хочу есть!»

Слайд 14. Ситуация 2.

Уборка квартиры.

Ж. – Во-первых приказывает мужу или ставит перед фактом, а чтобы действительно помог, нужно просить и за несколько дней.

Женщина убирает квартиру по кругу. Вытирает пыль в 1-ой комнате затем во второй, моет пол в в 1-ой комнате затем во второй, по ходу переходя из комнаты в комнату может ещё, что-то подобрать на полу. Затем убирает шкаф и т.д.

М.- Всё делает снизу вверх,  пылесосит, вытирает пыль, если на пути шкаф то уберёт в шкафу, но в одной комнате.

Слайд 15. Ситуация 3.

Ребёнка нет поздно дома

Ж. – мечется, думает о плохом, если муж дома начнёт ему высказывать претензии, покричит.

М. – после прихода быстро сделает ребёнку внушение, или даст ремня и вскоре об этом забудет.

Слайд 16. Ситуация 4.

Муж задержался на работе

Ж. – создаёт цветное кино, становится режиссёром постановщиком. Получил з/п пошёл к друзьям и т.д.

М. – Много работы, вот и задержался.

 Поступки мужчин и женщин – это, как качели.  Качели  качались всегда, но сиденья находятся вместе, на одной палке. Мужчины  и женщины в жизни должны жить парами, это два пола единой сущности, тогда в их жизни происходит гармоничное восприятие окружающего мира.

3. Игра «Лучшие качества»

Участникам необходимо назвать качества, которые хотели бы видеть в своём партнёре.

Слайд 17. Женские качества:любовь, чистота, верность, кротость и смирение, целомудрие, обаяние, женственность, милосердие, красота, нежность, доброта, скромность, изящество, мягкость, ласка.

Слайд 18. Мужские качества:Мудрость, воля, целеустремлённость, решительность, сила, забота мужчины о женщине, мужество, храбрость, ответственность, смелость, надёжность, самоуважение, тактичность.

- Учёные считают, что допустимо формировать у мальчиков и маскулинный гендерный тип (мужской тип, авторитарный) и феминный (подчинённое поведение, ведомые), и наоборот, (а так же ещё есть андрогинный гендерный тип – не привязаны к традиционным нормам и недефференцированный – отвергают и женский и мужской стили поведения)

4.Формирование качеств личности.

- Перед нами, как перед педагогами стоят актуальные вопросы КАК? КОГДА? И КАКИМ ПУТЁМ?

Слайд 19.

В динамике формирования гендерной идентичности модно выделить три основных периода:

  • понимание половых различий; (к 2-м годам, например, ребенок различает людей  по одежде, обнажённых не различает)
  • осознание своего пола; (к 4-5 годам мальчик рассмеётся, если ему скажут, что он превратится в девочку)
  • гендерная идентификация ( происходит к 7 годам и в течение всей жизни. Это представление о самом себе как о представителе мужской или женской группы)

- А через что мы воспитываем эти качества у детей в детском саду?

Слайд 20.

  • Через игрушки;
  • Дифференцированный подход;
  • Игры;
  • Работу с родителями.

Слайд 21. Дифференциация – учёт индивидуальных особенностей детей в той форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей. Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной формой работы и индивидуальной работы с каждым ребёнком. По характерным индивидуально-психологическим особенностям, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:

  1. По возрастному составу;
  2. По полу;
  3. По области интересов;
  4. По уровню развития детей;
  5. По личностно-психологическим типам (темпераменту, типу мышления);
  6. По уровню здоровья детей.

Слайд 22.

5. Практическое задание «Мальчики или  девочки?»

Педагогам предлагается по описанию определить пол, соответственно  распределив карточки.

ДЕВОЧКИ

МАЛЬЧИКИ

Рождаются более зрелыми на 3-4 недели

Начинают ходить на 2-3 месяца позже

Чувствительны к шуму

Начинают говорить на 4-6 месяцев позже

Больше развита чувствительность кожи

Более подвижны

Опираются на ближнее зрение

Трудновоспитуемы

Раскладывают игрушки возле себя

До 8 лет острота слуха выше

Смотрит при ответе на вопрос в глаза

Игры опираются на дальнее зрение

Вопросы задаются для установления контактов

При ответе на занятиях смотрит на парту, в сторону, если не знает, или перед собой, если знает

Всё надо объяснять конкретно

Вопросы задаются конкретно, для получения информации

Лучше развиты беглость речи и скорость чтения

Можно недообъяснить, чтобы организовать ситуацию поиска знаний

Мозг готов к ответу на любую неприятность

Лучше решают задачи

Лучше отгадывают кроссворды

Более раздражительны

Более возбудимы

Более нетерпимы

Данные из книги В.Д. Еремеевой Т.П. Хризма «Девочки и мальчики – два разных мира»

Слайд 23.

6. Формы работы с детьми  дошкольного возраста.

  • специально организованная непосредственная образовательная деятельность в регламентированное время;
  • беседы;
  • чтение художественной литературы;
  • дидактические игры;
  • сюжетно-ролевые, театрализованные игры, игры-перевоплощения;
  • подвижные игры;
  • проектная деятельность;
  • конкурсы;
  • организация различных выставок;
  • встречи с интересными людьми;
  • экскурсии, целевые прогулки;
  • просмотр видеофильмов;
  • тематические вечера и досуги;
  • творческая деятельность детей;
  • составление рассказов детей.

Слайд 24.

  1. Сотрудничество с родителями
  • мониторинг;
  • анкетирование;
  • проведение месячников к знаменательным датам;
  • проведение семинаров-практикумов, родительских собраний, круглых столов, дискуссий, конференций;
  • беседы;
  • консультации;
  • тематические вечера;
  • досуги;
  • организация различных выставок;
  • творческая деятельность родителей (проекты, поделки, сочинения, создание генеалогического древа семьи, различные книги-самоделки, участие в конкурсах, фоторепортажах, посещение музеев, театров и т. д.);
  • совместные субботники по благоустройству территории детского сада;
  • проведение Дня открытых дверей;
  • просмотр родителями различных видов деятельности с детьми;
  • вовлечение родителей в детскую деятельность, как равных по общению партнеров (совместные поделки, спортивные игры-соревнования, игры-драматизации и прочее).

Образовательный и воспитательный процессы необходимо строить с учетом всех перечисленных особенностей, с ориентацией на обе гендерные подгруппы. Все это, очевидно, должен знать и учитывать каждый педагог при организации своих занятий, воспитательной работы. Если раньше цели обучения определялись, как усвоение знаний, умений и навыков, или как формирование компетентностей, то сегодня с введением ФГОС целью обучения становится общекультурное и познавательное развитие детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум «Моделирование образовательного процесса с учётом гендерного воспитания»

Слайд 2

Половое воспитание – это воспитание, основанное на знании, прежде всего физиологических особенностях полового развития ребёнка , т.е. какие внешние проявления половой системы принимать за нормальные и какие следует считать отклонениями от нормы. Биологический аспект

Слайд 3

« Гендер » по одним источникам – «род» ( англ.) по другим «представление, презентация» Гендер – социальный статус и социально- психологические характеристики личности, которые связаны с полом, но возникают во взаимодействии людей. Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе .

Слайд 4

ВОПРОСАМИ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ЗАНИМАЛИСЬ: О.А. ВОРОНИНА , Д.В . ЕРЕМЕЕВА, И.С.КОН, Д.В . КОЛЕСОВ, Т.П . ХРИЗМАН, Т.А . РЕПИНА И ДРУГИЕ. Гендерное воспитание Социокультурный аспект

Слайд 5

Полоролевое воспитание дошкольника рассматривается как, социально , педагогически и личностно обусловленный процесс овладения детьми полоролевым опытом , ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения, осуществляемый на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, и самоопределения в культуре и социуме . По мнению В.Е . Кагана это система предписаний, модель мужского или женского поведения.

Слайд 7

3 года Имеющий первичные представления о себе , семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране ), мире и природе. Формировать элементарные представления о взрослении , об изменениях в росте, развитии. • Формировать образ Я. Первоначальные представления о человеке. • Формировать первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные).

Слайд 8

4 года Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе. Формировать представления о росте, развитии ребенка, его прошлом, настоящем, будущем. Формировать первичные гендерные представления. Формировать представления о личных данных. Формировать положительную самооценку. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.

Слайд 9

5 лет Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе. Продолжать формировать представление о личных данных. • Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола. • Формировать представление о своей половой принадлежности, проявлениях гендерных ролей. Формировать потребность вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.

Слайд 10

6 лет Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе. • Помогать ребёнку осознавать себя в прошлом, настоящем и будущем. • Развивать осознание ребёнком своего места в обществе. Расширять представления о правилах поведения в общественных местах. • Продолжать формировать представление о личных данных. • Формировать представление о собственной (и других людей) половой принадлежности.

Слайд 11

7 лет Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе. • Углублять представления ребёнка о себе в прошлом, настоящем и будущем. • Формировать представление о личных данных умение называть их в типичных и нетипичных ситуациях. • Формировать представление о собственной (и других людей) половой принадлежности, гендерных отношениях и взаимосвязях.

Слайд 12

ЯН ИНЬ Два противоположных начала

Слайд 13

Дискуссионная прогулка Ужин. Возвращение с работы. «Вы кушали?»

Слайд 14

Дискуссионная прогулка Уборка квартиры Во-первых приказывает мужу или ставит перед фактом, а надо просить и за несколько дней. Убирает квартиру по кругу. Вытирает пыль в 1-ой комнате затем во второй, моет пол в в 1-ой комнате затем во второй, по ходу переходя из комнаты в комнату может ещё, что-то подобрать на полу. Затем убирает шкаф и т.д .

Слайд 15

Дискуссионная прогулка Ребенка нет поздно дома Мечется, думает о плохом, если муж дома начнёт ему высказывать, покричит.

Слайд 16

Дискуссионная прогулка Муж задержался на работе Создаёт цветное кино, становится режиссёром постановщиком. Получил з / п пошёл к друзьям и т.д.

Слайд 17

Женские качества Любовь , чистота, верность, кротость и смирение , целомудрие, обаяние, женственность , милосердие, красота , нежность, доброта, скромность , изящество, мягкость, ласка…

Слайд 18

Мужские качества Мудрость , воля, целеустремлённость, решительность , сила, забота мужчины о женщине, мужество, храбрость, ответственность , смелость, надёжность , самоуважение , т актичность…

Слайд 19

Три периода формирования гендерной идентичности

Слайд 20

Формирование качеств личности Через игрушки Дифференцированный подход Игры Работу с родителями

Слайд 21

Дифференциация – учёт индивидуальных особенностей детей в той форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей. По возрастному составу По области интересов По уровню здоровья детей По полу По личностно-психологическим типам По уровню развития детей

Слайд 22

Мальчики или девочки?

Слайд 23

Формы работы с детьми - специально организованная непосредственная образовательная деятельность; - беседы; - чтение художественной литературы; - дидактические игры; - сюжетно-ролевые, театрализованные игры, игры-перевоплощения; - подвижные игры; - проектная деятельность; - конкурсы; - организация различных выставок; - встречи с интересными людьми; - экскурсии, целевые прогулки; - просмотр диа - и видеофильмов; - тематические вечера и досуги; - творческая деятельность детей; - составление рассказов детей.

Слайд 24

Сотрудничество с родителями - мониторинг; - анкетирование; - проведение месячников к знаменательным датам; - проведение семинаров-практикумов, родительских собраний, круглых столов, дискуссий, конференций; - беседы; - консультации; - тематические вечера; - досуги; - организация различных выставок; - творческая деятельность родителей (проекты, поделки, сочинения, создание генеалогического древа семьи, различные книги-самоделки, участие в конкурсах, фоторепортажах, посещение музеев, театров и т. д.); - совместные субботники по благоустройству территории детского сада; - проведение Дня открытых дверей; - просмотр родителями различных видов деятельности с детьми; - вовлечение родителей в детскую деятельность, как равных по общению партнеров (совместные поделки, спортивные игры-соревнования, игры-драматизации и прочее).

Слайд 25

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ВЫ МОЛОДЦЫ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

Целью семинара - практикума "Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста" является актуализация знаний педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей ...

Семинар - практикум для родителей "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста"

Обогащение родительских представлений об умственном развитии детей младшего дошкольного возраста через организацию сенсорных игр...

Семинар-практикум для родителей «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»

Данная методическая разработка предназначена для повышения компетентности родителей воспитанников по вопросу экономического воспитания детей и адресована методистам, воспитателям дошкольных учреждений...

Городской семинар – практикум «Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста», посвященный акции «Россия это я»

Внедрение в практику работы дошкольного учреждения мероприятий, направленной на повышение уровня системы нравственно—патриотического воспитания дошкольников в игровой деятельности....

Семинар-практикум для родителей «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется налич...