Вариативная программа
материал (подготовительная группа) по теме

"Социальное партнерство детского сада в организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл variativnaya_programma.rar111.75 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка
  1. Цель и задачи Программы
  1. Содержание работы
  1.  Национально – региональный компонент
  2.  Этапы реализации вариативной Программы
  1. Организация работы
  1. Работа с родителями.
  2. Календарно – тематическое  планирование работы с родителями МБДОУ
  3. Работа с детьми.
  1. Календарное планирование
  2. Перспективное планирование по организации театральной деятельности в старшей группе.
  3. Перспективное планирование по организации театральной деятельности в подготовительной группе.
  1. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов по организации театрализованной деятельности
  2. Список литературы

Приложение 1.   Алгоритм проведения театральной пятницы

Приложение 2. Совместный план  работы старшей  группы № 10 с библиотекой – филиалом  №2 Урайской централизованной библиотечной системы  (в соответствии Плана  работы библиотеки  - филиала №2  с дошкольными учреждениями  на 2014 и 2015 годы)  в течение 2014 -2015  учебного года.

Тема. Литературно – театральный калейдоскоп «Я живу в Югре», посвященный Году литературы в Российской Федерации в 2015 году.

 

  1. Пояснительная записка

Настоящая вариативная программа «Социальное партнерство детского сада с семьей в организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста» (далее Программа) ориентирована на активизацию социального партнёрства родителей и педагогов и  рассматривается как совместная деятельность, обеспечивающая развитие личности ребёнка и комплекс мер по модернизации дошкольного образования за счёт максимальной консолидации ресурсов.  В Программе отражен  переход от формального общения сотрудников детского сада с родителями к продуктивному, развивающему ребёнка социальному партнёрству  при организации  театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Назначение вариативной Программы определяется внутренним образовательным стандартом, который  отражен в Основной Общеобразовательной Программе дошкольного образования (ООП ДО) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад № 19 «Радость» на 2014-2016 годы. Программа разработана в соответствии  введением в действие  Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации № 273 ФЗ от 29.12.2012 года и  приказов    Министерства образования и науки Российской Федерации:

- от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» и возможности по образовательным запросам основных социальных заказчиков – родителей (законных представителей).

В современном обществе резко повысился  социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способности думать, чувствовать и творить. Педагогическая установка  на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники лет 10-15 назад, они быстрее решают задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Основные занятия современных дошкольников и школьников – это компьютерные игры, но не кукла Барби, не компьютеры не способны компенсировать детские сообщества, без которого не возможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребенка.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: « не доиграл», т.е не тренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе сотворения  игры. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не творцы.

Существует и другая важная  проблема,  волнующая педагогов и психологов. По данным  Н.В. Самоукиной в период психологической адаптации ребенка к школе у 67-69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность. А у других наоборот развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения  ребенка – снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация « Основанная на действии совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно, связывает художественное творчество с личными переживаниями.» (Л.С.Выготский)

     С древних времен различные формы театрализованного действа служили самым наглядным и эмоциональным способом  передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр, как вид искусства, стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого и тревожиться вместе с ним.

  1. Цель и задачи Программы

Цель. Определить  содержание и организацию  театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, обеспечивающую  развитие  личности  каждого ребенка  в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных  психологических  и физиологических  особенностей   в период введения ФГОС ДО.

Задачи.

● охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия при организации театрализованной деятельности;

● создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

● формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

● формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим  и физиологическим особенностям детей;

● обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

  1. Содержание работы

Родители и педагоги детского сада – воспитатели одних и тех же детей. Поэтому результат их деятельности может быть успешным только тогда, когда они станут союзниками. Этот союз единомышленников предполагает совместную деятельность людей по выполнению  задач при  организации театрализованной деятельности.

Сотрудничество представляет собой своеобразный этап в развитии взаимодействия семьи и детского сада. Именно сотрудничество воспитателей и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, в развитии способностей, в преодолении трудностей в его поведении, в формировании ценностных жизненных ориентиров.

 Эффективным механизмом такого взаимодействия может стать система социального партнёрства, с помощью которого родители и представители различных субъектов, имеющих специфические интересы, организуют совместную деятельность.

Главные задачи театрализованной деятельности детей определены образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие» ООП ДО МБДОУ «Детский сад № 19 «Радость»:

1.  Формирование  элементарных  представлений  о театральном искусстве;

2.Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений:

- содействие  накоплению опыта восприятия произведений искусства и эмоциональной отзывчивости на них;

- развитие основ художественного вкуса;

- помощь детям с помощью произведений искусства - почувствовать восхищение  силой человеческого духа, героизма,  отношения  к родителям, природе и др.;  

- побуждать высказывать свои предпочтения и давать эстетическую оценку произведениям искусства.

3.Реализация творческой театральной деятельности детей;

- поддерживать стремление детей к творчеству;

- содействовать  формированию у детей практических навыков в театрализованной деятельности;  

- обогащать и расширять  художественный опыт детей, поддерживать и направлять эмоционально-эстетическую трактовку образов;

- развивать способность к импровизациям в театральном искусстве;

- учить добиваться выразительной передачи образа через звуки, движения, жесты, мимику и др.

          Театрализованная деятельность как специально организованная форма работы воспитателей в группе с детьми и нерегламентированный вид деятельности организуется во второй половине дня.  Она ориентирована на развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности по совершенствованию артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирования навыков социального поведения в заданных условиях. Положительная энергия выступающих детей совместно со взрослыми (воспитателями и родителями) завораживает зрителей и детей, они чувствуют себя необыкновенно раскованно, играют с большим подъемом и воодушевлением.

Социальное партнерство детского сада с семьей предполагает согласованную позицию на всех этапах совместных действий от планирования до оценки результата и предполагает  координацию усилий, ответственность за результат воспитания и развития ребёнка, как сотрудников дошкольных образовательных учреждений, так и родителей.

При осуществлении педагогами детского сада индивидуального подхода к семьям  следует  использовать ряд следующих критериев:

– проведение в ДОУ социологических срезов для получения данных о семьях воспитанников;

– изучение уровня педагогической культуры родителей и стилей семейного воспитания;

– использование форм, как коллективной, так и индивидуальной работы с родителями;

– изучение запросов, нужд, интересов родителей;

– выявление, обобщение и распространение внедрение передового опыта семейного воспитания;

– изучение мнения родителей о работе дошкольного учреждения.

С целью изучения понимания и принятия педагогами  стиля взаимодействия с родителями, проведено анкетирование  воспитателей и специалистов детского сада. Анкетирование направлено на изучение готовности педагогического коллектива к  реализации инновационных идей, изучению затруднений педагогов в организации    взаимодействия  с родителями.

Результаты анкетирования педагогов определили направления в работе понимания и принятия педагогами взаимодействия с родителями в рамках диалога равноправных партнеров.

Исходя  из результатов анкетирования педагогов, следует:

-совершенствовать социально-психологическую культуру общения с родителями;

-обогащать знания о закономерностях развития  детско-родительских  отношений;

-овладевать активными формами сотрудничество с родителями.

Результаты  тестирования родителей.

      Родители «высоко» оценивают вклад детского сада в воспитание ребенка (99,9%) и  не всегда удовлетворены воспитанием ребенка в семье.  Основное препятствие, затрудняющее воспитание ребенка в семье, - это лимит времени (52%),  отсутствие опыта (32%),  отсутствие помощи со стороны супруга и родственников (9%).

Выделены  два главных направления  сотрудничества с родителями:

 1.Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопонимания проблем друг друга.

2. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях  при организации театрализованной деятельности детей.

        Итак, театрализованная деятельность присутствует в двух направлениях: как вид искусства, в процессе восприятия  ребенок выступает в роли зрителя и как участник театра.        

2.1. Национально-региональный компонент  реализуется по совместному  плану  работы старшей   группы № 10 с библиотекой – филиалом  №2 Урайской централизованной библиотечной системы  (в соответствии Плана  работы библиотеки  - филиала №2  с дошкольными учреждениями)  в течение 2014 -2015  учебного года. Тема. Литературно – театральный калейдоскоп «Я живу в Югре», посвященный Году литературы в Российской Федерации в 2015 году (см. приложение 2 к учебной вариативной Программе).

2.2. Этапы реализации вариативной Программы

План реализации Программы

Сроки реализации:  июль  2014 - июнь 2016  учебные года.

Этапы и их

сроки

Содержание

деятельности

Прогнозируемые

результаты

1

Первый этап-

организационно-подготовительный (июль-август -2014 г)

Определение методик диагностирования  уровня взаимодействия и сотрудничества ДОУ и семьи.

Изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.

Выявление ресурсных, организационных, психолого-педагогических условий.

Анализ состояния социального партнерства семьи и детского сада по организации театральной деятельности.

Осуществление диагностической  работы, оценки хода и результатов исследования.

Критический анализ научной литературы по проблемной теме.

Теоретическая, методическая и практическая готовность педагогов, участвующих в работе по теме.

План работы с детьми и родителями  по проблемной теме.

Оценка степени информированности родителей относительно процесса воспитания с детьми, формах взаимодействия МБДОУ и семьи по организации театрализованной деятельности.

2

Этап - поисково-констатирующий

(2014 – 2015, 2015-2016  уч. г. сентябрь)

Разработка и подбор технологий, форм взаимодействия МБДОУ и семьи по организации театрализованной деятельности.

Основная задача этого этапа по вариативной Программе- определение исходных данных на начало работы.

Определение исходных данных констатирующих на начало учебного года.

Ведущими методами исследования данного этапа являются диагностические методы (наблюдение, методики, тесты), практические (анализ результатов с использованием методов математической статистики).

 

3

Третий этап - формирующе – аналитический.

(октябрь – май 2014-2015, 2015-2016 уч. г)

На этом этапе  внедрение и создание модели по организации  театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (старшая, подготовительная группа).

Создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Четвертый этап – обобщающе-внедренческий (2014-2015, 2015-2016 уч.г. июнь)

Уточнение, анализ и обобщение результатов проведенной работы. разработка рекомендаций по организации театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, повышение педагогической культуры родителей.

Обобщенные результаты организации театральной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (в стершей и подготовительной группе)

совместно с родителями. Распространение опыта работы по теме.

  1. Организация работы
  1. Работа с родителями.

Содержание работы заключается: в формировании у родителей педагогической компетентности, т.е. овладении родителями  культурологическими аспектами театрализованной деятельности детей, которые включают широкий круг вопросов социального, психолого – педагогического развития детей  и  приобщению к общечеловеческим ценностям.

Задачи социально-личностного и художественного развития детей в театрализованной деятельности в семье:

-Поддерживать интерес ребенка в театрализованной деятельности. По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях и праздниках.

- Обсуждать с ребенком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.

- Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.

- Рассказывать знакомым в присутствии ребенка о его достижениях.

- Рассказывать ребенку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т.п.

- Постепенно вырабатывать у ребенка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».

- По мере возможности организовывать посещение театров или просмотр видеозаписей театральных постановок.

3.2. Календарно – тематическое  планирование работы с родителями МБДОУ

Наименование мероприятий

Сроки проведения

Ответственные

Анкетирование родителей с целью:

- определение индивидуальных особенностей детей, атмосферы семьи, отношения родителей ребенка к организации театрализованной деятельности.

сентябрь

Заведующая, зам. зав. по ВМР, педагоги – специалисты, воспитатели

Общение детей и их родителей в условиях праздников  «Новоселье», «Вот и стали мы на год взрослей».

сентябрь

Зам. зав. по ВМР, педагоги – специалисты,  воспитатели

Организация выставки детских работ совместно с родителями из природного материала «Дары осени»

сентябрь

Преподаватель ИЗО, воспитатели

Тренинг с родителями   «Полноценное развитие детей в театрализованной деятельности»

октябрь

Педагог-психолог

Клуб общения  детей и родителей «Театральная пятница»

еженедельно

Воспитатели, инициативная группа родителей

Праздник «Осенины». Взаимодействие детей и родителей в условиях праздника.

ноябрь

Зам. зав. по ВМР, педагоги – специалисты,  воспитатели

Консультация по теме «Развитие эмоционально- волевой сферы ребенка седьмого года жизни в театрализованной деятельности»

декабрь

Педагог- психолог, воспитатели

Создание ширмы, стенда «Развитие социальной компетентности ребенка в семье в театрализованной деятельности».

декабрь

Педагог – психолог, воспитатели

Общение детей и их родителей в условиях новогоднего праздника

декабрь

Музыкальные руководители, воспитатели, администрация ДОУ

Организация выставки детских работ «Зимушка-зима», подготовительных  совместно с родителями

январь

Преподаватель ИЗО, воспитатели

Лекторий для родителей старших, подготовительных групп по теме «Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим  и физиологическим особенностям детей»

январь

Педагог – психолог, воспитатели

12.

Общение детей и их родителей в условиях  праздника  «Мой папа – солдат»

февраль

Музыкальные руководители, воспитатели групп

13.

Общение детей и их родителей в условиях праздника «Мамы всякие нужны»

март

Музыкальные руководители, воспитатели

14

Организация  театрально - ролевых игр с использованием театральных профессий: актерские роли, осветитель, звукорежиссер, гример, костюмер.

апрель

Воспитатели

15

Общение родителей в условиях развлечения «Веснянка» с использованием народных традиций в театральной деятельности.

май

Музыкальные руководители, воспитатели,

16

Общение детей и родителей подготовительных групп в условиях праздника «До свидания детский сад»

май

Заведующая, зам. зав. по ВМР, педагог – специалисты, воспитатели

17

 Информационный материал в  «Уголок для родителей» в группах по организации театральной деятельности.

ежемесячно

Воспитатели, педагоги -специалисты,

18

Информация для родителей на сайте  МБДОУ о подготовке и проведении совместных мероприятий детей  и родителей в группе.

постоянно

Зам.   зав. по ВМР,   ст. воспитатель по  ИЭД, воспитатели,  педагоги – специалисты

  1. Работа с детьми.
  1. Календарное планирование

по организации театрализованной деятельности в старшей и подготовительной группе проходит в соответствии комплексно-тематического планирования ОО «Познавательное развитие» по теме недели.

  1. Перспективное планирование по организации театральной деятельности в старшей группе.

1 полугодие

тема

Программные задачи

Совместная деятельность детей со взрослыми

примечание

1.Театральная игра

Воспитывать готовность к творчеству. Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность. Уметь согласовывать свои действия с партнерами, менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре. Совершенствовать навыки действия с воображаемыми предметами.  Развивать умение оправдывать свои действия и свое мнение нафантазированными причинами.

Игры: Эстафета, Знакомство, Кто во что одет? Веселые обезьянки, Вышивание, Внимательные матрешки, Снежный ком, Радиограмма, Запомни фотографию, Летает - не летает, Тень, Внимательные звери, Угадай что я делаю, Превращение предмета.

2. Ритмопластика

Развивать умение владеть своим телом, попеременно напрягать и расслаблять различные группы мышц, развивать умение равномерно размещаться по площадке, двигаться не сталкиваясь друг с другом в разных темпах.

Игры: Муравьи, Буратино и Пьеро,  Баба-Яга, Насос и кукла, Снеговик, Снежная Королева, Гипнотизер, Марионетки, осенний лист.

3.Культура и техника речи

Развивать речевое дыхание, Тренировать 3 вида выдыхания, учить пользоваться интонациями, улучшать дикцию, расширять диапазон и силу звучания голоса, тренировать свободу звучания голоса с мягкой атакой, расширять образный строй речи. Развивать умение строить диалог между героями разных сказок в придуманных обстоятельствах.

Артикуляционные упражнения, заучивание и дикломирование  стихотворений(согласно перспективного плана по художественной литературе, математике, развитию речи),

4. Основы театральной культуры

Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, литературы), отметить его синтетический характер, коллективность творчества.

Беседа-диалог и детьми о материалах и инструментах, которыми пользуется живописец, скульптор, композитор. Выяснение, что театр использует разные виды искусства, объединяет много людей, что зритель становится соучастником процесса создания спектакля.

Театральный словарь: пьеса, режиссер, художник, композитор, актер, сценическое действие, жест.

2 полугодие

тема

Программные задачи

Совместная деятельность детей со взрослыми

примечание

1.Театральная игра

Воспитывать инициативность и выдержку. Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях,  Развивать воображение и веру в сценический замысел. Учить детей самостоятельно сочинять этюды с заданными обстоятельствами на эмоции и вежливое поведение. Импровизировать игры-драматизации на тему знакомых сказок как драму, балет, оперу. Учить действовать на сценической площадке естественно

Игры:  Телепаты, след в след, кругосветное путешествие. Сочинение этюдов: Знакомство, просьба, благодарность, угощение, поздравление и пожелание, покупка театрального билета. Этюды на эмоции: радость, гнев, грусть, удивление, отвращение, страх.

2. Ритмопластика

Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Совершенствовать двигательные способности и пластическую выразительность. Создавать образы предметов и живых существ через пластические возможности своего тела. Развивать умение создавать образы с помощью жеста и мимики.

Осьминог,  пантеры, зернышко, заводная кукла, тюльпан.

Жесты: приглашающий(прошу),

Вопрошающий (что это?)

Отстраняющий (уберите это)

Негодующий (да что же это?)

3.Культура и техника речи

Развивать опору звучания на мягкой атаке. Находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. Подбирать рифмы к заданным словам. Тренировать точное и четкое произношение гласных и согласных звуков. Сочинять коллективно сказку. По очереди добавляя свое предложение. Учить самостоятельно продлевать артикуляционную гимнастику.

Игры: дрессированные собачки, птичий двор, артикуляционные упражнения. Стихи и считалки: «Завтра с неба прилетит», Н.Пикулева:» Щетинка у чушки», «Ткет ткач», «Гравер Гаврила», «Шли сорок мышей».

4. Основы театральной культуры

Активизировать познавательный интерес. Выяснить,  кто и как создает спектакль, различия между понятиями «артист» и «актер»

Беседы о театральных профессиях.

Театральный словарь: Осветитель, звукорежиссер, гример, костюмер, реквизит, бутафория, репетиция, премьера.

3.3.3. Перспективное планирование по организации театральной деятельности в подготовительной группе.

1 полугодие

Тема

Программные задачи

Совместная деятельность детей со взрослыми

примечание

1.Театральная игра

Воспитывать инициативность и выдержку. Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях,  Развивать воображение и веру в сценический замысел. Учить детей самостоятельно сочинять этюды с заданными обстоятельствами на эмоции и вежливое поведение. Импровизировать игры-драматизации на тему знакомых сказок как драму, балет, оперу. Учить действовать на сценической площадке естественно

Игры:  Телепаты, след в след, кругосветное путешествие. Сочинение этюдов: Знакомство, просьба, благодарность, угощение, поздравление и пожелание, покупка театрального билета. Этюды на эмоции: радость, гнев, грусть, удивление, отвращение, страх.

2. Ритмопластика

Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Совершенствовать двигательные способности и пластическую выразительность. Создавать образы предметов и живых существ через пластические возможности своего тела. Развивать умение создавать образы с помощью жеста и мимики.

Осьминог,  пантеры, зернышко, заводная кукла, тюльпан.

Жесты: приглашающий(прошу),

Вопрошающий (что это?)

Отстраняющий (уберите это)

Негодующий (да что же это?), Осенний лист.

3.Культура и техника речи

Развивать опору звучания на мягкой атаке. Находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. Подбирать рифмы к заданным словам. Тренировать точное и четкое произношение гласных и согласных звуков. Сочинять коллективно сказку. По очереди добавляя свое предложение. Учить самостоятельно продлевать артикуляционную гимнастику.

Игры: дрессированные собачки, птичий двор, артикуляционные упражнения. Стихи и считалки: «Завтра с неба прилетит», Н.Пикулева:» Щетинка у чушки», «Ткет ткач», «Гравер Гаврила», «Шли сорок мышей».

4. Основы театральной культуры

Активизировать познавательный интерес. Выяснить,  кто и как создает спектакль, различия между понятиями «артист» и «актер»

Беседы о театральных профессиях.

Театральный словарь: Осветитель, звукорежиссер, гример, костюмер, реквизит, бутафория, репетиция, премьера.

2 полугодие

Тема

Программные задачи

Совместная деятельность детей со взрослыми

примечание

1.Театральная игра

Воспитывать инициативность и выдержку. Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях,  Развивать воображение и веру в сценический замысел. Учить детей самостоятельно сочинять этюды с заданными обстоятельствами на эмоции и вежливое поведение. Импровизировать игры-драматизации на тему знакомых сказок как драму, балет, оперу. Учить действовать на сценической площадке естественно

Игры:  Телепаты, след в след, кругосветное путешествие. Сочинение этюдов: Знакомство, просьба, благодарность, угощение, поздравление и пожелание, покупка театрального билета. Этюды на эмоции: радость, гнев, грусть, удивление, отвращение, страх.

2. Ритмопластика

Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Совершенствовать двигательные способности и пластическую выразительность. Создавать образы предметов и живых существ через пластические возможности своего тела. Развивать умение создавать образы с помощью жеста и мимики.

Осьминог,  пантеры, зернышко, заводная кукла, тюльпан.

Жесты: приглашающий(прошу),

Вопрошающий (что это?)

Отстраняющий (уберите это)

Негодующий (да что же это?), Снежинка,

3.Культура и техника речи

Развивать опору звучания на мягкой атаке. Находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. Подбирать рифмы к заданным словам. Тренировать точное и четкое произношение гласных и согласных звуков. Сочинять коллективно сказку. По очереди добавляя свое предложение. Учить самостоятельно продлевать артикуляционную гимнастику.

Игры: дрессированные собачки, птичий двор, артикуляционные упражнения. Стихи и считалки: «Завтра с неба прилетит», Н.Пикулева:» Щетинка у чушки», «Ткет ткач», «Гравер Гаврила», «Шли сорок мышей».

4. Основы театральной культуры

Активизировать познавательный интерес. Выяснить,  кто и как создает спектакль, различия между понятиями «артист» и «актер»

Беседы о театральных профессиях.

Театральный словарь: Осветитель, звукорежиссер, гример, костюмер, реквизит, бутафория, репетиция, премьера.

  1.  Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов по организации театрализованной деятельности

Цель. Оценка индивидуального развития детей  старшего дошкольного возраста в рамках педагогической и психологической диагностики (мониторинга), согласно п. 3.2.3. ФГОС ДО

Периодичность

Содержание

Форма (метод)

Ответственные

Старшая группа

2 раза в год (сентябрь, май)

1.словарный запас

2.дикция, дыхание, звукообразование

3.ритмопластика

4.эмоциональная отзывчивость

5. .Выразительность речи.

Наблюдение, игровая ситуация

Подготовительная группа

2 раза в год (сентябрь, май)

1 Ритмопластика.

2. Выразительность сценической речи.

3. Сочинение этюдов

4. использование жестов, как важное средство выразительности

5. Выразительность сценического исполнения.

Наблюдение, игровая ситуация

Участие в спектакле

  1. Список литературы

  1. Бочкарева Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников: метод. пособие для специалистов по дошкольному образованию. – Ульяновск: ИПКПРО, 1993.
  2. Доронова Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей  4 – 6 лет: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008. – 128 с.
  3. Доронова Т.Н., Глушкова Г.В., Гризик Т.И. и др. Вместе с семьей.: Пособие по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и родителей, -М.: Просвещение, 2008, 191 с.
  4. Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьева Е.В. Игра в дошкольном возрасте. Пособие для воспитателей детских садов. – М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. – 128 с.
  5. Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Мы все разные: Пособие для детей старшего дошкольного возраста. – М. Просвещение, 2008. – 32 с.
  6. Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы: Социально – эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. Учебно – методическое  пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008. – 128 с.
  7. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду – М. : Линка – Пресс, 2009.- 96 с.
  8. Недоспасова В.А. Растем играя. : Сред. и ст. дошк. возраст. : Пособие для воспитателей и родителей. Серия «Из детства – в отрочество». – М. Просвещение, 2002. – 94 с.
  9. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. Пособие для воспитателей. -М. АРКТИ, 1999- 160 с.

Приложение 1

Алгоритм проведения театральной пятницы

  1. Постановка цели перед детьми:

   А) готовить и показывать спектакль для самых дорогих зрителей, наших мам и пап,

   Б) как будем встречать зрителей, куда посадим, чем можно занять маму, если до начала спектакля останется время,

   В) что нужно приготовить для спектакля, так, чтобы было безопасно, эстетично,

   Г) какую роль выбирает ребёнок?  (с завышенной самооценкой хотят обычно стать сильными, страшными, злыми, умными, а с заниженной – маленькими, тихими, испуганными).

  1. Представление детей:

   А) до начала -  торжественное представление каждого ребёнка как исполнителя роли, в средней группе – главной роли: все дети исполняют одну роль и не в силах оценить свои возможности, ему кажется, что он сможет и сумеет все: в старшей  и подготовительных группах – отдать детям роль хозяев всего происходящего в театральную пятницу,

   Б) торжественное окончание спектакля: выходить на поклон и получить похвалу: «Перед вами выступили заслуженные артисты средней группы №…» и каждого назвать,

   В) полное раскрепощение детей происходит при повторном исполнении. Поэтому «бис» должно звучать на каждом спектакле.

  1. Беседа с родителями:

   А) инструкция при просмотре спектакля:

  • может ли удерживать ребёнок роль до  конца,
  • как быстро меняется настроение ребёнка, его интерес,
  • поговорить с ребёнком после спектакля об увиденном: например, такого замечательного спектакля я не видела, твой «зайчик» замечательно грыз морковку, мне показалось, что я услышала, как он хрустит, только твой «зайчик» почему-то редко улыбается, ведь ты у нас замечательно улыбаешься,

        б) предложение родителям:

  • создать дома мини-театры,

        в) индивидуально дать предложение по коррекции поведения ребёнка.

Приложение 2

Совместный план  работы старшей   группы № 10 с библиотекой – филиалом  №2

Урайской централизованной библиотечной системы  (в соответствии Плана  работы библиотеки  - филиала №2  с дошкольными учреждениями)

 в течение 2014 -2015  учебного года

Тема. Литературно – театральный калейдоскоп «Я живу в Югре», посвященный Году литературы в Российской Федерации в 2015 году.

Цель: Создание благоприятных условий  для развития литературно – театральных способностей детей и обогащения  экологической культуры, бережного отношения к природе нашего региона совместно с библиотекой и родителями.

План мероприятий

№ п/п

Срок

Название мероприятий

Исполнитель

1

1-я неделя сентября

Литературно-театральный досуг  «День нефтяника»

Библиотекарь, воспитатель, родители

2

3-я неделя сентября

Акция «Мы чистим мир» (очищаем планету от мусора)

Воспитатель, родители

3

1-я неделя октября

Литературно-театральный досуг  «День защиты животных»

Библиотекарь, воспитатель, родители

4

3 – я неделя октября

День экологической информации  «На этой земле жить и мне, и тебе».

Библиотекарь, воспитатель

5

1-я неделя ноября

Литературно-театральный досуг   «День народного единства»

Библиотекарь, воспитатель, родители

6

3- я неделя ноября

12 ноября - Литературно-театральный досуг  «Синичкин день»

Библиотекарь, воспитатель, родители

7

1-я неделя декабря

Литературно-театральный досуг  «Конда  моя!» (К декаде ХМАО), конкурс рисунков «Мой край Югра»

Библиотекарь, воспитатель, родители

8

3-я неделя декабря

Акция «День защиты зеленой ёлочки»

Воспитатель, родители

9

1 –я неделя января

Литературно-театральный досуг  в семье «Новый год, рождественские праздники»

Воспитатели, родители

10

3-я неделя января

Литературно-театральный досуг  «Сказки библиотечного леса»

Библиотекарь, воспитатель

11

1–я неделя февраля

Час знакомства  «Зимовье зверей» (в рамках литературно-театрального досуга  «О чем шепчет ручеёк»)

Библиотекарь, воспитатель, родители

12

3-я неделя февраля

Час знакомства  «Лисичкин  хлеб» (в  рамках литературно-театрального досуга  «О чем шепчет ручеёк», путешествие по страницам книг  М.М.Пришвина)

Библиотекарь, воспитатель, родители

13

1-я неделя марта

Литературно-театральный час  «Только с этого дня начинается в мире весна!» (Ко дню 8 марта)

Библиотекарь, воспитатель, родители

14

3-я неделя марта

Литературно-театральный досуг  «Вода источник жизни» совместно с родителями ( «День воды»: день охраны водных ресурсов)

Библиотекарь, воспитатель, родители

15

1-я неделя апреля

Литературно-театральный час «Прилет священной птицы» ( «День птиц» -  1 апреля)

Библиотекарь, воспитатель, родители

16

3-я неделя апреля

Литературно-театральный час «Что мы знаем о Земле» («День Земли»   22 апреля)

Библиотекарь, воспитатель, родители

17

1-я неделя мая

Литературно-театральный час  «Спасти и сохранить»

Библиотекарь, воспитатель, родители

18

3-я неделя мая

Час знакомства  «Сказки старого оленя» (в рамках литературно-театрального досуга  «О чем шепчет ручеёк» по страницам сказок народов Севера)

Библиотекарь, воспитатель, родители

19

1-я неделя июня

Литературно-театральный час  «День защиты детей»

Библиотекарь, воспитатель, родители

20

3-я неделя июня

Литературно-театральный час  «Что хранит Урайская земля?» (Ко Дню города)

Библиотекарь, воспитатель, родители

21

1-я неделя июля

Литературно-театральный досуг «И все они создания природы»

Библиотекарь, воспитатель, родители


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вариативная программа по профилактике детского дорожного травматизма "Безопасную дорогу подрастающему поколению"

Программа «Безопасную дорогу подрастающему поколению» - прекрасная возможность пройти курс первоначального обучения навыкам и основам...

Доклад по теме: «Обзор вариативных программ по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Безопасная среда в ДОУ».

      В  современных  условиях  неснижающейся  динамики  угроз  и опасностей  для  человека  от собственной жизнедеятельности в бытов...

Вариативная программа « В гостях у сказки»

 Театрализованная деятельность позволяет ребенку 5-6 лет решать многие проблемные ситуации непосредственно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в...

Анализ использования народной игрушки в вариативных программах.

Содержание программы реализует принцип этнокультурной соотнесённости дошкольного образования. Авторы стремились к тому, чтобы ребёнок с детства приобщался к истокам народной культуры своей страны. В п...

Анализ вариативных программ экологического воспитания детей дошкольного возраста

1. Исходные данные Программы: Программа "Юный эколог" (Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 112 с.)Автор программы, Николаева Св...

Непосредственная образовательная деятельность по вариативной программе «Наш дом Приморье» Тема « Лотос- символ Кировского района»

Непосредственная образовательная  деятельностьпо вариативной программе «Наш дом Приморье»Тема: Красная Книга Приморья. Лотос- символ Кировского районаЦель: Познакомить детей с растениями При...

Презентация к занятию по вариативной программе "Наш дом Приморье" "Лотос - символ - Кировского района"

Лотос является символом нашего Кировского района. Этот цветок- чудо нашей дальневосточной природы, его ускользающая жемчужина.Вид внесен в список редких и нуждающихся в охране видов растений...