ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
статья на тему

Давидович Наталья Владимировна

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

Давидович Н. В., педагог-психолог.

МБДОУ ЦЦР д/с № 2 «Искорка», г.Протвино

 О важности развития всех компонентов психологической готовности к школьному обучению как профилактике школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Psychological readiness as prevention of school failure.

Davidovich N.V.

The importance of the development of all components of psychological readiness for school as the prevention of school failure and maladaptation.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это важный итог психологического развития дошкольника. Поэтому возникает необходимость своевременно определить отставание от нормы в развитии того или и иного компонента психологической готовности, которые неразрывно взаимосвязаны между собой. Развитие и при необходимости коррекция всех компонентов психологической готовности у старших дошкольников является профилактикой школьной неуспеваемости.

Готовность к школьному обучению расценивают как многогранное образование, включающее в себя педагогическую готовность (наличие навыков чтения, счета, письма), физиологическую готовность (созревание различных органов и систем детского организма) и психологическую готовность (необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для успешного усвоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников).

В свою очередь психологическая готовность складывается из следующих компонентов: интеллектуальная готовность, мотивационная (личностная) готовность, эмоционально-волевая готовность и коммуникативная (социально-психологическая) готовность.

Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других и может привести к различным типам школьной неуспеваемости.  В данной статье рассмотрим возможные формы дезадаптации и способы их коррекции на этапе подготовки детей к школе.

 Мотивационная (личностная) готовность к школьному обучению проявляется в формировании внутренней позиции школьника, когда дошкольник  осознанно хочет идти в школу за  новыми знаниями, которые получают в процессе учебной деятельности.

Из опыта работы, в процессе беседы с детьми, мною были выявлены следующие причины  несформированности школьной мотивации. Во-первых, дети не желают идти в школу, потому что они считают, что за плохие оценки будут наказаны родителями или потеряют их прежнюю любовь, так как не будут соответствовать завышенным требованиям родителей, а это в свою очередь вызывает у ребенка тревожность и страх. Во-вторых, дети с низкой интеллектуальной готовностью или самооценкой боятся, что не справится со школьной программой, которая им кажется сложной, или у них мало необходимых умений, навыков и знаний, а это приводит к неуверенности в своих силах и неумению справиться с неудачами. В-третьих, дети с высокой игровой направленностью не готовы много времени уделять учебной деятельности, так как они еще не наигрались. В-четвертых, ребенка могут привлекать не сама учебная деятельность в школе, а лишь конкретные внешние школьные атрибуты (портфель, форма, пенал) или статус взрослого ребенка, которому больше не надо спать в детском саду в дневное время. В-пятых, неправильный стиль семейного воспитания, когда родители запугивают ребенка школой, учителями, уроками.                  

Поэтому детский сад должен осуществлять взаимодействие с родителями по формированию мотивационной готовности детей к школе: о важности положительно эмоционально окрашенной родительской позиции по отношению к школе. В свою очередь сад проводит работу со старшими дошкольниками, совершая экскурсии в школу, в ходе которых дети знакомятся с условиями школьного обучения.

Коммуникативная готовность к школе подразумевает у ребенка наличие новых форм взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Если это не приобретено, то дети  становятся неуверенными в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают трудности адаптации в школьном коллективе и страх перед учительницей. При первой же неудаче отказывается ходить в школу, не испытывает интереса к выполнению домашних заданий.

Необходимо развивать у детей потребности в общении с другими, умением подчиняться интересам и обычаям детской группы, формировать положительную самооценку и умение справляться с неудачами.

Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, развития познавательных процессов, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. К концу дошкольного возраста главным показателем умственного развития детей является сформированность образного мышления  и основ словесно-логического мышления, благодаря чему ребенок способен  обобщать и сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, рассуждать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, что отражается в его речи (речевая готовность). То есть наличие нормального уровня развития психических процессов (внимание, речь, память, все виды мышления и восприятия, воображения, воображение) дает возможность ребенку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.

Таким образом, необходимо развивать все высшие психические функции, которые являются базовой основой для интеллектуальной готовности.

Интеллектуальная неготовность к обучению приводит к не успешности учебных действий, невнимательности, невозможности понять и выполнить требования учителя и, следовательно, низким оценкам.

Эмоционально-волевая готовность предполагает развития определенного уровня произвольной регуляции поведения и деятельности, при которой ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации.

Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого, а также сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями (поведением), своими познавательными процессами, организовывать свою работу. Это важная способность называется произвольностью поведения.

Недостаточно сформированная произвольность мешает обучению в школе. Ученики могут, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки, перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следят за происходящим в классе, нарушают дисциплину.

Если  ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя, то у него формируется недисциплинированность, безответственность, слабая воля, отсутствие трудолюбия, что в свою очередь укореняет желание избежать трудности, пассивность при столкновении с ними.

Первым и наиболее важным фактором становление отрицательных черт характера является нежелание учиться, отвращение неуспевающего ребенка к всякого рода учебной работе. Стойкие трудности в усвоении материала, постоянное чувство неуспеха естественно приводят к тому, что такие дети избегают самого процесса приготовления уроков, рвут тетради, прячут учебники, плачут в ответ на школьные требования. Они начинают прогуливать занятия, дома лгать, говорить, что «ничего не задано», а в школе - что «забыл книги дома», начинают дерзить в ответ, грубить учителю, демонстративно уходить с уроков, срывать учебный процесс. Дети становятся конфликтными, злобными, с аффективной возбудимостью, драчливыми, неуправляемыми. Потеряв доверие у своих родителей, постоянными конфликтами усугубляют домашнюю обстановку и их неуспевающие дети начинают уходить на «улицу». Становятся постоянными уходы из дома, возвращение домой поздно вечером, дети всячески врут, пытаясь выкрутиться из создавшейся ситуации.

Рассмотрев все компоненты психологической готовности и причины их деформации, становится понятным как  важно всем участникам педагогического процесса (педагоги, психологи, родители) находится во взаимосвязи, чтобы вовремя предотвратить школьную неуспеваемость и вытекающие из нее проблемы в эмоционально-личностной сфере.

Литература

1. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации «Начальная школа» 1999 № 1 61-63 с.

2. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. «Школьные трудности благополучных детей М. 1994 – 189 с.

3. Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной М. 1995 – 289 с.

4. Кравцов Е. Е. «Психологические проблемы, готовности детей к обучению в школе», М., 1991 - 145 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие зрительно-моторной координации и ориентации в пространстве как средство профилактики школьной неуспеваемости".

Консультация для родителей«Развитие зрительно-моторной координации и ориентации в пространстве как средство профилактики школьной неуспеваемости»Автор: Петрова С.В., воспитатель группы компенсирующей ...

Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению.

Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению....

Развитие пространственных представлений как профилактика школьной неуспеваемости.

В буклете предложены   игры и упражнения, направленные на развитие пространственных представлений  у детей дошкольного возраста....

Психологическая готовность дошкольника к школьному обучения

В статье социальное доверие исследуется классический подход к изучению успешного обучения ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагае...

Родительское собрание. Тема: Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению

В конспекте дано определение психологической готовности к обучению в школе, раскрыты основные составляющие, затронута тема родительких установок....