Сенсорные эталоны детей дошкольного возраста
консультация на тему
Таблица в которой представлены сенсорные эталоны детей с рождения до 7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сенсорные эталоны | 29.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорные эталоны
Сенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию, то есть сформировать у него перцептивные действия. Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в настоящий момент воспринимает. Общепринятыми мерками являются, так называемые «эталоны», которые сложились исторически. Это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, система цветов, система фонем родного языка и т. д. И все эти эталоны должны быть усвоены ребенком. Выдающиеся зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли), а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
ВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ | ФОРМА | ВЕЛИЧИНА | ЦВЕТ | ОРИЕНТИРОВКА |
10 дней | Удерживает в поле зрения движущийся предмет, часто теряя его из виду (ступенчатое слежение) вздрагивает и моргает при резком звуке | |||
18 – 20 дней | Удерживает в поле зрения неподвижный яркий предмет (не издающий звуки) или лицо взрослого успокаивается при сильном звуке | |||
1 месяц | Плавное прослеживание за движущимся предметом (т.е. не отрывая взгляда и не теряя его из виду) сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете длительное слуховое сосредоточение: прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки, меняя при этом свое поведение ( перестает плакать, по – другому двигается) | |||
2 месяца | Длительное зрительное сосредоточение: длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым ориентировочно – поисковые реакции: ищет глазами, откуда исходит звук. | |||
3 месяца | Зрительное сосредоточение в вертикальном положении на лице говорящего с ним взрослого или на игрушке поисковое движения: начинает переводить взгляд с предмета на предмет ориентировочно поисковые реакции: ищет глазами откуда исходит звук, поворачивает голову и находит источник звука глазами. Ощупывает игрушку висящую над грудью. | |||
4месяца | Рассматривание предмета: поднимает руку с зажатой в ней погремушкой и смотрит на нее в течении 2-3 секунд узнает близкого человека, радуется ему поисковые движения: переводит взгляд с предмета на предмет поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его по- разному реагирует на спокойную и плясовую мелодию. Берет игрушку из руки взрослого. | |||
5месяцев | Отличает близких от чужих по внешнему виду переводит взор с одного предмета на другой без всякой причины смотрит на свое отражение в зеркале узнает голос матери или близкого человека(радуется) различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по разному реагирует. Берет игрушку из руки взрослого из разных положений. | |||
6 – 9 месяцев | Смотрит на упавшую игрушку выражение лица меняется в зависимости от выражения лица взрослого (различает ласковое и сердитое выражение лица) по разному реагирует на свое имя, прислушивается к различным звукам (в т.ч. – шепоту) Снимает кольца со стержня(пирамидка) толкает мяч стучит в бубен извлекает звук из звучащей игрушки Интересуется предметами издающими звук (нажимает на звучащую игрушку) открывает закрывает коробку (матрешку, шкатулку, кастрюльку) стучит в бубен переворачивает миску с игрушками подражает действиям взрослого | |||
9 -12 месяцев | Снимает и надевает кольца пирамидки на стержень . Покатывает шарики (мячи) со ската; проталкивает геометрические формы в прорези коробки (шарики, кубики) ; рразличает предметы по форме: кубик, кирпичик, шарик | Накладывает кубик на кубик. | Выполняет плясовые движения под музыку. Рисует фломастером, держа его в кулачке (ладонный захват). Узнает на фото знакомого взрослого (2 фото) рассматривает картинки, фото, мелкие предметы с четкими контурами | |
1год– 1год 6месяцев | Ориентируется в предметах контрастной формы: выбирает одну из двух по образцу и слову (кубик, шарик) дай такой же | Ориентируется в предметах контрастной величины (большой, маленький) выкладывает малый куб или стаканчик в большой и обратно собирает матрешку, из 2-х частей строит башню из 3-х кубиков | Ориентируется на цвет (красный, синий) | Переворачивает 2-3 страницы одновременно |
1год 6 месяцев до 2 лет. | Подбирает крышки (круглые, квадратные) к коробочкам и шкатулочкам соответствующих форм, собирает двухместные дидактические игрушки, составляет разрезные картинки из 2 частей. | С помощью взрослого собирает пирамидку из 4 -5 колец (от большого к маленькому). Собирает матрешку из 3 частей, подбирает кубы, соответственно их величине | Различает 4 цвета (красный, синий, желтый, зеленый) | |
2 года | По предлагаемому образцу геометрические фигуры: кубик, кирпичик, | Строит башню из 6-7 кубиков | По предлагаемому образцу и слову находит предметы 3-х цветов (красный, синий, желтый) | Переворачивает страницы в книге одну за другой |
2года 6 месяцев | Различает основные формы деталей строительного материала | Различает предметы контрастных размеров (большой домик – маленький домик) | По предлагаемому образцу находит предметы 4 цветов: красный, синий, зеленый, желтый. | |
3 -4 года | Складывает фигуры из геометрической мозаики. Различает и называет круг, треугольник, квадрат, предметы, имеющие углы и круглую форму. | Сравнивает предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмеряет один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуется приемами наложения и приложения; обозначает результат сравнения слоями: длинный — короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий — узкий , одинаковые (равные) по ширине, высокий - низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой — маленький, одинаковые (равные) по величине. | Называет 4 основных цвета: красный, синий, зеленый, желтый. | Ориентировка в пространстве. Ориентируется в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различает пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева; различает правую и левую руки. Ориентировка во времени. Умеет ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро, вечер. |
4 -5лет | Различает и называет геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, а также шар, куб. Умеет выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.). Различает и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны. Соотносит форму предметов с известными детям геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др. | Сравнивает два предмета по величине (длиннее, ширине, высоте), а также сравнивает два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражает результаты сравнения в речи, используя прилагательные: длиннее — короче, лире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по :.длине, ширине, высоте, толщине. Сравнивает предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче, уже синего). Устанавливает размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагает их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины; в активной речи использует понятия понятия, обозначающие размерные отношения предметов («эта (красная) башенка — самая высокая, эта (оранжевая) — пониже, эта (розовая) — еще ниже, а эта (желтая) — самая низкая» и т. д.) | Называет 6 цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). | Ориентировка в пространстве: умеет определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначает словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки). Умеет выделять пространственные отношения: далеко — близко (дом стоит близко, а березка растет далеко). Ориентировка во времени. Знает части суток, их характерных особенности, последовательности (утро — день —вечер —ночь). Объясняет значение слов: вчера, сегодня, завтра. Различает левую и правую руки. |
5 – 6 лет | Различает и знает овал сравнивает его с кругом и прямоугольником. Различает и знает четырехугольник: понимает , что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника. Умеет анализировать и сравнивать предметы по форме, находит в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелки — круглые и т.д. Знает о том, как из одной формы сделать другую | Умеет устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: знает и располагает предметы, в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражает в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру; «Розовая лента — самая широкая, фиолетовая — немного уже, красная — еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент» и т. д. Умеет сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте ) опосредованно — с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов. Находит предметы длиннее (короче), выше (ниже). шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему. | Знает красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, белый, розовый, черный, цвета. | Ориентировка в пространстве. Умеет ориентироваться в окружающем пространстве; понимает смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около); двигается в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.); определяет свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначает в речи взаимное расположение предметов: « Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади — мишка, а впереди — машина». Умеет ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу). Ориентировка во времени. Знает что утро, вечер, день, ночь составляют сутки. На конкретных примерах устанавливает последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определяет, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. |
6 -7 лет | Знает известные геометрические фигуры и их элементы (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств. Имеет представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника), о прямой линии, отрезке прямой. Умеет распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображает, располагает на плоскости, упорядочивает по размерам, классифицирует, группирует по цвету, форме, размерам. Умеет моделировать геометрические фигуры; составляет из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга — круг, из четырех отрезков — четырехугольник, из двух коротких отрезков—один длинный и т.д.; конструирует фигуры по словесному описанию; составляет тематические композиции из фигур по собственному замыслу; умеет анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздает сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению. | Умеет делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также использует условную меру; обозначает части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т.д.); устанавливает соотношение целого и части, размера частей; находит части целого и целое по известным частям. Умеет измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку). Измеряет объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Имеет представление о весе предметов и способах его измерения; умеет сравнивать вес предметов (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях. Имеет представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры. | Знает красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, белый, черный. | Ориентировка в пространстве. Умеет ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.); располагает предметы и их изображения в указанном направлении, отражает в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.). Умеет «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигается в пространстве, ориентируется на условные обозначения (знаки и символы). Ориентировка во времени : имеет представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времен года. Умеет пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время. Различает длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час). Умеет определять время по часам с точностью до 1 часа |
Список используемой литературы:
- ПРИМЕРНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014
- Пилюгина Э.Г.Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада.- М.,1983
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Усвоение сенсорных эталонов детьми дошкольного возраста
Дети раннего возраста познают окружающий мир с помощью различных органов чувств. Это наиболее доступный, а на определенном этапе единственный, способ исследования окружающих предметов и явлений....
Использование игр и усвоение сенсорных эталонов детьми дошкольного возраста
Использование игр и усвоение сенсорных эталонов детьми дошкольного возрастаИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР И УСВОЕНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАДети раннего возраста познают окружающий мир с помо...
Презентация "Формирование сенсорных эталонов младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры"
Формирование сенсорных эталонов младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры...
Игровые технологии по развитию сенсорных эталонов детей дошкольного возраста
Ознакомление с сенсорными эталонами в дошкольном возрасте - это развитие действий восприятия, познание свойств и качеств предметов окружающей среды, установление взаимосвязи между ними. В да...
Консультация «Сенсорные эталоны в дошкольном возрасте»
Ребенок с самого раннего возраста начинает воспринимать окружающую его действительность через органы чувств. Он дотрагивается к предметам, берет их в рот, чтобы понять их вкус, осматривает их визуальн...
Консультация " Сенсорные эталоны согласно дошкольному возрасту".
Информация про сенсорные эталоны у детей дошкольного возраста....
«Сенсомоторное развитие и усвоение сенсорных эталонов детьми дошкольного возраста с ОВЗ»
На первый взгляд может показаться, что сенсомоторное развитие ребёнка – это естественный процесс, который осваивается на определённых этапах жизни самостоятельно. Обычно так и происходит у детей...