Консультация " Сенсорные эталоны согласно дошкольному возрасту".
методическая разработка

Маричева Дарья Владимировна

Информация про сенсорные эталоны у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornye_etalony.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад  № 20

Педагогический час:

«Сенсорные эталоны согласно возрасту детей».

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад №20»

Маричева Д.В

Январь, 2022

Сенсорные эталоны — это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений — цвета, формы, величины предметов, их положения в пространстве, высоты звуков, длительности промежутков времени и т. д. Они возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок, при помощи которых устанавливают и обозначают соответствующие свойства и отношения, как, например, при восприятии формы эталонами служат представления о геометрических фигурах (круге, квадрате, треугольнике и др., при восприятии цвета — представления о семи цветах спектра, белом и черном цветах. В природе существует бесконечное разнообразие красок и форм. Человечество сумело, их упорядочить, свести к немногим типичным разновидностям, что дает возможность воспринимать окружающий мир как бы сквозь призму общественного опыта. 

Каждый вид эталонов представляет собой не просто набор отдельных образцов, а систему, в которой разновидности данного свойства расположены в той или иной последовательности, так или иначе сгруппированы и различаются по строго определенным признакам.

Усвоение сенсорных эталонов, так же как и формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование разновидностей формы, цвета, отношений по величине и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Однако этого недостаточно. Необходимо еще, чтобы ребенок выделил те основные разновидности свойств, которые применяют в качестве эталонов, из всех остальных, начал бы сравнивать с ними свойства разнообразных предметов. Все это составляет сенсорное развитие ребенка.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. 

Задачи сенсорного развития:

• формирование у детей систем перцептивных (обследовательских) действий;
• формирование у детей систем сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;
• формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности;

• создание условий, способствующих развитию у детей широкой ориентировки в окружающем их предметном мире.

Начиная с 3 лет основное место – ознакомление их с общеприятными сенсорными эталонами и способами их использования. Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее знакомят их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Для детей 5-7лет разрабатываются игры-занятия, дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.

Три периода освоения сенсорных эталонов:
1 период: 0 – 2 лет жизни. Это период сенсомоторных предэталонов, когда ребенок отображает лишь отдельные особенности предметов, которые имеют существенное значение для непосредственного двигательного приспособления, - некоторые особенности формы, величину предметов, расстояние и т. д.
2 период длится в среднем до 5 лет. 
Происходит ознакомление детей с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.
3 период: в возрасте 5 лет и старше - происходит усвоение детьми системы общепринятых эталонов, когда сами свойства предметов приобретают эталонное значение в отрыве от конкретного предмета.

В этот период ребенок уже соотносит качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами предметов: трава зеленая, яблоко как шар, крыша у домика треугольная, палочка и карандаш деревянные и т. д.

Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью, вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребенок познает предметный мир с его многообразными свойствами, также он познает явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению.

Значение сенсорного воспитания:

•является основой для интеллектуального развития;
• упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

•развивает наблюдательность;

• готовит к реальной жизни;

• позитивно влияет на эстетическое чувство;

• является основой для развития воображения;

• развивает внимание;

•дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

• обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

• влияет на расширение словарного запаса ребенка;

• влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и

др. видов памяти.

Восприятие детьми окружающего всегда определяется теми или иными интересами, потребностями, замыслами. Разнообразную направленность восприятия у детей следует развивать, используя и совершенствуя их интересы и потребности. Эта цель достигается путем использования игр и игровых упражнений, направленных на формирование сенсорных эталонов и других представлений о предметах и явлениях.

На занятиях задачи сенсорного воспитания и развития входят в дидактическую систему и осуществляются применительно к той или иной деятельности с учетом ее специфики.
Сенсорное воспитание в процессе обучения и в повседневной жизни требует разных путей и методов.
Сенсорное воспитание через разнообразные виды деятельности

Ранний возраст – освоение самостоятельной предметной деятельности.

В младенческом возрасте (2 месяца - 1 год)

•непосредственное эмоциональное общение с взрослым,

•манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия,

•восприятие музыки, детских песен и стихов,
•двигательная активность и тактильно-двигательные игры
1 год - 3 года

• предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

• экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.,

• общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,

• самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.,

•восприятие смысла музыки, сказок, стихов,

•рассматривание картинок,

•двигательная активность

Для детей дошкольного возраста с 3 до 8 лет характерны ведущие виды деятельности:

•игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,

•коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками,

•познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними,

•конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

•изобразительная (рисования, лепка, аппликация,

•музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

•двигательная (овладение основными движениями)

Содержание сенсорного воспитания должно быть согласованно с содержанием детской деятельности. Это значит, что обучение детей восприятию предметов, умению их анализировать, сравнивать должно быть согласованно с последующим процессом изобразительной, конструктивной или другой деятельности.

Педагогическую организацию этих процессов можно считать правильной в тех случаях, когда воспитатель дает (объясняет, показывает) способы действия: как надо рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать – и направляет деятельность детей на самостоятельное использование этих способов применительно к разному содержанию.

Сенсорное воспитание, включенное в дидактическую систему занятий, является неотъемлемой частью умственного развития. Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащения впечатлениями. Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений.

В зависимости от задач сенсорного и умственного воспитания, возраста и опыта детей воспитатель подбирает и организует уголки по сенсорному развитию.

Существенно, что основным стимулом познавательной деятельности, мотивом выполнения дидактической задачи становиться не прямое указание воспитателя, а естественное для дошкольников стремление играть, желание достигнуть игровой цели, выиграть. Именно это заставляет детей внимательнее всматриваться, вслушиваться, быстрее ориентироваться на нужное свойство, подбирать и группировать предметы, как это требуется по условиям и правилам игры.

В основе же дидактических упражнений лежит иное начало: сенсорное обучение и воспитание осуществляются путем многократных упражнений с дидактическим, обучающим материалом, разработанным с определенной целью.

Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам, многократно повторять разнообразные практические операции, действительно ощущать результаты своих умственных и практических усилий.

Кроме специальных дидактических материалов, широко используются различные наборы обычных игрушек и картинок.Они подбираются по какому-либо определенному свойству или признаку: по цвету, форме, величине и т. д. Так наборы предметов становятся дидактическими пособиями для различения цвета, формы, величины.

В целях определения достижений детей в сенсорном развитии воспитатель может использовать упражнения с дидактическими материалами и игры с теми же башенками или игрушками-вкладышами. Предложив детям, например, подобрать части вкладышей по величине, педагог увидит уровень умений по тому, как будет действовать ребенок. Те, кто решает задачу путем хаотичных многократных проб и ошибок находятся на низком уровне. Другие дети тоже используют практические пробы, но делают это целенаправленно. Можно считать, что эти дети находятся по сравнению с первыми на более высоком уровне. И, наконец, детей можно отнести к еще более высокому уровню, если они безошибочно подбирают детали, лишь на основе зрительного соотношения.

Таким образом, в общей системе сенсорного воспитания в детском саду дидактические игры решают учебные задачи: кроме того, они – хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного воспитания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Усвоение сенсорных эталонов детьми дошкольного возраста

Дети раннего возраста познают окружающий мир с помощью различных органов чувств. Это наиболее доступный, а на определенном этапе единственный, способ исследования окружающих предметов и явлений....

Сенсорные эталоны детей дошкольного возраста

Таблица в которой представлены сенсорные эталоны детей с рождения  до 7 лет....

Использование игр и усвоение сенсорных эталонов детьми дошкольного возраста

Использование игр и усвоение сенсорных эталонов детьми дошкольного возрастаИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР И УСВОЕНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАДети раннего возраста познают окружающий мир с помо...

Презентация "Формирование сенсорных эталонов младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры"

Формирование сенсорных эталонов младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры...

Игровые технологии по развитию сенсорных эталонов детей дошкольного возраста

Ознакомление с сенсорными эталонами в дошкольном возрасте - это развитие действий восприятия, познание свойств и качеств предметов окружающей среды, установление взаимосвязи между ними. В да...

Консультация «Сенсорные эталоны в дошкольном возрасте»

Ребенок с самого раннего возраста начинает воспринимать окружающую его действительность через органы чувств. Он дотрагивается к предметам, берет их в рот, чтобы понять их вкус, осматривает их визуальн...

Консультация для родителей "Освоение сенсорных эталонов детьми дошкольного возраста

Восприятие цвета, формы, величины предметов не является врожденным качеством. Только взрослые могут помочь увидеть мир красок, различать форму и величину. Группировать предметы между собой, сравнивать...