Консультация " Сенсорные эталоны согласно дошкольному возрасту".
методическая разработка
Информация про сенсорные эталоны у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornye_etalony.docx | 22.99 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 20
Педагогический час:
«Сенсорные эталоны согласно возрасту детей».
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад №20»
Маричева Д.В
Январь, 2022
Сенсорные эталоны — это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений — цвета, формы, величины предметов, их положения в пространстве, высоты звуков, длительности промежутков времени и т. д. Они возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок, при помощи которых устанавливают и обозначают соответствующие свойства и отношения, как, например, при восприятии формы эталонами служат представления о геометрических фигурах (круге, квадрате, треугольнике и др., при восприятии цвета — представления о семи цветах спектра, белом и черном цветах. В природе существует бесконечное разнообразие красок и форм. Человечество сумело, их упорядочить, свести к немногим типичным разновидностям, что дает возможность воспринимать окружающий мир как бы сквозь призму общественного опыта.
Каждый вид эталонов представляет собой не просто набор отдельных образцов, а систему, в которой разновидности данного свойства расположены в той или иной последовательности, так или иначе сгруппированы и различаются по строго определенным признакам.
Усвоение сенсорных эталонов, так же как и формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование разновидностей формы, цвета, отношений по величине и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Однако этого недостаточно. Необходимо еще, чтобы ребенок выделил те основные разновидности свойств, которые применяют в качестве эталонов, из всех остальных, начал бы сравнивать с ними свойства разнообразных предметов. Все это составляет сенсорное развитие ребенка.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Задачи сенсорного развития:
• формирование у детей систем перцептивных (обследовательских) действий;
• формирование у детей систем сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;
• формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности;
• создание условий, способствующих развитию у детей широкой ориентировки в окружающем их предметном мире.
Начиная с 3 лет основное место – ознакомление их с общеприятными сенсорными эталонами и способами их использования. Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее знакомят их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
Для детей 5-7лет разрабатываются игры-занятия, дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.
Три периода освоения сенсорных эталонов:
1 период: 0 – 2 лет жизни. Это период сенсомоторных предэталонов, когда ребенок отображает лишь отдельные особенности предметов, которые имеют существенное значение для непосредственного двигательного приспособления, - некоторые особенности формы, величину предметов, расстояние и т. д.
2 период длится в среднем до 5 лет.
Происходит ознакомление детей с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.
3 период: в возрасте 5 лет и старше - происходит усвоение детьми системы общепринятых эталонов, когда сами свойства предметов приобретают эталонное значение в отрыве от конкретного предмета.
В этот период ребенок уже соотносит качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами предметов: трава зеленая, яблоко как шар, крыша у домика треугольная, палочка и карандаш деревянные и т. д.
Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью, вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребенок познает предметный мир с его многообразными свойствами, также он познает явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению.
Значение сенсорного воспитания:
•является основой для интеллектуального развития;
• упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
•развивает наблюдательность;
• готовит к реальной жизни;
• позитивно влияет на эстетическое чувство;
• является основой для развития воображения;
• развивает внимание;
•дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
• обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
• влияет на расширение словарного запаса ребенка;
• влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и
др. видов памяти.
Восприятие детьми окружающего всегда определяется теми или иными интересами, потребностями, замыслами. Разнообразную направленность восприятия у детей следует развивать, используя и совершенствуя их интересы и потребности. Эта цель достигается путем использования игр и игровых упражнений, направленных на формирование сенсорных эталонов и других представлений о предметах и явлениях.
На занятиях задачи сенсорного воспитания и развития входят в дидактическую систему и осуществляются применительно к той или иной деятельности с учетом ее специфики.
Сенсорное воспитание в процессе обучения и в повседневной жизни требует разных путей и методов.
Сенсорное воспитание через разнообразные виды деятельности
Ранний возраст – освоение самостоятельной предметной деятельности.
В младенческом возрасте (2 месяца - 1 год)
•непосредственное эмоциональное общение с взрослым,
•манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия,
•восприятие музыки, детских песен и стихов,
•двигательная активность и тактильно-двигательные игры
1 год - 3 года
• предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
• экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.,
• общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,
• самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.,
•восприятие смысла музыки, сказок, стихов,
•рассматривание картинок,
•двигательная активность
Для детей дошкольного возраста с 3 до 8 лет характерны ведущие виды деятельности:
•игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
•коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками,
•познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними,
•конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
•изобразительная (рисования, лепка, аппликация,
•музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
•двигательная (овладение основными движениями)
Содержание сенсорного воспитания должно быть согласованно с содержанием детской деятельности. Это значит, что обучение детей восприятию предметов, умению их анализировать, сравнивать должно быть согласованно с последующим процессом изобразительной, конструктивной или другой деятельности.
Педагогическую организацию этих процессов можно считать правильной в тех случаях, когда воспитатель дает (объясняет, показывает) способы действия: как надо рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать – и направляет деятельность детей на самостоятельное использование этих способов применительно к разному содержанию.
Сенсорное воспитание, включенное в дидактическую систему занятий, является неотъемлемой частью умственного развития. Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащения впечатлениями. Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений.
В зависимости от задач сенсорного и умственного воспитания, возраста и опыта детей воспитатель подбирает и организует уголки по сенсорному развитию.
Существенно, что основным стимулом познавательной деятельности, мотивом выполнения дидактической задачи становиться не прямое указание воспитателя, а естественное для дошкольников стремление играть, желание достигнуть игровой цели, выиграть. Именно это заставляет детей внимательнее всматриваться, вслушиваться, быстрее ориентироваться на нужное свойство, подбирать и группировать предметы, как это требуется по условиям и правилам игры.
В основе же дидактических упражнений лежит иное начало: сенсорное обучение и воспитание осуществляются путем многократных упражнений с дидактическим, обучающим материалом, разработанным с определенной целью.
Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам, многократно повторять разнообразные практические операции, действительно ощущать результаты своих умственных и практических усилий.
Кроме специальных дидактических материалов, широко используются различные наборы обычных игрушек и картинок.Они подбираются по какому-либо определенному свойству или признаку: по цвету, форме, величине и т. д. Так наборы предметов становятся дидактическими пособиями для различения цвета, формы, величины.
В целях определения достижений детей в сенсорном развитии воспитатель может использовать упражнения с дидактическими материалами и игры с теми же башенками или игрушками-вкладышами. Предложив детям, например, подобрать части вкладышей по величине, педагог увидит уровень умений по тому, как будет действовать ребенок. Те, кто решает задачу путем хаотичных многократных проб и ошибок находятся на низком уровне. Другие дети тоже используют практические пробы, но делают это целенаправленно. Можно считать, что эти дети находятся по сравнению с первыми на более высоком уровне. И, наконец, детей можно отнести к еще более высокому уровню, если они безошибочно подбирают детали, лишь на основе зрительного соотношения.
Таким образом, в общей системе сенсорного воспитания в детском саду дидактические игры решают учебные задачи: кроме того, они – хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного воспитания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Усвоение сенсорных эталонов детьми дошкольного возраста
Дети раннего возраста познают окружающий мир с помощью различных органов чувств. Это наиболее доступный, а на определенном этапе единственный, способ исследования окружающих предметов и явлений....
Сенсорные эталоны детей дошкольного возраста
Таблица в которой представлены сенсорные эталоны детей с рождения до 7 лет....
Использование игр и усвоение сенсорных эталонов детьми дошкольного возраста
Использование игр и усвоение сенсорных эталонов детьми дошкольного возрастаИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР И УСВОЕНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАДети раннего возраста познают окружающий мир с помо...
Презентация "Формирование сенсорных эталонов младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры"
Формирование сенсорных эталонов младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры...
Игровые технологии по развитию сенсорных эталонов детей дошкольного возраста
Ознакомление с сенсорными эталонами в дошкольном возрасте - это развитие действий восприятия, познание свойств и качеств предметов окружающей среды, установление взаимосвязи между ними. В да...
Консультация «Сенсорные эталоны в дошкольном возрасте»
Ребенок с самого раннего возраста начинает воспринимать окружающую его действительность через органы чувств. Он дотрагивается к предметам, берет их в рот, чтобы понять их вкус, осматривает их визуальн...
«Сенсомоторное развитие и усвоение сенсорных эталонов детьми дошкольного возраста с ОВЗ»
На первый взгляд может показаться, что сенсомоторное развитие ребёнка – это естественный процесс, который осваивается на определённых этапах жизни самостоятельно. Обычно так и происходит у детей...