Семинар-практикум "Детское естественнонаучное экспериментирование в рамках новых образовательных программ в ДОУ"
опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Экспериментирование - это не только познание окружающего мира, это радость открытий, удивление. В последнее время педагоги все больше внимания уделяют детскому экспериментированию. Экспериментировать можно с предметами, растениями, водой, со звуками, одним словом с тем, что составляет наш окружающий мир. Главное, чтобы опыты были необычными и удивительными для ребенка. С некоторыми из них мы хотим вас познакомить.
Значение опытов
Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Проводятся опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия.
Методика проведения опыта
Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям.
В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями. Несложные опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включаться в занятия.
Проведение опытов с детьми позволяет юным естествоиспытателям по-новому взглянуть на привычные вещи, задуматься над неожиданными вопросами. Открыть для себя много нового. Занятия по экспериментированию должны приносить ребенку прежде всего удовольствие и развивать любознательность.
Опыт №1
«Волшебная коробочка»
Нахождение центра тяжести.
Материалы: коробочка или спичечный коробок , груз.
Выполнение:
Пустую коробочку кладем на край стола и начинаем медленно двигать ближе к краю. Что происходит?
Дети закрывают глаза, кладем в коробочку груз, на край. Двигаем коробочку. Что происходит?
Объяснение: Пустая коробочка падает, кладем вес, теперь этот край будет удерживаться на столе, даже если почти вся коробка висит в воздухе. При нарушении равновесия центр тяжести будет подниматься. Поэтому равновесие будет восстанавливаться.
Опыт №2
«Соревнование» листов бумаги.
Материалы: два листа бумаги формата А4
Выполнение:
Напишите на одном листе «Тяжелый», на «втором»- «легкий». Скомкать «тяжелый лист», «легкий» остается без изменений. Тяжелый и легкий лист одновременно бросают на пол. Кто первый упал? Что происходит? Скомканный лист окажется на полу первый. Выталкивающая сила в воздухе тем больше, чем больше площадь поверхности тела. Легкий лист бумаги имеет большую площадь поверхности, и действующая на него выталкивающая сила больше, чем в случае со скомканным листом, поэтому он парит в воздухе, медленно опускаясь на пол. Скомканный лист, наоборот, падает быстро. В конце концов оба листа оказываются на полу, так как их вес больше выталкивающей силы.
Опыт №3
«Почему я отражаюсь в ложке «вверх ногами».
Рассмотрите свое отражение в ложке. На выпуклой стороне ложки появляется искаженное отражение, на вогнутой – расположенное вверх ногами.
Дело в том, что отполированная поверхность ложки отражает свет и строит изображения, как зеркало. Разница лишь в том, что привычное нам зеркало - плоское, а ложка - выпукло-вогнутая.
С внутренней стороны ложка представляет собой вогнутое зеркало, которое, в большинстве случаев, переворачивает изображение, а с внешней - выпуклое зеркало, образующее только прямые и уменьшенные изображения. Поэтому в выпуклой части мы отражаемся прямо, а в вогнутой - вверх тормашками.
Чтобы понять, почему вогнутое зеркало переворачивает изображение, а выпуклое - нет, вспомним, что такое вообще изображение. Это лучи света, попадающие к нам в глаз. Перевернутое изображение -это когда голова внизу, а ноги вверху, то есть, когда верхний луч стал нижним и наоборот. Для того, чтоб получить перевернутое изображение, надо пустить лучи света так, чтоб они поменялись местами. Именно это и делает вогнутое зеркало. Оно собирает падающий на него свет "в кучу" (т.е. фокусирует свет), а затем лучи просто летят по прямой.
Выпуклое зеркало лучи не фокусирует, а наоборот, разбрасывает во все стороны. Но верхний луч остается при этом верхним лучом, и изображение не переворачивается.
Опыт №4
«Поющая линейка».
Материалы: пластмассовая линейка.
Выполнение:
С помощью линейки вы можете создавать прекрасную музыку и одновременно изучать колебания. Положите линейку на стол так, чтобы большая ее часть выступала за его край, и прижмите рукой меньшую часть линейки плотно к столу. Пусть кто-нибудь согнет с силой линейку и отпустит ее.
Что происходит? Как только линейку отпускают, она начинает сильно колебаться. Возникает звук. Если линейка немного выступает за край стола, то возникает высокий звук. Если она вдвинута далеко, то тон звука низкий.
Объяснение: Пока линейка колеблется, она создает звук определенного тона. Под колебанием понимают достаточно быстрые движения линейки вверх и вниз. При прекращении колебаний звук пропадает. Следовательно, колебания являются причиной звука. Чем сильнее первоначальное воздействие, тем больше амплитуда колебаний и тем громче звук.
Опыт № 5
«Почему хлеб сладкий?»
Материалы: кусочек белого хлеба.
Выполнение: Медленно разжевать кусок хлеба.
Что происходит? Хлеб после долгого разжевывания приобретает сладкий вкус.
Объяснение: Мука, из которой испечен хлеб, содержит крахмал – это полисахарид, который уже во рту под воздействием энзимов, находящихся в слюне, частично преобразовывается в дисахарид – мальтозу. Переваривание пищи тоже начинается уже во рту.
Опыт № 6
«Бумажный цветок»
Материалы: бумажный цветок, с закрученными вверх лепестками.
Выполнение: Бумажные цветы с закрученными лепестками опускаем на воду. Что происходит с цветком?
Почему цветок раскрывается?
Объяснение: Вода проникает через поры бумаги, заполнив дно цветка, она давит на лепестки и заставляет раскрыться.
Опыт №7
"В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются"
Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыпем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.
В аквариум на дно мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок?
Предложите детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.
Опыт №8
«Волшебный стакан»
Материалы: стакан с водой, глянцевая открытка.
Выполнение:
Дети наполняют стаканы с водой. Количество воды не имеет значения. Положить открытку на стакан и перевернуть их вместе. Вода не выливается из стакана, ее держит открытка. Попробуйте повторить опыт с сухим стаканом. Без воды ничего не получится.
Эксперимент удается с любыми жидкостями, кроме газированных напитков, содержащих углекислоту (минеральная вода, лимонад и т.д.)
Что происходит?
При переворачивании стакана очень маленькое количество воды попадает в щель между стаканом и открыткой. Отсутствие этого количества воды создает в стакане небольшое разряжение, которое притягивает открытку. Конечно, оно слишком незначительное, чтобы удерживать данное количество воды, но достаточное, чтобы зафиксировать открытку.
Что происходит над и под открыткой: вода давит на открытку изнутри (сверху). Снаружи (снизу) на открытку давит воздух, что и удерживает воду в стакане. Внешнее давление воздуха придавливает (из-за большего внешнего давления по сравнению с внутренним) открытку к краям стакана, поэтому он и остается закрытым.
Опыт №9
«Что плавает?»
Материалы: пластилин, миска, вода.
Выполнение: Вылепить из пластилина шарики. Опустить его в миску с водой. Он упадет на дно. Вылепите мисочку или лодочку. Она плавает.
Объяснение:
Этот опыт показывает, что для того, чтобы предмет плавал, надо первоначально уменьшить его плотность. Пластилин, из которого сделан шарик, тонет, т.к. он обладает плотностью большей, чем плотность воды, и его плавучесть меньше, чем его вес. Для того, чтобы пластилин плавал, необходимо увеличить его плавучесть. Это происходит в результате увеличения площади поверхности. Чем больше площадь поверхности, которой предмет может соприкасаться с водой, тем больше плавучесть. В этом смысле круглый шарик имеет маленькую поверхность, поэтому на него действует незначительная выталкивающая сила, и он тонет. Вогнутая форма пластилинового кораблика имеет значительно большую поверхность, поэтому и действующая на него выталкивающая сила больше.
Опыт № 10
«Попугай в клетке»
При вращении происходит наслоение кадра. Тем самым создается впечатление, что птичка попала в клетку.
Опыт №11
«Прыгающая бумага»
Материалы: воздушный шарик, конфетти.
Выполнение: надуть шарик, потереть им о футболку или волосы. Проведите шариком над бумажками. Что произойдет? Бумажки притянулись к шарику. Мы наэлектризовали шарик и он начал притягивать к себе другие предметы. Это пример электризации трением. С помощью снежинок, мы наблюдаем свойства наэлектризованных тел притягиваться друг к другу.
Опыты несложные, поэтому воспринимаются как фокусы, но имеют научное обоснование.
При подготовке использована литература:
1.Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
2.Нуждина Т. Д. "Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду". Я.,1998.
3.Рыжова Н. А. "Волшебница-вода".М., 1997.
4.Рыжова Н. А. "Воздух-невидимка".М.,1998.
5.Бондаренко А. К. "Дидактические игры в детском саду".М.,1991
6. Крайний В. «Занимательная химия». М., 2009.
7. Кинингер М. «Физика для детей 4-6 лет». М. 2011.
8. Кинингер М. «Химия для детей 4-6 лет». М. 2011.
9. Кинингер М. Биология для детей 4-6 лет». М. 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация системы мониторинга развития ребенка в рамках реализации образовательной программы ДОУ компенсирующего вида
Организация и апробация системы мониторинга развития ребенка в рамках реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида....
Использование нетрадиционных техник рисования в образовательной области «Художественное творчество» в рамках новых образовательных стандартов.
Использование нетрадиционных техник рисования в образовательной области «Художественное творчество» в рамках новых образовательных стандартов. Я хочу раскрыть значимость использования нетр...
Зачем нужна оценка музыкального развития детей в рамках реализации образовательной программы?
Процессы воспитания и развития человека осуществляются в определенных условиях. К ним отно¬сятся внутренние условия (наследственность, задатки, индивиду¬альные возможности и способности су...
«Применение информационно - коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения в рамках реализации образовательной программы»
Статья посвящена проблеме реализации информационно-коммуникационных технологий в системе музыкального образования детей. Рассматриваются возможности данных технологий на занятиях в процессе разных вид...
Применение современных образовательных технологий в рамках реализации образовательных программ дошкольного образования. Личностно-ориентированный подход в обучении детей основам хореографии в детском саду.
Краткое описание применения современнных образовательных технологий(личностного подхода) при обучении детей основам хореографии в детском саду....
Методическая разработка по теме: «Применение современных образовательных технологий в рамках реализации образовательных программ дополнительного дошкольного образования»
Танец - это самый древний и богатый вид искусства: интересный, многогранный, яркий, заряжающий положительной энергией и дарящий положительные эмоции. Хор...