Проект "Природа родного края"
проект на тему
Предварительный просмотр:
Управление образования
Администрации городского округа Саранск
Муниципальное образовательное учреждение «Детский сад №93»
Проект
Природа родного края
(январь - май)
Автор-разработчик
Воспитатель средней группы №12
Бобудаева Светлана Ивановна
Саранск 2015 г.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Актуальность.
В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению национальной культуры. Изучение природы родного края является одним из средств этнокультурного воспитания.
Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе.
Ознакомление детей с природой родной земли средствами национальной культуры (язык, литература, традиции, обычаи…) – способствует сознанию важности окружающего мира.
Через общение с природой обогащается речь ребенка, делается разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное чувство, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.
Изучение родного края необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина», «Мира не узнаешь, не зная края своего! ».
Цели: формирование у детей среднего дошкольного возраста этнокультурного самосознания и обогащения знаний о природе родного края через мордовскую культуру;
воспитание любви к малой родине, интереса и уважения к родному краю и искусству мордовского народа;
бережного отношения к природе и природным богатствам нашего края;
формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края;
воспитание чувства уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.
Задачи:
Образовательные:
приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
дать представление о растительном и животном мире Мордовии.
научить видеть и понимать красоту живой природы;
сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
познакомить детей с произведениями мордовских поэтов о природе родного края.
Воспитательные:
сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
формировать чувство гордости за свою малую Родину;
воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.
Развивающие:
развивать потребности общения с природой;
развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;
развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
Этапы:
I этап - подготовительный:
- подбор специальной тематической и художественной литературы о родном крае, систематизация материала;
- составление перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом разнообразия форм и методов работы;
- подбор диагностического инструментария.
II этап – организационный:
- реализация проекта на базе средней группы.
III этап – итоговый:
- альбома «животные и растения Мордовии»,
- оформление альбомов: «Стихи о родном крае», «Город в котором я живу», рисунки.
Формы и методы реализации:
• рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, коллекций, иллюстраций, они дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей. Репродукции в журналах и книгах о родном крае, раздаточный материал.
• практические методы: изготовление рисунков, практические работы (создание своими руками рисунков, композиций, поделок, посвященных природе родного края). Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
• Мультимедийные презентации, использование аудио и видеоаппаратуры для ознакомления детей с символикой, достопримечательностями родного края, его природных богатствах, животном и растительном мире.
Работа с родителями.
-Анкетирование родителей
- Помощь в создании фотовыставки.
- Пополнение художественной и научной литературы.
Ожидаемые результаты:
• рост познавательной активности у воспитанников;
• формирование эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
• развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
• возникновение интереса у детей к прошлому, настоящему и будущему родного края, мордовского народа, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
умение видеть окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей.
существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;
технологию изготовления поделок из природного материала.
Воспитанники должны уметь:
видеть и понимать красоту живой природы;
вести простейшие наблюдения в природе;
распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали.
Перспективный план мероприятий.
Мероприятия с воспитанниками
1. Познавательное развитие: «Край, в котором мы живем! »
Цель: закрепить представления детей о географическом положении Мордовии, климатических особенностях. Учить находить столицу республики на карте, формировать знания о значении флага. Воспитывать любовь и уважение к родному краю. Познавательная и художественная литература об истории Мордовии.
2. Беседа «Традиции и обычаи мордвы в весенний период»
Цель: познакомить детей с весенними обрядовыми праздниками эрзян: «эрьбань чи», «инечи», «васенцеде паксяс лисема»,..
3. Рисование: «Весенний пейзаж».
Цель: Расширять интерес детей к изобразительной деятельности. Совершенствовать умение рисовать природу родного края. Воспитывать любовь к малой родине.
4.Чтение худ. литературы « Произведения мордовских поэтов и писателей о красоте природы родного края»
Цель: познакомить детей с творчеством мордовских писателей и поэтов;
привить чувство любви и уважения к родному краю, к природе Мордовии.
5.Посещение мордовского мини–музея
Цель: познакомить детей с предметами быта, одеждой мордвы, изготовленными из природного материала, показать их уникальность, самоценность.
6.Фотовыставка «Лес, бесценное богатство»
Цель: воспитывать уважительное отношение к природе леса;
- учить видеть красоту природы;
- привлекать активное участие родителей к созданию выставки.
7. Экскурсия в сосновую посадку
Цель: обогащать и закреплять знания об особенностях сосны, и других хвойных деревьев;
- высадка ростков ели;
- воспитывать желание быть полезным, делать хорошие поступки, понимать для чего, надо сажать деревья.
8. Литературный вечер: «Люблю тебя, мой край родной! »
Цель: разучивать с детьми стихи и песни о родном крае, растительном мире Мордовии.
- обобщать, активизировать словарный запас.
Предполагаемые результаты:
Для детей.
- У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Умение различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода).
- Сформируется понимание детьми неразрывной связи человека с природой;
- Сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
- Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года. Узнают растения родного края, нуждающиеся в защите и охране, занесенных в красную книгу ;
- Узнают значение воды и воздуха, почвы в жизни всех живых объектов природы, их свойства.
- Сформируется понимание целительной силы природы через ознакомление с лекарственными травами.
- Научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять правила поведения и безопасности в природе.
- Научатся проводить простейшие , исследования объектов природы,
будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
Для родителей.
- К экологическому проекту будут привлечены родители.
-Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада. У родителей сформируется желание быть активным соучастником ребенка в его деятельности и творчестве.
Риски.
1. Низкое познавательное развитие детей.
2. Низкая заинтересованность родителей.
3. Могут быть упущены отдельные направления экологического проекта из-за большого объема изучаемого материала
Предупреждение рисков.
Для повышения познавательного интереса детей и их родителей провести в консультацию по разъяснению запланированных задач по экологическому проекту "Природа родного края ", привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.
Составить план по реализации проекта, отслеживать выполнение плана с учетом принципа системности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"
Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...
Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"
Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...
Педагогическое мероприятие с детьми подготовительной группы по реализации образовательной области Познание на тему:«Певец родного края Поэт родного края»
Педагогическое мероприятие по формированию национального самосознания у детей дошкольного возраста....
Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»
В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....
Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»
Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...
Ознакомление дошкольников с родным краем. Первые представления дошкольников о родном крае.
В статье представленны формы и методы педагогической работы с детьми дошкольного возраста....
Конспект НОД в младшей группе «Знакомим дошкольников с профессиями родного края» Конспект НОД в младшей группе «Знакомим дошкольников с профессиями родного края»
Интегрированное занятие в младшей группе детского сада....