Проект "Природа родного края"
проект на тему

Бобудаева Светлана Ивановна

Проект "Природа родного края"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moy_gorod.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

Администрации городского округа Саранск

Муниципальное образовательное учреждение «Детский сад №93»

Проект

Природа родного края

(январь - май)

Автор-разработчик

Воспитатель средней группы №12

Бобудаева Светлана Ивановна

Саранск 2015 г.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Актуальность.

     В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению национальной культуры. Изучение природы родного края является одним из средств этнокультурного воспитания.

    Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе.

    Ознакомление детей с природой родной земли средствами национальной культуры (язык, литература, традиции, обычаи…) – способствует сознанию важности окружающего мира.

   Через общение с природой обогащается речь ребенка, делается разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное чувство, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.

   Изучение родного края необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина», «Мира не узнаешь, не зная края своего! ».

   

Цели: формирование у детей среднего дошкольного возраста       этнокультурного самосознания и обогащения знаний  о природе родного края через мордовскую культуру;                                        

воспитание любви к малой родине, интереса и уважения к родному краю и искусству мордовского народа;                                                

бережного отношения к природе и природным богатствам нашего края;                                                                                        

формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края;

воспитание чувства уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.

                                                                                                                                                Задачи:

Образовательные:

приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;

дать представление о растительном и животном мире Мордовии.

научить видеть и понимать красоту живой природы;

сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;

познакомить детей с произведениями мордовских поэтов о природе родного края.

Воспитательные:

сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

формировать  чувство гордости за свою малую Родину;

воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;

воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.

Развивающие:

развивать потребности общения с природой;

развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;

развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.

Этапы:

I этап - подготовительный:

- подбор специальной тематической и художественной литературы о родном крае, систематизация материала;

- составление перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом разнообразия форм и методов работы;

- подбор диагностического инструментария.

II этап – организационный:

- реализация проекта на базе средней группы.

III этап – итоговый:

- альбома «животные и растения Мордовии»,

- оформление альбомов: «Стихи о родном крае», «Город в котором я живу», рисунки.

Формы и методы реализации:

• рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, коллекций, иллюстраций, они дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей. Репродукции в журналах и книгах о родном крае, раздаточный материал.

• практические методы: изготовление рисунков, практические работы (создание своими руками рисунков, композиций, поделок, посвященных природе родного края). Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

• Мультимедийные презентации, использование аудио  и видеоаппаратуры для ознакомления детей с символикой, достопримечательностями родного края, его природных богатствах, животном и растительном мире.                                                 

Работа с родителями.

-Анкетирование родителей

- Помощь в создании фотовыставки.

- Пополнение художественной и научной литературы.

Ожидаемые результаты:

• рост познавательной активности у воспитанников;

• формирование эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;

• развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.

• возникновение интереса у детей к прошлому, настоящему и будущему родного края, мордовского народа, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.

умение видеть окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей.

существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;

технологию изготовления поделок из природного материала.

Воспитанники должны уметь:

видеть и понимать красоту живой природы;

вести простейшие наблюдения в природе;

распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали.

Перспективный план мероприятий.

Мероприятия с воспитанниками

1. Познавательное развитие: «Край, в котором мы живем! »

Цель: закрепить представления детей о географическом положении Мордовии, климатических особенностях. Учить находить столицу республики на карте, формировать знания о значении флага. Воспитывать любовь и уважение к родному краю. Познавательная и художественная литература об истории Мордовии.

2. Беседа «Традиции и обычаи мордвы в весенний период»

Цель: познакомить детей с весенними обрядовыми праздниками эрзян: «эрьбань чи», «инечи», «васенцеде паксяс лисема»,..

3. Рисование: «Весенний пейзаж».

Цель: Расширять интерес детей к изобразительной деятельности. Совершенствовать умение рисовать природу родного края. Воспитывать любовь к малой родине.                                                       

4.Чтение худ. литературы « Произведения мордовских поэтов и писателей о красоте природы родного края»

Цель: познакомить детей с творчеством мордовских писателей и поэтов;

привить чувство  любви и уважения к родному краю, к природе Мордовии.

5.Посещение мордовского мини–музея

Цель: познакомить детей с предметами быта, одеждой мордвы, изготовленными из природного материала, показать их уникальность, самоценность.

6.Фотовыставка «Лес, бесценное богатство»

Цель: воспитывать уважительное отношение к природе леса;

- учить видеть красоту природы;

- привлекать активное участие родителей к созданию выставки.  

 

7. Экскурсия в сосновую посадку

Цель: обогащать и закреплять знания об особенностях  сосны, и других хвойных деревьев;

- высадка ростков ели;

- воспитывать желание быть полезным, делать хорошие поступки, понимать для чего, надо сажать деревья.

 

8. Литературный вечер: «Люблю тебя, мой край родной! »

Цель: разучивать с детьми стихи и песни о родном крае, растительном мире Мордовии.

- обобщать, активизировать словарный запас.

Предполагаемые результаты:

Для детей.

 - У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Умение различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода).

 - Сформируется понимание детьми неразрывной связи человека с природой;

- Сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

- Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года. Узнают растения родного края, нуждающиеся в защите и охране, занесенных в красную книгу ;

- Узнают значение воды и воздуха, почвы в жизни всех  живых объектов природы, их свойства.

- Сформируется понимание целительной силы природы через ознакомление с лекарственными травами.

- Научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять правила поведения и безопасности в природе.

- Научатся проводить простейшие , исследования объектов природы,

будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.

Для родителей.

- К  экологическому   проекту  будут привлечены родители.

-Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада. У родителей сформируется желание быть активным соучастником ребенка  в его деятельности и творчестве.

 Риски.

1. Низкое познавательное развитие детей.

2. Низкая заинтересованность родителей.

3. Могут быть упущены отдельные направления экологического проекта из-за большого объема изучаемого материала

 Предупреждение рисков.

 Для повышения познавательного интереса детей и их родителей провести в консультацию по разъяснению запланированных задач по экологическому проекту "Природа родного края ", привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.

Составить план по реализации проекта, отслеживать выполнение плана с учетом принципа системности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"

Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...

Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Ознакомление дошкольников с родным краем. Первые представления дошкольников о родном крае.

В статье представленны формы и методы педагогической работы с детьми дошкольного возраста....