Социокультурный проект "Красна девица речами, а изба пирогами"
проект (подготовительная группа) на тему
Вид проекта: познавательно - исследовательский, социо - культурный, краткосрочный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_proekt2.docx | 27.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Сохранение нравственного здоровья детей. Приобщение детей к истокам традиционной народной культуры, необходимого компонента воспитания любви к Родине.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать знакомить детей с бытом русского народа – как люди жили раньше, что в их жизни было ценным. Как гармонично быт сочетается с природой;
- Расширять знания детей о народных промыслах;
- Обогащать представления детей о русской народной культуре через устное народное творчество, произведения изобразительного и музыкального искусства.
Развивающие:
- Развивать интерес к русской национальной культуре и быту своего народа;
- Развивать духовные качества и нравственные чувства – долга, ответственности, гражданственности, патриотизма для установления позитивных межличностных отношений.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к Родине, ее культуре, истории, фольклору, традициям;
- Воспитывать в детях трудолюбие, правдивость, справедливость; создавать условия для проявления ребенком заботливого отношения к окружающим.
Социальное партнерство с семьей.
Задачи:
- Знакомить родителей с народной педагогикой, имеющей свои традиционные правила, которые точно соответствуют законам физического и интеллектуального развития ребенка.
- Помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям русской народной культуры, в становлении нравственно здоровой и духовно – богатой личности.
- Привлечь родителей к сотрудничеству в создании мини – музея «Русский дом».
- Привлечь к активному участию в народных праздниках и развлечениях.
Интеграция образовательных областей:
- социализация;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Карта целевых ориентиров
Виды деятельности | Предполагаемый результат |
Музыкальная деятельность | Дети знают и поют русские народные песни: колыбельные, плясовые, календарные, дразнилки, считалки. Знакомы с оркестром русских народных инструментов; знают внешний вид и звучание трещотки, бубенцов, свистульки, коробочки, шаркунка, маракаса, дудочки, гармони, свирели, балалайки. Имеют представление о том, как предметы быта в умелых руках людей превращались в музыкальные инструменты, например, рубель, пила, ухват, коса. Дети имеют представление о русской народной музыке, определяют на слух знакомые музыкальные произведения, рассказывают о характере, настроении, выразительных средствах музыки. Сочиняют разнообразные танцы, используя знакомые танцевальные движения, характерные для русских плясок. В самостоятельной музыкальной деятельности с удовольствием организуют хороводы, русские народные игры; играют дружно, доброжелательно относятся друг к другу, стремятся прийти на помощь в неудаче. Имеют представление о праздниках русского народа. С удовольствием отмечают «Колядки», «Масленицу», праздник «Русского дома». |
Приобщение к искусству | Дети знают и называют русских художников и их картины, отражающие жизнь русского народа. Умеют составлять описательный рассказ по картине. |
Изобразительная деятельность
| Умеют передавать форму и цветовой колорит предметов народного быта. Используют при лепке разные способы: ленточный, скульптурный, конструктивный. Имеют представления о народных игрушках, как части культуры русского народа, связанной с окружающим миром и природой. Умеют различать изделия народных промыслов: хохлома, гжель, городецкая роспись, дымка, филимоновская роспись. |
Ознакомление с художественной литературой | Дети знают малые формы русского народного творчества: потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички, прибаутки, небылицы. |
Развитие речи | Хорошо владеют новыми словами, обозначающими предметы русского быта: посуду, одежду, могут рассказать о назначении того или иного предмета, находящегося в русском доме. Умеют составлять рассказы из опыта на темы русских народных праздников. |
Приобщение к социально – культурным ценностям | Через русскую народную культуру, традиции, устное народное творчество имеют представление о том, как люди раньше жили, что в их жизни было ценным; дети усвоили и проявляют нравственные чувства – долга, ответственности, гражданственности и патриотизма. |
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни | Традиционные русские народные игры и забавы прочно вошли в жизнь наших детей, стали своеобразной школой развития быстроты, силы, меткости, сообразительности и внимания. Через народные традиции, национальную кухню у детей сформированы начальные представления о здоровом образе жизни. |
Этапы реализации проекта
- Организационно – подготовительный этап
Проектная деятельность | Задачи | Сроки реализации |
1.Знакомство детей с русским народным творчеством в разных видах деятельности: - приобщение к искусству; - изобразительная деятельность; - ознакомление с художественной литературой; - развитие речи; - приобщение к социально – культурным ценностям; - формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. | Развивать интерес к истории и культуре своей страны, воспитывать патриотические чувства. Воспитывать уверенную в себе личность, проявляющую любовь и заботу к окружающим людям. Развивать умение беречь и поддерживать окружающую красоту. Дать детям представление о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему миру. | В течение года. |
2.Повышение собственной профессиональной компетенции | Подбор и изучение методической литературы по выбранной теме, передового педагогического опыта. Изучение и анализ нормативно – правовой базы федерального уровня. | За 2 недели до начала проекта |
3.Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя | Разработка системы взаимодействия специалистов. | За 2 недели до начала проекта |
4.Взаимодействие с родителями | На родительском собрании познакомить родителей с семейными традициями и праздниками русского народа. Привлечь к сотрудничеству с педагогами и детьми с целью воспитания в детях любви и почтения к дому, семье, близким и окружающим людям, бережного отношения к окружающему миру через богатый опыт «народной педагогики», которая стихийно, но верно проявлялась в русском фольклоре, творчестве, жизненном укладе русского народа, его самобытности. | За неделю до начала проекта. |
5.Методическое обеспечение | Подготовить конспекты НОД, сценарии праздников и развлечений. | За неделю до начала проекта. |
6.Обеспечение условий для реализации проекта. | - обеспечить необходимым материалом:
- Оформить в группе мини – музей «Русский дом». | За неделю до начала проекта. |
- Внедренческий этап.
Непосредственно образовательная деятельность | 1неделя «Русский дом» Темы: | 2 неделя «Русское народное творчество» Темы: | 3 неделя «Русские народные промыслы» Темы: | Социальное партнерство с семьей |
Музыкальная деятельность | «Ты откуда, русская, появилась музыка?» (Знакомство с русской народной музыкой в исполнении оркестра ложкарей под управлением А. Сереброва. Привлечение к исполнительской деятельности: исполнение песни о России, музицирование русской народной музыки в оркестре, исполнение русской народной пляски). | «Подружитесь с русской песней». (Знакомить и привлекать детей к исполнению русских народных песен: считалок, колыбельных, календарных, игровых, дразнилок. Продолжать формировать навык исполнительской деятельности, используя русский народный репертуар.) | «Рассказ о том как предметы быта превращались в музыкальные инструменты». (Закреплять знания детей о русских народных музыкальных инструментах. Рассказать о том, как ложка, коса, рубель, топор превращаются в музыкальные инструменты). | Оформление в уголке для родителей стенда с описанием веселых русских народных игр с пением, а также рекомендации – какую народную музыку можно послушать с детьми дома. |
Самостоятельная музыкальная деятельность | Играют в детском оркестре русскую народную мелодию «Во саду ли – в огороде». Оркеструют русскую народную сказку «Теремок». | Организовывают русскую народную игру с пением «Гуси – лебеди». Сочиняют танцы под русскую народную музыку «Камаринская». | Поют русские народные песни, аккомпанируя себе на неозвученных инструментах: календарные «Весна – красна»; дразнилки: «Антон козу ведет», «Про Фому»; считалка: «Вышла курица с - подклети». | Рекомендовать родителям играть вместе с детьми, сочиняя песни на слова русских народных потешек. |
Развитие речи | «В горнице моей светло» (Знакомство с внешним видом и убранством русского дома). | Знакомство с былиной «Илья Муромец и соловей разбойник». | Привлекать детей к составлению описательного рассказа по иллюстрации к народной сказке «Петушок – золотой гребешок» художника Е. Рачева (1906г.) | Оформить в уголке для родителей и детей выставку иллюстраций к русским народным сказкам и потешкам выдающихся русских художников. |
Самостоятельная деятельность | Составляют сказки с использованием своих знаний о предметах быта русского дома. | Самостоятельно анализируют отрывок былины. | Составляют рассказы описания по другим иллюстрациям и картинам русских художников. | Дети вместе с родителями составляют краткие описательные рассказы по иллюстрациям на выставке. |
Изобразительная деятельность | «Вот она какая ложка расписная» (освоение детьми элементов городецкой росписи). | «Наряди куклу» (расписываем русский народный костюм). | «Мы гончары» (побуждать детей к изготовлению предметов быта русского народа из глины). | Привлечь родителей к домашнему изготовлению совместно с детьми блюд русской национальной кухни. |
Самостоятельная деятельность | Расписывают другие предметы быта элементами городецкой и хохломской росписи по образцу. | Нарядившись в русские народные костюмы осуществляют постановку русской народной сказки «Курочка Ряба». | Изготавливают глиняные кружечки в подарок ребятам младшей группы. | Совместно с родителями проводили развлечение «В гости к Хозяюшке». |
- Заключительный этап.
Виды деятельности | Социальное партнерство с семьей | Взаимодействие с социумом |
Интегрированная тематическая НОД «Это Русская сторонка – это Родина моя» | Просмотр родителями НОД | Целевая экскурсия в библиотеку на тему: «Мы – Россияне». |
Семейная гостиная «Моя семья – мой дом, в котором дружно мы живем» | Приглашение родителей в семейную гостиную, побуждать к активному участию в номинациях праздника. | Поездка в филармонию на концерт русской народной музыки. |
Рекомендовать родителям посетить с детьми «Дзержинский Краеведческий музей». |
Литература
- Пантелеева Н.Г. «Народные праздники в детском саду»: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2014, - 72 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
- Младенчество. Детство. Автор – составитель Аникина В.П. , 1991
- Открытые мероприятия для детей подготовительной группы. «Художественно – эстетическое развитие». Авторы – составители: Аджи А.В., Кудинова Н.П., Воронеж – 2014г.
- Матова В.Н. «Краеведение в детском саду». – СПб.: ООО «Издательство Детство – Пресс», 2014. – 176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Не красна изба углами, а красна пирогами»
Задачи: Прививать любовь к людям и милосердие, знакомить с русскими обычаями. Воспитывать у детей интерес к народному творчеству. Вызывать желание приобщаться к фольклору и побуждать желание исп...
Семь Я.Круглый стол "Красна изба пирогами, а семья традициями"
Разговор о семье и о взаимоотношении в ней, о семейных праздниках и традициях....
Конспект фольклорного занятия «Красна изба пирогами» (средний - подготовительный возраст)
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, воспитание бережного отношения к культурному наследию предков....
Конспект НОД для старших дошкольников по развитию речи "Русская изба"
Занятие "Русская изба" разработано для проведения в школьном музее или мини-музее детского сада. Оно может быть как занятием по развитию речи, так и стать частью проекта по патриотичес...
Сценарий семейных посиделок. Красна изба пирогами, река - берегами, а семья - людьми
Сценарий посиделок с воспитанниками старшего дошкольного возраста и их родителями....
Конспект ОД по развитию речи «Русская изба в гости приглашает»
Цель: Знакомить детей с традициями и обычаями русского народа: бытом, гостеприимством. Обогащать знания детей о русском народном творчестве. Показать своеобразие, красоту русского фольклора. Дать...
Конспект родительского собрания "Красна изба пирогами, а семья традициями"
Конспект родительского собрания "Красна изба пирогами, а семья традициями" Цель собрания:Достижение оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систем...