доклад из опыта работы
статья на тему

Бурлакова Ольга Михайловна

Формула безопасности гласит: предвидеть опасность, при возможности избегать, при необходимости действовать.

 

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_iz_moego_opyta_raboty.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

Формула безопасности гласит: предвидеть опасность, при возможности избегать, при необходимости действовать.

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Изучив и проанализировав статистику детского травматизма педагоги нашего дошкольного учреждения пришли к выводу, что несчастные случаи на дороге и в быту прочно занимают первое место  печальной статистики травматизма и смертности среди детей. Это связано зачастую с несколькими причинами:

1 причина-Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей родителей  по воспитанию  детей, которая приводит зачастую к необратимым последствиям для жизни и здоровья маленьких граждан. Зачастую дома режущие, колющие предметы, спички, лекарственные препараты и т.п. хранятся в доступных для детей местах, нередко дети имеют доступ к электронагревательным приборам, печам, газовым плитам. Примеров такой беспечности, приводящей к трагическим последствиям, сколько угодно. Подтверждением этому служат данные медицинской статистики, показывающие, что из всего детского травматизма бытовые травмы составляют от 50% до 75% (С. Я. Долецкий, С. М. Мартынов, В. Немсадзе и др.); из них 42% травмированных – дети первых шести лет жизни. Среди бытовых травм наиболее часто встречаются следующие: ранения и ушибы; ожоги; электротравмы; отравления; попадание в организм инородных тел
2 причина - посещая дошкольное учреждение, ребенок находится под постоянным присмотром родных и близких и дома и на улице. Но с поступлением в школу родители не всегда смогут ежедневно отводить и забирать ребёнка, он должен будет  сам без помощи взрослых переходить дорогу, ехать в общественном транспорте, общаться с незнакомыми людьми, находится один дома. В экстремальных ситуациях, когда нужно решить, как поступить, дошкольники теряются, впадают в состояние безысходности, незащищенности. Чем труднее ситуация, тем сильнее развито торможение в центральной нервной системе. Ребенок медленно и чаще неправильно принимает решение, так как теряется, не зная, что делать. Значит, необходимо научить его правилам безопасного поведения, и сделать это лучше заранее, чтобы к школе уже были сформированы навыки основ безопасной жизнедеятельности..

Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности мы осуществляем в дошкольном образовательном учреждении. Выбрав разные виды деятельности, учитываем то, что они будут в разной степени воздействовать на развитие разных сторон личности ребенка, а так же облегчит восприятие излагаемых проблем и знаний. Вооружая детей определенными знаниями, навыками, умениями, воспитывая определенные полезные привычки, среди которых определяющее значение имеет воспитание привычки к здоровому образу жизни, мы - педагоги делаем первые шаги в воспитании здорового ребенка.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Именно в этот интересный и сложный период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. В связи с этим встает вопрос выбора методов и приемов обучения, сооветстсвующих особенностям мышления дошкольников и выбора форм организации обучения, делающих этот процесс наиболее результативным.   По моему  мнению,  одним из методов работы   по формированию  у дошкольников навыков безопасного поведения, как в быту, так и в социуме - является проектный метод, Он актуален и очень эффективен.

Использование метода проекта меня привлекло потому, что:

во-первых, технология метода проектов, где отношения «ребенок-взрослый» строится на соучастии в деятельности, - это общение на равных. В проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою «самость», когда заявляет свои цели, озвучивая их; отстаивает свою точку зрения перед другими детьми, взрослыми; ищет компромисс, согласовывая свою цель, установки с другими;

во-вторых, в процессе проектирования ребенок может выступать не только как заказчик и исполнитель, но и как эксперт;

в-третьих, в совместной деятельности коллективные переживания сближают детей друг с другом и с взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе;

в-четвертых, в результате общения со взрослыми ребенок удовлетворяет свои потребности в новых впечатлениях, в получении новой информации, удовлетворяет познавательные потребности, проявляя поисковое поведение в разных ситуациях.

в-пятых воспитывает навыки адекватного поведения в различных неординарных ситуациях, в  формировании у дошкольников осознанного поведения, привития ребенку устойчивых навыков безопасного поведения в любой экстремальной ситуации.

Таким образом, проблема создания условий для усвоения этих знаний детьми дошкольного возраста является одной из первостепенных в педагогической деятельности воспитателей ДОУ.

В работе с детьми в нашей группе мы воспитываем привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Прививаем детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формируем у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.

Работа над проектами предполагает  создание определенной развивающей среды: В группе оборудован специальный уголок по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и пожарной безопасности, куда поместили необходимый наглядный материал: серии картин «Школа светофорных наук», «Азбука пешехода», «Безопасность дома и на улице». Так же в там имеются альбомы «Спец транспорт», «Правила поведения при пожаре»,  дидактические игры  сделанные руками педагогов («Азбука пожарных», «Если возник пожар», «Огнеопасные предметы», «Домашние шалости»  цель которых  научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара, и различных  опасных бытовых ситуациях и фабричные «Гонки», « Набор для ознакомления детей ПДД», «Безопасная дорога» на магнитах.

Для организации творческих игр в уголке размещены атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Красный, жёлтый, зелёный», «Пожарные», детям очень нравится выполнять различные действиями с ними, придумывать новые сюжеты игр.

В уголке природы размещены дидактические игры по разделу «Ребенок и природа» -«Угадай по силуэту», «Угадай дерево», «Гнездо, улей, нора», лото «Мир растений» «Ягоды, грибы»,, наглядный материал по тематике- «Природные явления и как защитится от них», «Растения и человек», «Как живут растения», имеются картинки с лекарственными растениями, грибами, лесными и садовыми ягодами.

Во всех  проектах использовались такие виды детской деятельности:

- игровая;

- коммуникативная;

- познавательно-исследовательская;

- восприятие художественной литературы и фольклора;

- самообслуживание и элементарный бытовой труд,

- конструирование,

- изобразительная;

- музыкальная;

- двигательная  

 

Свою работу я начала со средней группы по разделу: «Ребёнок дома, ребёнок и чужие люди» при реализации краткосрочного  проекта  «Безопасность дома», цель которого: Знакомство детей с правилами безопасного поведения дома.

Задачи: Тренировать в запоминании предметов, опасных для жизни и здоровья, рассказывать о последствиях неосторожного обращения с ними;

- Воспитывать чувство самосохранения, чувство опасности;

- Развивать умение правильно обращаться с предметами домашнего обихода;

-Расширить  и активизировать словарный запас по теме безопасного поведения дома.

В рамках  реализации проекта были проведены беседы с детьми:

« Если дома ты один», «Опасные предметы»,  «Не открывай дверь чужим людям», «Это не игрушка, это опасно»

В ходе дидактической игр « Каждому опасному предмету своё место » Загадки- отгадки.»

« Можно – нельзя», «Сложи картинку», « Что для чего» уточнила знания детей о правилах пользования колющими, режущими предметами. Выучили стихи, и потешки, которые помогли запомнить правила обращения с опасными предметами и способами их хранения.

При продуктивной деятельности закрашивали силуэты опасных бытовых приборов,

инструментов.

 Заключительным этапом работы над проектом было НОД «Всякой вещи свое место», в ходе которой дети в вместе с клоуном в увлекательной игре  закрепили представления о некоторых опасных  предметах, о  правилах пользования ими о  месте  и способе их хранения...

Следующим этапом работы было внедрение и реализации : краткосрочного, творческого проекта «Осторожно огонь!»

Цель проекта: формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности.

 На начальном этапе проекта вместе с родителями изготовили дидактические игры, сделали подборку детской художественной литературы, презентаций по тематике.

В ходе реализации проекта были проведены беседы «Почему огонь полезен и опасен?», «Эти предметы таят опасность», «Спички детям не игрушка»,  о труде пожарных, рассматривание сюжетных картинок «С огнём играть нельзя,  экскурсия по детскому саду (знакомство с уголком противопожарной безопасности), системой оповещения, средствами тушения пожара, эвакуационными путями.

Правила противопожарной безопасности закрепляли  как в чтении художественной литературы, загадывании загадок, (К. И. Чуковского «Путаница»; сказки «Как человек подружился с огнём», », «Как огонь воду замуж взял»; С. Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом»; Л. Н. Толстой «Пожарные собаки»; Б. Жидков «Пожар») ; так  и в продуктивной деятельности: рисовании по произведению С.Маршака «Кошкин дом», аппликации «Домашние помощники»

Правила поведения лучше всего закрепляются в процессе активной деятельности детей, прежде всего в играх: дидактических, (д/и «Опасно-неопасно», «Подбери определение к слову пожарный», «Что нужно пожарному для работы» и т.д.) подвижных-«Пожарные на учении, сюжетно-ролевых»,очень нравятся детям игры-тренинги «Учимся сообщать о пожаре по телефону»

Конечный результат  проекта - интеллектуальная игра: Блиц – турнир «Юные пожарные»-целью которой было закрепить знания детей о противопожарной безопасности дома и в детском саду, развивать умение быстро ориентироваться в экстремальных ситуациях и правильно находить правильный ответ.

Экологическое воспитание — одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.

Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы.

Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения», цель которого, создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, формирование представлений о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

 На начальном этапе  совместно с родителями через Интернет-ресурсы отобрали лекарственные растения,  произрастающие в средней полосе России, сделали подборку лечебных свойств лекарственных растений  растущих на территории детского сада.

В работе с детьми  над проектом использовались различные  методы: беседы -  «Лесная аптека на службе человека», «Лекарственные растения », рассматривание альбомов по тематике.

Так же проводились  дидактические игры-«Вершки корешки»,  «Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, сирень, одуванчик, черёмуха), «Съедобное — Несъедобное».

С  целью формирования у детей основ музыкальной культуры, чувства прекрасного в природе слушали музыкальные произведения- .Ю. Антонов « Не рвите цветы»

  В. Моцарт «Цветы», П.И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов», Ю.Чичков «Волшебный цветок» «Это называется природа»,  М. Протасов «Одуванчики»

Увлекательной прогулкой, по мнению самих детей, стала экскурсия по экологической тропе нашего детского сада, где дети познакомились с лекарственными растениями растущими на территории детского сада. В ходе продуктивной деятельности дети передавали в своих рисунках, аппликациях характерные особенности  растений.

Конечным результатом реализации проекта – изготовление  книги «Лекарственные растения средней полосы России» с рисунками детей, стихами, загадками.

Книга получилась красочная и интересная не только для детей, но и для взрослых (воспитателей, родителей)

Использование компьютерной техники, мультимедийного оборудования позволило повысить интерес к изучению правил безопасности в быту, на улице, природе.

Презентации для детей «Лекарственные растения», «Огонь друг или враг», «Какой он, огонь», «Что нам нужно для работы» научили разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях: обратить внимание прохожих и взрослых на себя, уметь звать на помощь, оказать первую помощь при небольших порезах, ушибах.

Видео уроки: «Уроки тетушки Совы» «Азбука безопасности (смешарики)», это помогло  добиться более быстрого запоминания норм и правил поведения, так как любимые и интересные для детей герои рассказывали и показывали различные ситуации, происходящие с ними и способы и правила выхода из них.

Содержание работы по ОБЖ должно проводиться не только в ДОУ, но и в семье

Практика показывает: многие родители сами не в ладах с этими правилами. Зачастую спички, лекарственные средства, иглы, ножницы, ножи и т. д. хранятся в доступных для детей местах. Они нередко имеют доступ к электронагревательным приборам, печам, газовым плитам.

Поэтому с целью выявления  исходного уровня компетентности родителей по вопросам формирования у детей основ безопасности были составлены комплекс диагностических методик: анкетирование родителей по темам «Безопасность ребенка дома», «Что делать если…» Данная форма исследования помогла не только нам, воспитателям, для дальнейшей работы с родителями, но и самим родителям.

Вопросы безопасности детей в детском саду и дома поднимаются и обсуждаются на родительских собраниях («Безопасность наших детей»).

Участие родителей в изготовлении папок- передвижек, книжек-самоделок,

способствовали созданию положительного эмоционального настроя к данной проблеме и позволило превратить родителей в единомышленников и партнеров.

Таким образом, родители, участвуя в процессе формирования знаний по ОБЖ, сами приобретают необходимые знания и начинают понимать свою ответственность перед детьми и за детей.

В результате целенаправленной  и систематической  работы  появилась положительная динамика по формированию у детей безопасного поведения в окружающем их мире.

--У детей вырос устойчивый интерес к занятиям по ОБЖ.

--Пополнился опыт безопасного поведения.

--Проявляется самостоятельность, ответственность и осознанное отношение к правилам и нормам безопасного поведения в различных сложных ситуациях в быту и на улице.

--Пополнился словарный запас.

--Наладился тесный контакт с родителями

Надеюсь, полученные знания помогут детям избежать сложных ситуаций, обеспечат высокий уровень культуры поведения в природе, на улице, безопасности в быту, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы "Работа над совершенствованием связной и звуковой речи детей, как основной фактор готовности к обучению в школе"

    Воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в дошкольном возрасте. Сформированность звуковой культуры речи является  одним из фактором оценки речевой го...

доклад из опыта работы "Использование приемов мнемотехники в системной коррекционно-развивающей работе по познавательно-речевому развитию"

Сегодня хорошо развитая связная речь ребенка дошкольного возраста, большая редкость. Наши воспитанники имеют разные нарушения речи, словарный запас находится на бытовом уровне. Для работы по познавате...

ДОКЛАД из опыта работы по теме: «Использование средств современных ИКТ в работе педагога – психолога ДО»

Использование педагогом-психологом информационно-коммуникационных технологий в ДО, является фактором сохранения психического здоровья детей...

Доклад из опыта работы "Детско-родительская студия как эффективная форма работы с семьей"

Детско-родительская студия – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания...

Доклад из опыта работы "Использование проблемно-диалогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации совокупности ценностей компетентностного подхода в образовании. Данная технология является результативной, поск...

Доклад из опыта работы на тему: «Инновационные формы работы с родителями в процессе активизации познавательно-речевого развития детей»

Взаимодействие с родителями как социальное партнерство, равное участие детского сада и семьи в воспитании ребенка....