Программа сенсорно-моторного развития детей дошкольного возраста «Ловкий пальчик»
рабочая программа (старшая группа) на тему
Важной составляющей частью психологического развития ребенка первого - второго годов жизни является накопление им сенсорно - моторного опыта. Ребенок познает окружающую его действительность путем ощущения и восприятия. Ребенок узнает о предметах и явлениях при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния и лишь в дальнейшем в процесс познания включаются речь, память, мышление. Таким образом, восприятие и ощущения, возникающие в процессе взаимодействия ребенка с окружающей его действительностью, составляет основу всей познавательной деятельности ребенка. Поэтому воспитание сенсорно - моторных функций имеет очень большое значение для всего последующего развития дошкольника.Важной составляющей частью психологического развития ребенка первого - второго годов жизни является накопление им сенсорно - моторного опыта. Ребенок познает окружающую его действительность путем ощущения и восприятия. Ребенок узнает о предметах и явлениях при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния и лишь в дальнейшем в процесс познания включаются речь, память, мышление. Таким образом, восприятие и ощущения, возникающие в процессе взаимодействия ребенка с окружающей его действительностью, составляет основу всей познавательной деятельности ребенка. Поэтому воспитание сенсорно - моторных функций имеет очень большое значение для всего последующего развития дошкольника.Важной составляющей частью психологического развития ребенка первого - второго годов жизни является накопление им сенсорно - моторного опыта. Ребенок познает окружающую его действительность путем ощущения и восприятия. Ребенок узнает о предметах и явлениях при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния и лишь в дальнейшем в процесс познания включаются речь, память, мышление. Таким образом, восприятие и ощущения, возникающие в процессе взаимодействия ребенка с окружающей его действительностью, составляет основу всей познавательной деятельности ребенка. Поэтому воспитание сенсорно - моторных функций имеет очень большое значение для всего последующего развития дошкольника.Важной составляющей частью психологического развития ребенка первого - второго годов жизни является накопление им сенсорно - моторного опыта. Ребенок познает окружающую его действительность путем ощущения и восприятия. Ребенок узнает о предметах и явлениях при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния и лишь в дальнейшем в процесс познания включаются речь, память, мышление. Таким образом, восприятие и ощущения, возникающие в процессе взаимодействия ребенка с окружающей его действительностью, составляет основу всей познавательной деятельности ребенка. Поэтому воспитание сенсорно - моторных функций имеет очень большое значение для всего последующего развития дошкольника.Важной составляющей частью психологического развития ребенка первого - второго годов жизни является накопление им сенсорно - моторного опыта. Ребенок познает окружающую его действительность путем ощущения и восприятия. Ребенок узнает о предметах и явлениях при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния и лишь в дальнейшем в процесс познания включаются речь, память, мышление. Таким образом, восприятие и ощущения, возникающие в процессе взаимодействия ребенка с окружающей его действительностью, составляет основу всей познавательной деятельности ребенка. Поэтому воспитание сенсорно - моторных функций имеет очень большое значение для всего последующего развития дошкольника.Важной составляющей частью психологического развития ребенка первого - второго годов жизни является накопление им сенсорно - моторного опыта. Ребенок познает окружающую его действительность путем ощущения и восприятия. Ребенок узнает о предметах и явлениях при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния и лишь в дальнейшем в процесс познания включаются речь, память, мышление. Таким образом, восприятие и ощущения, возникающие в процессе взаимодействия ребенка с окружающей его действительностью, составляет основу всей познавательной деятельности ребенка. Поэтому воспитание сенсорно - моторных функций имеет очень большое значение для всего последующего развития дошкольника.Важной составляющей частью психологического развития ребенка первого - второго годов жизни является накопление им сенсорно - моторного опыта. Ребенок познает окружающую его действительность путем ощущения и восприятия. Ребенок узнает о предметах и явлениях при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния и лишь в дальнейшем в процесс познания включаются речь, память, мышление. Таким образом, восприятие и ощущения, возникающие в процессе взаимодействия ребенка с окружающей его действительностью, составляет основу всей познавательной деятельности ребенка. Поэтому воспитание сенсорно - моторных функций имеет очень большое значение для всего последующего развития дошкольника.Важной составляющей частью психологического развития ребенка первого - второго годов жизни является накопление им сенсорно - моторного опыта. Ребенок познает окружающую его действительность путем ощущения и восприятия. Ребенок узнает о предметах и явлениях при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния и лишь в дальнейшем в процесс познания включаются речь, память, мышление. Таким образом, восприятие и ощущения, возникающие в процессе взаимодействия ребенка с окружающей его действительностью, составляет основу всей познавательной деятельности ребенка. Поэтому воспитание сенсорно - моторных функций имеет очень большое значение для всего последующего развития дошкольника.Важной составляющей частью психологического развития ребенка первого - второго годов жизни является накопление им сенсорно - моторного опыта. Ребенок познает окружающую его действительность путем ощущения и восприятия. Ребенок узнает о предметах и явлениях при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния и лишь в дальнейшем в процесс познания включаются речь, память, мышление. Таким образом, восприятие и ощущения, возникающие в процессе взаимодействия ребенка с окружающей его действительностью, составляет основу всей познавательной деятельности ребенка. Поэтому воспитание сенсорно - моторных функций имеет очень большое значение для всего последующего развития дошкольника.Важной составляющей частью психологического развития ребенка первого - второго годов жизни является накопление им сенсорно - моторного опыта. Ребенок познает окружающую его действительность путем ощущения и восприятия. Ребенок узнает о предметах и явлениях при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния и лишь в дальнейшем в процесс познания включаются речь, память, мышление. Таким образом, восприятие и ощущения, возникающие в процессе взаимодействия ребенка с окружающей его действительностью, составляет основу всей познавательной деятельности ребенка. Поэтому воспитание сенсорно - моторных функций имеет очень большое значение для всего последующего развития дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа сенсорно-моторного развития для детей дошкольного возраста «Ловкий пальчик» | 22.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа сенсорно-моторного развития детей ясельного возраста «Ловкий пальчик»
Автор: Горлова Надежда Владимировна, воспитатель МБДОУ №73
Описание материала: предлагаю вашему вниманию программу сенсорно-моторного развития детей ясельного возраста. Срок реализации образовательной программы - 1 год. Данная программа будет интересна педагогам ясельных групп, т.к. содержит материал направленный на развитие сенсорно-моторных навыков у самых маленьких дошколят.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важной составляющей частью психологического развития ребенка первого - второго годов жизни является накопление им сенсорно - моторного опыта. Ребенок познает окружающую его действительность путем ощущения и восприятия. Ребенок узнает о предметах и явлениях при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния и лишь в дальнейшем в процесс познания включаются речь, память, мышление. Таким образом, восприятие и ощущения, возникающие в процессе взаимодействия ребенка с окружающей его действительностью, составляет основу всей познавательной деятельности ребенка. Поэтому воспитание сенсорно - моторных функций имеет очень большое значение для всего последующего развития дошкольника.
Сенсорно - моторные функции развиваются в тесной и не разрывной взаимосвязи с двигательными навыками. Для детей ясельного возраста важно стимулировать накопление чувственного опыта, сочетая его с моторной активностью. Ребенка необходимо обучать изучению окружающих предметов с помощью наиболее развитых в данном возрасте психических процессов таких как: зрение, слух, движения рук. Эта задача выполняется в процессе многих режимных занятий: в игровой деятельности, на коррекционных занятиях, в играх на воздухе и так далее.
Выдающиеся учёные в области дошкольной педагогике и психологии (А. В. Запорожец, А. П. Усова, Е. Т. Тихеева, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Чтобы познакомиться с каким-то предметом, ребенку его нужно изучить: потрогать руками, сжимать, гладить, то есть совершать какие - либо действия, которые называются моторными. Чтобы взять предмет рукой, ребенок должен быть уже готов к этому. Если он не может схватить предмет, то ощутить его тоже не сможет. Значит, одной из основной задачей как воспитателя так и родителей, является развитие моторики рук, учить руки ребёнка быть ловкими и умелыми, тогда он сможет многое познать с их помощью. И чем раньше мы дадим в его руки новое, неизученное, тем быстрее они станут умелыми. Всё это, безусловно, облегчает развитие и обучение детей. Важно, чтобы окружающий мир был обогащён развивающей средой: разработаны игрушки, игровые пособия, стимулирующие зрительные, тактильные, обонятельные ощущения. Учитывается сила цвета: при грамотно подобранной цветовой гамме снижается напряжение, оптимизируется эмоциональный настрой.
Новизна программы.
Данная программа разработана для детей ясельного возраста, в процессе разработки программы были модифицированные существующие игры на развитие восприятия и моторики, а так же представлены авторские дидактические игры и комплексные занятия.
Цель программы: создание в детском саду условий способствующих сенсорно - моторному развитию детей ясельного возраста.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1.Создать предметно - окружающую среду для развития сенсорно – моторных функций у детей ясельного возраста;
2. Разработать и подобрать методический материал, для реализации цели программы;
3. Вовлечь родителей в образовательно – развивающий процесс для совместной деятельности для успешной реализации программы;
4. Активизировать и развивать сенсорно – моторные функции детей ясельного возраста.
Данная программа основывается на следующих принципах:
1. Принцип дифференциации.
2. Принцип доступности.
3. Принцип систематичности и последовательности.
5. Принцип повторения умений и навыков.
6. Принцип активного воспитания (игровые технологии, индивидуальная, подгрупповая деятельность, исследовательская деятельность).
7.Принцип взаимодействия детского сада и семьи направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка.
Основным условием для реализации данной программы является ее ориентированность на создание благоприятной среды для развития сенсорно-моторных функций у детей ясельного возраста.
Ожидаемые результаты
По завершению реализации программы предполагается, что будут достигнуты следующие результаты:
1. Развитие речевых функций;
2. Развитие двигательных функций;
3. Развитие слуховых функций;
4. Развитие зрительных функций;
5. Развитие осязательной функции;
Для реализации цели программы используются следующие формы работы: групповая и индивидуальная работа, беседы, упражнения, творческие занятия.
Данная программа разработана для воспитанников учреждений общеразвивающего типа с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей ясельного возраста.
Сроки реализации программы: 1 учебный год (36 занятий). Частота занятий - 1 раз в неделю.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Форма работы | Цель работы | Методы и приемы работы | Количество часов |
1 | Диагностика | Выявление у дошкольников уровня сенсорно – моторного развития | Наблюдение, Беседа с родителями | 2 часа |
2 | Дидактические игры и упражнения | Развитие сенсорно – моторных навыков путем игры | Игровая деятельность | 1 раз в неделю |
3 | Самостоятельная деятельность | Закрепление сенсорно- моторных навыков полученных в процессе занятий | Организация окружающей среды, использование дидактического материала | Ежедневно |
4 | Работа с родителями | Привлечение родителей к сенсорно-моторному развитию детей, закрепление навыков, полученных в прцессе реализации программы | Индивидуальная и групповая работа, подготовка домашних заданий | 1 раз в неделю |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа содержит два направления: - работа с родителями;
- работа с детьми.
Каждое из данных направлений предполагает индивидуальные и групповые занятия. Программа состоит из 9 блоков, один блок это один месяц. Для каждого месяца разработана своя тема, в соответствии с которой выполняется подбор материала и упражнений.
Темы блоков:
Сентябрь - Мой дом.
Октябрь – Осень.
Ноябрь – Сказка.
Декабрь – Елка.
Январь – Музыка.
Февраль – Овощи.
Март – Животные.
Апрель – Дождик
Май – Солнышко.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Блока | Тема | Дидактические игры, упражнения |
1. | Мой дом | 1. «Чей это дом?» 2. «Где наша крыша?» 3. Собери домик. 4. Построим дом для зайчика |
2. | Осень | 1. «Собери листочки» 2. «Листопад». 3. «Найди шишку». 4. «Подуй на листочки» |
3. | Сказка | 1. «Тянем репку». 2. «Найди колобка» 3. «Яичко не простое». 4. «Петушок и горошек». |
4. | Ёлка | 1. «Собери ёлочку». 2. «Найди украшение на ёлку». 3. «Гирлянда на елку». 4. «Какие у ёлочки иголочки». |
5. | Музыка | 1. « Найди музыку». 2. « Кто громче». 3. « Танец с воспитателем». 4. « Пошумим?» |
6. | Овощи | 1. « Сварим суп». 2. «Собери морковь». 3. «Найди пару». 4. «Накорми зайку». |
7. | Животные | 1. «Кто сказал Мяу?» 2. «Дочки – матери». 3. «Найди мишку». 4. Аппликация «Цыпленок». |
8. | Дождик | 1. «Кто стучит по крышам?» 2. «Капелька». 3. «Мокрый – сухой». 4. «Где домик Капельки?». |
9. | Солнышко | 1. «Лучики». 2. «Солнышко – какое оно?» 3. «Пара солнцу». 4. «Солнечный зайчик». |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Верзилина , Я. В. Детство со сказкой / Я. В. Верзилина // Начальная школа. - 2009. - №6
2.Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду/М.А.Васильева. - М:»Мозаика-синтез», 2006.
3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М., 1995.
4. Лисина, М. И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / М. И. Лисина. - М., 1974.
5. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений : Курс лекций / Л. Б. Шнейдер. – М. : Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа сенсорно-моторного развития детей раннего возраста «Ловкий пальчик»
предлагаю вашему вниманию программу сенсорно-моторного развития детей младшего возраста. Срок реализации образовательной программы - 1 год. Данная программа будет интересна педагогам ясельных групп, т...
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста "Волшебный завиток"
Программа рассчитана на детей 5-6 лет, срок реализации 1 год, направление художественно-эстетическое....
Рабочая программа по познавательному развитию детей дошкольного возраста
Данная рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы МБДОУ детского сада «Сайзанак» для детей младшего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО....
Календарно-тематическое планирование по развивающей программе «Сенсорно-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»
В рамках проведения занятий по развивающей программе приоритетно реализуется здоровьесберегающая технология, обусловленная особенностями контингента участников. Возрастные особенности детей дошкольног...
Перспективное планирование физкультурных занятий детей дошкольного возраста (приложение к программе по физическому развитию детей дошкольного возраста)
Приложение к программе по физическому развитию детей дошкольного возраста:Перспективное планирование физкультурных занятий для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года);Перспективное планирование...
Программа сенсомоторного развития детей дошкольного возраста "Чудо пальчики"
Программа дополнительного образования по сенсомоторному развитию разработана педагогом дошкольного учреждения. Программа ориентирована на дошкольников 3-5 лет для работы в дошкольно - образовательных ...
Комплексно-целевая программа «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через духовно-нравственное воспитание по программе А.В. Бородиной « Культура и творчество в детском саду»
Комплексно-целевая программа «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через духовно-нравственное воспитание по программе А.В. Бородиной « Культура и творчество в детском саду» ...