Преемственность в работе детского сада и школы
статья по теме
Обобщение опыта работы по преемственности работы детского сада и школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
преемственность школы и детского сада | 35.61 КБ |
Предварительный просмотр:
«Преемственность в работе детского сада и школы»
Автор доклада: Шишебарова Лариса Николаевна, воспитатель филиала «Детский сад №5 Светлячок» МБОУ «Средняя школа №7» г. Няндома
Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образования. Учитывая то, что одних детей готовят в детском саду, других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед учителем младших классов встает задача "выровнять" их знания. Между тем это не основная проблема, на которую жалуются учителя. У детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки.
Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию "готовность к школе" различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учебы. Однако согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника. Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами. Не менее важно вырабатывать умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, организовывать свою деятельность.
Но самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: отношение к учебе как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам.
Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести почетное в глазах детей положение ученика и, с другой – развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к окружающему, стремлении узнавать новое.
Принципиально важным в работе воспитателя должно быть глубокое знание особенностей личностного развития каждого ребенка, его природного потенциала, способностей и дарований, создание условий для их раскрытия. Именно поэтому все педагоги нашего детского сада особое внимание уделяют общению, диалогу, сотрудничеству взрослых и детей.
Обозначив и осознав данную проблему, коллектив МБДОУ №5 «Светлячок» налаживает плодотворное сотрудничество педагогов детского сада, школы и родителей, в ходе которого решаются следующие задачи:
–установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
–выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
–создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
–всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
–оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
–формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Данная работа ведется по трем направлениям (приложение 1).
Первое – диагностико – коррекционное направление – предусматривает анкетирование родителей, изучение семей дошкольников (условий проживания и стиля воспитания). При необходимости организуется групповая и индивидуальная коррекционная работа с учителем-логопедом, педагогом-психологом по выявлению проблем и определению способов их решения. Специалисты оказывают помощь родителям проблемных детей, помогают справиться со сложной ситуацией, консультируют по разным вопросам.
Второе –психолого-педагогическое направление– подразумевает просвещение родителей путем консультаций по следующим темам: "Трудности адаптации ребенка к школе и пути преодоления", "Гармония общения – залог психического здоровья" и др. Педагоги составляют памятки для родителей (как развить у ребенка любовь к чтению, "Игра – это серьезно"), дают рекомендации по подготовке детей к школе (приложение 2).
Специально для родителей в методическом кабинете ДОУ ведется папка "Сотрудничество со школой", где они могут найти полезную информацию.
Третье направление предусматривает организациюсовместной деятельностипедагогов детского сада, школы и родителей, объединение усилий, что способствует эффективному налаживанию плодотворного сотрудничества. Воспитатели и родители вместе организуют и проводят творческие конкурсы, праздники, экскурсии в библиотеку, собрания родительского комитета.
МБОУ №5 «Светлячок»налаженосотрудничество со средней школой №3. Взаимодействие образовательных учреждений осуществляется по разработанному плану преемственности воспитательно-образовательного процесса.
Учителя начальной школы ежегодно приглашают родителей на дни открытых дверей и сами посещают собрания в детском саду. Наши дети показывают спектакль, дают концерт, организуется выставка детских поделок.
Частые и желанные гости наши выпускники. Они рассказывают о школе много интересного нашим будущим первоклассникам.
Родители дошкольников заранее знакомятся с будущими педагогами их детей, программой первого класса, могут задать интересующие вопросы. Перед поступлением в школу по предварительной записи индивидуально с каждым ребенком в присутствии родителей педагог-психолог и учитель проводят собеседование. Его цель – выявить уровень психологической подготовки детей к поступлению в школу и на основании этих данных распределить дошкольников по классам.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:
– ребёнок проявляетинициативностьисамостоятельностьв разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способенвыбиратьсебе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
– ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладаетчувством собственного достоинства. Активновзаимодействует со сверстниками и взрослыми,участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
– ребёнок обладает развитымвоображением,которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка кфантазии, воображению, творчествуинтенсивно развивается и проявляется вигре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеетподчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
–творческие способностиребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т.п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
– у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;
– ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;
– ребёнок проявляетлюбознательность,задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склоненнаблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнокспособен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программынастоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Это в идеале. Мы знаем, что все дети разные и растут они в разных семьях. Поэтому нам и воспитателям и учителям, хотелось бы видеть в будущих первоклассниках следующее:
1. Социально-психологическая готовность к школе:
учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).
2. Развитие школьно-значимых психологических функций:
развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа);
координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация/).
3. Очень важна речь:
Умение правильно произносить все звуки речи и различать их на слух;
Умение употреблять разные части речи точно по смыслу;
Умение использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением;
Умение отвечать на вопросы и задавать их;
Умение самостоятельно передавать содержание литературных текстов;
Умение составлять рассказы о предметах (по плану, предложенному взрослым, по картинке, по серии сюжетных картинок);
К 6-7 годам ребенок должен иметь определенный запас знаний и представлений об окружающем мире. Хорошо, если у ребенка есть элементарные знания о растениях и животных, о свойствах предметов и явлений.
Приложение 1. План работы с родителями на 2014\ 2015 учебный год
Месяц | Направления деятельности | ||
Диагностико-коррекционное направление | Психолого-педагогическое просвещение родителей | Совместная деятельность | |
Сентябрь | Изучение семей дошкольников: условий проживания ребенка; стиля семейного воспитания; художественно-эстетического воспитания детей в семье. Анкетирование родителей: "Ваши пожелания, мнение о детском саде". Сбор информации для составления социального паспорта семей воспитанников | Консультация: "Трудности адаптации, пути преодоления с помощью рисования". Памятка для родителей "Мир в творчестве ребенка". Проведение групповых родительских собраний с приглашением учителя-логопеда, педагогов дополнительного образования. Разработка и утверждение планов работы на год | Заседание родительского комитета по вопросам: порядок написания заявлений на предоставление льгот по оплате детского сада, необходимые для этого документы; проведение совместных субботников по облагораживанию территории детского сада; творческий конкурс дизайна осенних поделок (дети участвуют вместе с родителями) |
Октябрь | Организация коррекционной работы с учителем-логопедом в старших группах. Индивидуальные консультации педагога-психолога по выявлению проблем и выстраиванию работы по их разрешению | Консультации для родителей. Оценка результатов адаптации и развития личности ребенка. Ознакомление с его достижениями | Экскурсия в библиотеку. Праздник "Золотая осень". Заседание родительского комитета по вопросам: утепление окон в спальне; подготовка к праздникам "Золотая осень", "Мастерская костюмов". День открытых дверей для родителей |
Ноябрь | Индивидуальные консультации педагога и педагога-психолога с целью выявления талантливых детей | Беседы "Гармония общения – залог психического здоровья ребенка". Памятка "Игра – это | Консультация "Игры на восприятие цвета, музыки и т. п.". Совместные игры родителей, детей, воспитателей. |
Декабрь | Индивидуальная работа учителя-логопеда и педагога-психолога | Индивидуальные консультации (по необходимости) по результатам развития и поведения некоторых учащихся | Изготовление игрушек на конкурс новогодних поделок. Праздник "Новогодняя сказка" |
Январь | Анкетирование родителей и детей "Чтение в вашей семье" | Итоги первого полугодия. Памятки для родителей и детей "Как развить у ребенка любовь к чтению?" | Родительское собрание старшей и подготовительной групп с участием учителей начальной школы на тему "Подготовка к школе" |
Февраль | Индивидуальная работа с родителями проблемных детей. Исследование отношения ребенка к урокам физкультуры | Тематическая консультация "Непослушные дети". Оформление зимних участков: снежные постройки, рисование разведенной гуашью. "Неделя зимних подвижных игр" | Заседания родительского комитета. Подготовка к празднованию Международного женского дня. Мастерская костюмов. Праздник "Масленица". День открытых дверей для родителей |
Март | Анкета для родителей | Консультации "Здоровый ребенок – здоровое общество" | "Мамин праздник", посвященный Международному дню 8 марта. Выставка детских рисунков "Мой папа – герой", "Моя красивая мама" |
Апрель | Диагностика уровня развития детей. Анкета "Как вы учите ребенка правилам безопасности?" | Диагностика уровня развития детей. Консультации "Организация безопасности вашего ребенка" | Экскурсия в школу. Выпускной праздник "Скоро в школу" |
Май | Опросник "Как вы планируете организовать летний отдых ребенка?" | Организация летнего отдыха детей. Итоги года | – |
Приложение 2
Рекомендации для родителей по подготовке детей к школе
Диагностирование детей на психологическую готовность к школе проводится по методикам, которые описаны в книгах:
А.А. Венгер, А.Л. Венгер. Готов ли ваш ребенок к школе. – М., 1994;
Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1996.
Занятия по подготовке к школе должны включать игровые моменты, ведь для ребенка в шесть лет главным видом деятельности является игра. Длительность занятия не должна превышать 30 мин, иначе дошкольник будет утомляться и не усвоит учебный материал. Нервная система дошкольников в силу недостаточной физиологической зрелости отличается быстрой истощаемостью и имеет низкий предел работоспособности. В середине занятия необходимо провести физкультминутку: разминку для глаз, рук, походить по комнате.
Критерии психологической готовности:
учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учебы; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
пространственная ориентация, координация движений (умение правильно определять "выше-ниже", "больше-меньше", "вперед-назад", "слева-справа");
координация в системе "глаз-рука" (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ-узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии, например из книг);
развитие логического мышления (способность находить сходства и различия предметов при сравнении, умение правильно объединять их в группы по общим существенным признакам);
развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15–20 мин).
Дома полезно:
развивать мелкую моторику: много лепить, рисовать, вырезать и клеить аппликации, штриховать картинки в книжках-раскрасках, не заходя за контур, собирать конструкции из мелких деталей конструктора;
развивать познавательные способности (память, внимание, восприятие, мышление);
выучить с ребенком ответы на стандартные вопросы: имена родителей, домашний адрес, телефон, признаки времен года, названия месяцев.
Приложение 3
План взаимодействия детского сада и школы по преемственности воспитательно-образовательного процесса
Цели:
–совершенствование работы по преемственности;
–внедрение новых форм работы и технологий с целью активизации детей и осуществления индивидуального подхода.
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Организация предметно-развивающей среды | В начале учебного года | Администрация, воспитатели |
Проведение индивидуальных занятий по интересам | В течение года | Воспитатели |
Проведение экскурсий в школу: подготовительной группы – в здание школы; посещение школы детьми и родителями в дни открытых дверей | Сентябрь, ноябрь, апрель, май | Администрация, воспитатели, учителя. |
Осуществление единого подхода к привитию детям культурно-гигиенических навыков, навыков поведения (быть вежливым, аккуратным) | В течение года | Воспитатели |
Воспитание детей с помощью игры: проведение смотра-конкурса на лучшую дидактическую игру | Ноябрь | Воспитатели |
Медицинский осмотр детей, проведение диспансеризации | Зима – весна | Специалисты детской поликлиники, медсестра |
Развитие у детей умения анализировать, сравнивать, делать обобщающие выводы и выражать их в речи, решать задачи, слушать педагога, осуществлять самоконтроль | В течение года с младшей группой | Воспитатели |
Проведение учителем-логопедом занятий с детьми | В течение года | Учитель-логопед |
Проведение педагогом-психологом занятий с детьми и консультаций для родителей | В течение года | Педагог-психолог |
Подготовка карт развития | Май | Воспитатель, специалист |
Собеседование с детьми, идущими в школу | Апрель – июнь | Учителя |
Совместное обсуждение итогов диагностики | Май | Заведующий, методист, воспитатель |
Проведение родительских собраний на тему "Готовность ребенка к обучению в школе", наглядная пропаганда "Что должен знать первоклассник?", "Как подготовить ребенка к школе?" | В течение года | Воспитатели, старший воспитатель |
Создание игровых ситуаций "Первый день в школе", "Как себя вести на уроке" и их обыгрывание | В течение года | Воспитатель подготовительной группы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность в работе детского сада со школой
Если кому, что нужно - пишите!...
Преемственность в работе детского сада и школы с учётом ФГТ
Необходимость реальной преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении в детском саду и ...
Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию
Доклад "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию"...
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ В РАМКАХ ФГТ И ФГОС
Выступление на семинаре в МГПИ им. М.Е. Евсевьева...
Преемственность в работе детского сада и школы
Наше дошкольное учреждение вошло в состав образовательного комплекса с сентября 2013 года и работа, которая велась со школой, продолжается. В статье говориться о мероприятиях, которые проводим м...
Статья на тему "Преемственность в работе детского сада и школы" "План мероприятий по взаимодействию сада и школы"
В статье размещена информация о повышении интереса детей -дошкольников в обучении в школе. Предложен ряд мероприятий по взаимодействию школьников и детей детского сада....
Преемственность в работе детского сада и школы. Опыт работы воспитателя
Вопросу преемственности в работе дошкольного учреждения и начальной школы я уделяю особое внимание. Ведь с того момента, когда ребенок пришел в детский сад и до того, когда он выпустился в школу, он н...