Личная безопасность в семье
материал на тему

Кошелева Анастасия Викторовна

выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnaya_bezopasnost_v_seme.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Личная безопасность в семье. Права ребенка 0 дошкольника

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье  и будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту.

Человечество не осталось равнодушным к проблемам детей, и в 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка.

  Родители в воспитании детей опираются на воспоминания о собственном детстве и пользуются такими источниками информации, как советы друзей, соседей, других родителей. Поэтому они не в состоянии справиться со многими трудностями, связанными с поведением ребенка.

Многочисленные отечественные и зарубежные психологические исследования показали, что права детей чаще нарушаются в семьях, живущих в тесноте. Излишняя скученность порождает большую нервозность у всех членов семьи.

Низкие доходы сказываются на реализации права ребенка на образование и индивидуальное развитие его способностей. К тем же результатам приводит и невысокий образовательный статус родителей.

Отсутствие отца — источника уверенности и авторитета, создает предпосылки к формированию у ребенка таких черт характера, как агрессивность по отношению к взрослым, недисциплинированность, асоциальность. А это, в свою очередь, может провоцировать ответное поведение матери, не справляющейся с ребенком.

Отмечается также снижение среднего интеллектуального уровня при увеличении числа детей в семье. Исследования показали, что, хотя члены больших семей обычно внимательнее друг к другу, сплоченнее, заметнее ориентированы на семейные ценности, тем не менее отношение родителей к детям становится более однообразным, мало учитываются их индивидуальные потребности и различия между ними. Многодетные родители редко помогают детям преодолевать трудности в обучении.

Но различные исследования убедительно показывают, что нарушения прав ребенка в семьях чаше всего связаны  насилием.

Основные виды насилия:

- Физическое насилие - нанесение ребёнку какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребёнка, нарушают его развитие или лишают жизни. Эти действия могут осуществляться в форме избиения, истязания, сотрясения, в виде ударов, пощёчин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и с использованием самых различных предметов в качестве орудий насилия. Физическое насилие включает в себя также привлечение ребёнка к употреблению наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребёнка. В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания - от подзатыльников и шлепков до порки ремнём. Необходимо понимать, что все эти действия - действительно физическое насилие, кроме того, они почти всегда сопровождаются словесными оскорблениями и психической травмой.

Свобода движения ребенка – это его основные физические потребности. Ставя ребенка в угол, сажая на стульчик, взрослые лишают ребенка этого права и не воспринимают это как нарушение.

Согласно статье 156 Уголовного Кодекса РФ, запирание ребенка одного на длительное время - это неисполнение родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Поэтому, оставляя ребенка одного на несколько часов, уходя из дома по делам, они нарушают тем самым его права.

Большинство родителей справедливо считают, что ударить ребенка — означает нарушить его права. Но все же, многие допускают шлепок по попе, и даже использование ремня. В нашей стране физические наказания до сих пор являются обычной практикой. Существует достаточно много родителей, которые искренне считают, что физические наказания - наиболее эффективный и быстрый способ воспитания. Некоторые из них считают себя обязанными принимать такие меры ради ребенка, хотя часто сами расстраиваются после наказаний. Конечно же во многих случаях при физических наказаниях дети не получают серьезных травм, однако даже в тех случаях, когда избиения не заканчиваются повреждениями, они всегда имеют те или иные психологические последствия.

Эмоциональное, или психологическое насилие включает в себя постоянное отвержение или превращение ребенка в "козла отпущения" людьми, которые заботятся о нем. Дети, подвергающиеся эмоциональному насилию, верят, что они действительно плохие, глупые, или никчемные, и могут иметь низкую самооценку и ощущение собственной несостоятельности. Это происходит из-за того, что родители олицетворяют для ребенка весь мир. Эмоциональное насилие трудно доказать. Психологический террор (напр. запирание ребенка в темной комнате, угрозы) также относится к эмоциональному насилию.

К группе риска по эмоциональному и психологическому насилию относятся нежеланные дети – от незапланированной или нежелательной беременности, похожие на нелюбимых родственников, дети, страдающие хроническими заболеваниями, особенно врожденными и дети – инвалиды; дети с повышенной двигательной активностью и другими особенностями поведения.

Пренебрежение («небрежение») нуждами. О пренебрежении нуждами идет речь, когда родители или лица, их замещающие не обеспечивают ребенка пищей, кровом, одеждой, гигиеническими условиями, соответствующими его потребностям. Эта форма жестокого обращения преимущественно встречается в семьях, относящихся к бедным слоям населения. Однако небрежение нуждами ребенка не всегда вызывается бедностью. Во многих неимущих семьях дети, испытывающие недостаток в хорошей одежде и еде, чувствуют себя в безопасности дома.

Пренебрежение медицинской помощью - несогласие на вакцинацию и иммунизацию и др. - также может относиться к насилию. Иногда данное пренебрежение является опасным, особенно для детей с хроническими заболеваниями, и требует немедленного вмешательства судебных органов.

Что же вынуждает родителей использовать жесткие меры воспитательного воздействия? Во – первых, это конкретные ситуации и факты негативного поведения ребенка, когда родители не могут действовать по-другому: ребенок не слушается, капризничает, нарушает нормы поведения, проявляет упрямство, делает назло, осознанно поступает неправильно, игнорирует несколько раз сделанное замечание; ребенок перевозбужден, и ничто не может его успокоить. Во-вторых, свойства характера взрослого (папа (мама)  нетерпелив(а), нервы у взрослых не выдерживают, кончаются аргументы и терпение, взрослые пытаются выместить свою беспомощность на ребенке, хочется, чтобы тебя слушались). А в – третьих, родители не знают других способов воздействия на ребенка (нет возможности избежать наказания; нет терпения или времени объяснить ребенку, что можно делать, а чего нельзя; нет понимания; по-другому никак нельзя повлиять на ребенка).

Итак, даже в обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства — распространенное явление.

Почему же родители прибегают к названным выше мерам воздействия?

Думаем, так происходит потому, что:

—  с ними аналогично поступали в их собственном детстве (мы не в состоянии избавить их от этого опыта, но можем помочь его переосмыслить);

—  родители не знают альтернативных методов воздействия;

—  не воспринимают собственное поведение как травмирующее психику ребенка.

Бесконечные приказания, угрозы, предупреждения, нотации, обзывания — все эти формы отражают отношение к ребенку всего лишь как к объекту воспитания. Они унижают его достоинство.

Методы субъектного отношения — доброжелательная критика, советы, утешение, обращение какого-либо указания в шутку, выражение обиды, — именно эти формы регулирования поведения детей можно рекомендовать родителям.

Группу риска составляют семьи, склонные к проявлению объектного отношения к ребенку. Это семьи, в которых можно наблюдать невнимание мужа к жене, властность матери, исполнение ею только роли хозяйки дома. Выявлено, что в семьях, где матери не работают, больше вероятности нарушения прав ребенка. Своевременная диагностика родительских проблем помогает обнаружить такие семьи. С ними нужно проводить  разъяснительную работу или более детально исследовать принятые в них способы поощрения и наказания детей.

При первичном знакомстве с семьей необходимо предложить родителям заполнить анкету  для выяснения их общего отношения к физическим наказаниям. (Приложение). Анкетирование  позволяет  выделить те ситуации, в которых взрослые чувствуют свою беспомощность, и организовать работу, повышающую родительскую компетентность.

Как же нам, педагогам, помочь  семье в преодолении физического насилия по отношению к детям?  Это трудный и длительный процесс. Родителям, которые бьют детей, надо помнить следующую статистику: среди детей, которых серьезно били родители, каждый второй ребенок в свое время сам ударит родителя. В каждой группе должна быть информация для родителей в виде газеты, журналов, буклетов, памяток и т.п. о том, что физические наказания не позволяют добиться устойчивых положительных изменений в поведении ребенка. Более того, в перспективе приводят к более значимым нарушениям, например, нарушению эмоциональных отношений с родителями, искажению самооценки ребенка. Провести с родителями беседы, консультации, родительские собрания на тему: «Различные способы воздействия на ребенка, не прибегая к физическим наказаниям». Познакомить родителей с законом «Об образовании в Российской Федерации», где определены обязанности родителей, педагогов, образовательного учреждения в вопросах образования и воспитания. Познакомить с Семейным кодексом Российской Федерации, который предусматривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение с детьми, их оскорбление или эксплуатацию.

А как помочь детям, подвергающимся физическому насилию? Таких детей можно выявить по некоторым признакам. Это физические показатели (синяки, следы порезов, укусов и т.п.) и поведенческие (страх перед родителями; ношение закрытой одежды, невразумительные или противоречивые объяснения причин происхождения повреждений и т.д.). Дети, которые перенесли насилие и воспроизводят его в адрес других, нуждаются в помощи служб, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Лица, которые обнаружили факты насилия над ребенком,  обязаны сообщать о случаях жестокого обращения с детьми. К таким лицам относимся и мы, работники детских садов. Орган опеки и попечительства должен в течение трех дней провести обследование условий жизни ребенка для проверки полученной информации. При установлении факта нарушения прав ребенка,  орган опеки принимает меры по защите нарушенных прав, а в случае необходимости решает вопрос об отобрании ребенка, предъявлении иска о лишении или ограничении родителей в их правах.

Для будущего России чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от различных негативных последствий, ведь в слабых руках малыша наше будущее.

Список литературы

 

1.     Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. М., 1995.

2.     Барылкина Л.П. Опыт правового воспитания и образования в начальной школе //Начальная школа. 1998 №2.

3.     Доронова Т.Н. Защита прав и достоинств ребёнка. М., 2003.

4.     Лиханова А. Дети и их права //Права ребёнка. Основные международные документы. М., 1992.

5.     Суслова Э.К. Растим гражданина // Дошкольное воспитание. 1999. №1.

6.     Шнекендорф З.К. Путеводитель по Конвенции о правах ребёнка.М., 1997.

7.     Интернет-источники:

- http://www.fpo.ru/books/doronova_zaschita.html

- http://forchel.ru/547-papka-peredvizhka-prava-rebenka.html

- http://doshvozrast.ru/pravavosp/pravavospsped06.htm

- http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/21/1501/

- http://www.maam.ru/detskijsad/b-psihologicheskaja-bezopasnost-rebenka-v-seme-b.html

 

Книги для детей.

1.     Антонов В.В. Изучаем права человека. М., 1997.

2.     Усачёв А. Приключения маленького человека. М.,1997.

3.     Шабельник Е.С.,Каширцева Е.Г. Права на всякий случай. М.,1995

Яковлева Ю. Ваши права, дети. М.,1992

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у дошкольников сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности для окружающих»

Формирование у дошкольников сознательного отношения к вопросам  личной безопасности и безопасности для окружающих...

Конспект образовательной деятельности по безопасности в подготовительной группе.Тема:"Клуб знатоков личной безопасности"

Закрепление знаний детей о правилах безопасного поведения в различных ситуациях....

Консультация для воспитателей «Формирование навыков ЗОЖ и личной безопасности через совместную деятельность с семьями воспитанников».

Благодаря заботе и любви, эмоциональной близости и поддержке родителей, педагогов в начале пути, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к окружающему миру и окружающим его людям....

Конспект ООД по безопасности (личная безопасность) для детей старшего дошкольного возраста «Азбука безопасности»

Конспект ООД по безопасности (личная безопасность)для детей старшего дошкольного возраста«Азбука безопасности»...

Конспект открытого занятия по безопасности (личная безопасность) в старшей группе « Азбука безопасности.»

Конспект открытого занятия по безопасности (личная безопасность) встаршей группе « Азбука безопасности.»...