СТАТЬЯ Реализация самостоятельной творческой деятельности детей с ОВЗ посредством песочной терапии в условиях введения ФГОС.
статья на тему
статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Е.А. Голдырева
Учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №73 – ЦРР»
Г. Бийск
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей с ОВЗ посредством песочной терапии в условиях введения ФГОС.
«Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову и красоте природы и к музыкальной мелодии и к живописи, ведь каждый ребенок прирожденный художник, музыкант и поэт» В.А. Сухомлинский
В связи со вступлением в силу Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 современные тенденции в области образования предопределяют необходимость пересмотра целей, задач, содержания, форм получения образования детьми с ОВЗ. Коррекционное образование должно быть направлено на освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей. В нашем ДОУ приоритетным является художественно-эстетическое направление.
Рисование – один из любимых видов детской деятельности. Как правило, дети смело и с удовольствием берутся за любые изобразительные средства и рисуют. У воспитанников с ОВЗ продуктивная деятельность, в частности рисование, вне обучения практически не возникает. Такие дети не проявляют желание рисовать в свободной деятельности, рисунки выполняют не охотно и только по просьбе взрослого. Как правило, причиной такого нежелания является не столько отсутствие интереса к рисованию, сколько затруднение в изображении предметов.
Для изобразительной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью характерно:
слабость ассоциаций между собственными графическими построениями и реально существующими предметами и явлениями;
затрудненность процесса узнавания в собственных графических образах реальных предметов и их быстрое забывание;
обилие графических штампов;
статичность рисунков по форме и содержанию;
бедность цветовых решений;
отсутствие или неразвитость сюжетных построений.
В связи с этим нас заинтересовал такой вид искусства как «рисование на песке». Хотя песочной терапией обычно занимаются психотерапевты и психологи, ее модификации могут быть очень эффективными в работе педагогов. Песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного творчества детей. Это удивительный материал для создания картин, приятный на ощупь и пластичный, позволяет легко воплотить самые фантастические замыслы!
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья способен под влиянием воспитания успешно развиваться в психическом и личностном отношениях. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Фомичева), с моторной алалией (Н.И. Кузьмина, В.И. Рождественская), с дизартрией (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова), с заиканием (Л.И. Белякова, Н. А. Рычкова).
Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи. И здесь лучшим средством выступает песок.
Чем полезны игры с песком? Что происходит, когда наши пальцы касаются песка? Через нервные окончания в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир.
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с ОВЗ во взаимодействии с семьей, посредством песочных игр способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
В методике рисования песком наиболее эффективный прием – пассивные движения, когда ребенок под действием взрослого «рука в руке» производит движения руки или кисти. Здесь не нужны четкие линии изображения предмета, что упрощает изображение и передачи формы предмета. На этом этапе целесообразно познакомить ребенка с правилами поведения в песочнице (чем младше дети, тем короче правила).
Полезны некоторые упражнения, имеющие целью общую активизацию и развитие сенсорно-моторной сферы:
например, для умения свободно держать кисть, делать рукой свободные движения сверху вниз, слева направо, не сжимая пальцы, правильно брать песок, открывать и закрывать ладошку, просто сыпать песок через кулачок.
Рисование песком очень нравится детям, так как всего несколько движений руками и на «волшебном столе» появляются необычные узоры или сказочные герои. Самым необычным образом горсть песка превращается в морскую волну, звездное небо, букет цветов или танцующего человека. Песок - та же краска, только она работает по принципу "света и тени", очень хорошо передает настроение человека, его мысли и чувства. Это один из ярких способов изображения окружающего нас мира.
В ДОУ была разработана программа «Волшебные песчинки».
При обучении были выделены III этапа:
I этап: «Знакомство с песком как художественным материалом»
На данном этапе проводятся занятия, посвященные знакомству с песком как художественным материалом. Дети знакомятся со свойствами песка, его структурой и качествами.
II этап «Создание следов на песке»
Занятия, направленные на создание следов при рисовании, как с дополнительными материалами (предметами – манипуляторами), так и без них. На данном этапе дополнительный материал используется также в качестве необходимой части изображения (выкладывание узора и т.п.)
III этап «Создание образов»
Занятия, направленные на создание образов, на основе ранее полученных навыков рисования. На данном этапе можно использовать обыгрывание образов с помощью: художественного слова, чтения художественной литературы, иллюстрация пальчиковые игры, если говорить об интеграции с другими областями, то это может быть прослушивание музыкального произведения в соответствии с возрастом, закрепление изученного материала по формированию элементарных математических представлений.
Техники рисования:
- Рисование пальцами
- Рисование ладошками, кулачками
- Рисование, с помощью предметов – манипуляторов.
В процессе освоения песка, как художественного материала, дети приобретают технические навыки и умения:
- Использование двигательного ритма
- Изображение линий разной пространственной направленности
- Координации руки и глаза
- Сотворчество с взрослым и самостоятельно.
Проведение занятий по рисованию песком:
- Способствует снятию детских страхов;
- Развивает уверенность в своих силах;
- Развивают пространственное мышление;
- Развивает чувство композиции, ритма, чувство фактурности;
- Развивает мелкую моторику рук;
- Развивает творческие способности, воображение и фантазию;
- Обогащает чувственный опыт детей.
Кроме рисования на стекле, малыши овладевают техникой рисования цветным песком. Для этого на листе бумаги наносится контур рисунка и та область, которая должна быть закрашена, сначала промазывается клеем, а затем на нее просевается цветной песок. Рисовать цветным песком – занятие, требующее определенных навыков и усидчивости, но результат того стоит. Картины в результате получаются яркие и необычные. Песок для этих целей можно подготовить самим, вымыв и прокалив его, а затем покрасив при помощи пищевых красителей.
Темы работ постепенно усложняются, появляются сюжетные картины, пейзажи и т.д. Используются мелкие фигурки животных, деревьев, персонажей из сказок. В ходе работы и по окончании ее ребенок сам рассказывает о своей картине, уделяя внимание, как крупным, так и мелким объектам, что способствует познанию мира и развитию связной речи детей, так же пополняется словарный запас детей (например при описании дерева: ветви дерева изгибистые, дорожка извилистая и т.д.).
Опираясь на свой опыт работы, я пришла к выводу, что процесс рисования песком будет наиболее успешным, если будет проходить в слегка затемненной комнате под тихую и приятную музыку. Обстановка при этом будет непринужденной, располагающей к самостоятельному творчеству. В процессе рисования дети, особенно девочки, любят использовать ракушки моллюсков, пуговицы, бусины, камешки для декора, чтобы украсить рисунки.
Таким образом, песочная терапия активирует потенциальные возможности детей с ОВЗ в обучении рисованию, способствует формированию художественно-творческих способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организационные и психолого-педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
В помощь педагогам, проходящим курсовую подготовку по именному образовательному чеку, инвариантный блок...
"Организационные и психолого-педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста"
Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.Дет...
Требования к Педагогическим условиям реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста (изобразительной)
Требования к кадровым условиям, привлечение к работе педагога по ИЗО, который соответствует Профессиональному стандарту педагога (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544 Н « Об утверждении професси...
«Педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста (изобразительная деятельность)»
творческая деятельность детей старшего возраста....
"Педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста(изобразительной)"
Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности. В наше ...
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей раннего возраста в совместной организованной продуктивной деятельности Конспект Лепка «Снеговик»
Цель: Закреплять умение экспериментировать пластилин....
Статья на тему: "Психолого-педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности"
В статье содержится обоснование актуальности проблемы организации психолого-педагогических условий развития самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста в изобр...