Проектная работа "Формирование духовно-нравственных представлений детей 4-5 лет посредством приобщения их к традициям русской народной культуры"
проект (старшая группа) на тему
В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_duhovno-nravstvennoe_vospitatnie.docx | 67.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 390
Формирование духовно-нравственных представлений детей 5-6 лет по средствам приобщения их к традициям русской народной культуры.
Срок реализации проекта– 1 год (сентябрь 2014 года – сентябрь 2015 года).
Вид проекта - практико-ориентированный (прикладной). Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие участников образовательного процесса.
Гипотеза проекта:
Использование педагогами и родителями средств и образов произведений устного народного творчества (пословиц и поговорок), художественной литературы на занятиях и повседневной жизни, ознакомление с культурой страны и родного края будут содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.
Цель проекта:
- разработать и апробировать модель воспитания дошкольников через приобщение детей к русской национальной культуре, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.
Задачи реализации проекта:
- Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей;
- Обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;
- Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми; - Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;
- создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.
Актуальность проекта
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.
Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.
В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.
Насыщенность народного праздника иди игры творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.
Инновационная направленность проекта.
Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре.
Новизна проекта
Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт Дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.
Ожидаемые результаты реализации проекта.
для детей:
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;
- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;
- формирование чувств национального достоинства;
- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;
для педагогов:
-совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;
- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
- разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.
для родителей:
- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;
- объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;
- создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;
Участники проекта
-воспитатели;
-музыкальный руководитель;
-дети в возрасте от 5 до 6 лет;
- родители (законные представители);
Механизмы реализации проекта.
- Активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса;
- Формирование партнерского сообщества сотрудников, детей и родителей в процессе организации работы по духовно-нравственному воспитанию.
Методы реализации проекта.
1.Наглядно-действенный метод:
- показ сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;
- наблюдение;
- чтение педагогом художественной литературы;
- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
- экскурсии, целевые прогулки.
2. Словесно-образный метод:
- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
- загадывание и отгадывание загадок;
- рассматривание наглядного материала;
- рассказы детей о своих впечатлениях;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;
- ответы на вопросы педагога, детей;
- проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
-рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбор житейских ситуаций;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
3.Практический метод :
- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.
- проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму»), дидактических («Хорошие и плохие поступки»), подвижных («Помоги дедушке»), малоподвижных («Мирилка»), и др.;
- изготовление кукол к сказкам;
- организация постановки пьес, сказок, литературных произведений;
- проведение экскурсий различной направленности;
- организация вечеров с родителями, для родителей;
- изготовление с детьми наглядных пособий;
- организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после праздника), ручной труд (Вифлеемская звезда, Ангел, Пасхальный сувенир.)
Основные мероприятия проекта.
Этапы реализации.
Деятельность по духовно-нравственному воспитанию дошкольников построена с учетом следующих принципов:
1. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;
2. Гуманистичность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал;
3. Деятельность - знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности;
4. Интеграция - реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельность:сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание;
5. Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.
6. Непрерывность и преемственность воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).
Ресурсы, необходимые для запуска проекта:
- Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, музыкального зала);
- Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);
- Подготовка материала для продуктивной деятельности;
- Подборка подвижных, дидактических игр,
- Использование мультимедийного комплекса и презентаций к занятиям.
Реализация проекта.
Для изучения представлений детей о народной культуре, мы составили опросник, куда были включены следующие вопросы:
1.Какие народные игры ты знаешь? В какие любишь играть?
2. Какие знаешь народные праздники? Какие праздники тебе особенно нравятся? Чем?
3. Любишь ли ты заниматься рукоделием? Чему бы хотел научить своих друзей?
4. Как ты понимаешь пословицу «Труд – кормит, а лень – портит»?
5. Что значит «Много снега – много хлеба»?
6. Какую народную песню ты бы хотел исполнить?
7. Какие достопримечательности нашего города ты бы хотел показать гостям?
Выработали критерии к диагностической карте:
Высокий уровень.
1.Использует в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения.
2.Знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными приметами и делать соответствующие умозаключения.
3.Знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
4.Принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках. Знает названия праздников и умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает.
5.Умеет играть в подвижные и хороводные народные игры.
6.Ориентируется в истории, традициях, быту русского народа.
7.Знает особенности своего края.
8.Имеет представление о народных промыслах. Имеет практические навыки в работе с различным материалом (тесто, ткань, опил, семена растений, бросовый материал)
9.Проявляет интерес к народной культуре.
Средний уровень.
1.Знает потешки, прибаутки, загадки, считалки, использует их в речи.
2.Знает народные приметы и замечает их в повседневной жизни.
3.Знает названия некоторых народных праздников и принимает активное участие в них.
4.Знает русские народные игры и умеет объяснить правила некоторых из них.
5.Знает некоторые элементы истории, традиций и быта русского народа.
6.Знает некоторые особенности родного края.
7.Имеет практические умения в работе с различным материалом.
8.Проявляет интерес к отдельным элементам народной культуры.
Низкий уровень.
1.Знает фольклор и иногда использует его компоненты в речи.
2.Знает народные приметы.
3.Знает названия некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие.
4.Знает 2-3 народные игры и умеет объяснить правила к ним.
5.Имеет обрывочное представление об истории России и своего края.
6.Имеет элементарные навыки по работе с различным материалом.
7.Не проявляет интереса к народной культуре.
В результате мы получили следующие данные: У 100% детей низкий уровень представлений по данной теме. Дети не знают считалок, поговорок, пословиц. Народные игры – на уровне пальчиковых игр «Сорока», «Ладушки». К народным праздникам относят Новый год и День рождения.
Анкетирование родителей показало, что все родители понимают необходимость связи поколений, важность исторических знаний своих корней, но:
-затрудняются, какими методами и приёмами можно передать исторические знания детям дошкольного возраста;
-ссылаются на нехватку времени;
-в силу молодости, у самих родителей недостаточно знаний по данной теме, а бабушки и дедушки живут далеко.
Календарный план реализации проекта.
Сентябрь
1. Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях.
2. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.
3. Изготовление папок: «Народные праздники», «Русские народные игры», «Игры в русской избе», «Малый фольклор», «Персонажи русских сказок», «Русская народная одежда», «Русский головной убор», «Народная игрушка», «Любимая сказка», «Гжель», «Хохлома».
4. Консультации для педагогов «Детский поэтический фольклор», «Фольклор и его значение в воспитание детей».
Октябрь
1.Обучающее занятие по изготовлению лоскутного одеяла для старших дошкольников «В гости к бабушке »;
2. Ознакомление детей с народно –прикладным искусством на занятиях по изобразительной деятельности : «Гжель»; «Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»; «Городец».
3. Организация сбора экспонатов для создания музея русского народного быта.
Ноябрь
1.Проведение комплексно-тематического занятия «Посуда вчера и сегодня»;
2. Ознакомление с устным народным творчеством (сказки, потешки, заклички, пословицы, поговорки);
3.Инсценировки по русским народным сказкам «Лиса и журавль», «Маша и медведь» и др.
Декабрь
1.Консультации для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольника»;
2.Ознакомление детей с народно – прикладным искусством: «Гжель»;«Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»;«Городец»
3. Беседа «Как я поздравлю свою семью с праздником».
4.Организация конкурса творческих работ «Что такое Новый год».
5. Изобразительная деятельность на тему: «Нарисуй Новогоднюю сказку».
6.Тематическое развлечение для старших дошкольников «Колядки».
Январь
1. Мастер- класс по изготовлению народных обрядовых кукол «Куклы наших бабушек»
2. Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов.
3. Выставка детских работ «Рождественская открытка».
Февраль
1. Проведение комплексно-тематического занятия «Как работали и отдыхали на Руси, или Посиделки в горнице».
3.Чтение с последующим обсуждением литературных произведений о зиме, весне.
4.Оформление фотоальбома «Наши праздники».
5. Выступление на районном методическом объединении, публикация материалов на собственном электронном образовательном ресурсе.
Март
1.Проведение комплексно-тематических занятий: «При солнышке – тепло, при матушке – добро»
2.Консультации для педагогов «О системе работы в детском саду по приобщению детей к истокам русской народной культуры»;
3. Развлечение «Масленица».
4.Изобразительная деятельность на тему: «Масленица к нам пришла».
Апрель
1. «У матрешки – День рождения» (занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры)
2. Развлечение «Пасха». Кукольный спектакль - Сказка «Пасхальная история».
3. Чтение литературных произведений, разучивание стихов о Пасхе, весне.
6. «Что такое Пасха? »- занятие по ознакомлению с окружающим миром. (Беседа об истории возникновения, традициях и обычаях праздника. Рассматривание и обсуждение иллюстраций).
7. Занятие по ИЗО «Украшаем пасхальное яйцо».
Май
1.Тематическое развлечение «Праздник народных игр».
3. Проведение комплексно-тематического занятия «Пчелка – золотое брюшко».
4. Беседа на тему: «Летние праздники».
Июнь
1.Проведение комплексно-тематического занятия «Какую одежду носили на Руси».
2. Развлечение «Троица – праздник русской березки».
3. Занятие по изобразительной деятельности на тему «Русская березка».
4. Итоговая викторина с целью выявления представлений детей старшего дошкольного возраста о русской национальной культуре « Мы -Русичи».
5. Публикация на сайте МАДОУ № 390 «Формирование духовно-нравственного воспитания детей 5-6 лет по средствам приобщения их к традициям русской народной культуры».
Кадровое обеспечение проекта.
№ п/п | Ф.И.О. сотрудника образовательной организации | Должность, образование, ученая степень (при наличии), ученое звание (при наличии) сотрудника образовательной организации | Функционал специалиста образовательной организации в проекте организации- заявителя |
| Бренчук Наталья Сергеевна | Педагог-психолог. | Подбор дидактического материала; реализация проекта. |
| Чкалова Татьяна Леонидовна | Музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория | Разработка проекта, мероприятий. Планирование учебной деятельности; подбор дидактического материала; мониторинг освоения воспитанниками учебного материала; реализация проекта. |
| Максимова Юлия Валерьевна | Воспитатель | Планирование учебной деятельности; подбор дидактического материала; мониторинг освоения воспитанниками учебного материала; реализация проекта. |
| Гармаш Анна Васильевна | Воспитатель, 1 квалификационная категория | Планирование учебной деятельности; подбор дидактического материала; мониторинг освоения воспитанниками учебного материала; реализация проекта. |
Таким образом, проведя диагностику знаний детей, мы выявили, что за год работы уровень знаний детей о народной культуре значительно вырос. Налицо живой интерес детей к этой теме.
Дети знают, любят и умеют играть в русские народные игры.
Используют в активной речи русский фольклор.
Принимают активное участие в проведении народных праздников.
Знают былинных и сказочных героев. Узнают их в произведениях изобразительного искусства.
Знают историю русского костюма, его элементы.
Умеют различать изделия разных народных промыслов.
Консультация для педагогов «Фольклор и его значение в воспитании детей».
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький говорил: «… Начало искусства слова – в фольклоре».
В доклассовом обществе фольклор тесно связан с другими видами деятельности человека, отражая зачатки его знаний и религиозно- мифологических представлений. В процессе развития общества возникли различные виды и формы устного словесного творчества. Некоторые жанры и виды фольклора прожили длительную жизнь. Их своеобразие прослеживается только на основании косвенных показаний: на текстах позднейшего времени, сохранивших архаические черты содержания и поэтической структуры, и на этнографических сведениях о народах, находящихся на доклассовых ступенях исторического развития. Только от 18 века и позже известны подлинные тексты народной поэзии. Очень немного записей сохранилось в 17 веке. Вопрос о происхождении многих произведений народной поэзии значительно сложнее, чем произведений литературных. Неизвестны не только имя и биография автора – создателя того или иного текста, но и неизвестна социальная среда, в какой сложилась сказка, былина, песня, время и место их сложения. Об идейном замысле автора можно судить только по сохранившемуся тексту, притом нередко записанному много лет спустя.
Важным обстоятельством, обеспечивающим развитие народной поэзии в прошлом, являлось отсутствие «резких различий в умственной жизни народа». В таких исторических условиях появлялись произведения, созданные «всем народом, как одним нравственным лицом». Благодаря этому народную поэзию пронизывает коллективное начало. Оно присутствует при возникновении и восприятии слушателями вновь создаваемых произведений, в их последующем бытовании и переработках. Коллективность проявляется не только внешне, но и внутренне – в самой народно-поэтической системе, в характере обобщения действительности, в образах и т. д. В портретных характеристиках героев, в отдельных ситуациях и образах фольклорных произведений мало индивидуальных особенностей, занимающих столь видное место в художественной литературе.
Образы народных героев выражают лучшие черты русского национального характера; в содержании фольклорных произведений отражаются наиболее типичные обстоятельства народной жизни. Вместе с тем народное поэтическое творчество дореволюционного не могло не отразить историческую ограниченность и противоречия крестьянской идеологии. Живя в устной передаче, тексты народной поэзии могли значительно измениться. Однако, достигнув полной идейной и художественной завершенности, произведения нередко сохранялись долгое время почти без изменений как поэтическое наследие прошлого, как культурное богатство непреходящей ценности.
На хронологическом отрезке от древнейших времен до наших дней фольклор занимает промежуточное положение, является связующим звеном в культурном пространстве веков. Возможно, фольклор стал своеобразным фильтром для мифологических сюжетов всей совокупности социума Земли, пропустив в литературу сюжеты универсальные, гуманистически значимые, самые жизнеспособные.
Детский фольклор формируется под воздействием множества факторов.
Среди них - влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого другого.
Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей.
Задача педагога, опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность. В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.
Особенности понимания детьми малых фольклорных форм.
Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.
Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".
Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".
Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а "котенька",
"коток", "котик", "котя". К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.
Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.
Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата.
Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов,
"проглатывание" окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.
Незаменимый материал для дикционных упражнений - пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад".
Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Например, так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.
Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае речь ребенка будет звучать естественно и выразительно.
Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.
Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра – забава "Ладушки - хлопушки", где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр – забав не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму.
Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи–доказательства и речи–описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь – доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Обычно дошкольники в своей речи этим не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и освоения.
Систематическая работа по развитию у детей навыков речь – доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.
Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.
В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение. Автор рекомендует иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины.
Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Все вышеперечисленные формы работы указывают на это, остается разработать комплексную методику их применения.
Песенная лирика
Народная лирическая песня существенно отличается от других родов и видов фольклора. Её состав разнообразнее, чем героического эпоса, сказок и других жанров. Создавались песни в далеко не одинаковое время. Каждое время слагало свои песни. Неодинакова и длительность жизни каждого песенного жанра.
Песни детства представляют собой сложный комплекс: это и песни взрослых, сочиненные специально для детей (колыбельные, потешки и пестушки); и песни, постепенно перешедшие из взрослого репертуара в детский
(колядки, веснянки, заклички, игровые песни); и песенки, сочинявшиеся самими детьми. В детскую поэзию включают также прибаутки, считалки, дразнилки, скороговорки, загадки, сказки.
В младенчестве матери и бабушки убаюкивают детей ласковыми колыбельными песнями, развлекали их пестушками и потешками, играя с их пальчиками, ручками, ножками, подбрасывая их на коленях или на руках.
Общеизвестны: “Сорока-ворона, кашу варила…”; “Ладушки-ладушки! Где были? –
У бабушки…”.
Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. Так, при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, возможно использовать.
С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.
Пестушки – песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка. Например:
«Ах, поет, поёт
Соловушка!
Ах, поёт, поёт
Молоденький;
Молоденький,
Хорошенький,
Пригоженькой.»1
Потешки – песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками. Например:
«Потягунючки, поростунюшки!
Роток – говорунюшки,
Руки – хватунюшки,
Ноги – ходунюшки.»
Заклички – детские песенные обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам:
- Весна красна! На чём пришла?
- На сошечке, на бороночке,
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку.
Приговорки – словесные обращения к кому-либо. Например, говорят в бане:
С гоголя – вода,
С младенца – худоба!
Укатись вся.
Существовало множество собственно детских игр. Наблюдая жизнь взрослых, дети часто имитировали в своих играх календарные и семейные обряды, исполняя при этом и соответствующие песни.
Русский героический эпос
Русский героический эпос (былины) – замечательное наследие прошлого, свидетельство древней культуры и искусства народа. Он сохранился в живом устном бытовании, возможно, в первоначальном виде сюжетного содержания и главных принципов формы. Свое название былина получила от близкого по смыслу слова «быль». Это означает, что былина рассказывает о том, что некогда происходило на самом деле, хотя и не все в былине правда. Былины записаны от сказителей (часто неграмотных), воспринявших их по традиции от прежних поколений. Зафиксированы былины только на территории России, главным образом на Севере и в Сибири.
В южных областях – в Поволжье и на Дону – они оказались в сильно измененном и полуразрушенном виде. А между тем, следует предположить, что основное количество сюжетов было создано в пределах Киевского государства, т. е. в тех местах, какие в них изображаются. Но на территории
Украины былины не обнаружены. Нет в их языке и украинизмов. Источником каждой героической песни был какой-то исторический факт. В былине, как и в народной сказке, много выдумки. Богатыри – люди необыкновенной силы, они скачут на могучих конях через реки и леса, поднимают на плечи тяжести, которые не под силу ни одному человеку. Например, так описывается богатырь
Сятогор в былине «Святогор – богатырь», изложенной Л. Н. Толстым:
… Выезжал ли Святогор гулять в чисто поле,
Никого-то Святогор он не нахаживал,
С кем бы силой богатырскою помериться;
А сам чует в себе силу он великую,
Чует – живчиком по жилкам разливается..
Вот как описывает Н. М. Карамзин богатыря Илью Муромца:
…Он подобен мирту нежному:
Тонок, прям и величав собой.
Взор его быстрей орлиного,
И светлее ясна месяца.
Кто сей рыцарь? – Илья Муромец.
Былина – старая песня, и не все в ней бывает понятно, рассказывается она неторопливым, торжественным тоном. Многие русские былины говорят о героических подвигах народных богатырей. Например, былины о Вольге
Буслаевиче, победителе царя Салтана Бекетовича; о герое Сухмане, победившем врагов – кочевников; о Добрыне Никитиче. Русские богатыри никогда не лгут. Готовые умереть, но не сойти с родной земли, они почитают службу отечеству своим первым и святым долгом, хотя их нередко и обижают не доверяющие им князья. Рассказанные детям былины учат их уважать труд человека и любить свою родину. В них объединился гений народа.
Однако не всегда былины рассказывают о богатырях. Очень интересна былина «Об Авдотье Рязаночке», не побоявшейся самого хана
Золотой Орды и вызволившей из плена не только своих родных – мужа, сына и брата, но и весь рязанский полон.
Своих любимых богатыри не уподобляли ни Венерам, ни Дианам, которых они никогда не видели. Сравнения они черпали из природы видимых ими вещей.
Например, когда хотели похвалить ту, которая им нравится, то говорили, что у ней:
Очи соколиные,
Брови соболиные,
Походка павлиная;
По двору идет,
Как лебедь плывет.2
Отдельным жанром фольклора являются исторические песни. Их художественное своеобразие остается недостаточно изученным. В дореволюционной науке их нередко признавали деградацией героического эпоса, сколком с былин и в этой связи их достоинством считали общие с былинами мотивы, образы и стилевые приемы (как бы остаточные явления).3
«Песнь о вещем Олеге», «Песни о Степане Разине» можно поставить сегодня в одном ряду с «капитанской дочкой», «историей Пугачева» и другими историческими произведениями. Они также представляют собой огромную художественную ценность. Это выражение исторического самопознания народа.
Русский народ в своих исторических песнях осознал свое историческое значение. Сохранение исторически ценного в эпосе (будь то имена, события, отношения) есть результат сознательного, исторического отношения народа к содержанию эпоса. Народ в своем творчестве исходит из довольно четких исторических представлений о времени. Сознание исторической ценности передаваемого и своеобразные представления народа, а не только механическое запоминание, обуславливают устойчивость исторического содержания песен.
Былины хоть и огромны по своему объёму и сразу дети не смогут овладеть этим ёмким материалом, всё же этот жанр имеет значение для развития детей.
Сказка как фольклорный жанр
Из всех фольклорных жанров сказка является наиболее структурированной и более всех других жанров подчиняющейся определенным законам.
Слово “сказка” впервые встречается в семнадцатом веке в качестве термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь характерен поэтический вымысел. До середины девятнадцатого века в сказках видели “одну забаву”, достойную низших слоев общества или детей, поэтому сказки, публиковавшиеся в это время для широкой публики, часто переделывались и переиначивались согласно вкусам издателей. Приблизительно в это же время в среде русских литературоведов зреет интерес именно к подлинным русским сказкам – как к произведениям, могущим стать фундаментом для изучения т.н. “настоящего” русского народа, его поэтического творчества, а значит и могущим способствовать формированию русского литературоведения.
Известно, что многие сказки начинаются с зачина: «Жили-были», а кончаются приговоркой: «Стали жить-поживать и добра наживать». Да и самое рассказывание сказок предполагает знание особых формул, вроде такой:
«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
Однако сказка не была бы сказкой, если бы позволила злодею торжествовать победу над невинно гонимыми людьми. Такой конец обычен в волшебных сказках. Нет таких бед, в которые не попадали бы герои сказок, но нет и таких бед, которых они не отвели бы от себя. Побеждает добро, берёт верх справедливость. Конечно, такой конец историй, как и многое в сказке, - выдумка, но выдумка не бесцельная. Сказочники не мирились с жизненным злом, мечтали о справедливой жизни. В сказках всегда побеждают гонимые, обижаемые, всегда торжествует справедливость.
Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму.
Сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя воображаемые, но примеры истинного поведения человека. В сказках выражено радостное приятие бытия – удел честного, умеющего постоять за своё достоинство человека.
Таким образом сказки учат детей не подчиняться злому обращению, не опускать руки при возникновении проблем, а смело сражаться с неприятностями и побеждать их.
Разнообразен сказочный фонд. Здесь и сказки предельно простые по содержанию и форме (“Курочка ряба”, “Репка”), и сказки с острым захватывающим сюжетом (“Кот, петух и лиса”, “Гуси-лебеди”).
С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам сказок; от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех душевные сил.
Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовала сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежности победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно ни было.
Тем же целям нравственного воспитания служат и сказки, в которых осмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусливость, глупость. Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых.
Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.
Важно, чтобы ребенок не просто слушал ту или иную сказку, но и осознавал ее идею, вдумывался в подробности происходящего.
Для того чтобы поднять уровень восприятия детьми литературных произведений программой детского сада должно быть предусмотрено ознакомление дошкольников с вариантами сказок.
Дети тонко подмечают оттенки в сюжетах, в характерах и поведении персонажей. Идет переоценка услышанного ранее. Так, дети трех — трех с половиной лет называют медведя из сказки “Теремок” добрым, хорошим. Более старшие дети по-новому оценивают дружную работу животных из сказки
“Зимовье”; избалованность, заносчивость Малашечки из сказки “Привередница” ярче оттеняют доброту, отзывчивость Маши из сказки “Гуси-лебеди”.
Внимательнее дети начинают слушать и другие сказки, вникать в события, характеры. Появляются у дошкольников и свои собственные, часто придуманные коллективно варианты сказок. Очень важно всячески поддерживать эти проявления творчества.
Полнота восприятия сказки зависит также во многом от того, как она будет прочитана, насколько глубоким окажется проникновение рассказчика в текст, насколько выразительно донесет он образы персонажей, передаст и моральную направленность, и остроту ситуаций, и свое отношение к событиям.
Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жест.
Больше всего удается взволновать детей, захватить их воображение, рассказывая так, словно рассказчик был участником событий или наблюдал их.
Эмоциональность рассказа, выразительность его, умелое использование образности языка сказки настолько остро воспринимаются детьми, что они слушают, боясь пропустить хоть одно слово.
Присущие детям непосредственность восприятия, вера в истинность происходящего усиливают остроту впечатлений. Ребенок мысленно участвует во всех перипетиях сказки, глубоко переживает чувства, волнующие ее персонажей.
Эта внутренняя активность—“жизнь вместе с героем”—как бы поднимает все душевные силы ребенка на новую ступень, дает возможность интуитивно, чувствами познать то, что он еще не может осмыслить разумом.
Необходимо, однако, предостеречь рассказчика от попыток растолковать, объяснить своими словами содержание или мораль сказки. Это может разрушить обаяние художественного произведения, лишить детей возможности пережить, прочувствовать его.
Рассказывать сказку надо неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто бывают неточны. Напряженно следя лишь за сюжетом, дети многое упускают. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребенок все более вникает в ход событий, яснее становятся для нега образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки. Больше вслушивается теперь малыш и в звучание самой речи, запоминает отдельные понравившиеся ему выражения.
Особенно необходимы повторы для детей, эмоционально менее развитых.
Для такого ребенка, прослушавшего после первого рассказывания взволнованные суждения и оценки своих более восприимчивых товарищей, повторение сказки помогает пройти путь от смутных, неясных догадок и впечатлений до полного понимания происходящего, и тогда сказка взволнует его самого, захватит его воображение, чувства. Объединяя детей для дополнительного чтения, надо учитывать их развитие, особенности восприятия, эмоциональность.
Для того чтобы дети слушали внимательно, надо подготовить их. Малышей можно заинтересовать видом игрушек, с помощью которых им покажут сказку
(род настольного театра).
У детей трех-четырех лет интерес можно возбудить присказкой.
Подготовит она и самого рассказчика к неторопливости, ритмичности речи сказочника.
Заключение
Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.
Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.
Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Былинный эпос – это героическое повествование о событиях, которые происходили в древности. И хотя былины не так просты для восприятия детей, всё же они направлены на воспитание уважения прошлого народа, на изучение традиций и поведения людей во времена существование монголо-татарского ига, на патриотизм русского народа, который несмотря ни на что, оставался верным своей родине и всячески защищал её. Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей. Преимущественно она используется тогда, когда ребёнок ещё совсем мал. Например, малышу поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Вот они как раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.
Используемая литература:
Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. – М.: Дет. лит., 1988.
Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1957.
Виноградов Д. С. Русский детский фольклор, кн. 1. – Иркутск, 1930.
Калугин В. И. Струны рокотаху: очерки о русском фольклоре – М.: Худ.
Лит., 1987.
Толстой Л. Н. Былины/ Переизд. Предисл. В. П. Аникина; - М.: Дет.
Лит., 1984.
Ознакомление с окружающим в старшей группе по теме «Посуда вчера и сегодня»
1.Образовательная область «Познание»
-развивать у детей любознательность, тактильную память.
-воспитывать эмоциональность, отзывчивость.
-формировать у детей представления о том, какая посуда была раньше, познакомить с новым атрибутом – чугунком и ухватом.
2. Образовательная область «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»
-развивать память , мышление, внимание.
-воспитывать любовь к русским народным играм.
-формировать у детей умение действовать в команде.
3.Образовательная область « Худ. творчество »
-развивать декоративное творчество, умение создавать узоры по мотивам народной росписи.
-воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
-способствовать умению использовать характерные элементы узора и цветовую гамму в расписывании ложек хохломой.
4.Образовательная область « Музыка»
-развивать музыкально художественную деятельность
-воспитывать любовь к музыке
-совершенствовать навыки игры на русских народных музыкальных инструментах
5.Образовательная область «Социализация»
-развивать интерес к народным играм.
-воспитывать умение действовать сообща.
-способствовать обучению детей новой игре.
Оборудование: фото старинной посуды, серебряные ложки, чугунок, ухват, деревянные ложки по количеству детей и мешочки для ложек, краски гуашь, кисти, тряпочки, стаканы для воды, муз .инструменты.
Предварительная работа: отгадывание загадок, разучивание потешек, рассматривание иллюстраций о посуде.
Ход НОД
-Дети, сегодня мы с вами будем путешествовать по истокам русской народной культуры .Мы узнаем какая посуда была раньше, будем с вами танцевать и в народную игру играть.
-А сейчас мы очутились в русской избе. Я хочу вам рассказать интересную историю про вещи и предметы далекой старины. Начну я с загадки:
Сама не ем, а всех людей кормлю.
-Что это?
Ответы детей.
-Правильно, ребята. А кто знает для чего этот предмет? (для еды)
-А что можно ею кушать?(суп, кашу, щи…)
-А вот давным –давно на Руси у людей не было таких ложек совсем. Хотите узнать, с помощью чего ели раньше? Так слушайте мою историю.
-Одному гениальному древнему человеку пришла в голову мысль, что зачерпывать еду из горшка лучше, чем пить через край и доставать руками со дна то, что на нём осталось ,например мясо или овощи. Из истории можно сделать вывод, что ложка старше вилки.
Первую ложку человек вытесал из камня. Она была неровная и тяжёлая . Потом появились ложки из кости. Они были лёгкими , гладкими, уже не обжигали губы во время еды, как каменные.
Много позже для богатых людей стали изготавливать ложки из бронзы и серебра . Простые бедные люди ели щи и кашу деревянными ложками. Их вырезали из липы. Они были лёгкие, не нагревались от горячей пищи.
-Вот возьмите ложки на ощупь определите ,из чего же они сделаны? (из дерева)
-Лёгкие или тяжёлые? (лёгкие).
-Правильно. Вот такими ложками ели раньше простые бедные люди. И носили ложки в специальном мешочке у пояса. Выйди, Саша, ко мне, я тебе повяжу мешочек. И положи в него ложку рукояткой вверх.
-Я приготовила для каждого такой мешочек. Сейчас мы вам их повяжем. Кладите все туда ложки рукояткой вверх.
Потом народные умельцы стали ложки расписывать и раскрашивать . Посмотрите, какие я принесла ложки .Вот такими они стали яркими, красивыми, расписными.
Умельцы были рукодельные и расписывали их в ручную: вырезали из липы ,пропитывали льняным маслом ,сушили и раскрашивали.
-Давайте рассмотрим, что же нарисовано на ложках?(цветы ,ягодки ,травка, рыбки)
- Умельцы не только украшали ложки но и сочиняли песни, потешки о них. Может кто-то знает из вас потешку о ложке ? Расскажите.
В плошку налей окрошку,
Возьми ложку, хлебай понемножку.
Дуйте в дудки , бейте в ложки ,
В гости к нам пришли матрёшки.
Ложки деревянные, матрёшки румяные.
-До сегодняшнего дня остались ложки из серебра. Во многих семьях сохранился такой обычай ,как дарить серебряную ложку малышу ,у которого появился первый зубик.
-Ребята , а вы какими ложками кушаете? Из чего они сделаны? (Из металла).
- А какие они – тяжёлые или лёгкие? Подержите ложку в руках, какая она? (Тяжёлая)
-Вы можете её сравнить с деревянной .Какая легче?(Деревянная)
-Правильно .Кто знает какие бывают ложки по размеру?(большие и маленькие ,маленькие для чая, большие для каши и супов)
-Правильно вы мне ответили .Сейчас деревянные ложки служат как музыкальные инструменты. А какие вы знаете ещё музыкальные инструменты? ( Трещотка ,румба, колокольчики)
- Ребята, а вы знаете ,как нужно держать ложки, что бы получился звук? Нужно ложки держать вот-так – щёчка к щёчке .Это выпуклое место называется щёчка. Надуйте свои щёчки, потрогайте – они у вас выпуклые . А указательный палец положить между рукоятками ложек. Ручка у ложки называется рукояткой.
-А сейчас мы с вами устроим небольшой концерт. Я раздам вам муз. инструменты.
-Как называется этот инструмент? (бубенчики). – А этот?…..
Дети выходят и под музыку играют все вместе .( физ .минутка )
-Я хочу задать вам вопрос. На чем сегодня ваши мамы варят обед и ужин? (на плите)
-А какие у вас дома плиты? (газовые, электрические)
-А вот раньше не было таких плит .Как вы думаете, на чем готовили еду в старину? ( на печке, на костре.)
-У меня для вас есть загадка: Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча. (Печь)
В каждой сказке, дети,
Заходят часто речи
О доброй и уютной
О нашей русской печи.
С озябшими ребятами,
С горшками и котятами,
С растопкою берестяной
Да домовыми за трубой.
-Скажите ,может быть вы где-то вы видели печь?
-Я для вас приготовила макет печи. Правда она маленькая.
-Ребята ,а в чём ваши мамы готовят обед ?В чём варят кашу, щи?(В кастрюлях).
-А раньше кастрюль не было .Суп и кашу варили во в таких горшках. Назывался такой горшок-чугунок. Чугунки были разных размеров. Подержите ,тяжёлый или лёгкий?(тяжёлый).
-Чугунок ставили в печку ,а когда он нагревался ,его из печи доставали ухватом ,чтобы не обжечь руки. А вот и ухват. Хотите подержать? (дети держат). После я разрешу вам каждому подержать ухват с чугунком.
-А вот и современный чугунок. В нём можно готовить на плите и в духовке. Как называется этот горшок? (чугунок)
- А чем вытаскивали чугунок из печи? ( ухватом)
- Молодцы. А сейчас мы поиграем в русскую народную игру «Горшок». Давайте выучим слова :Пошла млада на базар ,покупать себе товар.
Млада: Почём горшок?
Продавец: По денежке.
Млада: А он не с трещоткой ?
Продавец: А ты попробуй . Млада стучит.
Млада: Беру.
- Выбираем продавца-тот , кто продаёт горшок, и покупателя, который его покупает. Встать спиной друг к другу, обежать круг и дотронуться до горшка. Кто первый, тот будет — «Горшок».
-Вот и поиграли дружно. А сейчас располагайтесь за столами. Я вам подарила ложки. Но что же в них не хватает? (они не раскрашены).
- Скажите , а какую мы будем использовать роспись?(ложки расписывают только хохломской росписью).
- Что сначала мы должны сделать? (нанести на ложки жёлтый тон, который присутствует только в хохломе).
-Правильно .Приступаем к работе.(Работа детей).
-Молодцы ребята. Надо подождать, пока все высохнет. Нашу работу мы продолжим вечером. Мы будем наносить на ложки хохломскую роспись. Все молодцы. Спасибо.
Комплексно –тематическое занятие для детей старшей группы «Какую одежду носили на Руси»
Задачи:
Образовательная область « Познание».
Расширять представления детей об одежде на Руси в XYIII – XIX.
Образовательная область «Коммуникация»
Обогащать речь детей существительными, прилагательными обозначающими тему «одежды носившую на Руси».
Развивать умение поддерживать беседу.
Поощрять попытки делится с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями об одежде на Руси, носившую в праздники и будни.
Образовательная область « Социализация».
Расширять представления детей о народных традициях и обычаях.
Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
Развивать инициативу, организаторские способности.
Предварительная работа:
1. Беседа с детьми об одежде на Руси.
2. Беседа про вещи и предметы далекой старины.
3. Заучивание потешек, колыбельных песен, стишков- пестушек».
4. Рассматривания русских костюмов, деревянной посуды, мебели.
Пособия и материалы:
1. Терем, лавочки.
2. Свистульки, балалайка.
3. Костюмы в старинном русском стиле.
Ход занятия
Первый мальчик
Ото всех дверей!
Ото всех ворот,
Приходи скорей народ!
Второй мальчик
Приходи, кому охота!
А кому неохота - тоже приходи!
Нашу беседу послушай, погляди!
Третий мальчик
Заиграй-ка, балалайка,
Заиграй- ка, звончата !
Дома ль Настя,
Дома ль Василиса,
Дома ль душенька – Катюшенька?!
Девочка (выглядывает из терема ). Мы –ту –точки!
Мальчики все вместе
Красны девицы,
Выходите погулять,
Себя показать.
Девочки выходят, садятся на лавочки. Приходит воспитатель. Красота!
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какие вы красивые, и наряды у вас такие необычные! Позвольте, я буду хозяйкой.
Дети: Садитесь, пожалуйста! Будьте хозяйкой на нашей беседе.
Воспитатель: Спасибо, ребята за приглашение. Только скажите, на какую беседу вы здесь у терема собрались?
Дети: А собрались мы здесь у терема погулять, да о русской народной одежде рассказать.
Воспитатель: А кто и когда носил русскую народную одежду?
Дети: Такую одежду носили на Руси наши предки очень, очень давно.
Воспитатель: А вы знаете, ребята, из чего в давние времена шили одежду?
Дети. Да, знаем. Одежду шили из льняного полотна.
Расскажите, пожалуйста, ребята, как получали такие полотна.
Дети: Сначала пряли на прялке лен и шерсть животных получали нити. Затем нити ткали на ткацком станке- получали полотно- серую холстину.
Воспитатель: Великолепно! Это трогает меня до глубины души, как много вы знаете о жизни русского народа. Расскажу я вам, чем красили одежду.
В те времена красок не было. И ткани красили васильком и зверобоем; листья ягод черники и голубики, корою дуба и липы.
Вот и выходили такие яркие ткани! Шили одежду на Руси портные всю зиму шили, а иногда весь год! Мастерицы- рукодельницы вышивали да пряли такую одежду!
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, трудно было сшить такую одежду?
Дети: Много труда требовалось, чтобы сшить да украсить такие наряды.
Воспитатель: После работы шли все от мала, до велика в новых нарядах песни петь да плясать. Давайте, дети и мы споем русскую хороводную песню «Как у наших у ворот»! Поют, водят хоровод. Отлично. Песни петь, хоровод водить с вами только просто радость. На Руси есть пословица: «Делу - время, потехе - час». Так и нам пора продолжить беседу. Скажите-ка, что за одежда на вас одета?
Дети: Рубаха, порты, сарафан, лапти, кокошник.
Воспитатель. А расскажите нам, что такое рубаха?
Выходит мальчик в рубахи и рассказывает: Рубаха была главной одеждой на Руси. Ее носили все: и дети, и мужчины, и женщины. Рубахи шились широкие, мужские - короткие, женские - длинные, ниже колен. Рубахи праздничные украшались по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой. Мужские рубашки имели на груди узоры. Считалось, что они защищают сердце от злых сил.
Воспитатель: А мастерицы- рукодельницы вышивали рубахи да припевали.
Мастерицы –девочки вышивают и поют.
Как на Ваниной рубашке
Вышью я ромашки,
Ландыши да кашки.
Воспитатель: А что это у вас на рубашке повязано?
Дети: Это пояс-кушак.
Воспитатель: В старину рубаха обязательно должна была быть подвязана. К поясу привязывали нож, ложку. Карманов на одежде в старину не было, их заменяла сумочка - калита, которую шили из кожи. Эту сумочку тоже вешали на пояс. Показывает.
Мальчики на Руси в старину носили порты. Порты будничные были темного цвета, а праздничные шили из белого полотна в полоску. Их заправляли в сапоги. Показ слайда.
Саша быстро поспеши и про порты расскажи.
Чтобы не замерз сынок,
Взяли полотна кусок
И теплые порточки
Сшили для сыночка.
Второй мальчик
Ну а раз оделся ты
И в рубаху, и в порты-
Надо обувь надевать
И на праздник поспешать.
Воспитатель: Показ слайда: послушайте про повседневною обувь на Руси, это были лапти. Их плели из лыка - липовой коры. Носили их летом и зимой. Зимой ноги утепляли онучами – портянками и завязывали веревочками. Снашивались лапти очень быстро, за десять дней. А позже стали шить чеботы – простые башмаки, потом – сапоги, а еще позже появились валенки. Они стоили очень дорого, и поэтому в семье на всех детей была только одна пара валенок.
Танец: «Валенки»
Гостья: Про девочек – то мы забыли. Что же они носили в старину?
Выходят девочки в сарафанах: Сарафан – женская одежда – это юбка на лямках, расширенная книзу. Простые сарафаны шили из льняного полотна, а дорогие – из шелка и парчи. Сарафаны украшали вышивкой и тесьмой.
Воспитатель: Кто помнит, какие головные уборы носили в старину девочки?
Выходит девочка с косой. Украшением девушки была длинная толстая коса, заплетенная яркими лентами. Недаром пословица гласит: «Девичья коса - всему миру краса». Кокошники девушки носили в праздники. Они были разной формы, очень красивыми, расписными. Украшали их бисером, шелковыми нитями, тесьмой. Девочкам волосы заплетали в две косички, приговаривая: Говорят девочки:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят,
Все волосинки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Дочка маму слушайся.
Воспитатель: Мальчики носили в будничные дни шапку - колпак, а в праздники - валяную шапку с козырьком и цветком.
Когда кончался день трудовой, открывали они тяжелые сундуки, доставали нарядную праздничную одежду и шли на игрища: песни петь, плясать да в игры поиграть. Подходите, одевайте и в игру скорей играйте, а называется она «Ручеек».
Звучит «Барыня», дети играют в игру. Пора заканчивать, что вам запомнилось в нашей беседе? Что расскажите мамам и папам? А самое интересное ждет вас впереди, мы еще встретимся на этой недели.
Литература:
Воспитание ребенка в игре / Под редакцией Р.Н. Жуковская. - М., 1963
Дыбина О.В. Что было до…: Игры путешествия в прошлое предметов. –М.: ТЦ Сфера, 2011. -160 с. (Ребенок в мире поиска).
Анкета для родителей
«Народные праздники в детском саду и дома»
1.Считаете ли Вы необходимым приобщать Ваших детей к народной культуре и традициям? Почему?
__________________________________________________________________
2.Существуют ли традиции в Вашей семье? Какие?
__________________________________________________________________
3. Какие народные праздники Вы знаете?
__________________________________________________________________
4. Какие народные праздники Вы отмечаете в Вашей семье?
__________________________________________________________________
5. О каком празднике Вы узнали у своих предков?
__________________________________________________________________
6. Как Вы знакомите с народными праздниками своего ребенка?
__________________________________________________________________
7. Каковы особенности народных традиций Вашего города, края?
__________________________________________________________________
8. Какие формы работы Вы хотите предложить совместно с ДОУ в рамках «Народные традиции», «Народные праздники», «Народные игры»?
__________________________________________________________________
9. Примите ли Вы участие в организации и проведении народного праздника в детском саду?
__________________________________________________________________
10. Что бы Вы хотели порекомендовать в целях улучшения совместной работы ДОУ и семьи по приобщению детей к народной культуре и традициям?
__________________________________________________________________
Анкета для родителей
«ПРИОБЩЕНИЕ К ОСНОВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»
1.Хотите ли Вы, чтобы дети занимались этим в детском саду?
2.Есть ли дома, у бабушки предметы старинной утвари? Знает ли об этом малыш?
3.Что больше всего интересует ребёнка дома по данной теме? В детском саду?
4.Знаете ли Вы русские народные праздники?
5.Примите ли Вы участие в организации и проведении народного праздника в д/саду?
6.Какие народные игры Вам известны?
7.Играете ли Вы в них с ребёнком?
8.Надо ли знать народные сказки и былины?
9.Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?
10.Ходите ли Вы с ребёнком в музей?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности детей посредством приобщения их к истокам русской народной культуры
Основной целью представленного опыта является развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни своих предков, специфике бытования народной культуры при обращении к жизненному опыт...
Проект "Формирование духовно-нравственных представлений детей 5-6 лет по средствам приобщения их к традициям русской народной культуры."
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост...
Материалы для выступления на РМЦ «Приёмы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей в соответствии с требованиями ФГОС» Тема: «Воспитание детей на традициях русской народной культуры средствами музейной педагогики»
На основании городского августовского совещания работников системы образования города Нижневартовска 2016 г. «Муниципальная образовательная среда – комплекс условий, направленный на всесто...
Воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников к традициям русской народной культуры
Высшая цель оразования в России- высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу отечества ка свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,уко...
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...
Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к традициям русской народной культуры»
Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, ее фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудов...
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что н...