«Театр для детей, родителей, педагогов»
учебно-методический материал на тему
Анализ литературы показывает, что первые театральные постановки специально для детей возникли в семье. С развитием системы общественного дошкольного воспитания театр прочно вошел в жизнь детей дошкольного возраста.
Театрализованная игра входит в мир дошкольника уже с первой младшей группы. Малышей привлекают яркие игрушки, новые костюмы, музыкальные инструменты. Они знакомятся с веселыми зайчатами, которые любят петь, с лягушонком Квасей, рассказывающим стихи. В ответ на выступления игрушек-артистов дети дарят им свои первые танцы и песни. В результате такого общения у детей формируется эмоциональная отзывчивость на ролевое поведение.
Дети второй младшей группы начинают постепенно овладевать ролевыми умениями. У них формируется интерес к театрально-игровой деятельности. Дети обыгрывают сюжеты потешек, прибауток, небольших стихов, учатся передавать мимикой, позой, жестом, движением знакомые игровые образы: козлят в сказке «Волк и семеро козлят», котят на весеннем празднике, зверей в сказке «Теремок».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatr_dlya_detey.docx | 19.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Театр для детей, родителей, педагогов»
«Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин.
Анализ литературы показывает, что первые театральные постановки специально для детей возникли в семье. С развитием системы общественного дошкольного воспитания театр прочно вошел в жизнь детей дошкольного возраста.
Театрализованная игра входит в мир дошкольника уже с первой младшей группы. Малышей привлекают яркие игрушки, новые костюмы, музыкальные инструменты. Они знакомятся с веселыми зайчатами, которые любят петь, с лягушонком Квасей, рассказывающим стихи. В ответ на выступления игрушек-артистов дети дарят им свои первые танцы и песни. В результате такого общения у детей формируется эмоциональная отзывчивость на ролевое поведение.
Образные представления, эмоции и речь малышей развивают небольшие сценки-диалоги: «Козлик Бубенчик и его друзья», «Лесенка», «Утята-шалуны» Т. Караманенко, показанные взрослыми при помощи настольного и кукольного театра.
Дети второй младшей группы начинают постепенно овладевать ролевыми умениями. У них формируется интерес к театрально-игровой деятельности. Дети обыгрывают сюжеты потешек, прибауток, небольших стихов, учатся передавать мимикой, позой, жестом, движением знакомые игровые образы: козлят в сказке «Волк и семеро козлят», котят на весеннем празднике, зверей в сказке «Теремок».
Для накопления театральных впечатлений детей большую роль играет театр взрослых. С большим удовольствием смотрят малыши сказки «Под грибком» В. Сутеева, «Упрямые козлики» Т. Караманенко, кукольные спектакли «Пых», «Рукавичка», «Петрушка у ребят» Т. Караманенко. На праздниках встречаются с озорным Петрушкой, Снегурочкой, Матрешкой, лесными зверями. Эти роли исполняют для них ребята старших групп.
В играх-драматизациях детей средней группы с каждым разом все полнее раскрывается творческая индивидуальность каждого ребенка. Ребята учатся разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам: «Лисичка со скалочкой», «Рукавичка», «Бычок – смоляной бочок». Используют при передачи образа выразительные средства (интонацию, мимику, жесты), придумывают продолжение истории, меняют сюжет.
У детей старшей и подготовительной группы появляются большие возможности для раскрытия творческого потенциала в театрализованной игре. Они более самостоятельны в выборе ролей, тематики игры, в инсценировании сюжета. Под руководством педагога дети разыгрывают в лицах литературные произведения: «Цыпленок», «Ушки-неслушки», «Зайчик и лиса», «Котик и козлик», «Колосок». Действуют с куклами театра марионеток и других видов театров: плоскостного, настольного, пальчикового и т. п. Показывают свои представления малышам и родителям.
Особое значение для развития детей имеет выступление со сцены в какой-нибудь роли. «Я - артист! Я - артистка!» От сознания этого трепет и волнение охватывают маленького человека, когда он выходит на сцену, потому что роль артиста для большинства детей чрезвычайно привлекательна. В первую очередь это связано с тем, что театрализованную деятельность сопровождает атмосфера праздника. Она вносит разнообразие в жизнь ребенка, дарит ему радость.
Для того чтобы создать на сцене тот или иной образ, ребенок вначале представляет себе своего героя. Возможность пофантазировать чрезвычайно привлекательна для ребенка и имеет большое значение для развития его художественных способностей. Ученые считают, что, приобретая активный характер, воссоздающее воображение ребенка - дошкольника в состоянии достаточно полно и точно воспроизводить окружающую его действительность. А благодаря яркости, легкости и быстроте, присущей детскому воображению, добиваться в своем творчестве оригинальных решений.
Особое место театрализованная деятельность занимает в эмоциональном развитии ребенка. Дети старшего дошкольного возраста по выражению лица, позе, жестам уже могут понять эмоциональные состояния других людей. По внешним признакам они могут распознавать гнев, удивление, радость, спокойствие и устанавливать связь между разными эмоциями и соответствующими событиями, которые их вызывают. Кроме того, дети начинают осознавать, что одни и те же события, поступки, действия могут восприниматься людьми по-разному и вызывать разное настроение. Это позволяет в работе с детьми в театрализованной деятельности значительно расширить палитру средств выразительности для передачи того или иного образа.
Не менее важным для ребенка старшего дошкольного возраста является коллективный характер театрализованной деятельности. Участвуя в спектакле, ребенок обменивается информацией и учится координировать функции, что способствует созданию общности детей, взаимодействию и сотрудничеству между ними.
С появлением у детей самооценки становится возможным распределение их по ролям. И хотя у старших дошкольников самооценка бывает завышена, ребенок теперь в состоянии более критично отнестись к своим действиям и сделать соответствующие выводы. Если же случается, что у отдельных детей стремление сохранить превосходство порождает чувство раздражения, недоброжелательство, зависть к товарищам, которые выполняют главную роль, то взрослые контролируют ситуацию.
К ребенку с завышенной самооценкой предъявляются повышенные требования. Тактично и доброжелательно отмечаются недостатки в выполнении тех или иных действий, ставятся новые сложные задачи. Такая перестройка сознания ребенка происходит болезненно и является серьезной проблемой для педагогов и родителей. Вместе с тем своевременное решение её в детском саду позволяет избежать определенных трудностей в школе, когда ученик на любое замечание взрослых или плохую отметку реагирует озлобленностью, грубостью и нервными срывами.
Ребенка с пониженной самооценкой, не уверенного в себе и своих возможностях, наоборот, постоянно подбадривают, помогают работать не только над ролью, но и над собой. Предлагается ребёнку в домашних условиях порадовать окружающих своими успехами, исполнив понравившуюся ему роль.
В бесхитростном искусстве детского театра дошкольники получают возможность удовлетворения потребности в творческом самовыражении, инициативности, самостоятельности и воплощении художественного замысла. Всем детям, независимо от их способностей, предоставляются равные возможности для участия в инсценировках и создаются условия для реализации художественного образа.
Содержание театрализованной деятельности расширяется за счет постановки спектаклей по собственному замыслу дошкольников. Для того чтобы дети полноценно развивались в театрализованной деятельности, в семье и дошкольном учреждении решаются следующие задачи.
В семье
- Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности. Родителям стараться постоянно присутствовать на детских спектаклях и быть активными участниками представлений.
- Регулярно обсуждать с ребенком вначале особенности той роли, которую ему предстоит играть в спектакле, а после спектакля - полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования деятельности ребенка.
- Предлагать ребенку в домашних условиях порадовать окружающих своими достижениями, исполнив понравившуюся ему роль.
- Рассказывать в присутствии ребенка другим людям (родственникам, знакомым) о достижениях своего малыша, о том, как он прекрасно справился со своей ролью.
- Рассказывать об опыте собственной художественной деятельности, о будущих и настоящих впечатлениях, полученных в результате просмотра спектакля, кинофильма и т. п.
- Постепенно вырабатывать у ребенка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».
- По желанию ребенка создавать дома условия для театрализованных экспромтов, помогать разыгрывать действия понравившейся сказки, стихотворения.
- По мере возможности организовывать посещение театров или в домашних условиях просматривать видеозаписи театральных постановок.
В дошкольном образовательном учреждении
- Вызывать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.
- Побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимики, жестов, движений и т. п.).
- Сохраняя непосредственность и живость детского восприятия, деликатно и тактично помогать детям в создании выразительных образов.
- Способствовать тому, чтобы знания ребенка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности.
- Учить детей согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру), выполнять
- Вызывать желание исполнять небольшие монологи и более развернутые диалоги. Побуждать по ходу инсценировки произносить небольшие предложения и фразы от лица какого-нибудь персонажа.
- В доступной форме знакомить детей с историей театра марионеток и театра теней.
- Научить детей управлению простейшей куклой - марионеткой с применением разнообразных движений (поворота туловища, ходьбы), побуждать согласовывать свои действия с действиями партнеров по ходу спектакля и не заслонять других участников.
- Сохранять творческий характер театрализованной деятельности, побуждать детей с помощью жестов, мимики. Движений стремиться к созданию целостного художественного образа.
- Побуждать детей к разыгрыванию темы или сюжета в форме двигательной импровизации. Развивать двигательное воображение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПЕД СОВЕТА И КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:«Математика глазами детей , родителей , педагогов» под тема «Занимательные формы работы при изучении детьми математики».
Занимательный математический материал способствует решению задач всестороннего развития и воспитания дошкольников....
СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ ДЕТЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ, ПЕДАГОГОВ « В МИРЕ ЧУДЕС»
«Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать» ...
СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ ДЕТЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ, ПЕДАГОГОВ "В гостях у сказки"
· Данный проект поможет педагогам пробудить интерес детей к общению с книгой; организовать совместную деятельность родителей и педагогов группы благодаря чему ...
Статья "Театр для детей, родителей, педагогов"
Материал для родителей, педагогов....
Дети=Родители+Педагоги
Детский сад- первое образовательное учреждение на пути развития ребёнка. Он вместе с семьей участвует в воспитании малыша. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивае...
презентация совместного проекта дети, родители, педагоги
Совместный проект семей воспитанников и педагогов...
Методическая разработка по теме: «Реализация этапов работы, направленных на здоровьесбережение всех участников воспитательно-образовательного процесса (дети-родители-педагоги), через эмоционально-двигательный контакт»
Активизация эмоционально-двигательной активности всех участников воспиательно-образовательного процесса с целью здоровьесбережения и установления партнёрских взаимоотношений....