Методическая разработка по теме: «Реализация этапов работы, направленных на здоровьесбережение всех участников воспитательно-образовательного процесса (дети-родители-педагоги), через эмоционально-двигательный контакт»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Активизация эмоционально-двигательной активности всех участников воспиательно-образовательного процесса с целью здоровьесбережения и установления партнёрских взаимоотношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razrabotka.docx | 23.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по теме:
«Реализация этапов работы, направленных на здоровьесбережение всех участников воспитательно-образовательного процесса (дети-родители-педагоги), через эмоционально-двигательный контакт»
Авторы: Е.Н.Пискарёва инструктор по физической культуре; Е.Е.Улитина воспитатель
ГБДОУ д/с №61 Колпинского района СПб
Участники: дети старшего возраста, родители воспитанников
С целью эмоционального сближения родителей и детей, выстраивания партнёрских взаимоотношений детского сада и семьи, мы активизировали двигательную активность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Наша работа состояла из 5 этапов.
1 этап
Для начала мы провели индивидуальные беседы и анкетирование среди родителей, составили опросник для них с целью выяснить понимание ими положительной значимости эмоционально-телесно-двигательных контактов; наличием в семье гласных и негласных правил, семейных ценностей и традиций. Наблюдали за отношениями между детьми и родителями. Провели не стандартизированные беседы с детьми, чтобы узнать, какие есть в их семьях ритуалы и традиции.
Результат был следующий. Не все родители были готовы к совместной двигательно-игровой деятельности с детьми в силу собственной занятости, небольшого опыта в такой деятельности (наличие комплексов, боязнь оказаться неумелым, неловким, физически неподготовленным). Некоторые родители вовсе не проявили интереса к данному вопросу. Многие папы не понимают значимость положительного тактильного контакта с детьми, они считают, что прикосновение к ребенку - это глупости, «сюсюканье», «телячьи нежности». В каждой третьей семье нарушены эмоциональные связи (дети испытывают дефицит родительской любви, внимания, тепла и ласки).
II этап работы
Нам было очень важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями… Ведь личный пример родителей, совместные физкультурные занятия, здоровый образ жизни – главные составляющие успеха здоровой семьи.
Для того, чтобы установить с родителями доверительные отношения нами были проведены индивидуальные и групповые беседы-консультации; использовали приём «Личный блокнот» (на всех этапах последующей работы). Оформили стендовую информацию для родителей, разместили памятки, изготовили тематические буклеты. Провели ознакомительное физкультурное занятие с родителями на основе разнообразных ОРУ, основных видах движений с целью снять их зажатость, чувство неуверенности.
III этап работы
На основе проделанной работы нами было составлено перспективное планирование по проблемной тематике «Неразлучные друзья- взрослые и дети», куда вошли основные задачи по теме работы, система занятий, формы работы вне занятий, оснащение педагогического процесса, система работы с родителями
На первом совместном занятии родителям были даны памятки с правилами, нарушать которые недопустимо.
Правила поведения родителей на занятии
- на протяжении всего занятия выступать в разных ролях – партнера, помощника и тренера;
- контролировать поведение ребенка без угроз и сравнения с другими детьми;
- принимать ребёнка таким, какой он есть, независимо от его способностей, достоинств и недостатков;
- быть естественными, открытыми, раскрепощенными;
- не допускать критических высказываний в адрес других участников.
Занятия проводились с семьями воспитанников старшей группы раз в неделю в физкультурном зале в течении года и имели определённую структуру:
1. Вводно-подготовительная часть
Настраивание взрослых и детей на эмоционально-тактильно-двигательный контакт, ритуал приветствия. Встречи начинались с детско-родительских объятий, прикосновений, ласковых слов. Выполнялись хорошо известные детям игровые упражнения, разные виды ходьбы, прыжков, бег в детско-родительской паре.
2. Основная часть
Основная часть была направлена на формирование у детей и родителей умения выполнять физические упражнения в паре посредством общения с помощью слов, жестов и мимики, прикосновения, непосредственного активного участия.
Для этого использовались следующие психофизические средства:
- гимнастика вдвоем (адаптационная, кинезиологическая гимнастика, зрительная и дыхательная гимнастики, как элемент кинезиологической гимнастики)
- проблемные ситуации и творческие задания;
- игры-эстафеты;
- игровой самомассаж;
- психогимнастические этюды и релаксационные упражнения;
- подвижные игры были подобраны нами на все возраста, с учётом примерного перечня заболеваний и состояния здоровья детей, при которых рекомендовалась игра. В подвижных играх и игровых упражнениях, особенно активизируется эмоционально тактильная чувствительность.
3. Заключительная часть
В заключительной части занятия нагрузка снижается, выполняются игровые релаксационные упражнения, упражнения на восстановление дыхания. Завершающим моментом по традиции является проговаривание наиболее понравившихся моментов и трудностей, с которыми столкнулись участники. В конце занятия проводится ритуал прощания – в каждой паре произносятся добрые слова, пожелания, выказываются благодарность и любовь друг к другу.
IV этап работы (вне физкультурных занятий)
- Семьям воспитанников давались домашние задания (рисунки, схемы с подробным описанием выполнения), комплексы гимнастик, способствующие повышению двигательной и умственной активности детей, помогающие подтянуть отстающего в развитии движений ребёнка, скоординировать занятия по физическому воспитанию в домашних условиях.
- Осуществлялась также обратная связь – каждый родитель имеет возможность в письменном виде («Личный блокнот») или в устной форме высказать свое пожелание, предложение или задать вопросы, касающиеся как организации и содержания совместных физкультурных занятий с детьми, так и особенностей физического воспитания конкретного ребенка в семье. Это позволяет в дальнейшем скорректировать работу, для оптимизации проводимых занятий.
- Воспитатель проводила консультации, практико-ориентированные встречи с родителями в группе, на которых знакомила семьи воспитанников с различными видами гимнастических упражнений:
- комплексы бодрящей гимнастики (с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики) - гимнастический мини-комплекс для нормализации работы пищеварительной системы(ГКПС)
- гимнастика после сна с элементами самомассажа, пальчиковой и дыхательной гимнастик;
- гимнастика Брейн Джим – кинезиологическая гимнастика с элементами зрительной и дыхательной гимнастик.
V этап работы
В конце учебного года было проведено итоговое игровое занятие из цикла совместных детско-родительских физкультурно-оздоровительных занятий, анкетирование и опрос среди родителей
Контрольная диагностика результатов, позволили сделать следующие выводы:
- Совместные физкультурные занятия с семьями воспитанников, тесное сотрудничество инструктора по физической культуре и воспитателя детского сада, позволили повысить эффективность взаимодействия дошкольного учреждения с семьей в плане педагогического просвещения родителей, пропаганды здорового образа жизни, активного участия родителей в жизнедеятельности ДОУ.
- Появился интерес со стороны родителей к совместной эмоционально-двигательной деятельности с детьми и педагогами, активность и стремление родителей к внутренней перестройке, коррекции своих отношений с ребёнком.
- У родителей и детей появилось стремление переносить полученный двигательный опыт в домашние условия.
- Проблема оздоровления детей не компания одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная работа, в процессе которой происходит повышение коммуникативной, здоровьесберегающей и социальной компетентностей всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Таким образом, организация взаимодействия дошкольного учреждения с семьей по вопросам физического воспитания строится на признании главенствующей роли родителя как первого воспитателя и учителя ребенка, на создании атмосферы доверия, открытости, взаимного уважения, а также признании сильных сторон семьи и детского сада, что ведет к достижению единой цели – гармоничному развитию личности дошкольника.
Данный опыт был включён в работу М.Н.Поповой «Навстречу друг другу» психолого-педагогическая технология эмоционального сближения взрослого и ребёнка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в ДОУ.
Наш опыт может быть интересен инструкторам по физической культуре. Может использоваться в кружковой работе и как вид дополнительных занятий по здоровьесбережению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка в рамках реализации социально-личностного направления инновационной деятельности в ДОУ.
Современный мир похож на большую гонку. Где каждый из нас куда-то бежит, за чем-то спешит и никак не остановится. Эта бесконечная и безостановочная гонка не может не сказаться на нашем здоровье,...
Система работы педагога - психолога МБУ № 27 "Лесовичок" по повышению уровня мотивационной направленности на совместную деятельность участников воспитательно - образовательного процесса Учреждения
Уважаемы коллеги представляю Вашему вниманию презентацию работы по повышению уровня мотивации на совместную деятельность у всех участников воспитательно - образовательного процесса УчрежденияПЛА...
методическая разработка на тему"Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возрастав процессе организации предметно развивающей среды
Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно развивающей среды...
«Социокультурное развитие всех участников воспитательно-образовательного процесса в рамках образовательного пространства дошкольного учреждения».
«Культурное воспитание начинается оченьрано, когда ребенку очень далеко дограмотности, когда он только научилсяхорошо видеть, слышать и кое-чтоговорить».А. С. Макаренко...
Методическая разработка на тему:"Реализация проекта по ПДД в группе раннего возраста"
На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными ...
Методическая разработка по теме: «Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, (на примере работы со словом-доминантой «Снег»).
Методическая разработка слушателя курсов повышения квалификации по программе «Проектирование образовательной работы по реализации технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (...