Программа дополнительного образования детей по театрально-игровой деятельности "Теремок" 5-6 лет
рабочая программа (старшая группа) по теме

Ермолова Евгения Владимировна

      Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasha_programma.docx35.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 22 "Тополёк"

Рассмотрена и одобрена на заседании                                                  Утверждаю Заведующий

Педагогического совета                                                                         МАДОУ № 22 "Тополек"

МАДОУ № 22 "Тополек"                                                                      ____________ Демина И.М.

       2015 г.                                                                                                          2015г.

Программа дополнительного образования детей

по театрально-игровой деятельности "Теремок"

Срок реализации: 1год обучения.

Возраст обучающихся: 5-6 лет.

                                                                                                       Составители:

                                                         Уразова С.А воспитатель                                                              Ермолова Е.В воспитатель

МАДОУ № 22 "Тополек"

г.Бердск 2015г

Пояснительная записка

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением, что соответствует ФГОС.  Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность.

Содержание данной образовательной программы направлено на:

- создание условий для развития личности ребенка;

 - развитие мотивации личности к познанию и творчеству через театрализованную деятельность;

-  развитие речи ребенка;

 - обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

 - приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

- укрепление психического здоровья;

- развитие у ребенка волевых черт характера;

- интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка.

Влияние театрализованной деятельности на развитие ребенка.

 Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Прежде всего не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

 В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством общения.

    Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично.

    Привычку к  выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениями перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.
    Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

     Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

      Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, соответственно ФГОС.

Цель программы - развитие творческих способностей детей средствами театральной деятельности.

Задачи по формированию у старших дошкольников художественно-эстетического сознания, развитию творческих способностей:

1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.

2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

3. Развивать у детей четкую, ясную дикцию, артикуляционный аппарат, с помощью скороговорок, чистоговорок, различных упражнений.

4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомима).

5.Научить детей с помощью различных упражнений снимать эмоциональное напряжение, а также напряжение с отдельных групп мышц.

6. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

7. Познакомить детей с различными видами театра и научить их использовать в самостоятельной деятельности.

8. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

9. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, соответственно возрасту.

Возраст  детей,  участвующих в реализации данной дополнительной

образовательной программы 5-6 лет.

 Срок   реализации   дополнительной  образовательной  программы — 1 год обучения.

Режим занятий — 2 раза в неделю по 25 мин.

Общее количество учебных занятий в год — 72 часа.

 Форма проведения — по подгруппам (10-12 детей), кроме того во время занятия может проводиться работа с мелкими группами(3-4 человека) и индивидуально.

Формы работы на занятиях — игры, беседы, видео-просмотры, аудио-прослушивания, рассказы, упражнения, этюды, пантомима и т.д.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы — театрализованные спектакли.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:

Должен уметь: заинтересованно заниматься театрально-игровой  деятельностью; разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средств (интонацию, мимику, жест); с помощью различных упражнений снимать напряжение с отдельных групп мышц, а также эмоциональное напряжение.

Уметь не прерывать дыхание в середине фразы; произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно; произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями; выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями; составлять предложения с заданными словами; строить простейший диалог; сочинять этюды по сказкам.

Изображать отгадки к загадкам, используя выразительные средства; выступать перед родителями, детьми своей группы, других групп.

Должен знать: виды театров; приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров; основные сведения о театральной культуре.

Знать по 5—8 артикуляционных упражнений, скороговорок,  дыхательных упражнений, упражнений по психогимнастике.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа включает пять основных блоков:

Блок 1. Театральная игра.

Блок 2. Культура техники речи.

Блок 3. Ритмопластика.

Блок 4. Основы театральной азбуки.

Блок 5. Основы кукловождения.

Следует отметить, что блоки 1, 2, 3 реализуются на каждом занятии, блок 4 – на тематическом занятии 2 раза в год (по три занятия в октябре и в марте);

блок 5 – одном – двух занятиях в месяц.

Занятия с детьми 5 – 6 лет.

Занятие 1. Наш любимый зал очень рад ребят встречать! Цель: беседа о роли театральной деятельности в жизни человека; знакомство с новыми детьми.

Занятие 2. Изменю себя, друзья. Догадайтесь кто же я? Цель: развивать внимание, наблюдательность, воображение детей.

Занятие 3. Пойми меня. Цель: развивать внимание, память, образное мышление детей.

Занятие 4. Волшебная шкатулка. Цель: развитие речи, отгадывание загадок, имитационные упражнения.

Занятие 5. Игры с бабушкой Забавой. Цель: развивать правильное речевое дыхание; совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность.

Занятие 6. Колобок наш удалой, колобок не тот – другой! ». Цель: чтение белоруской народной сказки «Пых»; беседа по содержанию, мимические этюды; игровое упражнение «сказочные герои».

Занятие 7. Импровизация сказки «Пых». Цель: развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

Занятие 8 — 11. Репетиция сказки «Пых». Цель: формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.

Занятие 12. Этот колобок – хитрый маленький зверек! Цель: этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций.

Занятие 13. Колобок – колючий бок. Цель: развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Занятие 14. Играем спектакль «Пых». Итоговое.

Занятие 15.Раз, два, три четыре, пять – вы хотите поиграть? Цель: развивать фантазию, творчество; учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость; активизировать в речи детей понятий «мимика», «жест».

Занятие 16.Игровой урок. Цель: способствовать объединению детей в совместной деятельности; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками; введение понятия «пантомима».

Занятие 17. Играем пальчиками. Цель: учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев; игровые упражнения «пальчиковая гимнастика»; повторение и закрепление понятия «пантомима».

Занятие 18. Вот так гриб – великан, всем хватило места там! Цель: чтение сказки В. Сутеева «Под грибом»; беседа по содержанию, мимические этюды; имитационные упражнения «дождик начинается», «спрячемся от дождика».

Занятие 19. Импровизация сказки «Под грибом». Цель: развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

Занятие 20 — 24. Репетиция сказки «Под грибом». Цель: формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.

Занятие 25. Сильный дождик припустил, всех зверят он намочил! Цель: этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций.

Занятие 26. Каждый хочет спрятаться под маленьким грибком. Цель: развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Занятие 27. Играем спектакль «Под грибом». Итоговое.

Занятие 28 — 29. Воображаемое путешествие. Цель: развивать воображение, фантазию, память; умение общаться в предполагаемых обстоятельствах.

Занятие 30.Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять. Цель: развитие дикции; разучивание новых скороговорок; введение понятия «рифма», упражнять в придумывании рифмы к словам.

Занятие 31.Веселые стихи читаем и слово – рифму добавляем. Цель: создание положительного эмоционального настроя; упражнять детей в подборе рифм к словам.

Занятие 32.Кто в сыре сделал столько дыр? Цель: чтение стихотворения Яна Бжехва «Дырки в сыре»; беседа по содержанию, мимические этюды; игровое упражнение «на дворе».

Занятие 33. Импровизация стихотворения «Дырки в сыре». Цель: развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

Занятие 34 — 37. Репетиция сказки «Дырки в сыре». Цель: формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.

Занятие 38. Ну, кто решит простой вопрос? Цель: этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций.

Занятие 39. Вместе все собрались и чуть не поругались. Цель: развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Занятие 40. Играем спектакль «Дырки в сыре». Итоговое.

Занятие 41. Игровой урок. Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнение словарного запаса детей, разучивание новых скороговорок и пальчиковой гимнастики.

Занятие 42. Эмоции. Цель: учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, удивление, страх, злость) по мимике.

Занятие 43. Сочиняем новую сказку. Цель: развивать у детей творческое воображение; учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета, совершенствовать навыки групповой работы.

Занятие 44. Сказку сами сочиняем, а потом в нее играем. Цель: учить; развивать самостоятельность и умение согласованно действовать выразительно передавать характерные особенности сказочных героев в коллективе.

Занятие 45.Учимся говорить по — разному. Цель: обратить внимание детей на интонационную выразительность речи; упражнять в проговаривании фраз с различной интонацией; развивать коммуникативные способности.

Занятие 46 — 47. Учимся четко говорить. Цель: отрабатывать дикцию с помощью скороговорок и игровых упражнений «земляничка», «скажите, букашка», «заяц и зайчиха».

Занятие 48 — 50. Лети, лети лепесток. Цель: развивать воображение и фантазию; тренировать пластическую выразительность; продолжать создавать образы с помощью выразительных движений.

Занятие 51.Цветик – семицветик, сказочный цветок. Цель: чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик»; беседа по содержанию.

Занятие 52 — 53. Все слова запомню, желание исполню. Цель: этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций; формировать четкую, грамотную речь.

Занятие 54. Театрализованная игра «В саду волшебницы». Цель: развивать воображение и фантазию; тренировать пластическую выразительность; продолжать создавать образы с помощью выразительных движений.

Занятие 55. Всех ворон пересчитала и баранки потеряла. Цель: этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций; формировать четкую, грамотную речь.

Занятие 56 — 57. Театрализованная игра «На северном полюсе». Цель: развивать воображение и фантазию; продолжать создавать образы с помощью выразительных движений; выразительно передавать характерные особенности сказочных героев.

Занятие 58 — 59. Импровизация «Магазин игрушек». Цель: развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

Занятие 60. Последний лепесток остался. Что же пожелать? Цель: беседа о доброте и добрых поступках; развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку.

Занятие 61. Друг всегда придет на помощь. Цель: воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Занятие 62 — 67. Репетиция сказки «Цветик — семицветик». Цель: развивать самостоятельность и умение согласованно действовать; выразительно передавать характерные особенности сказочных героев; формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.

Занятие 68. Играем спектакль «Цветик — семицветик». Итоговое.

Занятие 69 – 70. Волшебное путешествие по сказкам. Цель: этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций.

Занятие 71. Театрализованная игра «Ярмарка» Цель: тренировать дикцию, расширять диапазон голоса и уровень громкости, совершенствовать элементы актерского мастерства.

Занятие 72. Игровая программа «Это вы можете!» Цель: закрепление пройденного материала; дать детям возможность проявить инициативу и самостоятельность в выборе и показе отрывков из поставленных ранее спектаклей.

Методическое    обеспечение

дополнительной   образовательной программы

1.Настольны театр игрушек.

2.Настольный театр картинок.

3.Фланелеграф.

4.Теневой театр.

5.Пальчиковый театр.

6.Театр Би-ба-бо.

7.Театр Петрушки.

8.Детские костюмы для спектаклей.

9.Атрибуты для занятий и для спектаклей.

10.Ширма для кукольного театра.

11.Музыкальная аппаратура, видеоаппаратура

12.Медиотека.

13.Декорации к спектаклям.

14. Методическая литература.

Список литературы:

1.Куцокова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.

2.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.

3.Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002.

4.Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999.

5.Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.

6.Хрестоматия по детской литературе. М., 1996.

7.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2004.

8. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в деском саду. М., 2000.

9. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.

10. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий центр «Сфера» Москва, 2007.

11. Тихеева Е.И. Развитие речи дошкольника/Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1981. – 144 с.

12. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с

13.Илларионова, Юлия Георгиевна. Учите детей отгадывать загадки: пособие для воспитателя детского сада / Ю. Г. Илларионова - Изд. 2-е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования детей по театрально-игровой деятельности "Теремок"

Программа дополнительного образования детей по театрально-игровой деятельности "Теремок" для детей 5 - 6 лет...

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Презентация программы дополнительного образования детей по театрально-игровой деятельности "Теремок"

Презентация программы дополнительного образования детей по театрально-игровой деятельности "Теремок"...

Программа дополнительного образования детей по театрально-игровой деятельности "Теремок" 3-7 лет

Занятия театральной деятельностью помогают развить ин­тересы и способности ребенка; способствуют общему разви­тию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой инф...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...