«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ»
методическая разработка (средняя группа) на тему
Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota_dronova_i.e.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ»
Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Одной из основных задач дошкольного образования ФГОС является формирование познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Актуальность темы.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Познавательный интерес – это активная избирательная направленность личности к окружающему миру. Это такое стремление к знанию и самостоятельной творческой работе, которое соединяется с радостью познания и побуждает его как можно больше узнать ранее неизвестного, понять, проверить, выяснить и усвоить.
Таким образом, развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в большой мере зависит от воспитателя, поэтому к нему предъявляются особые требования: воспитатель должен быть не только профессионалом, но и развитой личностью. Так, например, К.Д. Ушинский, в свое время отмечал: «Только личность может действовать на развитие и определение другой личности».
Задачи развития познавательного интереса сформулированы в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Познавательное развитие предполагает:
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира ( звучание, размере, материале, числе, цвете и др.)
Современный ребёнок 4-5 лет демонстрирует низкую познавательную активность, как следствие, планируемый воспитателем результат не достигается , поэтому можно говорить о недостатках в результатах профессиональной деятельности:
Недостатки в результатах профессиональной деятельности:
*отсутствие у детей интереса к познанию;
*отсутствие у детей творческих способностей;
*не проявляет инициативы в самостоятельном использовании знаний, умений и навыков в различных видах деятельности.
В основном в работе воспитатель должен желать и уметь работать с детьми. Чтобы достигнуть результатов, необходимо сотрудничество с родителями.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагает:
Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе по средствам создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Недостатки в основном процессе:
*рассогласование требований к ребенку со стороны педагогов и родителей;
*очень часто подавляется самостоятельность ребенка.
Противоречие:
Гармоничное развитие личности ребенка возможно при условии существования и соблюдения им социально-приемлемых норм и правил, однако позиция современного родителя демонстрирует негативное или равнодушное отношение к педагогическому процессу и его результату.
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях;
2)использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным особенностям;
3)построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную систему его развития;
4)поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5)поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6)возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общении;
7)защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8)поддержка родителей в воспитание детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Условия профессиональной деятельности воспитателя – это создание необходимой материально-технической базы: учебно-методические пособия, мебель, оборудование, дидактические игры и раздаточный материал.
Недостатки в условиях:
*уплотнение групп в дошкольных образовательных учреждениях;
*нехватка высококвалифицированных педагогических кадров.
Проблема в условиях – это отсутствие или недостаточное количество современных (мультимедийных) методических пособий, для того, чтобы проводить индивидуальную работу с детьми по развитию познавательного интереса, освоения практической реализации педагогических научно-технических достижений.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
На основе анализа недостатков можно увидеть и сформулировать профессиональную проблему.
Организовать деятельность педагога таким образом, чтобы развивать познавательный интерес среднего дошкольного возраста.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Зная проблему, можно искать пути ее решения. Чтобы искать пути необходимо выяснить, к чему стремиться и что мы хотим получить в результате решения проблемы. Если посмотреть ФГОС, то можно увидеть, что к целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
*ребенок 4-5 лет проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы.
*склонен наблюдать, экспериментировать.
*обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.
*ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Ребенок 4-5 лет активно интересуется природой, задает вопросы, поэтому крайне важно создать условия для поддержки детской инициативы.
В результате освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования ребенок, может приобрести следующие качества:
*знает свое имя, фамилию, возраст, имена родителей и других членов семьи;
*проявляет интерес к явлениям природы;
*понимает простейшие причинно-следственные связи;
*проявляет интерес к информации, которую получает в процессе обучения;
*проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.
Учитывая, что в данной работе рассматривается группа детей среднего возраста, то обозначим результаты более конкретно: в результате решения проблемы ребенок будет знать:
*кем работают родители и что делают на работе;
*есть ли у них специальная одежда для работы;
*какие инструменты они используют в своей деятельности;
*есть ли в семье традиции «передачи» профессии.
В будущем это позволит воспитаннику лучше ориентироваться в мире профессий.
4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Теперь, когда мы знаем проблему и желаемый результат, будем говорить о том, какие же изменения необходимо внести в образовательный процесс, чтобы решить обозначенную проблему.
Для организованной деятельности характерны следующие особенности:
*возникновение в ее ходе недоумения и вопросов у самого ребенка; для этого подача нового материала должна опираться на прежние представления, которые вступают в противоречие с новым и требует объяснения;
*постановка и принятие ребенком задачи для самостоятельного или совместного с воспитателем решения, чтобы она становилась собственной задачей ребенка и вызывала желание самостоятельно добиваться ее решения;
*организация поиска решения задачи, проходящего через преодолимые трудности и приводящего к положительному результату;
*решение задачи, включающей возникновение новых вопросов, благодаря чему интерес становится неисчерпаемым и все более устойчивым.
Содержание образовательного процесса в ДОУ определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования. Поэтому можно предложить:
*внести изменения в тематические недели. Например, включить в планирование тему «Профессии».
Цель: познакомить с названием профессий; показать важность каждой профессии.
Необходимо активизировать работу по данной теме используя для этого все имеющиеся средства и методики обучения:
*чтение стихов о разных профессиях;
*речевые игры. «Назови слова действия» (воспитатель называет профессию, а дети говорят слова действия, которые выполняют люди этой профессии); «Кому нужны эти предметы?»;
*развивающие игры. «Кому что нужно?» (дети объединяют картинки в пары: представитель профессии и предмет); «Что лишнее?»
*подвижные игры. «Пожарные. Пекарь. Строитель»
*беседы. Обсуждение качеств, которыми должны обладать люди разных профессий;
*чтение стихотворения С. Михалкова «А что у вас?»
Для того чтобы понять, насколько эффективным было изменение в работе воспитателя, необходимо проводить диагностику. Контролировать качество и характер изменений у детей. Но это должна быть не диагностика формирования, а организация продуктивного общения участников образовательного процесса с учетом потребностей детей.
Можно предложить детям описать семейный фотоальбом (иллюстрацию), где ребенок расскажет, кем работают его родители, что они делают и какие предметы им нужны для этого. Можно провести анкетирование родителей на заданную тему. Тогда воспитатель может сделать выводы, основываясь на своих наблюдениях и на мнение родителей. Несомненно, хорошим итогом будет создание портфолио (активное участие родителей, во взаимодействие
с детьми). Также можно использовать электронные дидактические пособия (если таковые имеются).
В начале и конце учебного года необходимо проводить диагностику, в которой исследовалось проявление познавательного интереса в разных заданиях:
*эмоциональное отношение ребенка к познавательной деятельности;
*степень заинтересованности процессом умственного труда;
*удовлетворенность ребенка полученным результатом.
Чтобы обеспечить объективность и точность получаемых данных необходимо использовать различные методики.
5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Изменений только в образовательном процессе недостаточно. Далее рассмотрим ряд изменений в условиях, которые обеспечивают новый образовательный результат. Значимым фактором развития ребенка является личность воспитателя. Поэтому необходимо, чтобы воспитатель обладал высоким уровнем знаний (знанием методик воспитания и обучения, психологии дошкольника, индивидуально-психологических особенностей детей, психологии детского коллектива, нормативных документов, вариативных программ и педагогических технологий). Только знания не дадут желаемый результат. Современное общество требует применять знания в профессиональной деятельности и обладать рядом умений:
*конструктивными умениями (выбор форм, методов работы, диагностических методик, соблюдение принципов воспитания и обучения, рациональное распределение времени);
*организаторскими способностями (относительно коллектива детей и родителей);
*коммуникативными умениями (устанавливание педагогически целесообразных контактов с детьми, родителями, педагогами);
*самообразованием «установка на постоянное самосовершенствование» (изучение новых педагогических технологий, опыта коллег, посещение семинаров, правильное оценивание своих достоинств и недостатков и пр.);
Также, для эффективной работы, воспитатель должен обладать рядом качеств: уметь придать личностную окраску преподаванию, иметь позитивный жизне6нный настрой, уметь управлять своими эмоциями, быть уверенным в себе, владеть разными стилями общения с детьми, уважительно относиться к окружающим и творчески мыслить.
К кадровым изменениям относятся: привлечение к работе психолога (для оценивания результата проектными методиками).
Научно-методические изменения:
*создание методической копилки по теме «Профессии»;
*повышение уровня знаний в данной области через обучение на курсах, взаимодействие с другими воспитателями, психологом;
*доступность Интернет-ресурсов для получения знаний по заданной теме;
*разработать серию консультаций для родителей.
Материально-техническая часть обеспечивается из разных источников, поэтому тоже должна проектироваться, т.е. быть объектом моделирования.
От материально-технического обеспечения зависит простота проектирования и реализации проекта. В группе должны быть в достаточном количестве дидактические игры по рассматриваемой теме, иллюстрации, наглядно-дидактические пособия; сюжетные картинки по теме «Профессии»; книги по данной тематике; раскраски, игрушки, буклеты для родителей, раздаточный и демонстрационный материал, можно оформить фотовыставку и выставку детских работ, создать портфолио.
Нормативно-правовое обеспечение проектирования – это учет при разработке деятельности учащихся и педагогов, законов и указов верховной власти и сферы непосредственного управления образования. Данный проект соответствует ФГОС. Изменение в данной области – это изменения в годовом планирование ДОУ.
Информационные изменения – это создание электронных образовательных пособий по теме «Профессии» и использование ИКТ в работе.
К организационным изменениям можно отнести само изменение в работе воспитателя в соответствии с разработанным проектом.
Использование наиболее эффективных форм работы, улучшение предметно-развивающей среды, внедрение опыта воспитания семьи, активное включение родителей в педагогическую деятельность. Профилактику нарушений в детско-родительских отношениях.
При воплощении данного проекта в жизни предполагается, что воспитатель создаст методическую копилку, в которую включит название книг, игр, пособий по данной теме. Для повышения эффективности проекта разработает критерии и методы его оценки. В проектировочном процессе отсутствуют готовые систематизированные знания – из множества впечатлений, знаний, понятий нужно построить свое представление о его реализации.
Для решения поставленной проблемы, в методическую копилку была разработана электронная дидактическая игра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование комуникативной компетенции у детей с ОНР посредством дидактических игр в стихотворной форме.
Презентуемый материал показывает преимущество использования в коррекционной работе дидактических игр в стихотворной форме. Представлен в двух презентациях....
Народные игры, как средство формирования коммуникативно-познавательных компетенций у детей с ТНР.
Народные игры, как средство формирования коммуникативно-познавательных компетенций у детей с ТНР. В России всегда любили играть в игры, как в подвижные, так и нет.Народные игры очень разнообразны...
Развитие учебно-познавательной компетенции у детей младшего дошкольного возраста через познавательно - исследовательскую деятельность
Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность...
Презентация Развитие учебно-познавательной компетенции у детей младшего дошкольного возраста через познавательно - исследовательскую деятельность
Представить участникам мастер-класса экспериментирование, как одну из форм проведения поисково-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста...
Мастер-класс для педагогов "Развитие познавательных компетенций у детей старшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность"
Поделиться с педагогами опытом по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность. Представить одну из форм проведения опытно-экспериментальн...
Профессиональные компетенции необходимые педагогу ДОУ при формировании познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе учебного исследования.
Методические рекомендации для педагогов...
Мастер-класс «Формирование познавательных компетенций детей дошкольного возраста посредством активизации исследовательской деятельности»
Цель: Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в вопросах познавательной активности детей через исследовательскую деятельность....