Петербурговедение в музыкальном воспитании
учебно-методический материал (старшая группа)
Музыканты Петербурга о родном городе и для детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
peterburgovedenie_feniks.docx | 40.34 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67 Выборгского района Санкт- Петербурга.
Программа
«Юные петербуржцы»
Автор-составитель:
Ермолова Юлия Владимировна
Музыкальный руководитель
Санкт-Петербург
2014 -2015
Содержание
- Пояснительная записка.
- Прогнозируемые результаты: освоение программы.
- Музыкальное содержание программы.
- Список литературы.
Пояснительная записка
Данная разработка программы предназначена для проведения музыкальных занятий по теме “Воспитание юного петербуржца” с детьми дошкольного возраста.
Разработка ориентирована на работу по данному курсу с детьми старшей группы детского сада (5-6 лет) и подготовительной к школе группы (6-7лет). Программа рассчитана на 2 года.
Петербург – город с удивительной судьбой, хранитель замечательных исторических и культурных музыкальных традиций. Его духовное возрождение немыслимо без воспитания в каждом юном петербуржце чувства любви к родному городу, интереса к его истории, бережного отношения к его памятникам.
Основной целью разработки является создание условий для музыкального развития через ознакомление с родным городом, его историей (балета, опер, музыкальных спектаклей и современных постановок), воспитания чувства патриотизма.
Цели программы:
1. Через знакомство детей с культурно-музыкальным наследием Санкт-Петербурга. формировать у детей нравственные черты (патриотизма, гордости за подвиг петербуржцев, доброту, отзывчивость, сопереживание)
2. Воспитывать у ребенка ответственность, желание изменить к лучшему, любовь к родному городу, формирование интереса к общественной музыкальной жизни. (Посещение театров, выставок, библиотек и т. д.)
3. Развитие музыкально-познавательной деятельности, речи, словарь, культуры речи через историю СПб.
4. Формирование представления о понятии истинного петербуржца. (знает муз-культурное наследие своего города
Эти цели реализуются через:
- знакомство детей с ближайшим окружением: театры, сквер, район). Обратить внимание детей на связь города с человеком, дать представление об уникальности и неповторимости города; учить детей в привычном городском пейзаже выделять элементы прекрасного и необычного.
-ознакомление детей с основными композиторами.......памятниками искусства, архитектуры и скульптуры.
- обогащение знаний детей о своем районе. Объяснить детям значимость района в современной жизни. Учить детей описывать в музыкальных произведениях, свои впечатления, учить высказывать свое мнение, давать оценку действиям и событиям.
-Закреплять у детей знания через музыкальные игры (в театрах, на экскурсиях, выставках, музеях)
- дать детям начальные знания о знаменитых людях в прошлом и интересных людях в настоящем, приобщая детей к культурной жизни города.
Ведущими специалистами по изучению СПб разработано несколько программ, которые призваны помочь педагогам.
Учитывая все вышеперечисленное, были поставлены следующие задачи:
I. Образовательные:
- Познакомить детей с историей возникновения нашего города, с его традициями, архитектурной.
- Учить детей пользоваться полученными знаниями.
- Способствовать социализации воспитанников в инфраструктуре.
- Организовать такое взаимодействие ребенка с городом, которое способно стать определяющим в формировании его представлений об окружающем мире, характера мышления, стиля поведения, свойственных цивилизованному человеку.
II. Воспитательные:
- Воспитывать в детях патриотизм и чувство любви к родному городу.
- Воспитывать и развивать духовную сферу детей через их чувства и ощущения.
- социальная адаптация дошкольника, сохранение его индивидуальности в условиях современного мегаполиса, содействие ребенку в освоении городского пространства и формирование образа своего города.
III. Коррекционные:
- Активизировать мыслительную деятельность детей, развивать внимание, воображение, память.
- Исправлять недостатки речевых навыков
- Формировать познавательный интерес
- Развивать у ребенка эмоционально – ценностных ориентиров через осмысление истории культуры СПб в контексте российской, европейской и мировой культур.
Для решения этих задач используются методы обучения:
- Практическая работа
- Беседа
- Сюжетно-ролевые игры
- Дидактические игры
- посещение театра
- Творческие задания (рисование, аппликация, поделки)
- Конкурсы
- Викторины
- Обращение к литературным и музыкальным произведениям
Большинство занятий в методической разработке являются диагностическими (завершающими) и служат для выявления знаний, умений и навыков детей, полученных в процессе их знакомство с городом и закрепления полученных знаний.
Практическая работа проводится в группе с целью выработки у воспитанников определенных умений и навыков на основе знаний, полученных на теоретических занятиях.
Беседа применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми и практической работой. В зависимости от задач беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядным материалом. В начале занятия могут проводиться краткие вводные беседы, а в конце, для закрепления материала – заключительные.
Сюжетно-ролевые игры необходимо проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Педагог организует игру и руководи ею. Необходимо избегать прямых указаний, как поступать в той или иной ситуации, стараться ставить детей перед необходимостью самостоятельно принимать решения.
Значительное и главное места отводится экскурсиям и целевым прогулкам. Экскурсии могут быть вводные, текущие и итоговые. Вводные экскурсии необходимо проводить перед изучением нового материала. Их цель: проведение наблюдений и общее наблюдение за объектами. Текущие проводятся в ходе изучения темы и служат для конкретизации и закрепления материала. Итоговые проводятся при завершении работы над темой. В ходе экскурсий можно проводить практические работы.
На занятиях следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки, игры на словообразование и разгадывание различных головоломок, ребусов и кроссвордов.
Необходимо следить за полнотой ответов, последовательностью изложения, умением правильно построить фразу, обосновать вывод.
На занятиях целесообразно применять коллективные, индивидуальные и групповые формы работы, способствующие развитию личности ребёнка, развивающие в нём умение работать, общаться.
Методическая разработка включает в себя следующие разделы для изучения:
- “История создания Санкт-Петербурга” (общие сведения)
- “Мой район – Выборгская сторона”
- “Реки, острова и набережные”
- “Мосты повисли над водами”
- “Петербургская музыкальная гостиная”
- “Ансамбли городских площадей”
- “Храмы нашего города”
- “Сады Санкт-Петербурга”
- “Центр - нашего города – Невский проспект”
- “Знаменитые люди нашего города”
- “Героическое прошлое нашего города”
- “Я - Петербуржец”
Прогнозируемые результаты: освоение программы.
Почему нужно начинать изучение Санкт-Петербурга в дошкольном возрасте? Дети дошкольники любознательны, впечатлительны. У них хорошо развиты фантазия и воображение, а главное – у них прекрасно развита эмоциональная память. Поэтому основная задача педагога при изучении СПб – это опора на эмоциональную память ребенка, формирование у ребенка эмоционально окрашенного понятия, первичных знаний, умений и навыков.
Как известно, детскому возрасту присуща сильная способность фантазировать. Фантазия – необходимая составляющая творчества. Дети до шести лет иногда не отличают фантазию от реальности. Однако, используя эту психологическую особенность детей в работе нужно помнить, что фантазия ребят в этом возрасте направлена только на самое близкое. Ребенок не может осмыслить во временной последовательности исторические события.
При работе с детьми по изучению СПб нужно так же помнить, что географические понятия для ребят не приемлемы. Изучение истории города влияет на разностороннее воспитание личности:
1. Активирует нравственные процессы.
2. Развитие речи (звуковая культура речи, составление рассказов, запоминание, пересказ, беседа, обогащение словаря, формирование понятий).
Предполагаемые результаты:
Дети 5-6 лет:
• свободно ориентироваться в названиях памятников архитектуры;
• узнавать на иллюстрациях и слайдах памятники архитектуры;
• знать основных архитекторов, которые участвовали в строительстве нашего города.
• знать фамилии людей, которые прославили наш город.
Дети 6-7 лет:
• свободно ориентироваться в названиях памятников архитектуры;
• узнавать на иллюстрациях и слайдах памятники архитектуры;
• знать основных архитекторов, которые участвовали в строительстве нашего города.
• знать фамилии людей, которые прославили наш город.
• знать названия элементов архитектуры.
• находить сходства и различия в памятниках архитектуры
Поэтому воспитание подлинного петербуржца, с любовью относящегося к городу, в котором он живет, знающего и поддерживающего его исторические и культурные традиции, прилагающего силы к его развитию и процветанию – важная задача, стоящая перед педагогами.
В основе воспитания жителя СПб может быть положен взгляд на СПб, как на мир особой культуры, художественное целое, социально- пространственную систему, несущую в себе могучий воспитательный потенциал. Ведущая идея при этом: восприятие, сохранение и развитие духовной культуры Петербурга – Ленинграда как величайшей ценности, имеющей общечеловеческое значение.
Показателями эффективности являются:
- Укрепление психического, социального здоровья воспитанников
- Дети самостоятельно могут взять на себя роль и выполнить цепочку последовательных действий
- Применять полученные знания и отработанные формы общения в повседневном поведении
- Привносят элементы самостоятельного творчество и воображения
- Дети умеют не только выполнять действия, но и сопровождают речью свои действия
- Отмечается устойчивый интерес к деятельности, дружеские взаимоотношения
- Дети могут само организовываться
- Увеличивается активный словарь, умеют вести простые диалоги
- Ребёнок выходит из своего замкнутого мира, появляется интерес к окружающему миру и деятельности.
- Познакомить с историей города по средствам музыки.
Музыкальный Петербург
Задачи | 1 год обучения (старшая группа) | 2 год обучения (подготовительная группа) | Музыкальный материал |
История создания Санкт – Петербурга (общие сведения) | |||
Изучить историю через музыкальные произведения, посвященные СПб Санкт-Петербурга Узнавать на иллюстрациях и слайдах памятники архитектуры; Формировать познавательный интерес к истории родного города Учить освоению понятий, связанных с историей создания и развития города Свободно ориентироваться в названиях памятников архитектуры; |
| «…Здесь будет город заложен…»
|
«О нашем городе» (муз. и сл. М. Быстровой)
(муз. и сл. Г Вихаревой)
|
3 часа | 3 часа | 3 часа | |
Познакомить с инфраструктурой, достопримечательностями Выборгского района Формировать интерес к жизни своего района Научить ориентироваться в инфраструктуре своего района |
|
|
Оркестр детских музыкальных инструментов «Петербургский дождь» (муз. И сл. С. Кожуховской)
«Я по городу иду» (муз. П. Овсянникова, сл. Ю. Энтина) |
3 часа | 3 часа | 3 часа | |
Реки, острова, набережные | |||
Формировать знания о реках, каналах и набережных нашего города Формировать умение работать с картой города, на которой представлены реки, каналы, остова Воспитывать умение видеть богатства, созданные природой Обогащать активный словарный запас новыми понятиями и представлениями | «…В гранит оделася Нева…»
| «Почему наш город называется Северной Венецией?»
р.Нева, Невки, Мойка, Фонтанка, Карповка
- Голубая карта нашего города (реки и острова) - По Неве не корабле | Баневич Сергей Петрович Балет-фантазия:
Вокальные циклы: «Васильевский остров», «Петербургская литания» для смешанного хора a cappella на стихи А. Ахматовой. |
3 часа | 3 часа | 3 часа | |
Мосты повисли над водами | |||
Дать знания о мостах нашего города Изучать красоту и практическое назначение мостов Научить ценить красоту мостов Петербурга и воспитывать уважение к их создателям | « Петербургские мосты»(название, назначение) - Украшение мостов (скульптура)
| «Петербург – город мостов» - Мосты нашего города
(архитектура, практическое значение, уникальность) | 1.Слушание песен «Крейсер Аврора» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского), «Дождь на Неве» (муз. В. Соловьева-Седова, сл. А. Фатьянова) |
3 часа | 3 часа | 3 часа | |
Стрелка Васильевского острова | |||
Дать знания о самом большом и неповторимом острове в нашем городе Формировать знания об “ансамбле” стрелки и его создателях | «Самый большой из островов Санкт-Петербурга» - Васильевский остров:
| «Куда указывает стрелка Васильевского острова»
Биржа, Ростральные колонны, Зоологический музей |
|
2 часа | 2 часа | 2 часа | |
Ансамбли городских площадей | |||
Формировать эстетическое восприятие города Создать условия для воспитания гордости за родной город Пробуждать познавательный интерес к городу, осознание ценности памятников культуры и искусства | «Главная площадь нашего города» Дворцовая площадь:
«Куда ты скачешь, гордый конь…»
| «Громады стройные дворцов и башен» Дворцовая площадь: Зимний дворец; Александровская колонна
| Слушание: «Марш Петра Великого», «Марш артиллеристов (муз.. Т. Хренникова, сл. В. Гусева) |
3 часа | 3 часа | 3 часа | |
Музыкальная гостиная Петербурга | |||
Дать понятие «Музыкальная гостиная» Развивать духовную сферу ребенка |
|
| 1. Слушание: «Рондо» , «Менуэт» В.-А. Моцарт ( под эту музыку танцевали на балах); песня «Атланты» А. Городницкого 2. Пение «Про Петра» 3. Песня –игра «Конка» 4. Танец «Менуэт» |
3 часа | 3 часа | 3 часа | |
Сады Санкт-Петербурга | |||
Способствовать формированию знаний о парках садах Санкт-Петербурга Формировать представление о пользе зелёных насаждений в городе Учить видеть красоту и неповторимость красивейших садовых ансамблей города |
| «Сады Санкт-Петербурга»
(Инженерный замок)
(Адмиралтейство) | Слушание песен: «Виват Санкт Петербург!»( муз. С. Кожариной, сл. А. Питерского); «Наш город (муз. В. Соловьева-Седого, сл. А. Фатьянова) |
3 часа | 3 часа | 3 часа | |
Достопримечательности нашего города (Невский проспект) | |||
Способствовать формированию знаний о достопримечательности главной улицы нашего города Учить ориентироваться в историческом центре Санкт-Петербурга Формировать эстетическое восприятие города Формировать основы поведения, соответствующие “Петербургскому стандарту” | «Пойдем гулять по Невскому…»
| «…Громады улиц Петербурга…»
| 1.Слушание колокольного звона (радостный, торжественный, праздничный, печальный набат.) 2. Игра на музыкальных инструментах «Колокольчики» 3.Прослушивание пьес: «Звонили звоны» из альбома «Детские пьесы» Г. Свиридова, пьеса «Утренняя молитва» из «Детского альбома П.И. Чайковского |
2 часа | 2 часа | 2 часа | |
Знаменитые музыканты нашего города | |||
Знакомство со знаменитыми петербуржцами, жившими и творившими в нашем городе Дать начальные знания о знаменитых людях, которые жили и творили в нашем городе. Познакомить с творчеством отдельных архитекторов, писателей, поэтов, художников и композиторов. Развивать творческие способности детей | «…в моём городе жили…»
| «Знаменитые люди нашего города»
| |
3 часа | 3 часа | 3 часа | |
Героическое прошлое нашего города | |||
Сохранение памяти об исторических событиях, людях, через муз патриотриотические произведения которые в разное время защищали нашу землю Формирование уважительного отношения к подвигу наших предков Способствовать формированию знаний об архитектурных памятниках военной доблести России | «Подвиг нашего города во время Великой Отечественной войны»
| «Петербург, Петроград, Ленинград» (героическое прошлое нашего города)
| Слушание: попурри военных песен: «Священная война» (муз. А. Александрова, сол. В. Лебедева-Кумача), «Вечный огонь» (муз. И сл. А. Филиппенко, «Военный марш» Г. Свиридова. Пение: «Ленинградские мальчишки» (муз. И. Шварца, сл. В. Корастылева). |
3 часа | 3 часа | 3 часа | |
Я - Петербуржец | |||
Приобщить дошкольников к современной жизни города, вызвать интерес к посещению музеев, театров. Закреплять знания детей о родном городе Способствовать созданию условий для формирования чувства гордости за родной город, бережного отношения к культурному наследию | «Мой город Санкт-Петербург» (обобщающее занятие) | «Я счастлив, что я – Петербуржец» (обобщающее занятие) | |
50 мин | 1 час | 1 час | |
ВСЕГО | 36 часов | 36 часов | 36 часов |
Список используемой литературы.
- Л. Баснер. Композитор Вениамин Баснер. Творческий путь
- Т. Отюгова. Композитор Валерий Гаврилин. Биографическое эссе
- О. Сердобольский. Композитор Андрей Петров. Эскиз портрета
- Т. Зайцева. Композитор Сергей Слонимский. Портрет петербуржца
- Т. Волошинова. Композитор Виктор Волошинов. Творческий путь
- О. Скорбященская. Борис Тищенко: интервью robusta
- О. Сердобольский. Композитор Виктор Плешак. Эскиз портрета
- Детям о Санкт-Петербурге. Первое знакомство Автор: Нина Гурьева
- Любовь Шиф «Путешествие по Петербургу»
- Петербург. Застывшие мгновения. История города в фотографиях Карла Буллы и его современников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по музыкальному воспитанию в средней группе «Оздоровительная функция музыки, как составляющая системы музыкального воспитания дошкольников»
Конспект занятия в средней группе....
Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего человека. Музыкальное искусство – мощный стимул в развитии личности ребенка.
Многие выдающиеся педагоги и психологи, занимающиеся музыкальным воспитанием, признают, что ведущим видом музыкальной деятельности является восприятие музыки. Все остальное производное от него. ...
Методические рекомендации для родителей по музыкальному воспитанию "Музыкальное воспитание в семье"
Здесь описаны рекомендации для родителей по поводу начала музыкального воспитания малышей....
«Что такое музыкальное воспитание, музыкальное развитие, музыкальность?»
Консультация для родитей по музыкальному воспитанию в период адаптации....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по «Художественно-эстетическому развитию» составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой; программы по музыкально-ритмическому воспитанию детей Т. Сауко, А. Бурениной.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо «Художественно-эстетическому развитию»составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой;программы по м...
Проект по музыкально-патриотическому воспитанию детей на тему: «Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников».
laquo;Песня, как никакой другой жанр, всеобъемлюща.Она призвана отражать и преломлять в себекрупнейшие события эпохи. Она конденсирует в себеи тонкую лирику, и героику, и гражданственность».А.Ф...
Рабочая программа по образовательной области «Музыка» . Составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой; программы по музыкально – ритмическому воспитанию детей 1,5-4 лет
Актуальность программы состоит в том, что она ориентирована на приобщение ребёнка к миру музыкального искусства с учётом ...